Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


С. А. Есенин. Лирика




Скачать 100.76 Kb.
Дата21.02.2017
Размер100.76 Kb.
ТипУрок
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»

Урок литературы.
Тема: С. А. ЕСЕНИН. ЛИРИКА.

Преподаватель: Урывская Н.П.



Тема: С.А.Есенин. Лирика.

Цель урока:

обучающая:

  • дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С. Есенина;

  • пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов;

  • показать, как рос поэтический талант Есенина, в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути;

развивающая:

  • открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности;

  • развитие творческих и познавательных способностей студентов;

  • развивать навыки и умения декламации поэтического текста,

воспитывающая:

  • воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта.

  • воспитание любви к Родине;

  • воспитание духовно-нравственной культуры студентов.

Оборудование:

  • портрет С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта;

  • поэтические сборники поэта;

  • компьютер;

  • мультимедиа;

  • слайды с изображением картин русской природы;

  • высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина;

  • фильм «Живой журнал»;

  • презентация «Биография С.Есенина»;

  • аудиозаписи песен на стихи С.Есенина.

Методические приёмы:

  • лекция преподавателя;

  • доклад ученика (презентация);

  • сообщения студентов;

  • выразительное чтение стихотворений.

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип: урок-презентация.

Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; подготовка презентаций; создание студентами буклета “Истоки русского национального в характере С.Есенина”.



Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С. Есенин
Ход урока

I. Вступительное слово

Преподаватель: Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2005 году сто лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Литературное наследие Есенина невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи, В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике.



(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока).

II. Основная часть.

Ведущий 1:

Поэты родины моей…

Какие судьбы роковые,

Какие судьбы золотые,

Какая искренность очей.

Подобно бойким удальцам,

Они в созвучья не играли,

Другие думы не давали

Спокойно биться их сердцам.

То грянул гром, то взвился смерч,

Но жили гордо, хоть и горько,

Не берегли себя нисколько

И не взывали их беречь.

Ведущий 2:

Имя Сергея Есенина дорого и близко каждому русскому человеку. Его лирика согрета горячей любовью к Родине. Пожалуй, нет такого человека, который бы оставался равнодушным к его творчеству и к его личности.

Сергей Есенин! Это имя –

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

(На экране – портрет С.Есенина. В исполнении студента звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…»)

Чтец 1:

Листопад… Взволнованные листья,

Как речные омуты, кипят,

Заблудились на тропинках лисьих

Огоньки нетронутых опят.

Вот придёт сюда Есенин,

Под калиной сядет на траву…

Журавли грустят в дали осенней,

Душу в небо чистое зовут.

Не грустите, журавли, не надо.

Опуститесь на родные мхи.

Слышите: Сергей под листопадом

Вам читает новые стихи.

Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. “Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах”, — вспоминал поэт в автобиографии, написанной в 1925 г. Эти воспоминания нашли отражение и в его поэтическом творчестве.

( демонстрация фильма «Мой живой журнал «С.Есенин»)

Чтец 2: Чтение наизусть стихотворения « Эта улица мне знакома».

Ведущий 2: Начало есенинского пути — село Константиново и село Спас-Клепики Рязанской губернии. Природа с ее живыми красками, повседневный крестьянский быт, народная поэзия от лукавой припевки до неторопливого сказа о делах стародавних, произведения Пушкина и Лермонтова, Кольцова и Некрасова — вот та почва, на которой рос самобытный талант Есенина.

Чтец 3: Чтение наизусть стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…”

Ведущий 3: В Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, — старое кладбище наших прадедов... Здесь у маленькой каменной часовни на старинной плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на приокские раздолья.

Чтец 4: Чтение наизусть стихотворения “Край ты мой заброшенный”

Ведущий 1: В 1912 году шестнадцатилетний рязанский паренек приезжает в Москву. Работает в типографии Сытина, поступает учиться в университет Шанявского, слушает лекции прогрессивных профессоров, изучает русскую литературу, фольклор, историю. Москва укрепила веру Есенина в его литературное призвание. Типография Сытина, народный университет Шанявского, Суриковский литературно-музыкальный кружок — все это расширило представления поэта о жизни, способствовало утверждению его демократических устремлений.

(Звучит песня «Я московский озорной гуляка»)

В Москве Есенин начал печататься, здесь же было написано первое, наиболее характерное для него стихотворение “Выткался на озере алый свет зари...”.



Чтец 5: Чтение наизусть стихотворения “Выткался на озере алый свет зари...”.

Ведущий 2: Весной 1915 года с маленьким сундучком в руках, налегке приехал рязанский парень в военный Петроград, в город — “двигатель литературного развития”. Здесь талант молодого поэта был по достоинству оценен виднейшими мастерами слова. Не салоны декадентов, как это долгие годы считалось, а прогрессивные, демократически настроенные круги тогдашней столицы были притягательны для Есенина: писатели Горький, Блок, Чапыгин, Шишков. Городецкий, художники Репин, Нестеров, Рерих, многие артисты. Свежесть, искренность, богатство чувств, сочность языка, песенность — все это выделило есенинские стихи из мутного потока декадентских и псевдонародных писаний, привлекло к ним внимание читателей и критиков.

Чтец 6: Чтение наизусть стихотворения “Русь”

Ведущий 3: А вот как Есенин рассказывал о его встрече с А. Блоком: “Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта”. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, увидел несомненный талант. В дневнике мэтр записал: “9 марта... года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи чистые, голосистые...”.

