Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


С. Есенин «с добрым утром»




Скачать 83.82 Kb.
Дата06.01.2017
Размер83.82 Kb.
ТипУрок
Литературное чтение – 4 класс
Учитель: Макарова Н.Н.

МБОУ «Ромашкинская СОШ»

Курманаевского района

Оренбургской области

УМК «Гармония»

Автор учебника – Кубасова О.В.
Тема: С.Есенин «С Добрым утром»

Образовательные технологии, используемые на уроке: технология системно-деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференциации и индивидуализации полученных знаний.
Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия.

Метапредметные (МПР): регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательны УУД: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением; объяснять значения слов;

Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре, в группе.



Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к читательской деятельности, при работе с текстами стихотворений; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина.

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

- воспитывать культуру поведения на уроке, умение работать в парах, в группах;

- воспитывать мотивацию к учению.



Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2003 года; DVD плеер, диски с композицией Э. Грига «Утро»; портрет писателя, выставка книг писателя, ЦОР «Электронные физминутки», презентация «Биография С.А. Есенина»

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Звуковая разминка.

  1. Чтение скороговорок.

Чтение хором наизусть учащимися скороговорок, затем чтение скороговорок поочередно, друг за другом.

Скороговорки для предварительного заучивания наизусть

  1. Три сороки - тараторки

Тараторили на горке.

  1. Дед Данило делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

  1. Спать на сене будет Сеня.

  2. Стоит воз овса,

Возле воза – овца.

  1. На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

6. Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

7. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь


  1. Звуковая разминка, дыхательная гимнастика

Чтение стихотворения для выработки умения распределять выдыхаемый воздух во время чтения:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорка

Три Егорка…

(Ребёнок должен набрать воздух в легкие на словах Раз Егорка и продолжать счет до тех пор, пока хватит воздуха)

  1. Фонетическая зарядка.


Учащиеся должны отвечать на вопросы учителя звуками.

  1. Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

  2. Как дрожите зимой от холода? (в-в-в)

  3. Какую песню поют комарики? (з-з-з)

  4. Как пыхтит каша? (п-п-п)

  5. Как рычит собака? (р-р-р)

  6. Как воздух выходит из шарика? (с-с-с)

  7. Как воет волк? (у-у-у)

  8. Как фыркает кот? (ф-ф-ф)

  9. Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

  1. Проверка домашнего задания.

У. -Произведения какого раздела мы с вами изучаем?

Д. -Мир волшебных звуков.

У. - Назовите имена поэтов, стихотворения которых мы уже изучили.

Д.- А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, К.Д.Бальмонт, И.З.Суриков, А.А.Блок.

У.- Со стихотворениями какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? Д. -А.А.Блока

У. - Что интересного из его биографии вы запомнили?

Д. (краткое сообщение биографии А.А. Блока)

У. - С какими стихотворениями вы познакомились на прошлом уроке?

Д. – «На лугу», « Гроза прошла и ветка белых роз» А.А. Блока

У. - Дома у вас было задание:



  • Научиться выразительно читать стихотворение «На лугу».

  • Отметить в этом стихотворении изобразительно-выразительные средства.

  • Нарисовать рисунок к данному стихотворению

  • Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла».

У. - Ребята, что значит прочитать стихотворение выразительно?

Д. -Это значит при чтении мы должны соблюдать правильный темп, тембр, интонацию, чтобы передать настроение этого стихотворения.

У. - Давайте вспомним правила выразительного чтения! (Дети вспоминают правила, читая с плаката памятку).

«Как подготовиться к выразительному чтению».



  1. Перечитывай текст внимательно. Определи главную мысль текста, чувства, настроение и переживание героев.

  2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  3. Мысленно представь себе их.

  4. Реши, что будешь сообщать при чтении, слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения!).

  5. Продумай и выбери интонационные средства (в соответствии с задачей чтения) - тон, темп, пометь паузы, логическое ударение.

  6. Прочитай сначала весь текст для себя. Проверь ещё раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

Подготовка к чтению текста стихотворения А.А. Блока «Весна» - игра «Глаза – губы» (Учащиеся по сигналу учителя: «Губы», - должны читать шепотом вслух, а по сигналу учителя: «Глаза», - должны читать только глазами про себя).

Чтение стихотворения А.А. Блока «Весна» хором – игра «Канон».

(Один ученик начинает читать абзац стихотворения, другой читает тот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3-4 слова (как при пении канона))

Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают работу.



Конкурс на лучшего чтеца.

Учащиеся у доски читают стихотворение целиком, весь класс оценивает детей, выбирая большинством голосов лучшего чтеца. Лучшие чтецы получают закладку со словом: «Молодец».

У. – Дома вы подготовили сочинения на тему «Весна пришла», а сейчас давайте прочитаем несколько сочинений у доски и вместе с вами ощутим приход весны.

Физкультурная пауза

(Дети выполняют движения под музыку).


  1. Изучение нового материала

  1. Подготовка к восприятию нового материала

У. - Послушайте стихотворение, с которым мы знакомились в 3 классе.

Учитель читает стихотворение С. Есенина «Берёза»

У.- Кто автор этого стихотворения?

Д. – С.А. Есенин

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к творчеству С.А.Есенина – великого русского поэта.

У. - Кто может назвать стихотворения, которые мы изучали в 3 классе в разделе «Поэзия»?

Д. –«Береза», «Пороша».

У. – А сейчас давайте познакомимся с биографией С.А. Есенина.



Показ презентации по биографии С.А.Есенина. Слайды 1 – 11

У. –Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением С. А. Есенина «С добрым утром». Слайд 12

У. - Перед чтением этого стихотворения давайте прослушаем отрывок из музыкального произведения – слушая, попробуйте определить, как называется это произведение и почему сегодня мы слушаем именно это музыкальное произведение?

