Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Русская культура




Скачать 441.57 Kb.
страница1/3
Дата17.06.2017
Размер441.57 Kb.
  1   2   3



ТАМБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ТАРАС ШЕВЧЕНКО
И

РУССКАЯ КУЛЬТУРА






ВЫПОЛНИЛА:

МАНАННИКОВА ОЛЬГА, ученица 9 класса



РУКОВОДИТЕЛЬ:

КОМАРОВА В. М., учитель русского языка


и литературы
2004

ПЛАН
I. БОГАТСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ШЕВЧЕНКО.
II. ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА.


  1. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО.

  2. ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ.

  3. СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТА.

  4. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ШЕВЧЕНКО.

  5. НОВАЯ СТУПЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЭТА.

  6. «ПОД СТРОЖАЙШИЙ НАДЗОР, С ЗАПРЕЩЕНИЕМ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ!»

  7. ИНТЕРЕС К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ ГЕРОЯМ.

  8. ВЛИЯНИЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТВОРЧЕСТВО ТАРАСА ШЕВЧЕНКО.

  9. «ЛЮБОЙ СТРАНЕ, ЛЮБОЙ НАЦИИ НЕТ СЛАВЫ БОЛЬШЕЙ, КАК СОЗДАВАТЬ НЕЧТО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».


III. «ТЯЖКО, ТЯЖКО НА ЧУЖБИНЕ С ЖИЗНЬЮ РАСПРОСТИТЬСЯ»



ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА
I. БОГАТСТВО ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
Говорить о Шевченко легко. Открываешь томик его стихов, и они словно сами настраивают тебя на свой лад:
Течет вода от явора,

Яром на долину.

Красуется над водою

Красная калина…


Каждый раз не перестаешь удивляться богатству увиденного и услышанного поэтом мира. Его слух воспринимает звучащую природу от завывания ветра, рева и стона Днепра до скрипенья сухих ясеней и уханья сычей. Его взгляд улавливает тончайшие переходы утра, дня и вечера. Природа и песня то гармоничны с поступками и настроением героя, то резко с ним контрастируют.

Он мог быть нежным, погруженным в волшебство народных поверий и красоту родной Украины, но голос его креп, становился неистово-саркастическим и гневным, когда дело касалось «благоденствия» народа в руках крепостников.

Его поэзия необычайно многозвучна. Полные экспрессии призывные ритмы: «Огни горят, оркестр играет…», сменяются грозными инвективами: «видит ли господь сквозь тучи наши слезы, горе?», и озаренными предвидением будущего торжественными, как гимн, строками: «работящим умам, работящим рукам целину поднимать…»

Его поэзия соткана из раздумчиво-медитативных интонаций: «Все в мире проходит. Живет – умирает. Куда ж оно делось? Откуда взялось?» – и буквально полнится народно-песенными мотивами, то невыплаканно-грустными, то задорными и, как этот, например, чуть лукавыми и озорными: «протоптала тропочку через яр, через гору, миленький на базар…»

Таков Шевченко. Ему каждый раз присуще творческое откровение, он очень разный в разные

периоды своей жизни и всегда целостный в своем кредо, в котором боль за страдания народные сплелась с борьбой за устранение социального зла.

Украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. В творчестве Шевченко отразились самые прогрессив­ные идеи эпохи, самые передовые устремления русской общественности, выражавшие заветные думы и чаяния народа. Именно поэтому так велико общенациональное значение Тараса Шевченко.

Говорить о Шевченко трудно. Чрезвычайно трудно. Каждая его строка выстрадана жизнью. А жизнь его была тяжелой с самого раннего детства.


II. ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО И РУССКАЯ КУЛЬТУРА
1. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда, Киевской губернии. Родители Шевченко были крепостными помещика Энгельгардта, принадлежавшего богатейшему потомку лифляндских баронов, и жили в большой бедности..

