Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Русская рок-поэзия 1970-х 1990-х гг. В социокультурном контексте




страница1/10
Дата19.02.2017
Размер1.69 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
67: 97-103

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Филологический факультет

на правах рукописи

ЛОГАЧЕВА Татьяна Евгеньевна

РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ 1970-х — 1990-х гг. В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Специальность 10.01.01 — Русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук профессор Е.Б.Скороспелова

Москва — 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

­Глава I. РОК-КУЛЬТУРА И РОК-ПОЭЗИЯ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОЦИУМОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 5

1.1. 9

1.2. 21

1.3. 32


Глава II. 35

НЕОМИФОЛОГИЗМ, СУГГЕСТИВНОСТЬ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ЛИРИКЕ Б. ГРЕБЕНЩИКОВА 35

2.1. 35

2.2. 41


2.3. 59

Глава III. 90

­ТЕКСТЫ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ И ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

БИБЛИОГРАФИЯ 127


- 3 -

ВВЕДЕНИЕ


Данная работа посвящена изучению русской рок-поэзии как особого поэтического жанра, сформировавшегося в последней трети XX века под влиянием как западной (англо-американской), так и национальной культурных традиций.

Предметом научного исследования впервые стала русская рок-поэзия 1970-х — 1990-х гг. в ракурсе ее взаимоотношений с социокультурным контекстом: рассматривается тот тип сознания, который порождает рок-поэзию и на который данная поэзия ориентирована; в то же время анализу подвергается генезис рок-поэзии в контексте литературного процесса.

Феномен рок-поэзии, с одной стороны, является частью рок-культуры и — в более широком плане — контркультуры (поскольку рок-культура представляет собой одно из проявлений молодежной контркультуры, сформировавшейся в 50-е — 60-е годы на Западе и оказавшей существенное влияние на формирование особой "альтернативной" системы духовных ценностей), а с другой стороны, соотносится с эстетическими категориями, определившими метаморфозы в облике прозы и поэзии в XX веке (неомифологизм, карнавализация, гротеск, интертекстуальность, дегармонизация традиционных композиционных структур). Представляется немаловажным осмысление рок-поэзии в соотношении с творческим наследием символистов, обэриутов и в контексте некоторых явлений современной поэзии (метареализм, концептуализм).

В работе ставится задача доказать, что такое явление как рок-поэзия является фактом литературы, и по отношению к анализу данного явления могут быть применены те же категории, кото-

- 4 -

рые используются при анализе явлений художественной культуры XX века



Первая глава работы "Рок-культура и рок-поэзия: взаимоотношения с социумом и художественной литературой" посвящена определению границ понятия рок-культуры, введению в социокультурный аспект проблемы. Рассматриваются функции рок-культуры и рок-поэзии в социуме как инструмента "поколенческой самоидентификации", проводятся параллели между контркультурным типом сознания, выражением которого является рок-поэзия, и карнавальным мироощущением. Делается попытка проследить процесс генезиса рок-культуры, выяснить, на какие "понимающие структуры" она ориентирована, а также каким образом данная разновидность поэтического текста соотносится с поэзией в целом.

В первом разделе первой главы отмечается, что возникновение рок-культуры и самого понятия "рок" является процессом, отражающим основные закономерности изменения общественного сознания на Западе в эпоху, наступившую после окончания второй мировой войны. Необходимость выработать новые мировоззренческие установки получила свое воплощение в феномене контркультуры, представляющем собой сложный комплекс философских, социологических, политических и художественных явлений, объединяющим началом которых является попытка создания альтернативной системы духовных ценностей, соответствующих глобальным изменениям, которым подверглась ментальность нового поколения по сравнению с ментальностью поколения "отцов". Рок-культура на Западе стала одним из способов выражения новой ментальности: она включала в себя не только чисто художественные аспекты, связанные с появлением нового

- 5 -

музыкального стиля — рок-н-ролла, но и­ оказывала несомненное влияние на весь образ жизни поколения "детей бэби-бума". Однако в конечном счете происходит тиражирование и нивелирование контркультуры, интеграция ее в систему ценностей "массовой культуры".



Во втором разделе первой главы рассматривается специфика бытования рок-культуры в СССР и России. Рассматриваются особенности создания рок-текстов на русском языке, производится обзор ряда советских и российских изданий, как официальных, так и подпольных, публиковавших переводные и оригинальные материалы о проблемах рок-музыки в 80-е — 90-е годы (книги Н. Кона, Х. Дэвиса, И. Смирнова, статьи А. Троицкого, М. Пушкиной-Линн, И. Соколовского1 и др.).

Третий раздел первой главы посвящен текстам рок-композиций, области рок-культуры, получившей наименьшее освещение в литературе в силу господствующего традиционного подхода к текстам рок-поэзии как к маргинальному, "низкому" жанру, малоинтересному в поэтическом отношении.

