Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«рукописи не горят». М. А. Булгаков: личность, творчество, судьба




Скачать 245.95 Kb.
Дата24.06.2017
Размер245.95 Kb.
«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ».

М. А. БУЛГАКОВ: ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
Цели урока:

1. Познакомить учащихся с трагической судьбой М.А.Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя и драматурга с властью.

2. Дать представление об основных булгаковских произведениях, показать их жанровое своеобразие.

3. Формировать навыки конспектирования.


Оборудование:

  • Фотографии М.А.Булгакова разных периодов жизни и творчества.

  • Стенд «Художник и тиран» (о взаимоотношениях М.А.Булгакова и И.В.Сталина).

  • Стенд «Велик и страшен был год…» (о героях романа «Белая гвардия»).

  • Стенд «Роман «Мастер и Маргарита» на экране» (об экранизации романа).

  • Музыка (Рихард Вагнер «Полет валькирий», М.Мусоргский «Ночь на Лысой горе», Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием. День гнева», Людвиг ван Бетховен «К Элизе», Г.Свиридов. Вальс «Метель», Френсис Гойя «Цыганочка»).



ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.
В судьбе всякого самобытного писателя имеется некая тайна, разгадывать которую в первую очередь приходится ему самому, а потом уже являются ученые-биографы и по опубликованным книгам, клочкам рукописей, письмам и мемуарам начинают гадать об итогах незаурядной писательской судьбы. И то, что остается после писателя в литературе, обычно добывается им в беспощадной борьбе с обстоятельствами и самими собою. Такова непростая литературная жизнь, ее жестокий закон. Хорошо сказал об этом немецкий писатель Томас Манн: «Талант очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу».

М.Булгаков волею судьбы был поставлен в особое, весьма неудобное рискованное положение. Он не принадлежал к сословию российского дворянства, предки его не числились в купеческих гильдия и промышленниках, рабочих и крестьян среди них также не имелось. Нельзя было назвать Булгакова и потомственным интеллигентом.

«1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской Духовной Академии доцента по кафедре древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окруженный заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать – жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик». Так вспоминала любимая сестра М.А.Булгакова Надежда Афанасьевна земская о начальной поре его жизни.

Продолжатель классических традиций Гоголя Чехова, творец остросюжетной, наполненной взрывчатыми конфликтами и фантастическими смещениями прозы, создатель оригинального театра, где совместимы лирика и гротеск, смех и трагедия, Михаил Афанасьевич Булгаков. Его романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош», «Иван Васильевич» составили золотой фонд русской литературы.

В становлении его личности, характера будущего писателя огромную роль сыграли родители.
II. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
Учащийся (1). ОТЕЦ. Афанасий Иванович Булгаков, сын сельского священника, закончил орловскую семинарию, а потом Киевскую Духовную Академию. Он был прекрасным лектором, любимцем студентов академии и написал немало ученых трудов, посвященных как специальным вопросам христианской церкви, так и вопросам общим. В памяти писателя останется образ: лампа под зеленым абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете.

Добрый без сентиментальности, Афанасий Иванович поддерживал в семье особую атмосферу – твердости нравственных устоев, исключительного трудолюбия и религиозного начала, которые составили жизненные принципы писателя. От отца у Булгакова воля, работоспособность, неумение кривить душой. Афанасий Иванович прожил почти столько же, сколько и его старший сын, скончавшись на 49-ом году жизни и от той же самой болезни почек; мальчику в эту пору было 16.


Учащийся (2). МАТЬ. Варвара Михайловна, дочь соборного протоиерея г. Карачева Орловской губернии Михаила Васильевича покровского и Анфисы Ивановны, в девичестве Турбиной (как прославит это имя Булгаков в совеем творчестве!), окончила орловскую гимназию и сама была затем преподавательницей и надзирательницей женской прогимназии. И отец, и мать происходили из Орловской губернии, того подстепья средней России, которое дало чуть ли не всю великую нашу литературу с Тургеневым и Львом Толстым.

Оказавшись одна, с семью детьми на руках, Варвара Михайловна сперва растерялась, но затем нашла в себе силы. «Она была женщина энергичная, очень умная, жизнеспособная и радостная», - говорит о матери Н.А.Земская. и постепенно веселье, шутки, игры, смех вновь вернулись в семью.


