Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Русская культура Серебряного века




Скачать 212.27 Kb.
Дата04.06.2017
Размер212.27 Kb.
ТипКонспект
КОНСПЕКТ

интегрированного урока

по мировой художественной культуре и литературе,

проведенный в 11 «А» классе




ПОДГОТОВИЛИ:

Жиленкова Валентина Ивановна,

учитель мировой художественной культуры;


Ямпольская Ольга Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы





ТЕМА: Русская культура Серебряного века

Цели: 1) создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке, искусстве и литературе; углубить представление учащихся о направлениях в искусстве и литературе – символизме, акмеизме, футуризме; познакомить одиннадцатиклассников с произведениями известных художников, композиторов, поэтов Серебряного века;

2) формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать материал; развивать образное и ассоциативное мышление, речевые навыки, умение работать индивидуально и в группах с использованием ИКТ;

3) пробудить интерес к культуре Серебряного века, к личности и творчеству отдельных деятелей искусства и литературы этого периода.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, портреты художников, композиторов, поэтов Серебряного века, записи произведений С. Рахманинова, репродукции картин Серова, Сурикова, Кандинского, Малевича, видеофрагмент фильма «Черный квадрат» Казимира Малевича», аудиозапись романса на стихи А. Блока «Опять, как в годы золотые…» в исполнении В. Агафонова (муз. Ю. Борисова)
Эпиграфы: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

Н. Бердяев


И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл.

А.А.Ахматова

Ход урока




  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя литературы (на фоне музыки С. Рахманинова).

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова «Серебряный век»



? Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - ….»

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, недолговечность, блики, тайна, волшебство, шепот, голоса, уста, глаза…

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Тема нашего урока…………………….. Цели…………………….

Сегодня на нашем уроке присутствуют историк, искусствовед, литературовед. Они помогут нам понять, что же это за эпоха «Серебряный век», как развивалась культура России в этот период.



  1. Искусствовед.

Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века.

В искусствознании и литературоведении словосочетание «Серебряный век» обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закреплиось после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).




  1. Чтение отрывка из стихотворения Д. Мережковского заранее подготовленным учеником:

…скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?


  1. Учитель МХК

Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Обратите внимание на эпиграф к уроку. В чем сущность социокультурного феномена Серебряного века? Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Культура - это всегда отражение истории.

Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…

(Мультимедийная презентация важнейших событий в начале XX века).


  1. Выступление Историка

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.

1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 – начало царствования Николая П.

1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви

С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических либеральных, консервативных, националистических.

1903 – второй съезд РСДРП.

1904-1905 – русско-японская война.

Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности

1905-1907 – первая русская революция.

1906 – создание I Государственной Думы;

- аграрная реформа Ситолыпина.

1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

1914 – начало первой мировой войны.

1917 – Февральская революция; свержение самодержавия;

- Октябрьская революция.

Совершены научные открытия   С.И. Вавиловым,, И.П. Павловым, А.С. Поповым




  1. Икусствовед..

Как же чувствовала себя в это время художественная интеллигенция? Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников: И.Е.Репина, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.С.Петрова-Водкина.            

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, оказавшееся большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро - художники К.А.Сомов, Л.С.Бакет, М.В.Добужинский, Е.Е Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

             В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в живописи. Если в XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографией, то в начале XX века художники отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии.




  1. Учитель МХК.

Руси уходящей, монашеской, монастырской посвятил свою музу Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). Через свои полотна он пытается понять сущность русской души.

Руси уходящей, монашеской, монастырской посвятил свою музу Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). Через свои полотна он пытается понять сущность русской души.



  1. Презентация (творчество Нестерова).

«Видение отроку Варфоломею» — момент из детства великого русского святителя Сергия Радонежского, чья спокойная, чистая жизнь заполнила собой почти столетие. Сергий (в миру Варфоломей) родился в тревожное для России время. Татарщина ложилась камнем на сердце народа. Ханы властвовали. Чуть что — карательная экспедиция, зверства, грабеж, насилие и кровь.

