Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


С. Б. Рябчикова Православная культура земли Ярославской программа




страница1/13
Дата30.06.2017
Размер2.71 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Департамент образования Ярославской области С.Б. Рябчикова Православная культура земли Ярославской программа и методическое пособие Рекомендовано Департаментом образования Ярославской области в качестве методического пособия для педагогов общеобразовательных учреждений Ярославль 2010 Печатается по решению научно-методического совета Департамента образования Ярославской области Автор программы Светлана Борисовна Рябчикова, кандидат педагогических наук, директор НОУ ПСО «Православная школа» г. Тутаева, руководитель научно-методической лаборатории по проблемам духовно-нравственного воспитания Департамента образования Тутаевского муниципального района Методическое пособие под общей редакцией С.Б. Рябчиковой и В.А. Романычевой Рецензенты Архимандрит Вениамин (Лихоманов), заведующий кафедрой теологии ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, настоятель Воскресенского собора г. Тутаева Ерохина Т.И., доктор культурологии, доцент кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Рябчикова С.Б. Православная культура земли Ярославской: Программа и методическое пособие. – Ярославль – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2010. – 400 с. Программа курса «Православная культура земли Ярославской» и методическое пособие – это совместный проект Ярославской епархии и департамента образования Ярославской области. Материалы разработаны в рамках деятельности научно-методической лаборатории по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников Тутаевского муниципального района. В составлении методических разработок занятий приняли участие педагоги Православной общеобразовательной школы и муниципальных общеобразовательных школ г. Тутаева. Программа и методическое пособие могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях на факультативных занятиях по выбору обучающихся, в системе дополнительного образования, а также в православных гимназиях и воскресных школах. Рябчикова С.Б., 2010 Пояснительная записка История нации может обеспечить преемственность поколений не иначе как через культуру. Просвещённые нации осознают свою судьбу через явления культуры. Культурную самоидентификацию, культурное самоопределение можно считать ведущим процессом истории. Культура представляет собой непрерывный процесс переживания прошлого духовного, культурного опыта, накопления собственного, наращивания культурного слоя в виде культурного продукта и трансляции этого материала последующим поколениям. Освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой лич­ности. Православная культура является достоянием современного поликультурного общества. Ее воспитательное значение связывается не только с трансляцией национальных ценностей, традиций, знаний, но и с предоставлением обучающимся возможности формировать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые исторически сложились в обществе, оценивать окружающий мир с духовно-нравственных позиций. Новые федеральные государственные образовательные стандарты расширяют культурную составляющую содержания образования введением в базисный учебный план новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», а также внеурочной деятельности, включающей направления художественно-эстетического цикла, реализуемые посредством дополнительных образовательных программ, разработанных образовательным учреждением. Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания является воспитание уважения к православной культуре родного края. Программа курса «Православная культура земли Ярославской» является дополнительной образовательной программой, которая может быть использована в рамках учебных предметов (факультативных курсов) по выбору обучающихся. В программе представлена история и культура Ярославского региона в аспекте православия. Формирование регионального компонента данной программы предполагает определение и осмысление историко-культурного стержня региона, его духовно-нравственной доминанты. Цель курса: воспитание любви к родному краю, малой Родине. Задачи курса: • формировать представление обучающихся о православной храмовой культуре и духовной деятельности святых Ярославского края; • воспитывать чувство уважения к историко-культурному наследию родного края; • организовать исследовательскую деятельность по изучению