Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


С чего начинается Родина




Скачать 66.54 Kb.
Дата06.07.2017
Размер66.54 Kb.
ТипУрок


МБОУ «Хиславичская СОШ»



Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «С чего начинается Родина»

Работу выполнила

учитель русского языка и

литературы Сафонова Т.В.


Смоленская обл. п. Хиславичи

2012 год

Урок «С чего начинается родина»


Цели урока:- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения; - продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи; - воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Задачи урока:- развивать умение работать над сочинением-рассуждением; - закрепить умение разбирать слова по составу; - совершенствовать навыки правописания.

Форма урока:

Урок развития речи, подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор; раздаточный материал

Ход урока:

Урок начинается с заочной экскурсии по родному краю. Учащимся демонстрируется презентация "Экскурсия" под фонограмму песни Блантера "С чего начинается Родина"

1. Вступительное слово учителя: С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема? (ответы учащихся) Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Я предлагаю назвать наш урок так (Слайд 1) «С чего начинается родина…» или «Моя малая родина»



2. Беседа.

- Ребята, а что для вас означает понятие Родины? (ответы учащихся) - Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое, слово Родина многозначно. Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Учащемуся было дано задание найти в словаре толкование слова «родина». Ответ учащегося (Слайд 2)

Родина, -ы,ж 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со слово «родина» (ответы учащихся) - Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина. Ответы учащихся (Слайд 3)

Давайте постараемся проникнуть в тайну названий.



Задания:

1) запишите данные слова и произведите их морфемный разбор

Род-н-ой, род-ител-и, род-ств-енн-ик-и, народ, род, род-н-я, родин-а

2) Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины (Слайд 4)

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…(В.Степаненко)



3. Работа с текстом.

Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы, пунктограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)

Давайте вспомним нашу экскурсию в начале урока. Какие места, достопримечательности вы узнали? (ответы учащихся). И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение (стихотворение читает наизусть заранее подготовившийся учащийся)



4. Чтение стихотворения В. Мурадова
Родной поселок

Поселков есть немало по России,

И каждый нам по–своему любим;

Но небеса особенною синью

Сияют над поселком лишь твоим.

Он дорог нам бессмертьем наших предков,

Садов цветеньем, дивностью полей,

Хоть и не видим в суете нередко

Лип вековых и стройных тополей.

Поселок твой – истории страница,

Твой талисман, волненье и покой,

Где б ни был ты, повсюду будут сниться

С щемящей ностальгической тоской.

И пусть судьба рукой неумолимой

Предначертала каждому свой путь,

Чтоб ты не сделал, мысль твоя незримо

С родным поселком. Помни! Не забудь!
Вопрос: - О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мне бы хотелось, чтобы став взрослыми, вы помнили свой поселок, старый парк, наш Сож. Помнили и никогда не забывали.

Ребята, мы готовимся к сочинению-рассуждению о нашем родном крае, о тех местах, где мы с вами родились и живем. Вспомним особенности рассуждения как типа речи (Слайд 5)



5. Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения. 1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать. 2. Обоснование – аргументы, доводы, доказательства, примеры. 3. Вывод.

- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашем родном крае? Каков наш край? (ответы учащихся) (Слайд 6)

Тезисы: Наш родной край самый прекрасный. Мы здесь родились, поэтому всегда будем любить нашу малую родину. Мы можем гордиться нашим родным краем. Нам есть что беречь. Родина начинается с …

Согласны вы с этими утверждениями?

- Какие факты приведем в качестве обоснований? К каким источникам мы можем обратиться? (Слайд 7)

Немного истории (Поселок был основан в 1526году) нынче исполняется 485 лет

Современность: люди – главное украшение края (примеры из личной жизни, заметки газет)

Слайд8. Знаменитые люди поселка (Берестнев, Кудрявицкий)

А в заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем (Слайд 9)

Ребята, сегодня мы с вами увидели какая она, наша малая родина. - А вы любите родной край? - За что? - Что значит «любить свою родину»? - Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше? Об этом поразмышляем в последней части сочинения.

(Слайд 10)

Теперь обратимся к пословицам – источнику народной мудрости. Объясним значение пословиц из словаря В.И.Даля, запишем их в тетрадь. Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где кто родится, там и пригодится. Всякому мила своя сторона. Без корня и полынь не растет. На родной стороне и камешек знаком.

6. Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Учитель читает стихотворение

В краю смоленском вырос я,

Где ивы над рекой, где свет берез и море льна,

и небо голубое.

Мой милый край, мой милый край,

Ты у границ России, мой милый край. Мой милый край,

Хиславичи родные!

Здесь в синем небе журавли

Летят, крылами машут,

И в целом мире нет земли

Родней Хиславич наших!

Ваши сочинения могут быть напечатаны на компьютере, можно иллюстрировать написанное фотографиями. Пусть этот проект найдет свое продолжение. Лучшие работы мы поместим в школьной газете.

7. Оценки за урок. На втором уроке начинается самостоятельная работа учащихся над сочинением.
Литература
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1982.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1944.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

4. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной

речи учащихся. – М., 1975.

5. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

6. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978.

7. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М.:

Просвещение, 1980.

8. Формановский Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1998.

10.Круглова О.С. Технология проектного обучения. Завуч.- 1999.- №6

11. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Школьные технологии. – 2002. - №2

12. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы./Минск: Технопринт, 2002




  • Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «С чего начинается Родина» Работу выполнила
  • 2012 год Урок «С чего начинается родина» Цели урока
  • Задачи урока
  • Оборудование урока
  • 1. Вступительное слово учителя
  • 4. Чтение стихотворения В. Мурадова Родной поселок
  • 5. Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
  • 6. Итоги урока. Слово учителя.
  • 7. Оценки за урок.