Когда Тарасу было три года, семья переселилась в соседнее село Кирилловку. У кирилловских крестьян были крохотные наделы земли – одна-полторы десятины на хозяйство. Однако и эту землю как следует возделывать не удавалось. Все силы уходили на барщину – принудительный труд на земле помещика.

Село как будто погорело,

Как будто люди одурели, -

Без слов на барщину идут

И за собой детей ведут!


На девятом году жизни он потерял мать. Через два года умер отец. Мальчик остался круглым сиротой и жил у чужих людей из милости.
Тяжко, тяжко жить на свете

Сироте без роду:

От тоски-печали горькой

Хоть с моста – да в воду!


Один за другим сменялись у него «учителя», в большинстве своем невообразимые пьяницы и самодуры – сельские дьячки. Шевченко бунтовал, убегал от них и, словно бросая вызов тяготам, рос на диво одаренным человеком. За обучение и за кусок хлеба Тараса заставляли выполнять тяжелую работу. Дьячок Богорский попросту сделал мальчика своим слугой: Тарас носил воду, убирал помещение школы. В награду за работу его часто били. «Мое детское сердце было оскорблено этим исчадием деспотических семинарий миллион раз, и я кончил с ним так, как вообще оканчивают выведенные из терпения беззащитные люди, - местью и бегством».

Маленький Тарас, убежав от Богорского, батрачил у попа, учился у маляров.

Затаив дыхание, он слушает, как поет сестра Катерина, бродячие певцы – кобзари, бандуристы и лирники, как рассказывает о Колиивщине дед Иван, живой свидетель этого большого народного восстания (1768) , которое прокатилось по всей Правобережной Украине, захватив и родную Тарасу Звенигородщину, село Кириловку, где проходило его детство. Дед Иван вспоминал о славном полководце Богдане Хмельницком, об украинском гетмане Петре Сагайдачном и вожаках ве­ликого крестьянского восстания XVIII века Гонте и За­лизняке (Железняке). Уже тогда в сознании будущего по­эта зарождались образы его большой поэмы «Гайдамаки».

Когда Тарасу исполнилось пятнадцать лет, управляю­щий помещика Энгельгардта зачислил мальчика в дворо­вую челядь.

Теперь Шевченко особенно чувствовал на себе гнет подневольной жизни.
…………Счастье, мама,

Что ты так рано спать легла,

А то бы бога прокляла

За мой удел.


Он сначала был поваренком на кухне, а затем «казачком», то есть комнатным слугой по­мещика. Дворовому «казачку» вменялись в обязанность «молчание и неподвижность» в углу передней до очередного оклика барина. А все естество Тараса неудержимо рвалось на волю. В просторы теплых дождей, трепетало от одного прикосновения к бумаге и кисти. Написавший множество работ о Шевченко и, собственно, заложивший основы научного шенченковедения Иван Франко назовет его поэзию «поэзией жажды жизни». И надо сказать, что эта жажда – свободы, духовного утверждения и абсолютного неприятия деспотизма – отличает Шевченко уже с первых его шагов как в литературе, так и в живописи.
2. ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ
В то далекое время каждую свободную минуту Тарас умудрялся заниматься любимым делом — рисованием. Несмотря на побои и угрозы, он все, что видел, зарисовывал каранда­шом, углем, мелом — чем придется.

Шевченко побывал со своим барином в Киеве и Вильно. Во время остановок на постоялых дворах он добывал лубочные картинки с изображением Кутузова и героя Отечественной войны 1812 года казака Платова и, как умел, перерисовывал эти картинки. Мальчик тихо напевал любимые украинские песни и украдкой срисовывал картины, висевшие по стенам бога­той квартиры Энгельгардта. Однажды — это было 6 декабря 1829 го­да — Энгельгардт уехал на традиционный бал в дворян­ское собрание. «Казачок» Шевченко, оставшись один, за­жег свечу и стал срисовывать Платова с лубочной кар­тинки. Углубившись в работу, он не заметил, как возвра­тился его барин. Энгельгардт больно выдрал за ухо юно­го художника, а на следующий день кучер Сидорка, по приказу барина, выпорол Тараса на конюшне. Энгельгардт убедился, что из Тараса слуги не выйдет. Он решил сделать его своим «придворным» живописцем.