истории православной культуры земли Ярославской. Программа ориентирована на познавательные возможности обучающихся 13-15 лет (7-8 классы). Программа опирается на знания школьников, полученные в рамках общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла (отечественной истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства) и предполагает интеграцию с этими учебными предметами. Программа предполагает вариативность тематического планирования курса в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения, образовательных потребностей обучающихся и их родителей. Предусмотрена возможность более глубокого изучения отдельных тем и разделов. Допустимы варианты как одногодичного (34 часа в год, 1 час в неделю), так и двухгодичного (на изучение каждой темы выделяется два часа, всего – 68 часов) обучения. Основные содержательные линии Основой образовательного содержания стали исторические факты, события, традиции, зафиксированные в памятниках православной культуры, повлиявшие на современное состояние региона и обеспечивающие его дальнейшее развитие. При этом подчеркивается, что именно живые ростки прошлого питают современную жизнь населения региона. Ведущей идеей является развитие представления детей о духовно-нравственных традициях родного края, историческом самосознании и культурном опыте наших предков. В результате ознакомления с историей края отношение обучающихся к настоящему должно стать более осмысленным, они учатся проявлять себя как граждане, как патриоты своей Родины. Освоение программы курса «Православная культура земли Ярославской» предполагается в форме заочного и реального путешествия по городам и уездам Ярославской области. При этом учитывается, что ярким носителем и показателем культуры является город и его округ как целостный историко-культурный комплекс. Постигая православную культуру районного центра, обучающиеся познают и жизненность самой культуры, в недрах которой зародился тот или иной город Ярославской области. Город – это не просто место жительство определенной группы людей, это своеобразный живой организм, воспринимающийся не только в частях, во фрагментах, как любой исторический памятник, но и в своей целостности. Малая Родина для школьника начинается с непосредственного знакомства с культурными достопримечательностями родного города, села, в котором находится школа и проживают ее обучающиеся. Далее панорама родиноведения расширяется до изучения историко-культурного наследия Ярославской области. На первых занятиях школьники знакомятся с достопримечательностями областного центра – Ярославля. Им предоставляется возможность исследовать историю кафедральных соборов (Успенский, Феодоровский), действующих и преобразованных православных монастырей (Спасо-Преображенский комплекс, Толгский, Казанский, Кирилло-Афанасьевский монастыри), узнать о духовной деятельности православных святых (святые князья Василий и Константин; Феодор, Давид и Константин; святитель Игнатий Брянчанинов и др.). Далее обучающиеся знакомятся с православной культурой исторического центра области – Ростова Великого, имеющего более чем 1000-летнюю историю. Школьники исследуют ансамбль Ростовского Кремля, который по своему первоначальному предназначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии, его старейший храм – Успенский собор. Узнают историю Спасо-Яковлевского, Авраамиева, Борисо-Глебского, Свято-Троицкого Варницкого Ростовских монастырей. Более подробно знакомятся с именами и жизнью святых, связанных с историей этих монастырей: святых благоверных князей Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, святителя Димитрия Ростовского и др. Романов-Борисоглебский край (Тутаев) предстает перед обучающимися в храмовой архитектуре Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов, деятельности святого благоверного князя Романа Угличского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика Вениамина Романовского. История Вауловского Успенского скита помогает выстраивать связующие нити Романов-Борисоглебского уезда с православным Санкт-Петербургом. Древний город Ярославского края – Переславль-Залесский – предстает перед школьниками как Родина святого благоверного князя Александра Невского, крещенного в православие в Преображенском соборе города. Великолепные православные храмы и монастыри Переславля-Залесского дополняют представления обучающихся о региональной истории и культуре. Это Феодоровский монастырь, названный царским, Никитский, Никольский, Даниловский