В связи с проблемой анализа рок-текстов отмечаются вышедшие в последние годы работы таких исследователей, как

__________

1 Кон Н. Рок как есть. Очерки очевидца истории поп-музыки. — Русский перевод: // Ровесник. 1985. №№ 6-11; Пушкина-Линн М. Осенняя исповедь // Экран и сцена. 1990. № 40 (4 октября); Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М. 1994; Соколовский И. Конец андерграунда // Контр Культ Ур'а (самиздатовский журнал). 1991. № 3. С. 130-134; Троицкий А. Ребята ловят свой кайф // Зеркало. 1981. № 2. — Цит. по: "Золотое подполье", с. 206-210; Davis H. "The Beatles": The Authorized Biography. L.-N.Y. 1968. — русский перевод: // Ровесник. 1983. №№ 8-12.

- 6 -


В.А. Зайцев2, В.А. Карпов3, Г.Н. Малышева4, А.И. Николаев5. Анализируется специфика рок-текста, отмечается, с одной стороны, универсальность и интернациональность, заложенная в его природе, а с другой — детерминированность набора реалий, на основе которого происходит формирование текста рок-композиции.

Во второй главе ("Неомифологизм, суггестивность и интертекстуальность в лирике Б. Гребенщикова") анализируются эстетические аспекты текстов рок-композиций данного автора.

В первом разделе второй главы дается представление об эволюции творчества Б. Гребенщикова, рассматриваются различные взгляды на специфику текстов рок-поэзии Гребенщикова (Троицкий6, Смирнов7, Житинский8).

Во втором разделе второй главы характеризуется рок-поэзия Б. Гребенщикова с точки зрения использования в ней традиционных литературных приемов и адаптации их к "контркультурному"
__________

2 Зайцев В.А. Новые тенденции современной русской советской поэзии // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1991. № 1. С. 3-12.

3 Карпов В.А. Партизан полной луны (Заметки о поэзии Б.Гребенщикова) // Русская словесность. 1995. № 4. С. 79-84.

4 Малышева Г.Н. Рок-поэзия Бориса Гребенщикова // Малышева Г.Н. Очерки русской поэзии 1980-х годов. М. 1996. С. 111-132.

5 Николаев А.И. Особенности поэтической системы А.Башлачева // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново. 1993. С. 119-125.

6 Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М. 1991.

7 См. сноску 1.

8 Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. Музыкальный роман. — Л. 1990.

- 7 -


типу сознания, в контексте которого она создается.

Третий раздел второй главы посвящен рассмотрению специфики лирики Гребенщикова в литературном и социокультурном контекстах. Проводится анализ интертекстуальных связей лирики поэта, исследуется специфика освоения им чужого текста, поэтика аллюзий и реминисценций, рассматриваются неомифологические тенденции, присущие текстам его лирики.

Третья глава диссертации ("Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф") обращена к рассмотрению текстов рок-поэзии, объединенных петербургской темой, (Б. Гребенщиков "Пески Петербурга", "Вавилон", "Молодые львы" "Дорога 21"; А. Башлачев "Петербургская свадьба", "Абсолютный вахтер"; Ю. Шевчук "Черный пес Петербург", "Суббота", "Ленинград") в плане их соотнесенности с Петербургским текстом русской литературы.

Петербургский текст, представленный в диссертации на основе исследований, посвященных проблеме Петербургского текста (работы Л. Долгополова, Ю.М. Лотмана, Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, В.М. Паперного, Р.Д. Тименчика, В.Н. Топорова9), выс

___________

9 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века. М. 1985; Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. // Ученые записки ТГУ. вып. 664. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Тарту. 1984; Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (предварительные замечания) // Блоковский сборник III. Тарту. 1979. С. 3-33; Минц З.Г. Блок и Гоголь // ТГУ. Блоковский сборник II. Тарту. 1972; Паперный В.Л. Гоголевская традиция в русской литературе начала XX века (А.А. Блок и А. Белый — истолкователи Н.В. Гоголя). А.К.Д. ТГУ. Тарту. 1982; Тименчик Р.Д. "Поэтика Санкт-Петербурга" эпохи символизма/постсимволизма. // Ученые записки ТГУ.

- 8 -


­­тупает в контексте анализа рок-поэзии в качестве постоянно обновляющейся, содержательно и формально значимой эстетической традиции. "Вписанность" в эту традицию, либо чуждость ей может служить критерием художественной оценки исследуемого явления.

­­__________



Вып. 664. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Тарту, 1984; Топоров В.Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы" (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М. 1995.

- 9 -

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • ­Глава I. РОК-КУЛЬТУРА И РОК-ПОЭЗИЯ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОЦИУМОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 5 1.1. 9 1.2. 21
  • Во второй главе
  • Третья глава