Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Русского языка




страница1/33
Дата15.05.2017
Размер8.46 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


Л. К. Жаналина

М. Ш. Мусатаева


ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебник для студентов неязыковых факульmетов

высших учебных заведений

Алматы


Print-S

2005


ББК 81.2 Р-923

Ж27
Учебник рекомендован для студентов высших учебных заведений

комиссией по проведению конкурса МОН РК по разработке

учебников и учебно-методической литературы

по группе специальностей «Образование»

Рецензент:

К. К. Ахмедьяров, доктор филологических наук, профессор

Ж27

Жаналина Л. К., Мусатаева М. Ш.

Практический курс русского языка: Учебник. - Алматы:

Print-S, 2005. - 529 с.

ISBN 9965-482-06-3
Учебник составлен в соответствии с гостандартом и типовой программой по практическому курсу русского языка и предназ-начается для студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образова-ния РК. Он включает две части корректировочный курс и основной курс. Корректировочный курс нацелен на достижение уровня языковых знаний и речевых, коммуникативных компетенций, которые позволяют использовать русский язык не только как средство общения, но и как средство познания мира во всем его многообразии, познания своей профессии, как средство формиро-вания активной социальной, гражданской позиции. Основной курс направляет на формирование умений и навыков научной речи у студентов разных специальностей и на вооружение их базовыми компонентами разных научных и профессиональных подъязыков

Ж 4602020101

00 (05)-05

ББК 81.2 Р-923

ISBN 9965-482-06-3

Жаналина Л. К., Мусатаева М. Ш., 2005




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.


ЧАСТЬ 1. КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС
ТЕМА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Грамматика 1.

Субъектно-предикативные отношения. Простое предложение.

Предложение и суждение.

Главные члены предложения.

Способы выражения подлежащего.

Сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое. Употребление падежных форм в именной части составного сказуемого.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Употребление видовых форм глаголов в роли сказуемых.

Возвратные глаголы и возвратные формы глаголов.

Правописание -тся и -ться в глаголах

Значение предложения .

Грамматика 2.

Объектные отношения.

Выражение объектных отношений.

Грамматика 3.

Обстоятельственные отношения.

Выражение временных отношений.

Словосочетания количественных числительных с существительными, выражающие временные значения.

Выражение пространственных отношений.

Грамматика 4.

Определительные отношения.
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1.СОЦИАЛЬНЬІЕ ОТНОШЕНИЯ.<<ОТЦЬІ И ДЕТИ>>.

Грамматика 1.

Субъектно-предикативные отношения. Выражение подлежащего

именами существительными и местоимениями.

Словосочетание именительного падежа существительного или местоимения с творительным падежом с предлогом с.

Выражение сказуемого. Переходные и непереходные глаголы.

Залоги глагола.

2.2.СЕМЬЯ

Глаголы движения.

2.3.ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР И КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

Грамматика 2. Объектные отношения.

Грамматика 3. Определительные отношения.

Описание.

Определительные отношения (продолжение).

Грамматика 4. Обстоятельственные отношения. Пространственные значения.
ТЕМА З. ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА

Грамматика 1 .Субъектно-предикативные отношения. Выражение подлежащего инфинитивом и числительными.

Выражение подлежащего словосочетаниями.

Согласование в форме числа сказуемого с подлежащим, выраженным цельным словосочетанием.

Выражение сказуемого.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Грамматика 2. Объектные отношения. Выражение объектных значений. Грамматика 3. Обстоятельственные отношения. Выражение значений причины и следствия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.

Грамматика 4. Определительные отношения. Выражение определительного значения.

Обособление определений.

Причастный оборот.

Правописание суффиксов действительных причастий.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
ТЕМА 4. МОЛОДЕЖЬ БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Грамматика 1. Субъектно-предикативные отношения.

Правописание Ы - И после приставок.

Выражение сказуемого.

Способы выражения сказуемых.

Образование форм повелительного наклонения.

Побудительные предложения.

ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ

Грамматика 2. Обстоятельственные отношения. Выражение целевого значения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

Грамматика 3. Объектные отношения. Выражение объектных значений творительным падежом с предлогами с, за, над, перед.
ТЕМА 5. МОЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Грамматика 1. Субъектно-предикативные отношения. Выражение подлежащего.

Выражение простого глагольного сказуемого глаголами движения и состояния.

Выражение сказуемого формами сослагательного наклонения.

Монолог и диалог.

Грамматика 2. Объектные отношения. Выражение значения объекта беспредложными и предложными формами имен существительных.

Грамматика 3. Обстоятельственные отношения. Выражение значения условия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия.
ТЕМА 6. НАУКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Грамматика 1 .Субъектно-предикативные отношения. Выражение сказуемого. Образование видовых форм.

Грамматика 2. Объектные отношения. Выражение объектных отношений.Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Рассуждение.