монастыри. Славный город Углич также является городом-памятником Ярославского края. Он прославлен Угличским Кремлем, Воскресенским и Алексеевским монастырями, святой мученической кончиной царевича Димитрия. Раздел «Православный Рыбинск» обращает взор обучающихся не только к истории ныне действующих храмов, таких, как Спасо-Преображенский собор, но и знакомит с утраченными храмами и монастырями Мологи – затопленной «Атлантиды» (Иоанно-Предтеченский Леушинский, Афанасьевский монастыри, Югская Дорофеева пустынь и др.). Рыбинский край прославлен святыми именами праведного воина Феодора Ушакова, преподобного Феодора Санаксарского, преподобного Серафима Вырицкого. Одним из православных центров Пошехонского края является Андрианов Пошехонский монастырь, а святой, прославивший край, – Севастьян Пошехонский. На завершающем этапе внимание обучающихся вновь обращается к родному городу, знания о котором углубляются и расширяются, а также осмысляются в контексте православной культуры всего региона. На усмотрение учителя последовательность изучения духовно-нравственного наследия городов Ярославской области может варьироваться и завершаться итоговой экскурсией – выездом в этот город, районный центр. Изучая заключительную тему курса, обучающиеся знакомятся с православными духовными традициями Ярославской земли. Это обобщающее занятие. Методы и формы организации деятельности Методическое пособие к программе содержит тематическое планирование занятий в соответствии с разделами программы на один год обучения (34 часа), материалы и методические рекомендации для проведения занятий, наглядность (компакт-диски). В разработке каждого занятия определена общая цель воспитания, сформулированы задачи. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Предлагаются примерные вопросы и задания для обучающихся, тексты (фрагменты) из культурологической и духовной литературы, а также список рекомендуемой литературы. В методических разработках определены ключевые понятия, которые помогут обучающимся освоить словарь православной культуры. Кроме культурологических понятий, таких, как храмовая архитектура, иконография, монастырский комплекс, ключевыми являются этические категории добра и зла. На основе толкования духовно-нравственных понятий школьники постепенно осваивают тезаурус православной духовной культуры, они начинают более сознательно относиться к духовно-нравственным ценностям в окружающей их жизни. Для организации и проведения занятий может быть использован весь спектр современных педагогических технологий. Ведущая форма представления краеведческого материала – историческое повествование, которое может сопровождаться компьютерной презентацией, включающей иллюстративный материал по изучаемой теме. Это заочная и реальная экскурсия по православным святым местам Ярославского края, в которой предусматривается активная роль обучающихся. Такая интерактивная экскурсия представляет собой целый комплекс поэтапных мероприятий, в ходе которых должен сложится целостный, синтетический, единый и индивидуальный исторически сложившийся образ православной культуры края. Занятия предлагается проводить в форме «Пресс-конференции» («Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история»), «Круглого стола» («Значение кафедрального Успенского собора для истории и культуры Ярославля»), интеллектуальных игр, например, «Брейн-ринг» («Роман Угличский – основатель города Романова»), «Умники и умницы» («Что я знаю о Ростове Великом»), «Кроссворд» («В Варницах, близ Ростова Великого»). Обучающиеся могут быть вовлечены в научно-исследовательскую деятельность, разработку рефератов, буклетов, оформление экспозиций школьных музеев. Применение продуктивных методов познания имеет определенный позитивный результат – формирует активную гражданскую позицию обучающихся, поэтому их целесообразно использовать при решении как образовательных, так и воспитательных задач педагогической практики. Программа курса «Православная культура земли Ярославской» и методическое пособие представляют собой единый учебно-методический комплект. Основные разделы и темы курса Введение История Православия на Ярославской земле. Основные даты и события в правлении князей и архиереев; строительство храмов и монастырей с XI по XX века; имена святых, прославивших Ярославскую землю. Обзорный урок. Раздел I. Ярославль – главный город области Культурно-исторический контекст развития города. Деятельность выдающихся людей. Ярослав Мудрый – основатель города Ярославля. Строительство