Учащийся (3). СЕМЬЯ. Как вспоминает брат писателя Николай, семья была «большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная». Задавал тон старший брат. Весной и летом катались на лодках по Днепру, зимой гимназист Булгаков демонстрировал на катке фигуры – «пистолет» и «испанскую звезду», летом на даче процветал крокет, затем пришло увлечение теннисом, а уже в старших классах гимназии Михаил отдался новой тогда в Киеве игре – футболу.
Комментарий учителя. Родное гнездо, дом и семья всегда имели для Булгакова значение первостепенно важное и непреходящее, очень многое определили в его характере и судьбе. Профессорская семья была дружная и веселая, Булгаковы любили музыку и театр, сам Михаил в юности хотел стать артистом, играл в домашних спектаклях и экспромтом писал небольшие юмористические рассказы. Было душевное тепло, были незабываемое счастье и радость. Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через всю булгаковскую прозу как символ навсегда утраченного счастья.

Музыка сопровождала Булгакова с самого раннего детства, она царила в семье. В семье существовал даже домашний оркестр, где отец играл на контрабасе, брат Николай – на гитаре, сестра Варвара и мать – на двух роялях. Да и сам Булгаков неплохо музицировал на фортепьяно, конечно, на любительском уровне, имел приятный баритон, знал наизусть целые оперы и 41 раз слушал любимейшую из них – «Фауста» Гуно.

В доме № 13 на Алексеевском спуске неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Позднее в романе «Белая гвардия» (1924г.) Булгаков воссоздаст эту обстановку.
Чтение под музыкальное сопровождение эпизода

из романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Музыка. Георгий Свиридов. Вальс «Метель»
«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе…

Много лет до смерти, в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. КК часто у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно,… но умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастию, совершенно бессмертны…



Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все 7 пыльных и полных комнат вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Еленки плачущей, молвила:

- Дружно … живите.»

Музыка. Георгий Свиридов. Вальс «Метель»
Учащийся (3). В семье преобладали интеллектуальные интересы. Любимым писателем нет, модно даже сказать богом Михаила Булгакова был Гоголь. Увлекался он Салтыковым-Щедриным, Достоевским, Львом Толстым и, конечно, Чеховым, который читался, перечитывался и непрестанно цитировался. В семье ставились пьесы, и Миша Булгаков поражал всех своим исполнением ролей.

Сам Булгаков начал писать первые, еще детские вещи семи лет от роду, а гимназистом старших классов продолжал, но уже по-серьезному, сочинять драмы и рассказы. В конце 1912 г. дал почитать свои опыты сестре Надежде со словами: «Вот увидишь, я буду писателем». Однако первой на его жизненном пути стала профессия врача.


Комментарий учителя.

Булгаков – врач.

Существует расхожее мнение, будто на этой стезе он оказался случайно, однако семейные традиции говорят об ином. В семье Варвары Михайловны из 6 братьев врачами сделались трое; в семье отца – один; сама Варвара Михайловна вышла вторично замуж за врача; лекарем, а затем незаурядным ученым (уже в эмиграции) сделался младший брат Николай. Врачом, как известно, был любимый писатель Чехов.

Медицина вошла в мир Булгакова вместе с увлечением микроскопом, теорией Дарвина, вообще – естественными науками. В 1909 г., окончив гимназию, он поступает на медицинский факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира.

6 апреля 1916 г., в разгар несчастной для России германской войны, Михаил Афанасьевич получает диплом «лекаря с отличием» и начинает работать добровольцем от Красного креста во фронтовых госпиталях юго-западной Украины. Вместе с женой, выучившейся на медсестру, они остаются там до сентября, когда Булгакова, офицера резерва русской армии, отзывают в Москву, где он получает назначение в с. Никольское Смоленской губернии, а с конца 1917 г. – в Вяземскую городскую земскую больницу.

Здесь, в глухой уездной России, Булгаков прошел суровую жизненную школу и за короткий срок приобрел немалый врачебный опыт, принимая до 100 больных в день. Именно тогда накапливается и откладывается в памяти материал для «Записок юного врача» (печатались в 1925-1927 гг.).

Год спустя, переводится в Вязьму, где начинает заниматься литературным творчеством. Там же до него доходят первые известия о большевистском перевороте 1917 года.