Семилетний Варфоломей, из небогатой боярской семьи, отыскивал жеребят, которые забрели куда-то и пропали. Бродил по полям и лесу, по берегу ростовского озера, кликал, похлопывал бичом... Нашел не то, что искал. Под дубом встретил он старца-черноризца.

Что тебе надо, мальчик? — спросил старец. Варфоломей рассказал про свои огорчения.

Незнакомец вынул из-за пазухи просфору, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

- Это дается тебе в знак благодати.

Варфоломей всегда был задумчивым, созерцательным мальчиком, а теперь стал настоятельно просить родителей отдать его в монастырь. Отец не пускал, и он ещё несколько лет прожил в родительском доме. Потом все же ушел в лес, очень далеко, выбрал место на небольшой площадке, которая высилась как церковная маковка, и поселился гам.

Сперва было страшно. В церковке, срубленной им и братом, который не остался в лесу, Варфоломею виделись бесы.

Но сколь ни одинок был в то время Преподобный, слухи о его пустынничестве шли.

И вот стали к нему являться люди, прося взять к себе. Построили двенадцать келий. Обнесли их тыном. Жили тихо и сурово.

Так проходили годы. Монастырь рос. Сергий был прост: беден, нищ, равнодушен к благам. По виду Сергия можно было принять за последнего из монастырских послушников. Однако же тихое его слово было слышно далеко по России. Братия настояла, чтобы Сергий стал игуменом. Возник Троицкий монастырь.

А в Москве великий князь Дмитрий (Донской) возвел каменный Кремль. «Всех князей русских стал подводить под свою волю, а которые не повиновались, на тех начал посягать». Дмитрий имел далеко идущие планы: объединить под началом Москвы разобщенные русские княжества и дать, наконец, отпор ненавистной Орде и литовцам, нагло рвущимся к Москве.

За благословением на страшный бой великий князь Дмитрий поехал к Сергию.

До сих пор преподобный Сергий был тихим отшельником, тружеником, скромным игуменом. Теперь стоял перед трудной задачей: благословения на кровь. И он благословил ту сторону, которую считал правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию.

Начался молебен в Сергиевой Лавре. Во время службы прибывали вестники — война и


в Лавру шла, - докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Дмитрия остаться к трапезе.

- Тебе, господин, - сказал он ему после трапезы, — следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу самого Христа! Бог не пропустит Орду одолеть нас. Иди, не бойся.

8 сентября 1380 года! Хмурый рассвет. Дон и Непрядва, Куликово поле. Русь вышла в степь мериться со зверем степи! Единоборство Куликова поля вышло из размеров исторических. Создало легенду. Битва была — особая. Столкновение миров.

Предсказание Сергия исполнилось: Дмитрий возвратился в Москву победителем. Сама победа грандиозна, и значение ее, прежде всего, моральное: было доказано, что мир европейский, христианский — не рабы, а сила и самостоятельность!



  1. Беседа:

- Почему именно к образу этого человека обращается Нестеров? (надежда на духовное возрождение.)

- К какому направлению можно отнести творчество Нестерова (реализм)

- Что в этой картине подсказывает зрителю, что юноша этот станет святым для России? ( Церковь вдали, икона в руках старца напоминает храм, сквозь хмурое небо пробиваеися зыбкий свет, нимб (символ святости – в виде кружка вокруг головы), показывает, что не каждый человек может увидеть святого, только нравственно чистые люди, избранные богом).

ВЫВОД: духовное возрождение ждет Россию



  1. Учитель МХК:

Мы смотрим на серебряный век как на некоторое единство, в чем-то загадочное и необъясненное до конца. Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, и надменная холодность В.Я. Брюсова, и гениальная предприимчивость С.П. Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство М.А. Врубеля, искренность и эмоциональная полнота С.В. Рахманинова Наш сегодняшний урок начался с прослушивания музыки Сергея Рахманинова. О музыкальности Серебряного века хочется сказать словами А. Блока:

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле, -

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!


