Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Русские и удмуртские поэты 20 века о Родине и родной природе. Н. Рубцов. Ф. Васильев




Скачать 75.04 Kb.
Дата07.07.2017
Размер75.04 Kb.
ТипУрок
Урок литературы по теме»Русские и удмуртские поэты о Родине и родной природе. Н.Рубцов и Ф.Васильев»

Технологическая карта


Автор

Рябчикова Людмила Васильевна

Предмет, класс

Литература,5класс

УМК

КоровинаВ.Я.,ЖуравлеваВ.П.,Коровина В.И.

Тема:

Русские и удмуртские поэты 20 века о Родине и родной природе. Н. Рубцов.Ф.Васильев.

Цель урока:

Создать условия для восприятия поэзии о природе, для развития навыков анализа стихотворения; создать условия для знакомства с произведениями поэтов 20 века о Родине и родной природе.

Основные термины и понятия темы:

Лирика, приемы художественной выразительности,картины природы,лирический герой.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

-познавательные

1.развитие позитивной учебной мотивации,

2.формирование адекватной нравственной оценки
1.сформировать навыки литературного анализа художественного текста,

2. научиться выразительному, внимательному и вдумчивому чтению художественного текста


1. развитие готовности излагать свою точку зрения, аргументировать ее и делать собственный вывод
1.чтение, анализ художественного текста(выделение основной мысли,умение перерабатывать информацию из одной формы в другую,нахождение художественных средств,использованных автором)




Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Планируемый результат

Вызов.

Целеполагание.




Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.



Солнце вечером к дому спешит.

К дому конь веселее бежит,

Даже зернышко ранней весной

Возвращается в землю-домой.

Сколько в мире большом ни кружись,

Наша родина вечно зовет,

Дорога и бесценна-

Как жизнь.(Ф.Васильев)


Родина-это место, где родился и вырос человек.По отношению человека к его родной земле можно судить о его душе,уме.сердце.
Учитель предлагает посмотреть презентацию»Уголки местности села Шевырялово»
-Ребята, какие чувства вы испытываете, когда речь идет о родине?Какие образы вы видите?

-Сегодня мы будем говорить о родине, родной природе, какие мысли и чувства передают нам поэты, рассказывая о родной природе,месте, где родились и выросли. Эти вопросы волнуют каждого из нас,потому что Родина-это святое, как мама.

Познакомимся со стихами поэтов, которых считают истинно национальными.В работах мастеров находит выражение душа как удмуртского, так и русского народа.

-Какая сегодня тема нашего урока?Какова цель?





Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы, рассматривают фотографии со слайдов презентации, говорят о своих чувствах.увиденных образах.

Ученики обдумывают,ставят цели на урок.



Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Самостоятельное формулирование цели урока.



Содержание

Работа в группах с текстами стихотворений.Подготовка выразительного чтения стихотворений.Заполнение в таблице колонки»Опорная лексика».Заполнение «Сводной таблицы».

Учитель предлагает обсудить в группе вопросы и коротко записать ответы в таблицу.Каждая группа(их 3) работает по своим вопросам.

-1-я группа анализирует стихотворение Н.Рубцова»Родная деревня».Работает по плану:

1.Основная тема стихотворения.

2. Мысли и чувства автора.

3.Главная мысль(идея).

4.Художественные средства, используемые автором.

5.Какое впечатление произвело стихотворение.

-2-я группа анализирует стихотворение Ф.Васильева «Речка Моя.Сосна.Можжевельник.» Работает по плану:

1.Основная тема стихотворения.

2. Мысли и чувства автора.

3.Главная мысль(идея).

4.Художественные средства, используемые автором.

5.Какое впечатление произвело стихотворение Ф.Васильева»Речка Моя.Сосна.Можжевельник»

-3-я группа сопоставляет жизненные пути поэтов.Работает по плану:

1. Год рождения.

2.Место рождения.

3. Что воспевают в стихах.

4. Что значит для них

родина.


5.Что роднит их.



Самостоятельно выполняют задания и отчитываются о своей работе.