Ничего нет странного в том, что, оказавшись вместе с другой челядью молодого барина в 1831 году в Петербурге и «законтрактовавшись» там на четыре года в мастерскую живописца Ширяева, Тарас случайно встретился с художником И. Сошенко (1836). Случайность обернулась закономерностью. Сошенко не мог не обратить внимания на одаренного юношу. Их встреча произошла в Летнем саду, где восемнадцатилетний юноша срисовывал статую Сатурна. После трудового дня Шевченко часто убегал в Летний сад, где находились слепки античных фигур. Иван Максимович Сошенко принял горячее участие в судьбе крепостного юноши, так как был очень добрым и отзывчивым человеком, и познакомил его с замечательным мастером живописи — профессором Ака­демии художеств. Брюлловым, со знаменитым поэтом Жуковским, с украинским писателем Е. Гребенкой. Они решили определить Шевченко в Академию художеств; но ему, как крепостному, доступ туда был закрыт. Нужно было освободить его от крепостной зависимости. Художник Венецианов отправился к Энгельгардту, чтобы уговорить помещика отпустить Шевченко на волю. Помещик-самодур продержал Венецианова около часа в передней, и когда тот попытался заговорить о фи­лантропии, Энгельгардт грубо оборвал его: «При чем тут филантропия? Деньги, и больше ничего». И помещик назначил две с половиной тысячи рублей за выкуп своего художника. Деньги для выкупа были добыты своеобразным пу­тем: Брюллов написал портрет Жуковского, и этот порт­рет разыграли в лотерею. 22 апреля 1838 года Энгельгардт подписал Шевченко отпускную. Выдающиеся деятели русской и украинской культуры — К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, А. Г. Венецианов, В. Григорович, Е. Гребинка, А. Мокрицкий и другие — помогли выкупить его из крепостной неволи.

Тарас Григорьевич стал студентом Академии худо­жеств. Он учился у «Карла Великого», как прозвали зна­менитого художника Карла Брюллова. Полны глубокого смысла годы, проведенные им в Академии художеств, где он, любимый ученик Брюллова, прошел курсы различных наук и постиг высокий класс живописи. В годы учебы в Академии художеств он создал целый ряд своих известных произведений, среди которых можно назвать «Автопортрет», основывающиеся на украинской действительности картины «Катерина», «Крестьянская семья», «На пасеке», многочисленные рисунки, в том числе «Хата родителей Т. Г. Шевченко в с. Кириловке», а также автоиллюстрации и иллюстрации к произведениям Пушкина, Квитко-Основьяненко, Надеждина, Гоголя.

В формировании Шевченко важно все, начиная от его общения с видными деятелями русской и украинской культуры до самообразования, которым он занимался то в мастерской Ширяева, то, позже, в библиотеке Гребенки, открывая для себя мир Гомера, Шекспира, русскую и украинскую классику. Шевченко много читал. Его интересовало все: поэзия и история, физика и медицина, история искусств и философия. Он зачитывал­ся Пушкиным и Гоголем, Лермонтовым и Жуковским, Гомером и Данте, Шиллером и Вальтер-Скоттом. Шев­ченко прилежно посещал лекции по физиологии, зоологии и физике, изучал французский язык, ходил на выставки и в театры, слушал концерты лучших музыкантов. Огромная восприимчивость к культуре дала Шевчен­ко возможность в короткий срок подняться до уровня образованных людей, с которыми он общался. Брюллов очень ценил своего ученика и старался приучить его к работе над образцами античного искусства, которое ка­залось Шевченко величественным, но холодным. Его привлекали народные образы и картины народной жиз­ни. Перед ним вставали видения родины, и ему хотелось запечатлеть их не только карандашом и кистью, но и словом. В первый же год учебы в Академии он получает за рисунок с натуры серебряную медаль, первую свою медаль, за которой последуют вторая, третья... Общение с мастерами кисти и слова способствовало духовному становлению Шевченко, расширяло его знания, оттачивало мастерство. «Незабвенные, золотые дни» учебы в Академии художеств были самым светлым, самым радостным временем в его жизни. О нем он взволнованно рассказывает в автобиографической повести «Художник». В живописи, как и в поэзии, он остался верен правде жизни. Об этом говорят его картины («Катерина»), офорты («Живописная Украина») и особенно акварели и рисунки, созданные в ссылке («Наказание шпицрутенами»). Шевченко был и прекрасным иллюстратором.