Правописание приставок на .

Грамматика 3. Обстоятельственные отношения. Выражения значения уступки.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки.

3наки препинания в сложноподчиненных предложениях с составными суффиксами.

Способы выражения временного значения (повторение).
ТЕМА 7. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Грамматика 1 .Субъектно-предикативные отношения. Составные сказуемые (повторение).

Грамматика 2. Определительные отношения. Выражение определительного значения.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ЗЕМЛИ КАЗАХСКОЙ

Грамматика 3. Таксисные отношения. Однородные сказуемые. Сложносочиненные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

Грамматика 4. Смысловые отношения в словосочетаниях. Словосочетание. Связи слов в словосочетании и предложении.

Способы подчинительной связи. Согласование.

Управление.

Примыкание.
ТЕМА 8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Грамматика 1. Субъектно-предикативные отношения. Выражение сказуемого.

Грамматика 2. Определительные отношения.

Грамматика 3. Объектные отношения, Выражение объектного значения падежными формами имен существительных и сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными (повторение).

Косвенная речь.

Грамматика 4. Выражение значения образа действия и сравнительного значения.

Обособленные обстоятельства.

Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте с союзом как.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия.

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Грамматика 5. Отношения между событиями и фактами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
ТЕМА 9. КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Грамматика 1. Субъектно-предикативные отношения. Выражение сказуемого производными глаголами с модификационными значениями.

Личные формы глаголов. Правописание безударных личных окончаний.

Простое осложненное предложение. Вводные слова и словосочетания и предложения.

Грамматика 2. Отношения между событиями и фактами. Сложносочиненные предложения с союзом и (потому, поэтому, следовательно).Правописание сложных слов.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями причины и следствия.
ТЕМА 10. ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ. ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ПРИРОДЫ.

Грамматика 1. Субъектно-предикативные отношения. Выражение подлежащего и сказуемого (повторение).

Грамматика 2. Определительные отношения.

Правописание прилагательных с суффиксами -ск-, -ев-, -ив-.

Грамматика 3. Отношения между событиями и фактами. Сложносочиненные преддожения с разделительными союзами. Употребление прописных букв.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия.

Сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и

дополнения.
ТЕМА 11. СТИЛИ РЕЧИ

Разговорный стиль языка. Особенности разговорного стиля.

Научный стиль. Особенности научного стиля.

Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля.

Очерк.

Официально-деловой стиль. Характеристика. Автобиография.

Особенности официально-делового стиля. Заявление.

Доверенность.

Стиль художественной литературы.

Средства выразительности в художественном стиле.
ЧАСТЬ ІІ. ОСНОВНОЙ КУРС
ТЕМА 12. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Синтаксические конструкции для выражения лица, предмета, явления; для характеристики признака лица, предмета, явления.
ТЕМА 13. ЛЕКСИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ

Синтаксические конструкции для выражения сравнения сопоставления
ТЕМА 14. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Синтаксические конструкции для выражения способа получения, наличия информации
ТЕМА 15. МОРФОЛОГИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для выражения изменения состояния, качества, количества; использования, применения, назначения, замены предмета
ТЕМА 16. СИНТАКСИС НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для выражения процессов наблюдения, изучения, исследования и результатов этих процессов; наличия или отсутствия предмета; соотношения частного и общего, части и целого, состава вещества или предмета
ТЕМА 17. ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для выражения связи, причины, следствия и условия явления
ТЕМА 18. ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для выражения создания, уничтожения, возникновения, исчезновения, начала, окончания чего-либо
ТЕМА 19. ТИПЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для выражения отношения к лицу, предмету, факту, явлению
ТЕМА 20. ПЛАН КАК ФОРМА ЗАПИСИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Синтаксические конструкции для выражения желательности; необходимости
ТЕМА 21. ТЕЗИСЫ, ИХ ВИДЫ

Синтаксические конструкции для выражения процессов содействия, противодействия, борьбы и результатов этих процессов
ТЕМА 22. КОНСПЕКТ, ЕГО ВИДЫ

Синтаксические конструкции для выражения возможности
ТЕМА 23. АННОТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОГО СТИЛЯ

Синтаксические конструкции для составления аннотации
ТЕМА 24. РЕЦЕНЗИЯ И ОТЗЫВ КАК ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОЙ РЕЧИ

Синтаксические конструкции для составления рецензии
ТЕМА 25. РЕФЕРАТ, ВИДЫ РЕФЕРАТА

Синтаксические конструкции для выражения характера, образа действия Синтаксические характеристики, характерные для научного стиля речи
Основные понятия, связанные с формами устной

и письменной коммуникации
Терминологический минимум
Приложения
Список условных сокращений
Список использованной литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебник составлен в соответствии с типовой программой «Русский язык», утвержденной МОН РК (Астана, 2002) и государственным общеобязательным стандартом образования РК "Циклы социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в структуре образовательно-профессиональных программ высшего профессионального образования" ГОСО и предназначается для студентов неязыковых специальностей.