В феврале 1918 г. получает освобождение от военной службы и возвращается в Киев, оккупированный немцами в соответствии с условиями Брестского мира. В период гражданской войны в Киеве власть менялась более десятка раз. М.А.Булгаков занимается частной врачебной практикой, уклоняясь от всякого рода мобилизаций, нередко с риском для жизни. Осенью 1919 г. его мобилизуют в Добровольческую армию и направляют во Владикавказ, а оттуда переводят в Грозный. В местной газете печатается его первое публицистическое произведение – статья-фельетон «Грядущие перспективы». В начале 1920 г., во время стремительного наступления красных, ему не удается отступить вместе с Добровольческой армией из-за тяжелой болезни (тиф). Он вынужденно остается во Владикавказе. При большевиках работает в местных учреждениях культуры, пишет несколько пьес пропагандистского характера, о которых впоследствии старается не вспоминать. С целью продолжения театральной деятельности едет в Тифлис, а затем в Батум. Там обдумывает возможность эмиграции, но эти планы не удается осуществить. В Батуме встречается с О.Э.Мандельштамом, советуется с известным поэтом о перспективах литературной работы. То рекомендует ему ехать в Москву и войти в контакт с редакциями и издательствами. Осенью 1921 г. М.А.Булгаков приезжает в Москву.
Булгаков - фельетонист.

В Москве М.А.Булгаков служит в культурно-просветительских учреждениях, а затем становится фельетонистом газеты «Гудок». Пишет множество газетных статей и фельетонов. Работает над романом «Белая гвардия». Создает сатирические повести «Дьяволиады», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первые две входят в состав единственного прижизненного сборника прозы «Дьяволиада», напечатанного в 1925 г. в издательстве «Недра». Вскоре после выхода сборник был конфискован.


III. Обзор произведений М.А.Булгакова.
Повесть «Собачье сердце».

Повесть Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968 г. («Студент».Лондон. № 9-10; «Грани». Франкфурт. № 69). В СССР она была издана в ж. «Знамя» (№ 6) лишь в 1987 г. На рукописи стоит авторская дата: январь-март 1925 г.

Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, было невозможно. В новой России свобода слова и печати были под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Б.Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было, чего бояться властям.

СЦЕНКА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Выход главного героя под музыку «Цыганочка» Френсиса Гойя
Тетрадь доктора Ивана Арнольдовича Борменталя.

Тонкая, с писчий лист форматом. Исписана почерком Борменталя. На первых двух страницах он аккуратен, уборист и четок, в дальнейшем – размашист, взволнован, с большим количеством клякс.
22 декабря 1924 г. Понедельник.

История болезни.

Лабораторная собака приблизительно 2 лет от роду. Самец. Порода – дворняжка. Кличка – Шарик. Шерсть жидкая, кустами, буроватая с подпалинами, хвост цвета топленого молока. На правом боку следы совершенно зажившего ожога. Питание до поступления к профессору плохое, после недельного пребывания - крайне упитанный. Вес- 8 кг. Сердце, легкие, желудок, температура – в норме.

23 декабря. В 8 ½ часов вечера произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому.

Показания к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей.
29 декабря. Внезапно обнаружено выпадение шерсти на лбу и на боках туловища. Вечером появился первый лай (8 час. 15 мин.). Резкое изменение тембра и тона. Лай вместо слова «гау - гау» на слоги «а-о».
30 декабря. Выпадение шерсти приняло характер общего облысения. Взвешивание дало неожиданный результат – вес 30 кг, за счет роста (удлинения) костей.

В 12 час. 12 мин. Дня пес отчетливо пролаял слово «А-б-ыр!!». Обругал профессора Преображенского по матери. С профессором - глубокий обморок.
8 января. Впервые прошелся по квартире. Смеялся, глядя на электрическую лампу. Почесал затылок, огляделся, отчетливо произнес слово «буржуи».

Произносит очень много слов:


  • Не толкайся

  • Слезь с подножки

  • Я тебе покажу

  • Признание Америки

  • Примус

  • Дай папиросочку, у тебя штаны в полосочку!


Музыка «Цыганочка»
Комментарий учителя.

В заявлении на имя Председателя Совета Народных Комиссаров 24 июня 1926 г. М.А.Булгаков писал: «7 мая сего года представителями ОГПУ у меня был произведен обыск, во время которого у меня были отобраны с соответствующими занесениями в протокол следующие рукописи:

Повесть «Собачье сердце» в 2-х экземплярах и «Мой дневник» (3 тетради).

Убедительно прошу о возвращении их мне.»

Изъятые рукописи были возвращены только три года спустя. Оскорбленный писатель уничтожил возвращенные ему дневники, предварительно вырезав из них наугад несколькими взмахами ножниц по четырем соприкасающимся листкам небольшой прямоугольник. Уцелевший прямоугольник в 1929 г. подарил Елене Сергеевне. Но – рукописи не горят? Много десятилетий спустя, оказалось, что, прежде чем вернуть автору тетради, в ОГПУ сделали из них выписки. Выписки уцелели.
Роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных».

