Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рядовой истории…Творчество поэта – земляка Г. Суворова. Основные черты и мотивы его поэзии. Задачи




Скачать 88.65 Kb.
Дата02.07.2017
Размер88.65 Kb.
Рядовой истории…Творчество поэта – земляка Г. Суворова.

Основные черты и мотивы его поэзии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Суворова;

  • раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта;

  • развивать речевые навыки; навыки работы с текстами стихотворений, совершенствовать выразительное чтение;

  • воспитывать самостоятельность, коммуникативность; формировать умение быстро принимать решения прививать любовь к поэзии.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: портреты, раздаточный материал со стихами Г. Суворова.

Формы работы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Предварительное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэта, подобрать иллюстрации к стихотворениям.
Ход урока.

Он мыслил стихами.

М. Дудин

Свой добрый век мы прижили,

как люди,

И для людей.

Г. Суворов

I. Постановка темы и задач урока.

II. Работа над темой урока.

1.Слово учителя. 9 мая … года весь мир будет отмечать …. годовщину Победы над фашизмом. В этот день все будут вспоминать родных и знакомых, не вернувшихся с войны.
Ты смотришь вдаль спокойно и открыто,

Становятся уже твои черты

Как бы изваянными из гранита.

Ты как бы продолжаешь свой поход,

Застыв в броске,

В минуту смертной схватки

И ветер времени годами рвет

Полу окаменевшей плащ-палатки.

К. Лисовский

Эти строки К.Лисовский посвятил поэту, другу и нашему земляку Георгию Суворову.



2. Сообщение учащегося.

В 1944 году в Ленинграде, недавно пережившем блокаду, вышла тоненькая книжечка стихов Георгия Суворова, двадцатипятилетнего поэта-воина, оборонявшего город на Неве. В нее вошло всего тридцать два стихотворения.

Книжка вышла в конце 1944 года, а в начале его— 13 февраля — гвардии лейтенант, командир бронебойщиков Георгий Суворов был смертельно ранен осколком снаряда при переправе через реку Нарова и вскоре скончался в госпитале от ран.

Редактор и составитель сборника Михаил Дудин писал в предисловии:

«Это первая и последняя книга Георгия Суворова. Больше он ничего не напишет». Мужественное и непритязательное название книги «Слово солдата» точно отразило ее содержание.

1937-1939 годах, после учебы в абаканском педучилище, Суворов работает учителем русского языка и литературы в селе Иудино. Отсюда в редакцию газеты «Красноярский рабочий» он стал посылать свои стихи, написанные еще под явным влиянием Сергеем Есенина…

Летом 1939 года, когда Суворов приехал в Красноярск сдавать вступительные экзамены в педагогический институт. Познакомился с молодым литератором Казимиром Лисовским, который стал другом поэта.

Сразу после успешной сдачи вступительных экзаменов Суворов был призван на военную службу, которую проходил в Омске. Здесь в местной печати он публиковал свои стихи, а в Доме офицеров даже состоялся его авторский вечер.

Находясь с августа 1942 года на Ленинградском фронте, Суворов публикует на страницах дивизионной газеты много стихов, очерков, заметок.

Бойцы ленинградского фронта не просто переписывали и передавали друг другу стихи еще неизвестного поэта, но при этом непременно сообщали, что он «молодой и храбрый и стоит своего имени», что «сражается, как лев, вернее, как сибиряк».

Военная биография поэта придавала особую убедительность стихам, многие из которых носят агитационный характер.

Сегодня имя сибиряка Георгия Суворова стоит в одном ряду с именами воинов –поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Всеволода Багрицкого, Юрия Инге, Бориса Богатова и других. Как и эти молодые поэты, Георгий Суворов шагнул к рубежу сорок первого года готовый принять на себя великую миссию защитника Родины. В его стихах нет потрясенности впервые увиденной смертью, нет растерянности и страха. Война рисуется им без прикрас.



3. Слово учителя.

Одной из наиболее значительных творческих заслуг Суворова – это образ Рядового Истории, советского воина-героя, которого он создал в своей лирике. И как девиз всей его лирики звучит слово «Месть!»:

(Выразительное чтение стихотворения «Месть»).

Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.
Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.


Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад…

Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят

Орудия, винтовки, сталь и медь.

Сурово выговаривая: - Месть!

- Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно?

- Какие мотивы звучат в этом стихотворении?


Еще одной отличительной чертой суворовских стихотворений является их фольклорная песенность. В них встречаются фольклорные образы: смерти-старухи; устойчивые эпитеты: грозный ветер, чистое поле, вьюга снежная, девушка – красавица; повторы радуги-дуги, путь- дорога.

Фольклорной стихией проникнуто одно из лучших стихотворений Суворова «Мы тоскуем и скорбим».

(Выразительное чтение стихотворения учащимся «Мы тоскуем и скорбим»).

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина...

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.



- Найдите фольклорные образы в этом стихотворении. (черный ворон, черный дым, родная земля, принимающая убитого врагом человека, который целует ее уже мертвыми устами, черный цвет – смерти, а рядом: «словно снег, ландыши без края», «белых ландышей волна» - нежная, чистая песня жизни).

В творчестве каждого поэта есть главное стихотворение, наиболее ярко выражающее его личность, его судьбу, его почерк. Оно всегда особо любимо читателем и тотчас вспомнится ему, как только прозвучит имя автора.

Таким главным в творчестве Суворова стало стихотворение «Еще на зорях черный дым клубится», написанное незадолго до гибели (читает подготовленный ученик).

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.


Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.


Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.


В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.



- Какие мысли возникают у вас после прочтения этого стихотворения?

Это стихотворение вобрало в себя все черты и мотивы лирики Суворова. Здесь:



  • и беспощадная реальность войны и память о довоенной жизни;

  • упрямая вера в победу, видение первой предрассветной тишины, которую она принесет;

  • и где-то в самой глубине живущая мысль о возможной гибели в тот срок, что остался до победы;

  • и попытка представить, как будет выглядеть жестокая реальность войны, когда надо будет привыкать к миру.


Учитель. У Георгия Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. Песня поэта была оборвана вражеской пулей в самом начале его пути. Но и немногие стихи, оставшиеся нам, - надежно легли в фундамент огромного монумента, который воздвигла Рядовому Истории поэзия Великой отечественной воны.

III. Рассмотрение иллюстраций, подобранных к стихотворениям Г. Суворова. (Ребята рассказывают, почему именно эту иллюстрацию он подобрал или нарисовал к стихотворению.)

IV. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Г. Суворова.

Приложение

Раздаточный материал для урока.

Месть.


Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.


Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.


Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад…

Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят

Орудия, винтовки, сталь и медь.

Сурово выговаривая: - Месть!



Мы тоскуем и скорбим

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина...

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

(«Мы тоскуем и скорбим»)

.
* * *

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.


Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.


Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.


В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.



Брусника

Я шел в разведку. Времени спокойней,

Казалось, не бывало на войне.

Хотелось отдохнуть на горном склоне,

Присев к густой приземистой сосне.

Хотелось вспомнить край золотоликий,

Мою Сибирь, мою тайгу. И вот

Пахнуло пряным запахом брусники

Над прелью неисхоженных болот.

О, неужели, упоен мечтою,

Я вызвал аромат моей страны...

Брусника каплей крови предо мною

Горит у корня срубленной сосны.

С какою дикой радостью приник я

К брусничным зорям, тающим в траве.

Но мне пора. Иду. В глазах брусника,



Как бы далекой родины привет.
Каталог: files -> file
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Предмет : литература Класс : 11 Тема урока : «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Жизнь и творчество Бориса Пастернака
file -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
file -> «Я не переставала писать стихи»
file -> Здравствуйте, ребята!
file -> Священник Даниил Сысоев. …основная задача
file -> «Аркадий Островский. Песня на все времена»
file -> Г. М. Трунов Дополнительные задания по курсу общей физики

  • Тип урока
  • Предварительное задание
  • I. Постановка темы и задач урока. II. Работа над темой урока. 1.Слово учителя.
  • 2. Сообщение учащегося.
  • 3. Слово учителя.
  • Черный ворон. Черный дым.
  • III . Рассмотрение иллюстраций
  • . Домашнее задание