Чтец 7: Чтение наизусть стихотворения “Запели тёсаные дроги…”

Преподаватель: Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, — и хорошее и плохое — на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души и с интересом следишь, как под влиянием времени меняется его внутренний мир.

Чтец 8: Чтение наизусть стихотворения «Шаганэ…»

Ведущий 1: Этот мир вобрал в себя много человеческих чувств, но самое значительное место в нем занимает чувство Родины. О чем бы поэт ни размышлял, в какие бы глубины бытия ни проникал его “напоенный сердцем взгляд”, перед ним всегда стояла Россия. Для нее он приберегал самые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.

Чтец 9: Чтение наизусть стихотворения “Отговорила роща золотая”

Преподаватель: В есенинских стихах образ Родины всегда конкретен: он вырастает из картин русской природы, из всего того, что было знакомо поэту с детства. Как и в народной поэзии, в лирике Есенина природа неотделима от человека.

А. М. Горький писал: “...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...”



Ведущий 2: Вместе с Николаем Клюевым в ранге “деревенского поэта” Сергей Есенин удостоился войти в Серебряный Век русской поэзии . Достаточно открыть его ранние стихи — и перед нами предстает ее дорогами, красками, запахами родная природа:

Чтец 10: Чтение наизусть стихотворения “Берёза”

Ведущий 3: Родина в творчестве Есенина — это прежде всего пленительная красота природы средней полосы России, которую он воспевал с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Прием олицетворения проходит через множество его ранних стихов.

Презентация стихотворения «С добрым утром».

Чтец 11: Чтение наизусть стихотворения “Я последний поэт деревни”

Ведущий 1: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Поэт часто повторял: “Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”.

Чтец 12: Чтение наизусть стихотворения “Село”или «Клён ты мой опавший»

Ведущий 2: Вечер, “свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног”, трава “сбирает мед с обветренных ракит”, “пляшет сумрак”, сосна “словно белою косынкой повязалася” и “понагнулась, как старушка”, “теплый ветер грызет воровато луговые поемы и пни”... Душевная жизнь слипается у поэта с жизнью природы:

Чтец 13: Чтение наизусть стихотворения “Край любимый! Сердцу снятся…”

Ведущий 3: Есенин жил в героические и суровые годы. Его путь к постижению правды времени, правды революции был нелегким. Разноречивые чувства и мысли угнетали поэта, рождали в его душе боль и смятение. Драматизм и человечность переживаний поэта до сих пор не потеряли и еще долго не потеряют своей волнующей силы. Сквозь грусть в его стихах просвечивает такое трепетное жизнелюбие, что оно не может не трогать человеческое сердце.

(Звучит песня на стихи Есенина «Я зажёг свой костёр»)

Ведущий 1: В Закавказье, где Сергей Есенин не раз бывал, говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 — путешествовать, а 30 — писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину судьба отпустила всего 30 лет. Но он успел выучиться, попутешествовать и написать обо всем, что увидел, узнал, понял. Главное, что он увидел и понял — наша Родина, Россия.

Чтец 14: Чтение наизусть стихотворения “Гой ты, Русь моя родная...”

Ведущий 2: Рассказывают, что при жизни Есенина многие читатели ждали его новых стихов, как писем близкого человека. И сейчас, спустя десятилетия, мы слышим в его “песенном слове” откровение доброго друга.

Чтец 15: Чтение наизусть стихотворения “Разбуди меня завтра рано…”

Преподаватель: “Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, “по-русски рубаху рванув на груди”, вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта. Если Есенин не “дотягивает” до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он “перетянул” их всех, вместе взятых” (Е. Евтушенко). Поэтому Есенин и стал народным поэтом.

(Звучит песня на стихотворение “Мы теперь уходим понемногу...”.)

Просмотр фильма «Сергей Есенин. Биография».

III. Подведение итогов

Анкета для студентов

I. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________

II. Как Вы думаете, почему С. Есенина называют народным поэтом? ________________________
__________________________________________________________________

III. Что Вам понравилось больше всего в творчестве С.Есенина? _______________________________


__________________________________________________________________ IV. Что, по Вашему мнению, заставляло Сергея Есенина снова и снова обращаться к теме Родины в своих произведениях?
_______________________________________
______________________________________________________
V. Заключительное слово преподавателя.

Сергей Есенин

В этом имени – слово есень,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен:

Поднебесье, тихие неси,

Сень березы

И синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты.

Только скажут: Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

(Н. Браун, стихотворение написано к 100-летию со дня рождения поэта.)


VI. Объяснение выполнения домашнего задания (написать эссе по творчеству С.Есенина)
Презентация « фото к уроку»

«Мой живой журнал «С.Есенин» (фильм) в начале урока

Фильм «Есенин. Биография» (20 минут)

Песни:


«Письмо матери»

«Мы теперь уходим понемногу»

«Пускай ты выпита другим»

«Сестре Шуре»

«Я зажёг свой костёр»

«Ты меня не любишь, не жалеешь»»

«Дорогая, сядем рядом»

«Я московский озорной гуляка»



«Сорокоуст»(читает автор)

  • Вид урока
  • Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве.
  • II. Основная часть. Ведущий 1: Поэты родины моей… Какие судьбы роковые
  • Чтец 2
  • Чтец 3
  • Чтец 4
  • Чтец 6
  • Чтец 7
  • Чтец 8
  • Чтец 9
  • Ведущий 2
  • Чтец 10
  • Чтец 11
  • Чтец 12
  • Чтец 13
  • Чтец 14
  • Чтец 15