Он состоит из двух частей - корректировочного и основного курсов.

«Корректировочный курс» направлен на совершенствование языковой, речевой и коммуникативной компетенций. Его задача - совершенствовать языковую способность студентов, равное развитие умений и навыков в четырех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), позволяющее полноценно участвовать во всех сферах и ситуациях комму-никации, владея основными функционально-стилистическими разновид-ностями языка, нормами русского литературного языка и системными знаниями о мире, зафиксированными в языке.

«Основной курс» направлен на вооружение студентов языковой, речевой и коммуникативной компетенциями в области научного общения. Его задача-развить у студентов углубленную языковую и коммуникативную компетенции на основе языка специальности, которые будут способствовать совершенствованию профессиональной подготовки и обеспечат системную самоподготовку.

Структура учебника и представление типового содержания учебной дисциплины определяются тезаурусно-ориентированной и функциональной моделями обучения, которые естественно интегрируются, отражая достижения педагогической, психологической, методической и лингвистической наук. Они обеспечивают владение языком и заложенными в нем знаниями о мире — тезаурусом. Тезаурус представляется в учебнике через отобранные идеографические темы и идеографические минимумы к каждой теме, включающие тематические слова и словосочетания, которые несут минимум отражающих обобщенную картину мира понятий

Языковая картина мира вооружает студентов не только пониманием мира, но и представленными в ее системе понятийными категориями. Усвоение вместе с тезаурусом принципов категоризации мира, т. е. упорядочения знаний, поможет студентам самостоятельно осваивать новую информацию, ориенти-роваться в постоянно меняющемся, динамичном информационном поле, уточнять свое понимание мира путем ее детализации, расширения и углубления.

Идеографические темы делят первую часть учебника на разделы и диктуют отбор языкового материала для них (текстов как основной единицы обучения и упражнений), организуемого по функциональному принципу по подразделам, которые представляют систематизацию языковых единиц разногоуровня (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) по языковому содержанию. Содержание в виде субъектно-предикативных, объектных, определительных и обстоятельственных отношений и способов их выражения определяет членение всех разделов на 4 подраздела.

Функциональная систематизация охватывает сведения о грамматике, лексике, как основных языковых знаниях, и о фонетике, словообразовании, орфографии, орфоэпии, пунктуации, как сопутствующих языковых знаниях. Теоретические правила представляют основные знания. Дидактический материал в виде практических упражнений, текстов или наглядности (схемы, рамки) служит для вооружения основными и сопутствующими знаниями. Каждый раздел заканчивается материалом для самостоятельной подготовки, который может быть использован для развития у студентов навыков самостоятельной и индивидуальной языковой работы, нацеленной на углубление их языковых знаний и совершенствование умений и навыков.

Вторая часть структурируется по разновидностям научного стиля и по жанрам, содержит приложения с образцами аннотации, рецензии и др.

Для индивидуализации процесса обучения выделены знаком * правила и задания к упражнениям и текстам более высокой степени сложности.

Учебник составлен с привлечением современного языкового материала и на основе использования новых технологий обучения и предусматривает обучение русскому языку как компоненту полилингвальной языковой способности.

Авторы частей: первая часть «Корректировочный курс» - Жаналина Л.К.; вторая часть «Основной курс» - Мусатаева М.Ш.



ЧАСТЬ I

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС


ТЕМА І. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Грамматика: 1. Субъектно-предикативные отношения
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(Жай сөйлем)
Предложение - это основная синтаксическая единица языка, которая выражает мысль, обладает грамматической и интонационной оформленностью и является единицей общения. Например: 1.Я ишу свободы и покоя! (Л.)2. У Лозневого кольнуло в сердце. (Буб.) 3. Летнее утро. В воздухе тишина. (Ч.)

Предложение имеет следующие признаки:

1) предложение несет информацию о предмете речи и о том, что об этом предмете говорится , т.е. выражает мысль - суждение;

2) предложение является единицей общения, т.е. выполняет комму-никативную функцию;

3) предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого, или из одного главного члена, которые служат для выражения предикативных отношений;

4) предложение характеризуется интонационной законченностью.


1. Прочитайте, правильно интонируя предложения. Озаглавьте текст. Найдите глаголы и определите, в каких синтаксических функциях они употреблены.
Республика Казахстан - многонациональное государство. Законом о языках определены статусы языков, функционирующих в нем. Казахский язык является государственным языком, русский язык официально употреб-ляется наравне с казахским языком в государственных организациях и органах местного самоуправления

Законом о языках утверждается, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.




функция

функционировать

функционировать

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33