Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Русский национальный герой Иван Сусанин»




Скачать 58.74 Kb.
Дата03.07.2017
Размер58.74 Kb.
ТипУрок
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа « 15 пос. Биракан»

урок в 3 классе



по теме

подготовила и провела учитель музыки 1 категории



Матычева Е. В.
План-конспект урока по теме: «Русский национальный герой Иван Сусанин»

Музыка: (3 класс)

Авторы: В. В. Алеев, Науменко
Тема урока: «Русский национальный герой Иван Сусанин»
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через музыкальное произведение.

Задачи: Сформировать представление о композиторе М. И. Глинке, как уникальном явлении в русской культуре и его вкладе в сокровищницу мирового музыкального искусства;

Учебные:


  1. Развивать умения и навыки на основе изученного материала (учить уметь слушать биографию композитора, опираясь на музыкальные произведения;

обогащать духовный мир,

познакомить учащихся с гениальной оперой Глинки, ее отличительными особенностями;

расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о героическом подвиге костромского крестьянина Сусанина, гениальной первой русской исторической опере, завоевавшей мировую известность.

Воспитательные:

воспитывать патриотические чувства через общение учащихся с шедеврами русского искусства, созданными в первую половину XIX века гениальным композитором;



Развивающие: Развивать мышление, память и внимание учащихся,

умение анализировать, обобщать;.



Тип урока: урок новых знаний
Технологии (ФГОС), используемые на уроке:

*коммуникативные технологии

*информационно-коммуникативные технологии (мультимедийная презентация)

*игровые технологии



Методы и приемы, применяемые на уроке:

*наглядные методы: мультимедийная презентация

*практические методы: работа с учебником, карточками.

Принципы обучения, реализуемые на уроке:

*принцип активности

*принцип наглядности

*принцип доступности


Формы работы:

*индивидуальная

*фронтальная

*в парах
Методы обучения:

*по восприятию информации: наглядные, практические;

*стимулирующие: познавательные игры, создание ситуации успеха.



Представление о результатах:

1.Личностные результаты:

развитие способности обучающихся к саморазвитию

2. Метапредметные результаты:

*регулятивные УУД: умение формулировать учебную задачу, способность к самооценке и рефлексии

*познавательные УУД: умение строить небольшое высказывание по теме в устной форме;

*коммуникативные УУД: умение слушать.

3. Предметные результаты: соответствуют учебной цели урока.


Дидактический материал:

*Иллюстрации, портрет композитора, тексты песен.

*Нотная запись. (отрывок из оперы: « Иван Сусанин»)

*Раздаточный материал.( бумажные клавиши)


Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация


Ход урока.

  1. Вход под музыку М. Глинки «Полонез из оперы «Жизнь за царя».

Приветствие.

  1. Работа по теме урока.

1.Беседа.

-- Как вы думаете, можно ли назвать маршем эту музыку?

(Нет, эта мелодия лёгкая, больше похожа на танец)

-- Это не марш, это польский танец - полонез.

Слайд 1.

П о л о н е з – польский танец (первоначально воинственный танец рыцарей). Особенно популярны были полонезы в XIX веке, из них есть очень известные такие, как полонез Шопена, Агинского. А этот полонез композитора М. Глинки из оперы «Жизнь за царя».

(Просмотр видео фрагмента)

-- Что вы знаете о Глинке? (Биография М. Глинка)

Слайд 2.

Глинка – основоположник национальной композиторской школы. Его сочинения оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов.


-- Какие вы знаете его произведения?

(«Арагонская хота», «Ты, соловушка, умолкни!», «Попутная песня» и т. д.

Композитор написал ещё две оперы !Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».)

Учитель: О подвигах и доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, кино, музыке. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, кантаты, солдатские песни и другие произведения. Русские композиторы, художники, писатели, поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Это образы Александра Невского, Ивана Сусанина и т. д. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусств.

Учитель: Сегодня на уроке нас ожидает удивительная музыка из оперы «Иван Сусанин», которая расскажет о героях прошлого времени. Её написал М. Глинка.

Опера была написана в 1936 году и в этом же году состоялась премьера этой оперы на сцене Петербургского Большого театра. В ней главный герой – Иван Сусанин.

Слайд 3.
-- Может, из вас кто-нибудь знает, какой геройский поступок он совершил?

(рассказы детей, стихотворения)

М. Глинка сочинил об этих события арию, которая так и называется «Ария Сусанина»

Слайд 4.

2.Слушание: ария Сусанина.

Учитель:


Ария состоит из трёх частей. Сегодня мы прослушаем с вами одну из частей этой арии.
-- Какой характер у этого героя? (сильный, мужественный)

-- Можем ли мы назвать его героем? Почему?

-- Да, он совершил великий подвиг, не пожалел своей жизни.

-- О чём думал герой перед смертью? (Он обращался к Богу с просьбой принять минуты смерти, прибавления силы, молится, а утром его убивают)


-- В каком темпе звучала музыка? (в умеренном)

-- Какой голос звучал? (бас)

-- Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Отечеству)

-- Можно Сусанина назвать патриотом Родины?

-- Какие чувства вызывает эта ария? (чувства печали, скорби)

3.Просмотр фрагмента оперы «Славься»

Учитель:


Завершает оперу хор «Славься».

-- Опера героическая. Почему?

Прославляется Русь-матушка с её героями.

--Почему в конце оперы поёт хор «Славься»?

Учитель: Прозвучала музыка, завершающая оперу. Этот хор и уже известная ария Сусанина являются самым важным моментом в опере: подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасённой от врага Москве – вот на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. Глинки.
Слайд 5.

-- Вы обратили внимание на звон колоколов во время звучания хора?

Слайд 6.

-- Как они звучали? (торжественно и призывно, подчёркивая праздничный характер музыки)


4. Исполнение оперы.

-- по нотам; со словами

-- со словами и хлопками;

-- в ансамбле с учителем.

Слайд 7.

Учитель: Каждый гражданин должен беречь свою Родину, быть патриотом своей страны, каким и был Сусанин. Когда вы подрастёте, то станете хорошими защитниками Отечества.

Многие композиторы написали и продолжают писать песни о Родине, о своём крае. Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах. В песне композитора В. Баснера «С чего начинается Родина» мы споём об этом.

5. Исполнение песня В. Баснера «С чего начинается Родина».

Слайд 8.


  1. Рефлексия

Выставление отметок.

Выход из класса под мазурку М. Глинки из оперы «Жизнь за царя».

Оснащение урока:

  • Учебник. Алеев. Музыка 3 класс

  • рабочая тетрадь

  • презентация к уроку

Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор

  • Матычева Е. В. План-конспект урока по теме
  • Цель
  • Развивающие
  • Методы и приемы, применяемые на уроке
  • Представление о результатах
  • Демонстрационный материал
  • Приветствие. Работа по теме урока.
  • Просмотр видео фрагмента)
  • 3.Просмотр фрагмента оперы «Славься»
  • 5. Исполнение песня В. Баснера «С чего начинается Родина».