первого православного храма – Ильинской церкви. Кафедральные соборы Ярославля. История Успенского кафедрального собора. Ярославские князья Всеволод, Василий и Константин, их роль в строительстве и истории собора. Ярославская икона Богоматери. Феодоровский кафедральный собор. Святые князья Феодор, Давид и Константин – небесные покровители Ярославля. Феодоровская икона Богоматери. Спасо-Преображенский комплекс и его значение в истории русской культуры. Первые духовные учебные заведения. Ансамбль Казанского монастыря. История Казанской иконы Богородицы. Традиции Крестных ходов. Храмовый комплекс Толгского Свято-Введенского монастыря. Жизнеописание блаженного Прохора, епископа Ростовского, в схиме Трифона. История явления Толгской иконы Богоматери. Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова. Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь. Святые патриархи Кирилл и Афанасий – небесные покровители монастыря. Храмовый комплекс монастыря. Знаменская церковь и образ Богородицы «Знамение». Православные традиции Ярославля. Экскурсия по изученным достопримечательностям г. Ярославля. Раздел II . Ростов Великий – исторический центр Ярославской области Основание Ярославской Епархии. Устроение Епархиального управления в Ростове Великом. Исторический контекст строительства Ростовского кремля. Роль митрополита Ионы Сысоевича. Архитектурный ансамбль кремля. Успенский собор, его функции (усыпальница князей и митрополитов). Иераршая палата. Надвратная церковь Воскресения Христова. Надвратная церковь Иоанна Богослова. Церковь Григория Богослова. Храм Одигитрии. Красная палата. Церковь Спаса на сенях. Белая палата. Княжьи терема. Авраамиев монастырь: история основания, историческая роль первого монастыря в Северо-Восточной Руси. Борисоглебский монастырь: история основания монастыря учениками Сергия Радонежского. Жизнеописание Иринарха Затворника. Спасо-Яковлевский Ростовский монастырь. Основание обители епископом ростовским Иаковом. Зачатьевский собор – главный храм монастыря. Храмовый комплекс монастыря: церковь Преображения Господня, храм святителя Иакова, храм святителя Димитрия Ростовского, церковь Воскресения Христова. Роль графини А.А. Орловой- Чесменской в благоукрашении монастыря. Жизнеописание и литературные труды Димитрия Ростовского. Вотопедская икона Божией Матери – келейный образ Димитрия Ростовского. Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Варницы – родина святого преподобного Сергия Радонежского. Основание монастыря. Собор в честь Святой Троицы – главный храм монастыря. Храмовый ансамбль монастыря: Введенская церковь, храм во имя святителя Николая, Надвратная церковь в честь святых преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия, Сергиев колодец – достопримечательность монастыря. Меценаты монастыря. Связь Троице-Сергиева Варницкого монастыря с Троице-Сергиевой Лаврой. Ростовский Борисо-Глебский монастырь. Преподобные Феодор и Павел – ученики преподобного Сергия Радонежского и основатели монастыря. Храмовый комплекс монастыря: возведение церкви в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, пятиглавый храм во им преподобного Сергия Радонежского, Сретенская церковь, трехъярусная звонница. Жизнеописание и духовные труды преподобного Иринарха Затворника. Значение православной культуры Ростова Великого для Ярославской земли. Экскурсия по изученным достопримечательностям г. Ростова Великого. Раздел III. Романов-Борисоглебск – город трех святых (Тутаев) Борисоглебск – правобережная часть города. История основания. Строительство деревянного храма в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Воскресенский собор – главный храм города. Икона Всемилостивого Спаса. Благовещенская церковь. Донская икона Богоматери – главная святыня храма. Церковь в честь священномученика Вениамина. Жизнеописание епископа Вениамина. Романов – левобережная часть города. Святой благоверный князь Роман – основатель города. Крестовоздвиженский собор – главный храм Романова. Покровская церковь и икона Богоматери «Прибавление ума». Спасо-Архангельская церковь. Казанская-Преображенская церковь. История Казанской иконы Богородицы. Троицкая церковь. Леонтьевская церковь. Значение православной культуры Романов-Борисоглебска для Ярославской земли. Экскурсия по православным храмам г. Романов-Борисоглебска. Раздел IV. Старина и святыни Переславля-Залесского Переславль-Залесский – один из самых древних русских городов. Спасо-Преображенские собор – первый и