3. СТАНОВЛЕНИЕ ШЕВЧЕНКО КАК ПОЭТА
Стихи Шевченко — образец высокой, чистой поэзии, они отличаются простотой, ясностью, динамизмом. По собственному признанию, он начал писать стихи в светлые летние ночи 1837 года. В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь", где были впервые опубликованы стихотворения "Думы мои", "Перебендя", "Думка" ("Нащо менi чорнi брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. Стихи поэта быстро и широко распространялись, находили живой отклик в душе миллионов людей: Широкий Днепр ревет и стонет, Сердитый ветер листья рвет, К земле все ниже вербы клонит И волны грозные несет. (Перевод М. Исаковского.) Многие из стихов «Кобзаря» вскоре после написания становились народными песнями. Первыми «композиторами» и исполнителями произведений Шевченко были простые, неграмотные украинские крестьяне, которым стихи поэта были близки по духу, песенно-музыкальной форме. Высшая честь для любого поэта! Они вдохновляли и продолжают вдохновлять композиторов, драматургов, художников, кинематографистов. Первые стихи Шевченко — романтические баллады, лирические элегии, песни: «Порченая», «Ветер буйный», «Течет вода в сине море» и другие. В них он, продолжая традиции кобзарей, воспринял их песенный строй и поэ­тические образы: русалки, плещущиеся в волнах реки; девушка, тоскую­щая по любимому, ушедшему в дальние края; приволь­ная степь с курганами — богатырскими могилами, над ко­торыми гуляет буйный ветер; слепой кобзарь, перебираю­щий струны, поющий думу о прошлом: о походах казаков, о Запорожской Сечи, о борьбе за волю и правду. Стихи Шевченко помогали бороться с неправдой, несправедливостью, злом. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например, вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость.

В стихотворениях Шевченко звучала горячая любовь к родному народу, достойному лучшей доли.


Думы мои, думы моя,

Горе, думы, с вами!

Что вы встали на бумаге

Хмурыми рядами?

Что вас ветер не развеял

Пылью на просторе?

Что вас ночью, как ребенка,

Не прислало горе?..

Этим обращением к своим поэтическим мыслям от­крывался «Кобзарь» Тараса Шевченко. Поэт посылал свои думы на Украину, мечтая о том, чтобы его сердеч­ное слово проникло в крестьянские хаты. «Эта небольшая книжечка, - по словам И. Франко, - сразу открыла словно новый мир поэзии. Прорвалась, подобно чистому холодному роднику, засветилась неизвестной дотоле в украинской литературе ясностью, простотой и поэтической грацией выражения». Кобзарь – это украинский народный певец, сама мудрость и совесть народа. С трогательной нежностью изобразил Шевченко ста­рого слепого кобзаря Перебендю, который ходил из села в село, воспламеняя своим словом сердца людей, призывая их к мщению и надежде. У Перебенди для каждого была своя песня, глу­боко западавшая в душу.
Хорошо, кобзарь, отец мой,

Хорошо, что ходишь

На курган и словом, песней

Душу нам отводишь!