Была также прервана публикация романа «Белая гвардия» в журнале «Россия» из-за отъезда издателя за границу. Прочитав отрывок из романа, известный поэт и деятель культуры Серебряного века М.Волошин написал: «Эта вещь представлялась мне очень крупной и оригинальной; как дебют начинающего писателя ее можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского». В конце 1925 г. М.А.Булгаков начинает по мотивам романа «Белая гвардия» работу над пьесой «Дни Турбиных», заказанной Московским Художественным театром.


Булгаков - драматург (1926 - 1930). Первая постановка «Дней Турбиных» состоялась 5 октября 1926 г. В том же месяце была поставлена на сцене пьеса «Зойкина квартира». Имя драматурга М.А.Булгакова становится знаменитым. Оба спектакля идут с большим успехом. Однако коммунистическая пресса начинает травлю писателя, аттестуя его как врага советской власти и пропагандиста белогвардейщины. К 1929 г. все его пьесы запрещены, прозаические произведения не печатаются. Оказавшись в состоянии тяжелейшего душевного и материального кризиса, М.А.Булгаков обращается с письмами к вождям Советского Союза, в которых просит либо отпустить его за границу, либо дать возможность работать в театре на любой должности. 18 апреля 1930 г. в квартире М.А.Булгаков раздается неожиданный звонок Сталина. Тот обещает писателю, что его просьба будет решена положительно, и вскоре М.А.Булгакова принимают в Московский Художественный театр на должность режиссера. Однако все его произведения остаются под запретом.
В «Белой гвардии» много автобиографического, но это уже исторический роман. Более того, это и книга о русской истории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно поэтому «Белая гвардия» так близка Булгакову, он любил более других своих вещей. Эпиграфом из «Капитанской дочки» Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь в его первом романе идет о людях, трагически заблудившихся в железном буране революции и все же нашедших в ней свое место и дорогу. Этим же эпиграфом писатель указал и на свою непрерывную связь с классической традицией, и прежде всего историзмом Пушкина, Гоголя и Достоевского.

Пламя великих событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную действительность, ее деятелей.

Так происходит и в романе «Белая гвардия», где милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, преобразовавшим облик России, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они в конце концов понимают и принимают его. Турбины делают свой выбор, остаются со своим народом и находят свое место в новой России. Потому-то художественная биография этой вполне ординарной семьи столь интересной и символичной, историческим документом непреходящей ценности, одни из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.

Булгаковская книга о Турбиных очень личная, лирическая, она полна жалости, гнева, веры, надежды и любви. «Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо – вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте», - это и есть главный закон всего булгаковского творчества.


В театральном мире ему не могли простить, что он стал первым советским драматургом, чья пьеса «Дни Турбиных» была поставлена в Московском Художественном театре и стала для этого театра новой «Чайкой», возродила его. На прибавил друзей и успех «Зойкиной квартиры». Стрелы вражды и зависти летели в писателя со всех сторон. Друзья у него были, но их было мало, и большого влияния они не имели. И потому Булгаков всегда был благодарен за действенную поддержку и участие. . «В половине января 1932 г. … Правительство СССР отдало во МХТ замечательное распоряжение: пьесу «Дни Турбиных» возобновить». Для автора этой пьесы это значит, что ему – автору – возвращена часть жизни. Булгакову помогали театры, и прежде всего МХАТ, где он работал режиссером-ассистентом, и Большой театр, где писатель был с 1936 г. литературным консультантом, даже кино, мюзик-холл и оперетта. И все же в 30-е гг. его писательская судьба была тяжела и полна ежедневной борьбы за существование. Иногда эту судьбу называли трагической.

Однако вспомним, что 30-е гг. – пора расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. Написаны блистательные, лучшие его произведения: биографический роман «Жизнь господина де Мольера», драмы «Кабала святош» и «»Последние дни» («Пушкин»), «Театральный роман», остроумнейшая комедия «Иван Васильевич» и, конечно же, «Мастер и Маргарита», роман, принесший автору посмертную мировую славу.


Учащийся (4).