Д. - Э.Григ «Утро».

У. - Как вы догадались?

Д. – Мы слушали это музыкальное произведение, когда изучали рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

У. - Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Д - Радостное, волнующее.

У.- А теперь давайте прослушаем стихотворение С.Есенина «С добрым утром».

У. - Какое настроение у вас появилось после прослушивания этого стихотворения?

Д. – Весёлое, радостное.

У. - Созвучно ли стихотворение с музыкой, которую мы прослушали ранее?

Д.- Созвучно.

У. – Чем?

Д.- Оно передаёт настроение стихотворения С. Есенина «Утро».

У.- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте слова, смысл которых вам необходимо объяснить?



(затон, плетень, перламутр)

Работа в тетради на печатной основе (ТПО)

Задание к стихотворению №4

У. - А сейчас, читая стихотворение по строфам, попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует автор, постараемся услышать звуки природы.

У. - Давай составим партитуру первой строфы.

Д - Короткие паузы мы поставили после 1,2,3 строчки, после 4 строчки длинная пауза, логического ударения на отдельных словах, считаем ставить не надо.

У. - В каком темпе надо читать эту строфу?

У - Какой тембр выбрать при чтении?

У. - Какую интонацию? Почему?

Чтение 1 строфы учащимися выразительно.

У. - Какую картину, вы себе представили, читая эту строфу?

Д. – Мы представили себе широкую реку, над которой всходит солнце и вода румянится от его лучей.

У. - Давайте, сравним ваши словесные картины с фотографией рассвета. Слайд №13

Дети называют сравнительные признаки своих картин и фотографии.

У. - Назовите изобразительно-выразительные средства, которые вы встретили в этом отрывке.

Д. – сравнение, метафора, олицетворение, эпитеты.

У. - Назовите слова – синонимы, которые вам встретились в этой строфе

У. - А теперь обратимся ко 2-й строфе, давайте составим ее партитуру.

(Выбор темпа, тембра, интонации).

Чтение 2-й строфы учащимися выразительно.

У. - Какую картину вы представили себе, читая эту строфу?

Д. – Мы представили стройные кудрявые берёзы в саду, на листве которых блестит роса.

У. - С кем сравнивает поэт березы?

Д. -С девушками, которые, проснувшись утром, заплетают косы.

У. - Родившись в березовом краю на Рязанской земле, С. Есенин почти в каждом стихотворении воспевает березы, как символ России.

Слайд №14

Учитель цитирует несколько отрывков.

У. - Какие изобразительно-выразительные средства языка вы можете отметить в этом отрывке?

Работа над выразительностью III строфы.

Составление партитуры, выбор темпа, тембра, интонации.

Чтение 3 строфы выразительно.

У. - Какую картину вы себе представили, читая эту строфу?

У. - С кем сравнивает поэт крапиву?

Д. – С красивой нарядной девушкой.

У. - Какой бы вы изобразили эту девушку?

Д. – Эту девушку мы бы изобразили в зелёном платью с бирюзовыми бусами.

У. - Почету она шепчет, а не говорит громко?

Д. - Потому что наступает утро и все ещё спят.

Чтение стихотворения полностью выразительно, соблюдая правила выразительного чтения.

Работа в ТПО

2 – самостоятельная работа



Проверка 2,3 человека.

3 ТПО - анализ

У. - Какие изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность, красоту и эмоциональность?

Д. – Эпитеты.

Выполните задание №3

- А теперь давайте обратимся к стихотворению

У. - Какой звук встречается в стихотворении чаще других?

Д.- ш-ш-ш

У. - Назовите эти слова из стихотворения.

Д.- Шёлковые, шелестят, заросшая, шепчет, шаловливо.

У. – Почему автор чаще других использует слова с этим звуком?

Д. –Потому что утром мы чувствуем присутствие легкого ветерка.

У. - Как вы думаете, утро какой страны воспевает С.Есенин?

Д. – Утро нашей Родины.

У. -Что же чувствовал Есенин, когда писал это стихотворение?

Д. – Любовь к Родине.

У. - Вы тоже должны любить нашу большую страну Россию и вашу малую родину село Ромашкино.

У. - Каждое стихотворение С.Есенина учит нас быть добрыми, милосердными, гуманными.



V. Итог урока

У. – Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

Д. – Научиться читать стихи выразительно.

У. - Стихи какого поэта мы сегодня читали выразительно?

У. - Что самое главное запомнили из его биографии?

Рефлексия

У. – А теперь оцените вашу деятельность на уроке. На слайде представлены предложения, продолжите по желанию несколько предложений, основываясь на свои чувства. Слайд №



Запись домашнего задания.

Стихотворение С. Есенина «С добрым утром» наизусть



Перечитать биографию Есенина и подготовить сообщение.

  • УМК «Гармония» Автор учебника – Кубасова О.В. Тема: С.Есенин «С Добрым утром» Образовательные технологии, используемые на уроке
  • Представление о результате: Личностные (ЛР)
  • Познавательны УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Ход урока. Организационный момент Звуковая разминка. Чтение скороговорок.
  • Скороговорки для предварительного заучивания наизусть
  • Звуковая разминка, дыхательная гимнастика
  • Проверка домашнего задания.
  • Конкурс на лучшего чтеца.
  • Физкультурная пауза (Дети выполняют движения под музыку). Изучение нового материала
  • Показ презентации по биографии С.А.Есенина. Слайды 1 – 11
  • Работа в тетради на печатной основе (ТПО) Задание к стихотворению №4
  • Чтение стихотворения полностью выразительно, соблюдая правила выразительного чтения. Работа в ТПО
  • Запись домашнего задания.