Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Руководство по усвоению учебного содержания Содержание учебного материала (ИТ, иэ, ид)




Скачать 463.76 Kb.
страница1/4
Дата23.06.2017
Размер463.76 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3   4
Ход урока:

УЭ0. Постановка цели.

ДЦМ: Усвоить разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий двух теорий: дальнодействия и близкодействия. Сформировать понятия эл. поля, напряженности и силовых линий эл. поля, раскрыть физический смысл этих понятий. Уметь применять формулы рассматриваемых физических величин при решении стандартных задач.

Интегральные когнитивные стили

Дифференциальные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ, ИД)

Содержание учебного материала

(ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ1. Изложение истории борьбы концепций близко- и дальнодействия.

ЧДЦ: Ознакомиться с кратким содержанием концепций теорий близкодействия и дальнодействия, Усвоить разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий двух теорий.

1 –ый уровень:

Изучите содержание приложения №2. Проследите этапы развития и становления теории, кратко запишите их последовательность в тетрадь, запомните имена ученых, повлиявших на развитие взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

(2 балла)

ИТ: Постарайтесь выделить суть теории дальнодействия и близкодействия, оценить разницу во взглядах.

Расскажите об этом соседу по парте.

(3 балла)

ИД: Составьте блок-схему или план логического изложения (логическую цепочку) рассматриваемого материала.

(3 балла)



ИЭ: Ознакомьтесь с содержанием книг.

Сочините стихотворение, сказку, частушку и т. п. , в основе сюжета которых лежит изучаемая тема.

(3 балла)

2 –ой уровень:

Работайте с изучением содержания приложения №2. Проследите этапы развития и становления теории, кратко запишите их последовательность в тетрадь в виде опорного конспекта. Оцените разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Ознакомьтесь с приложением №3.

(3 балла)



ИТ и ИД: По содержанию Приложения №2 составьте блок-схему или план логического изложения (логическую цепочку), раскрывающую суть теории дальнодействия и близкодействия,

оценивая при этом разницу во взглядах.

Проверьте выполнение этого задания у соседа по парте.

Выскажите свои соображения по вопросу «Биография Фарадея и Максвелла и значение их работ для дальнейшего развития науки»

(3 балла)

ИЭ: Составьте ребусы, используя ключевые слова: электризация, близкодействие, электромагнитное поле и т.п.

(3 балла)



3 –ий уровень:

Работайте с изучением содержания приложения №2. Проследите этапы развития и становления теории. Оцените разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Ознакомьтесь с приложением №4.

Ознакомьтесь с оглавлениями книг:

– Е.М. Лифшиц «Теория поля»;

– В.Г. Пайкес «Экзаменационные задачи по школьному курсу физики»;

– Е.И. Тамм «Основы теории электричества»;

– П.С. Кудрявцев «Фарадей»,

Определите по желанию объем информации для самостоятельного изучения.

(2 балла)

ИТ: Подготовьте сообщение о развитии взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий по разработанному плану. Обсудите с соседом по парте. Попытайтесь вовлечь его в дискуссию.

(3 балла)

ИД: Составьте схему – логическую цепочку цикла познания по теме «Электрическое поле»; выделите этапы развития физического знания, причины разделения взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий, гипотезы – модели, предлагаемые для разрешения противоречий.

(2 балла)

ИЭ: После изучения и осмысления материала инсценируйте спор двух ученых с различными взглядами на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

(3 балла)

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел, или при наличии между ними какого-либо материального посред­ника. Так при ударе двух шаров осуществляется непосредственный контакт обоих взаимодействующих тел, а при буксировке одного автомобиля другим, действие первого автомобиля ко второму пере­дается через третье тело — трос. Во всех случаях, когда между двумя взаимодействующими телами нет контакта, можно обнару­жить такое «третье тело», которое, являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с ко­нечной скоростью. Иное дело — взаимодействие электрических зарядов. Заря­женные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними (воздух таким посредником быть не может, так как электрическое взаимодействие происходит и в вакууме).