Сотрудничество в поиске информации.

Выражение своих мыслей.

Умение делать выводы.

Выразительное чтение стихотворений.



Рефлексия

Обобщение работы по творчеству поэтов с помощью «ПОПС»-формулы.

Учитель организует опрос, обсуждение индивидуальной работы.

Дети предлагают свои «ПОПС»-формулы и оценивают работу других.

Адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности.

Домашнее задание

Задание «Буриме»

Дома вы расскажете о своих чувствах в маленьких стихотворениях. Ваша задача-придумать стихотворения, используя предложенные слова.

Сочинить небольшое стихотворение с предложенными словами о своей родине, о селе Шевырялово.



Приложение.

Ф.Васильев. «Речка Моя. Сосна. Можжевельник».

Речка Моя.Сосна.Можжевельник.

Словно бархат зеленый трава.

В мяте прячется белый метелик.

Высоко над рекой синева.
Тюрагай дарит нивам и кленам

Песню,рвущуюся из души.

Горизонт в золотом и зеленом.

Полевая дорога во ржи.


Рожь волнуется.Ветер,играя,

Вдруг затих,присмирел,поражен

Красотою родимого края,

Думой светлою заворожен.


Вот что дорого мне, вот что свято

В долгом поиске новых дорог.

Разве сердце забудет когда-то

Все, что с детства любил и берег.

Бердыши.

Вот его родина.

Вот эта ширь-

Флора Васильева

Свето-поэзия:

В белых полях февраля-

Бердыши,

Север Удмуртии

С зимнею бездною.

Вот его родина.

«Стой.Не спеши.»-

Всюду прекрасных стихов

Отражение!

Песнею жизни его-

Бердыши,

Флора Васильева

Место рождения.

Вот его родина.

Яр.Хороши

Зори и дали,

Дышать-наслаждение…

Утро,


Встречают рассвет

Бердыши.


Здесь состоялось

Поэта рождение.

Биография Ф.И.Васильева

Флор Иванович Васильев родился 15 февраля 1934 года в деревне Бердыши Ярского района УР в семье сельского учителя.В 6-7 лет он уже знал наизусть стихотворения русских и удмуртских поэтов.Детство поэта»война как стебелек сломала».С малых лет запомнил тяжелые испытания военного времени, ожидание писем от отца с фронта и материнские руки, которые делили хлеб на «сейчас» и «потом».Но война нравственно закалила его душу.»Именно в детстве я открыл, как листья навстречу весне открываются»,-писал он. В лирических произведениях воспета деревня Бердыши и ее окрестности. Малая родина Ф.Васильева наполнена солнечным светом, шелестом листвы, запахом земляники, журчанием речки Мои. Здесь человеку радостно жить.Он более всего любил свою малую родину и почти всегда торопился возвращаться домой.


Биография Н.Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска.Родители его были вологжанами, уроженцами Тотемского края, куда и переехала семья в начале Отечественной войны. Детей было шестеро:три мальчика и три девочки. Война разрушила все. В 1942 году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать. Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детдом Тотемского района.Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной. Позднее, после долгих скитаний по миру,Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском.Во множестве стихов поэта нарисован образ этого глухого уголка Северной Руси.


Слова для задания «Буриме»

1.Любовь,село,жизнь,богатство.

2. Родина,село,семья,судьба.

3. Судьба,весна,село,радость.

4. Праздник,любовь.судьба.село.

5.Весною,светлей,красотою,веселей.

Таблица.



Часть плана

Опорная лексика

1. Основная тема стихотворения




2. Мысли и чувства автора




3. Главная мысль(идея)




4. Художественные средства,используемые автором




5.Какое впечатление произвело стихотворение






Рубцов Н.М.

Линии сравнения

Ф.И.Васильев




Год рождения







Место рождения(малая родина)







Где прошло детство







Что значит для него родина







Что роднит их




  • Автор Рябчикова Людмила Васильевна Предмет, класс
  • Основные термины и понятия темы
  • Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные -познавательные
  • Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты,задания и упражнения Деятельность учителя