Таким было и слово Шевченко. Недаром по выходе книги его самого станут называть Кобзарем, а название «Кобзарь» «по традиции, - как скажет украинский советский поэт Максим Рыльский, - перейдет на все, сочиненное им в поэзии, объединяясь в сознании читателя этим чудесным магическим словом». «Кобзарь» необычайно популярен и переведен на многие языки мира. Шевченко унаследовал вековые духовные ценности, созданные украинскими и другими славянскими народами. Но из всех песен кобзарей особенно волновали Тараса Шевченко песни об историческом прошлом Украины. Ри­суя славное прошлое украинского народа, Шевченко в ту пору идеализировал это прошлое. Запорожская Сечь — украинская полувоенная организация казаков, существо­вавшая до XVIII века в низовьях Днепра и сыгравшая прогрессивную роль в истории украинского народа, — представлялась ему свободной республикой

Правдиво рисуя тяжелую жизнь угнетенных крестьян, он выражал сокровенные народные мысли о необходимости уничтожения крепостничества и самодержавия. Шевченко призывал к глубокому и серьезному изуче­нию крестьянской жизни: «Чтобы знать людей, надо жить с ними. А чтобы писать о них, надо самому быть челове­ком, а не бумагомарателем. Вот тогда пишите, и тогда работа ваша будет работой честной». Поэтический язык «Кобзаря», соединивший в себе достижения украинского литературного языка и живость, остроту оценки и афористичность народно-разговорной речи, засветился мыслью, заискрился множеством новых граней, открыл богатейшие россыпи чувства.

Критика по-разному встретила первую книгу молодо­го поэта. «Отечественные записки» похвалили стихи. «Литературная газета» отмечала, что в поэзии Шевчен­ко «много огня, много чувства глубокого, и везде дышит в них горячая любовь к родине. Его картины верны с на­турой и блещут яркими, живыми красками». Некоторые реакционные критики упрекали поэта в том, что он пишет «по-мужицки». «Пусть я буду и мужицкий поэт, лишь бы только по­эт. Мне больше ничего и не нужно!» — писал Шевченко. Современники сравнивали роль Т. Шевченко в украинской литературе с ролью Пушкина в русской и Мицкевича в польской. И позже М. Горький подчеркнет, что эти писатели с наибольшей красотой, силой и полнотой воплотили дух народа. Народ выступает здесь как активная сила истории, как двигатель духовного прогресса.

Горький, говоря о Шевченко, подчеркивал, что через все его творчество проходит единство мыслей и чувств поэта с мыслями и чувствами народа: «В его (Шевчен­ко.—А. Д.) жалобах на личную судьбу слышна жалоба всей Малороссии, в его воспоминаниях о казацкой воле вы чувствуете воспоминания всего народа».

В «Кобзаре» Шевченко сильна революционно-демо­кратическая направленность — и в содержании, и в языке, и в поэтических образах. Шевченко выступает как яростный враг крепостного строя. Поэт раскрывает бездушие и жестокость «гнуснейшего и подлейшего сословия» — феодалов-крепостников.

Поэма «Катерина» волновала читателей жизненной правдой и вселяла в их сердца не­нависть к панам-душегубам. Не раз впоследствии Шев­ченко возвращался к этой теме — поруганной женской любви. С нежностью рисовал поэт обиженных и несчаст­ных девушек, таких, как Катерина.