В начале урока учитель отмечает, что на природу передачи электромагнитных взаимодействий существовало два взгляда, две теории пытались отстоять свою правоту в споре по этому вопросу. Борьба этих двух концепций сыграла огромную роль в развитии учения об электрических явлениях. В чем же заключалась суть этих теорий?

(Приложение №1)

Таким образом, в науке выдвигались две противопо­ложные точки зрения относительно взаимодействий: дальнодействие, отрицающее участие каких бы то ни было промежуточных материальных посредников в осу­ществлении взаимодействий, и близкодействие, исходя­щее из представления о том, что взаимодействия переда­ются с помощью материальных посредников.

Далее обращаем внимание учащихся на хронологию развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий. и предлагаем ознакомиться с Приложением №2 «Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий» и Приложением №3 «Историческая справка» или биографии ученых – Фарадея и Максвелла.

Для учащихся 3 –го уровня можно предложить ознакомиться со статьями Максвелла о теории поля.

В заключении изучения УЭ1 учитель предлагает выполнить соответствующие задания и ответить на вопросы.

Для учащихся ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД предлагается следующий план изложения рассмотренного материала:

Как решается вопрос о передаче взаимодействий эл. зарядов;

Суть теории дальнодействия;

Необходимость использования теории близкодействия;

Оценка разницы во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Основные вехи жизненного пути Фарадея и Максвелла.




1 –ый уровень:

Изучите §91 учебника «Физика-10» Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. и содержание приложения №1.

Оцените разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Зафиксируйте суть каждой теории в тетради, учитывая кто из ученых поддерживал каждую из теорий.

(2 балла)

ДТ: Подготовьте сообщение о развитии взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий. Расскажите соседу по парте.

(3 балла)



ДД: Составьте опорный конспект или тезисный план рассматриваемого материала.

(3 балла)



ДЭ: Ознакомьтесь с содержанием книг. Выберете стихотворение. Поговорку, сказку или назовите художественное произведение, в которых описаны понятия, явления, физические процессы рассматриваемые на нашем уроке.

(3 балла)



2 –ой уровень:

Изучите §91 учебника «Физика-10» Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. и содержание приложения №1. Ознакомьтесь с приложением №2 и №3.

Оцените разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Запишите основные положения изученного материала в тетради в виде опорного конспекта.

(3 балла)

ДТ и ДД: Составьте тезисный план или таблицу по содержанию Приложения №1. Проверьте выполнение этого задания у соседа по парте.

Перескажите соседу по парте биографию Фарадея и Максвелла.

(3 балла)

ДЭ: Решите кроссворды

( 3 балла)



3-й уровень:

Изучите §91 учебника «Физика-10» Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. и содержание приложения №1 и №4.

Оцените разницу во взглядах на природу передачи электромагнитных взаимодействий.

Ознакомьтесь с оглавлениями книг:

– Е.М. Лифшиц «Теория поля»;

– В.Г. Пайкес «Экзаменационные задачи по школьному курсу физики»;

– Е.И. Тамм «Основы теории электричества»;

– П.С. Кудрявцев «Фарадей»,

Определите по желанию объем информации для самостоятельного изучения.

(2 балла)

ДТ: Подготовьте сообщение о развитии взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий по разработанному плану. Обсудите с соседом по парте. Попытайтесь вовлечь его в дискуссию.

(3 балла)

ДД: Осмыслите и переработайте информацию, составьте конспект или тезисный план рассматриваемого материала.

(2 балла)

ДЭ: После изучения и осмысления материала составьте эссе на тему: «Единство и борьба противоположностей».

(3 балла)


  1   2   3   4

  • Интегральные когнитивные стили Дифференциальные когнитивные стили
  • Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ, ДД) Руководство по усвоению учебного содержания
  • Для учащихся 3 –го уровня можно предложить ознакомиться со статьями Максвелла о теории поля.
  • Для учащихся ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД предлагается следующий план изложения рассмотренного материала
  • Суть теории дальнодействия;