  1. Сообщение ученицы о С. Рахманинове (защита презентации)

  2. Литературовед

Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).
Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цикл рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду. В 1912г начинается литературный путь А. Серафимовича (А.С. Попов,1863-1949). Наиболее значительным произведением дореволюционного периода является роман “Город в степи”, в нем показано становление пролетарской морали.
С 1912 по 1917г. (с перерывами) в рабочей газете “Правда” работал поэт Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). А в 1914г. под редакцией М.Горького вышел в свет первый “Сборник пролетарских писателей”. Сами поэты рассматривали свою поэзию как идейно-эстетическую основу, на которой еще только должна возникнуть новаторская и высокохудожественная литература.


  1. Учитель литературы.

В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре.



  1. Работа групп «Символисты», «Акмеисты», «Футуристы»

  • Символисты:

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Создаваемые образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Символистам особенно дороги духовные сферы.

Характернейшие черты символизма в России ― заметно отличают его от общеевропейского направления символизма. Русский символизм имеет свой особый самобытный характер, являясь уникальной вехой в истории мировой культуры. Возникновение символизма в России в конце XIX века в первую очередь связано с деятельностью т.н. поэтов и публицистов Д. Мережковского и З. Гиппиус; отчасти — Валерия Брюсов.

В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

Черты символизма:



  • поэтика намёка и иносказания;

  • эстетизация смерти как бытийного начала;

  • знаковое наполнение обыденных слов;

  • апология мига, мимолётности, в которых отражается вечность;

  • стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

  • понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи;

  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

Если русский литературный символизм, за редкими исключениями являет собой идейное единство, то символизм в русской живописи явление не менее пестрое и противоречивое, чем европейский, а иногда даже переживает острые идеологический конфликт со своей литературной основой. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности.

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.



  • Презентация по творчеству Врубеля.

  • Громада лермон­товской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. /"Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы... Снизу ползет синий сумрак ночи и  медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы ухе брезжит иное: в художнике открывается сердце  пророка; одинокий во вселенной, он вызывает самого Демона, чтобы заклинать ночь ясностью его печальных очей, дивным светом лика. И золото горит, не сгорая... в сине-лиловую ночь вкреплено золото древнего вечера. Демон Врубеля и Лермонтова - символы наших времен". Именно таким увидел "Демона* Врубеля Блок. А если  не было бы «Демона» Врубеля, возможно, не было бы и "Демона" Блока.

  •  Читается стихотворение Блока "Демон".

  • Цветовая гамма Врублевского «Демона» перешла и в другие произведения Блока. Так, "Незнакомка", по замыслу автора, -явный пришелец из области потустороннего", а не реальная дама "полусвета", поэт подчеркивал: "Это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового, такова "Незнакомка" Блока, имеющая нечто общее с Врублевским "Де­моном"

  • Читается стихотворение «Незнакомка».

  • Стихи Блока не только очень живописны, но и очень музы­кальны и ритмичны. Поэзия Блока пронизана музыкальными образами: шум, звоны, свист, вихрь, оркестр, ритм. "Быть верным духу музыки" - блоковская формула... Все, что написано Блоком, о России, созвучно с музыкальными образами П.И.Чайковского. /Звучит "Осенняя песня" из "Времен года" Чайковского и чередуются слайды с видами Шахматово/. "В конечном итоге, все, что писал Блок, он писал о России. В письме Станиславскому он пишет: «Стоит передо мной моя тема8 тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь... Недаром, может быть, только внешне наив­но, внешне бессвязанно произношу я имя: Россия. Ведь здесь жизнь моя или смерть, счастье или погибель…» (Звучит аудиозапись романса на стихи А. Блока «Опять, как в годы золотые…» в исполнении В. Агафонова (муз. Ю. Борисова)




  • Акмеисты:

АКМЕИЗМ (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н.Гумилев. Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А.Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вяч.Иванов, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

С.Городецкий и Н.Гумилев использовали также термин «адамизм»: первым поэтом, в их представлении, явился Адам, дающий имена предметам и тварям и тем самым участвующий в сотворении мира. В определении Гумилева, адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на мир».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века. Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут.

