Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Руководителю научно-исследовательских работ школьников Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы




Скачать 178.94 Kb.
Дата27.06.2017
Размер178.94 Kb.
Руководителю научно-исследовательских работ школьников
Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы

Успешно выполнить исследовательскую работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который необходимо разработать совместно с руководителем исследования. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы.


Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы

Ф.И.О. автора исследования____________________________

Ф.И.О. научного руководителя_____________________________

Тема исследовательской работы________________________________




Этапы выполнения научно-исследовательской работы

Сроки

Консультант

Первый этап - подготовка к исследованию

1. Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Выделение основных понятий темы.

4. Изучение литературы по теме исследования.

5. Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования









Второй этап - подготовка и проведение исследования

1. Подготовка диагностических материалов по теме исследования.

2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

3. Анализ исследования, выводы по эксперименту









Третий этап - оформление исследовательской работы

1. Написание основной части работы, ее введения и заключения:

а) определение композиции работы;

б) выбор стиля и языка исследования;

в) написание выводов;

г) составление заключения;

д) написание введения.

2. Составление списка литературы.

3. Составление списка иллюстрации.

4. Составление приложений.

5. Оформление титульного листа








Четвертый этап - подготовка и защита работы

1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

2. Подготовка текста для публичной защиты









Этапы исследовательской деятельности
Выбор темы

Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

Очень часто тема исследования выбирается стихийно, необдуманно. Конечно, каждый имеет право самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться с руководителем. Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы над ней, ее соответствие своим возможностям и интересам. В итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследовательской работы и даже к неудачам исследования.

Требования к теме:

• актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

• содержательность, информативность и разработанность в науке;

• возможность поиска достаточного количества литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

• формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

• название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

• тема должна быть конкретной. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Способы сужения темы:

1. Выберите один аспект предложенной общей темы.

2. Ограничьте период времени, который отведен для написания работы.

Составление списка литературы по проблеме исследования
Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой библиотеки и библиографическими изданиями.

Поиск источников по картотеке должен завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, название издательства, год издания и, наконец, указывается количество страниц.


Изучение литературы по теме

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить современное состояние проблемы.

При изучении литературы все свои замечания, выводы следует записывать в таблицу, форма которой представлена ниже.


Формулирование цели, задач и гипотезы
1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?»

2. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.



3. Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом.

Определение объекта и предмета исследования
Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Выбор методов исследования


Метод исследования

Характеристика

Наблюдение

Активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдений

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете

Моделирование

Метод исследования объектов с помощью моделей - аналогов определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта - оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, которое присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации



Композиция работы
Композиция исследовательской работы - это последовательность расположения ее основных частей. Традиционно сложилась следующая композиционная структура исследовательских работ:

• титульный лист,

• оглавление,

введение,

• основная часть,

• заключение,

• библиографический список,

• приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются класс, фамилия и инициалы исполнителя работы, а ниже - должность руководителя, его фамилия и инициалы. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки исследования и указываются страницы, с которых они начинаются.

Во Введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий обзор литературы по теме, указываются избранные методы исследования.

От формулировки научной проблемы и доказательства, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Обязательным элементом введения работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

В конце вводной части раскрывается структура работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения.

В главах основной части работы рассматриваются ведущие вопросы темы.

Исследовательская работа заканчивается заключением. В нем делаются выводы о проделанной работе. После заключения принято помещать библиографический список использованной при проведении исследования литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе.



Процедура защиты научно-исследовательской работы

и подготовка к ней
Подготовка к защите обычно начинается с составления доклада. Как правило, его можно разделить на три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. Вторая часть, самая большая в докладе, посвящается основным результатам исследования. Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения научно-исследовательской работы. В ней перечисляются основные выводы работы.

К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, графики, диаграммы и т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования выводов, а также предложенных рекомендаций.

Защита научно-исследовательских работ обычно проходит публично.

Защита работы должна строиться на основе чтения, а еще лучше пересказа заранее подготовленных тезисов доклада. При этом докладчику следует сосредоточивать особое внимание на главных итогах исследования. При необходимости ему стоит делать ссылки на чертежи, таблицы и графики. Все эти материалы должны оформляться так, чтобы их можно было демонстрировать без особых затруднений и они оказались видны всем присутствующим в зале.


Правила публичного выступления
• Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.

• Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

• Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри.

• Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.



Особенности языка и стиля научно-исследовательской работы
Научный стиль имеет свои особенности:

• подчеркнутую строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

• точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

• отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

• объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;

• ясность - умение писать доступно и доходчиво;

• краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и «словесного мусора».

Важно уметь связать накопленную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации.

В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в первом лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные («считают, что…»), безличные («известно, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…»).

Речевые функции и лексические средства


Речевая функция

Лексические средства

Причина и следствие

(и) поэтому, потому, так как

поскольку следует

отсюда следует

откуда следует

вследствие

в результате

в зависимости от…

в связи с этим, согласно этому

в таком случае

в этом случае

в этих условиях

при таких условиях



Условие и следствие

что свидетельствует

что указывает

что говорит

что соответствует

что позволяет

что способствует

следовательно


Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь

первым шагом

последующим шагом

предшествующим шагом

одновременно, в то же время, здесь же

предварительно, ранее, выше

еще раз, вновь, снова

затем, далее, потом, ниже

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во-вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени

в последние годы



Сопоставление и противопоставление

как…, так и…; так же, как и…

не только, но и…

по сравнению; если…, то…

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем


Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с тем

кроме того

сверх того

более того

главным образом, особенно


Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

как было обнаружено

как было найдено

как говорилось выше

как отмечалось выше

как указывалось выше

согласно этому

соответственно этому

в связи с этим, в соответствии с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный и т.д.

большая часть, большинство


Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательно

в результате, в итоге, в конечном счете

отсюда (откуда) следует

отсюда (откуда) вытекает

отсюда (откуда) понятно

отсюда (откуда) ясно

это позволяет сделать вывод

это сводится к следующему

это свидетельствует

наконец, в заключение



Введение новой информации

рассмотрим следующие случаи

остановимся подробно на…

приведем несколько примеров

некоторые дополнительные замечания...



Указание на источник того или иного сообщения

по мнению…

по словам…



Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера

примером может служить

такой как (например)

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно



Советы руководителю исследовательской работы
Как отделять главное от второстепенного

Одним из основных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы.

Второстепенная информация может либо разъяснять главную информацию, либо отражать вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты из чьей-либо биографии, а также разного рода комментарии.

Приемы сжатия текста

Известны три способа сжатия текста.



Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится. При этом оно только выиграет от сжатия.

Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами.

Сочетание исключения и обобщения

Памятка о правилах сжатия текста

1. Выделите опорные слова в предложении.

2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4. Сжато изложите содержание предложения, абзаца, текста.

5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль.

7. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

8. Проделайте следующую работу с текстом:

- составьте к нему план;

- отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

- через несколько дней «расшифруйте» написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;



- сравните результат «восстановления» с исходным текстом.
Источник информации:

© Журнал «Практика административной работы в школе», № 6 2006

  • Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы
  • Этапы исследовательской деятельности Выбор темы
  • Составление списка литературы по проблеме исследования
  • Изучение литературы по теме
  • Формулирование цели, задач и гипотезы
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Выбор методов исследования
  • Процедура защиты научно-исследовательской работы и подготовка к ней
  • Правила публичного выступления
  • Особенности языка и стиля научно-исследовательской работы
  • Речевые функции и лексические средства
  • Советы руководителю исследовательской работы Как отделять главное от второстепенного
  • Приемы сжатия текста
  • Сочетание исключения и обобщения Памятка о правилах сжатия текста