главный храм города. Художественные достопримечательности храма: фрески XII века, серебряный потир (вклад Юрия Долгорукого), икона XIV века «Преображение» кисти Феофана Грека. Храм – усыпальница переславских князей. Переславль-Залесский – родина князя Александра Невского. Памятник Александру Невскому, его значение для культуры и истории Переславля-Залесского. Шатровая церковь Петра митрополита. Ключевые вехи развития города при правлении Ивана Грозного, Петра I. Часовня «Крест». Монумент святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Жизнь и духовный подвиг святителя. Монастыри Переславля-Залесского. История основания Никитского монастыря. Никитский собор – памятник древнерусского зодчества. Благовещенская церковь монастыря. Жизнеописание и духовный подвиг Никиты – столпника. История основания Свято-Троицкого Данилова монастыря. Жизнеописание монаха Даниила. Троицкий собор, особенности архитектуры и стенописи. Феодоровский монастырь. Собор во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Андрониковская икона Богоматери. История Горицкого монастыря. Современный музей древнерусской культуры. История Никольского монастыря. Соборный храм во имя святителя Николая. Церковь Благовещения. Значения православной культуры Переславля-Залесского для Ярославской земли. Экскурсия по изученным достопримечательностям г. Переславля-Залесского. Раздел V. Углич – город-памятник Угличский кремль как княжеская резиденция. Палаты царевича Димитрия. Историческое предание о гибели царевича Димитрия. Церковь царевича Димитрия «на крови». Спасо-Преображенский собор кремлёвского ансамбля. Воплощение особенностей архитектуры XVIII века: сочетание традиций древнерусского зодчества и новых приёмов. Живописные композиции, выполненные по образцам позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» – копия картины Рафаэля. Многоярусный иконостас. Историко-художественный музей Кремля г. Углича. Монастыри Углича. История основания Алексеевского монастыря. Роль монастыря в защите от поляков. Воздвижение Успенской церкви в память о погибших. Архитектурный облик «Дивной» церкви. Храмовый комплекс монастыря: Предтеченская, Успенская и Алексеевская церковь. Досточтимые иконы Богоматери: «Вратарница», «Неугасимая свеча». История основания Воскресенского монастыря. Храмовый комплекс монастыря: Воскресенский собор, звонница, трапезная палата с церковью Смоленской Богоматери, церковь Параскевы Пятницы «что на лужках». Влияние ярославской художественной школы на формирование архитектурного облика монастыря. Значения православной культуры Углича для Ярославской земли. Экскурсия по изученным достопримечательностям г. Углича. Раздел VI. Рыбинск православный Рыбинск – купеческий город. Роль купцов в строительстве и содержании православных храмов и монастырей. Монастырские подворья, расположенные в г. Рыбинске: Югской Дорофеевой пустыни, Толгского монастыря, Мологского Афанасьевского, Иоанно-Предтеченского Леушинского, Ярославского Казанского женских монастырей. Православные храмы и святыни Рыбинска, их история и современность: Спасо-Преображенский собор и икона Богоматери «Недремлющее око»; Казанская церковь и икона «Достойно есть»; Георгиевская церковь и фамильные иконы Тюменевых; Вознесенская церковь; Сретенская церковь как часть Кресто-Воздвиженского комплекса; Иверская церковь и образ Богородицы «Троеручица»; церковь Тихона Задонского и икона Богородицы «Утоли моя печали». Современный облик православного Рыбинска. Святые, прославившие Рыбинскую землю. Рыбинский край – родина св. прав. Феодора Ушакова. Преподобный Федор Санаксарский – духовный наставник адмирала Федора Ушакова. Святой Серафим Вырицкий и Рыбинский край. Деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского на Рыбинской земле. Утраченные монастыри Рыбинского края: Софийский монастырь, Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь, Югская Дорофеева общежительная пустынь Мологского уезда, Мологский Афанасьевский женский монастырь. Значения православной культуры Рыбинска для Ярославской земли. Экскурсия по изученным достопримечательностям г. Рыбинска. Раздел VII. Православная культура Пошехонского края Храмы и святыни Пошехонского края: Успенская церковь, Спасо-Преображенская церковь, храм во имя великомученика Димитрия Солунского. Адрианов Пошехонский монастырь. Преподобный Адриан – основатель монастыря. Преподобный Севастьян Пошехонский. Рекомендуемая литература Анкудинова Е.А. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. – М., 2002. Баталов А.