Поэма «Гайдамаки» была начата Шевченко еще осенью 1839 года, но вышла в свет лишь в 1841 году, по­сле долгих цензурных мытарств. К социальному гнету прибавлялся религиозный: еще в XVI веке, по так назы­ваемой Брестской унии, православная церковь на Украи­не была подчинена папе римскому. Униатское и католи­ческое духовенство действовало в интересах польской шляхты и призывало украинцев к смирению и покорно­сти. Не раз вспыхивали крестьянские восстания, но они жестоко подавлялись польскими панами. Во второй половине XVIII века шляхетская Польша вступила в полосу политического упадка. На престоле сидел король Станислав II Понятовский, бывший покор­ным орудием в руках русской царицы Екатерины II. Про­тив Станислава Понятовского восстала часть шляхты, и в 1768 году, под руководством Пулавского, она создала вооруженный союз — Барскую конфедерацию. Банды конфедератов грабили Украину, издевались над народом. Против дикого разгула шляхты поднялось народное восстание, вошедшее в историю под названием Колиивщины. Это восстание и описано в поэме «Гайдамаки». В «Гайдамаках» Шевченко дал широкую картину крестьянской революции, стихийной, незрелой, но рож­денной жаждой правды и свободы. Борьбу возглавил Максим Железняк. Его гайдамаки громят польскую шляхту, поджигают помещичьи усадьбы. Восстание зарождается под Чигарином; оттуда Же­лезняк, Неживый и другие вожди повстанцев повели свои отряды. К Железняку присоединились казаки пол начальством Ивана Гомты. Повстанцы заняли город Умань и три недели держали его. Царское правительство, испуганное неожиданным размахом крестьянских волне­ний, послало войска на помощь польской шляхте. Восста­ние было разгромлено, Железняка сослали в Сибирь на каторгу, Гонту шляхтичи казнили после страшных пыток. Шевченко в своей поэме дал не просто реалистическое изображение событий 1768 года—в ней звучит призыв к восстанию против царизма.

Поэма «Гайдамаки» имела большой успех в передо­вых кругах украинского общества. Великий патриот, Шевченко воспел здесь героев многовековой борьбы со злейшими врагами трудовой Украины. Поэма поражает богатством стихотворных ритмов, волнующих образов, ярчайших лирических и эпических описаний. Здесь, как и в каждом подлинном произведении искус­ства, глубокое идейное содержание сочетается с велико­лепной, доходчивой до миллионных масс национальной формой. Недаром великий русский критик Добролюбов так высоко оценил поэму «Гайдамаки»: «чудно разнообраз­ную, живую, полную силы и совершенно верную народ­ному характеру...» Поэма «Гайдамаки» — самая крупная из всех исторических поэм Шевченко; значение ее состоит в том, что поэт, рисуя образцы гражданской доблести в прошлом, вызывал тем самым невольные сопоставления с настоя­щим.

Стихи Шевченко нашли широкое распространение в народе. «Кобзарь» зачитывали до дыр. Когда поэт в 1843 году, после многих лет отсутствия, приехал на роди­ну, он услыхал из уст крестьян и кобзарей свои песни и думы.

Шевченко посетил знакомые места на Украине, пови­дал родных, томившихся под ярмом крепостничества. «Везде был и всё плакал, — писал поэт другу: — разори­ли нашу Украину». Шевченко был радушно и покровительственно принят в помещичьих усадьбах. Но блеск барских домов не мог отвлечь поэта от мыслей о братьях-крепостных, о нищих селах, о тяжелом, подневольном труде, ценой которого куплена показная роскошь помещичьего быта. В дымных хатах, где из каждой щели сквозили нуж­да и бесправие, он чувствовал себя среди близких и род­ных. Поэт не раз вспоминал потом, в далекой ссылке:

И очень тяжко, страх как тяжко

В пустыне этой пропадать!

Еще трудней на Украине

Все видеть, плакать и молчать!

Украинские паны-националисты хотели сделать Шев­ченко «своим человеком». Напрасные старания! Борьба с крепостничеством и самодержавием стала основной темой его поэзии:

Нет, запоем мы песню славы

На пепелище роковом,

Мы цепь неволи разорвем,


  1   2   3

  • РУССКАЯ КУЛЬТУРА
  • КОМАРОВА В. М., учитель русского языка