Акмеизм провозгласил следующие принципы:


  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

  • стремление придать слову определённое, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»;

  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

  • "Певцом национальных восторгов" назвал И. Е. Репин Сергея Митрофановича Городецкого, поэта и прозаика, переводчика, драматурга. Обширное и неровное его творчество отмечено постоянным интересом к народным истокам, живописным образам, идущим от старинных легенд и поверий, живостью и естественностью стиха.
    * * *

Должно быть, жизнь переломилась,

И полпути уж пройдено,

Все то, что было, с тем, что снилось,

Соединилося в одно.


Но словно отблеск предрассветный

На вешних маковках ракит,

Какой-то свет, едва заметный,

На жизни будущей лежит.



МОЛОДЕЖИ

Теплый запах левкоя,

Тишина и луна,

Но отрада покоя

Нам еще не дана.
Жизнь безудержно мчится

Средь затиший и бурь,

Юным счастьем лучится

И зовет на борьбу.


Если шаг свой замедлишь,

Если сдержишь полет -

Неотступен и въедлив,

Страх тебя обоймет.


Если ж крылья расправишь

Вихрям злым вопреки,

Солнцем к счастью и славе

Полетишь напрямки.



  • Футуристы:

Футуризм – это художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф.Мариенетти. Главным содержанием футуризма было экстремистское революционное свержение старого мира, его эстетики в частности, вплоть до языковых норм. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И.Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В.Маяковский.

Футуризму были свойственны следующие черты:

идея разрушения старого мира;

культ техники , индустриальных городов;

отрицание гармонии как принципа искусства;

словесные деформации, напряжённый интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;

пафос эпатажа.

Представители футуризма: Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Игорь Северянин и многие другие.


18 декабря 1912 г. в Москве в издании Г.Кузьмина и С.Долинского тиражом 600 экз. вышел из печати альманах "Пощечина общественному вкусу" с одноименным манифестом. Из семи авторов сборника (Д. Бурлюк, В.Хлебников, А.Крученых, В.Маяковский, Б.Лившиц, Н.Бурлюк, В.Кандинский) манифест "в защиту нового искусства" подписали четверо первых. В феврале 1913 г. в Москве вышла полемическая листовка "Пощечина обещственному вкусу". Ниже приведен текст манифеста 1912 г.:

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.


Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Москва, 1912. Декабрь



Д. БУРЛЮК, Александр КРУЧЕНЫХ
В. МАЯКОВСКИЙ, Виктор ХЛЕБНИКОВ


  • Сообщение о жизни и творчестве Малевича.

  • Видеофильм «Черный квадрат Малевича»




  1. Чтение стихотворения В. Маяковского «Нате»

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок


вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста


Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца


взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,


кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.


  1. Чтение стихотворения В. Маяковского «Послушайте»

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,


целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после


ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»


Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?



  1. Учитель МХК

Конечно, в рамках двух уроков мы не сможем охватить все явления культуры того времени.

И сегодня на уроках получили представление о феномене Серебряного века,

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века…

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру».



     Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и будущим России. Его идеи и наследство воспринимаются наукой не однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество заставляет более пристально всматриваться в современную жизнь, все больше рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!

  1. Учитель литературы: рефлексия. Подведение итого урока. Учащиеся заполняют анкеты.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Домашнее задание: составить кроссворд «Культура Серебряного века»

  • ПОДГОТОВИЛИ
  • ТЕМА
  • Оборудование
  • Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова Какие ассоциации вызывает звучание этих слов
  • Д. Бурлюк
  • ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