Л. Успенский собор Ярославля. – Ростов, 2000. Вауловский Успенский скит. Воскресенский собор г. Романов-Борисоглебска. – М., 2003. Вдовиченко М.В. Успенский собор в Ярославле. – Ярославль, 2001. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – М., 2008. Всероссийский Батюшка. Жизнь и чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского. – С-Пб., 2002. Выголов В.П. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства. – М., 1985. Головщиков К.Д. Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее. – Ярославль, 1993. Гомилевский М. Описание города Рыбинска. – СПб., 1993. Дмитриев Л.А. Житие Адриана Пошехонского Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. Ерохина Т.И., Чижова И.Н. Православие и русская культура. – Ярославль, 2009. Житие Святителя Игнатия Брянчанинова. – М., 2000. Здесь спасёшься. Житие преподобного Иринарха. – Ростовский Борисо-Глебский монастырь, 1998. Иванов К.И., Пурищев И.Б. Переславль-Залессский: Путеводитель по городу и окрестностям. – Ярославль, 1986. Кисель Ф. История города Углича, 2001 г. Колбовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и русская культура: Учебное пособие. – Ярославль; Рыбинск, 2004. Кошелев С.С. Храмы Романово-Борисоглебска. – М., 2006. Кривоносов В.Т. Музей-заповедник «Ростовский кремль». – М., 2001. Лаврентьев А.В., Пуришев И.Б., Турилов А.А. Золотое кольцо России. – М., 1984. Лубченков Ю.Н. Города России. – М., 2005. Малые города Верхневолжья – Мышкин – Пошехонье. Архитектурно-художественные памятники XVII – XIX веков Н.С. Борисов, Л.М. Марасинова. – М., 2007. Малый православный словарь под ред. Н.С. Мовлевой. – М., 2005. Мейерович М.Г. Так начинался Ярославль. – Ярославль, 1984. Михайлов А.В. Рыбинск. Путешествие по Крестовой. – Рыбинск, 2006. Михайлов А.В. Рыбинск. Спасо-Преображенский собор. История и современность. – Рыбинск, 2008. Не отступим. – Ростовский Борисо-Глебский монастырь, 1998. Новиков С.Е. Углич. Памятники архитектуры и искусства. – М., 1988. Овсянников С.Н. Рыбинск. Путеводитель. – Рыбинск, 2008. Переславль-Залесский: Путеводитель по историческим и архитектурным памятникам. − М., 1989. Переславский Феодоровский женский монастырь. – М., 2008. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Т.3,7,8. – М., 2007. Пурищев И.Б. Исследования и реставрация крепостных стен и башен Никитского монастыря в Переславле-Залесском Памятники архитектуры и искусства Ярославской области. – Ярославль, 1987. Рапов М. Каменные сказы. – Ярославль, 1972. Рубцова М. Преосвященный батюшка. Детям о святителе Димитрии Ростовском. – Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 2008. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль, 2005. Рябчикова С.Б., Синягина С.А., Шарова А.Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: программа и методическое пособие. – Ярославль, 2009. Свирелин А.И. Переславский Федоровский женский монастырь. – Владимир, 1903. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. – Издание Свято-Введенского Толгского монастыря, 1997. Святой праведный воин в памяти потомков. – Рыбинск, 2008. Святой праведный воин Феодор Ушаков. Житие. Служба. – Издание Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, 2007. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. – М., 2001. Соловьёв Л.Ф. Краткая история города Углича. – Углич, 1995. Старина и святыни города Романова. – Ярославль, 1991. Стопы мои направи. – Ростовский Борисо-Глебский монастырь, 2007. Хохлова И.Л. Иконы Рыбинска. – Рыбинск, 2009. Честь и слава Богоматери. Толгская икона.– М., 1993. Ярославские угодники Божии. – Ярославль, 1997. Ярославский Казанский девичий монастырь авторы-составители: Н. Гаева, Е. Гузанов, А. Данилов, Н. Землянская и др. – Ярославль, 1999.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Светлана Борисовна Рябчикова
  • С.Б. Рябчиковой и В.А. Романычевой Рецензенты Архимандрит Вениамин (Лихоманов)
  • Ерохина Т.И.
  • Цель курса
  • Основные содержательные линии
  • Методы и формы организации деятельности
  • Основные разделы и темы курса Введение
  • Раздел I. Ярославль – главный город области
  • Раздел II . Ростов Великий – исторический центр Ярославской области
  • Раздел III. Романов-Борисоглебск – город трех святых (Тутаев)
  • Раздел IV. Старина и святыни Переславля-Залесского
  • Раздел V. Углич – город-памятник
  • Раздел VI. Рыбинск православный
  • Раздел VII. Православная культура Пошехонского края
  • Рекомендуемая литература