ПИСЬМА ПРАВИТЕЛЬСТВУ
СЕКРЕТАРЮ ЦИК СОЮЗА ССР

АВЕЛЮ СОФРОНОВИЧУ ЕНУКИДЗЕ


Ввиду того, что абсолютная неприемлемость моих произведений для советской общественности очевидна,

ввиду того, что совершившееся полное запрещение моих произведений в СССР обрекает меня на гибель,

ввиду того, что уничтожение меня как писателя уже повлекло за собой материальную катастрофу (отсутствие у меня сбережений, невозможность платить налог и невозможность жить, начиная со следующего месяца, могут быть документально доказаны).

При безмерном утомлении,

бесплодности всяких попыток

обращаюсь в верховный органа Союза – Центр.

Исполнительный Комитет СССР и прошу

разрешить мне вместе с женой моей Любовию Евгениевной Булгаковой выехать за границу на тот срок, который Правительство Союза найдет нужным назначить мне.



Михаил Афанасьевич Булгаков

(автор пьес «Дни Турбиных», «Бег» и других)

3.IX.1929 г.

Москва.
Учащийся (5).

Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста – режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес и вплоть до пьес сегодняшнего дня.

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1_й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ , - нищета, улица и гибель.



М.Булгаков
Москва

28 марта 1930 года


Комментарий учителя.
Художник и тиран.

Между всесильным генсеком ВКП(б) и талантливым русским писателем возникают очень сложные отношения: Булгаков не репрессиям, подобно другим инакомыслящим, однако ему и не дается возможность печатать свои произведения и ставить пьесы. Правда, Сталин в разговоре с руководством Художественного театра в начале 1932 г. одобрительно отозвался о пьесе «Дни Турбиных», которую он смотрел около 20 раз, после чего ее постановка была немедленно возобновлена. Это не случайно совпало с ликвидацией Ассоциации пролетарских писателей, претендовавших на роль вождя в советской литературе. После этого умолкли саамы ярые критики Булгакова. Булгаков находит себе отдушину: он увлеченно работает.

В 1929-1930 гг. создает пьесу «Кабала святош» («Мольер»), где историзм сочетается со злободневностью, веселье соседствует с трагедией одиночки-творца и проступает явно тема: художник и тиран. Мольер всецело зависит от всесильного короля Людовика XIV, отождествляющего себя с Францией.

В Художественном театре «Кабала святош» репетировалась с перерывами в 5 лет. Булгаков натолкнулся на непонимание своего произведения со стороны Станиславского, желавшего, чтобы Мольер открыто сражался с королем. Замысел пьесы был глубже: бессильный протест гения в столкновении с тиранической миной власти.

Пойдя на значительные уступки Станиславскому, Булгаков, казалось, спас пьесу: «Кабала святош» была, наконец, поставлена во МХАТе 16 февраля 1936 г. и вызвала триумфальный успех. Однако Сталину на стол легла докладная председателя комитета по делам искусств: «несмотря на всю затушеванность намеков, политический смысл, который Булгаков вкладывает в свое произведение, достаточно ясен, хотя, может быть, большинство зрителей этих намеков и не заметит. Он хочет вызвать у зрителя аналогию между писателем при диктатуре пролетариата и при «бессудной» тирании Людовика XIV». Результатом этого доноса было появление в «Правде» разносной статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание», после чего пьеса была немедленно изъята из репертуара перепуганным Станиславским. Это привело к разрыву Булгакова с МХАТом. Чуть раньше (1933г) Горьким была забракована книга о Мольере, предназначавшаяся для серии «ЖЗЛ». Законченная тогда же для Театра сатиры блестящая комедия «Иван Васильевич» после генеральной репетиции в мае 1936 г. была исключена из репертуара.

Несмотря на непрерывные неудачи и цензурные гонения, Булгаков продолжал писать. Он откликается на объявленный в 1936 г. конкурс – создать учебник истории СССР и пишет несколько живых глав, посвященных прошлому России. К 100-летию со дня смерти Пушкина он готовит пьесу «Последние дни. Пушкин». Создает либретто оперы «Минин и Пожарский», «Петр Великий». Все написанное им в эти годы при жизни писателя не увидело света и огня рампы. Казалось, было от чего прийти в отчаяние. Но в творчестве Булгакова жила одна, идущая поверх всего тема, над которой он размышлял и к которой непрестанно возвращался начиная с 20-х гг.


Роман «Мастер и Маргарита».

Собственно, это была и не тема, вовсе, но самая суть жизни, ее предназначение и смысл – добро и зло в их вечном противостоянии, преступление и возмездие, бессмертие и забвение, любовь и равнодушие. Можно сказать, что роман «Мастер и Маргарита», над которым он начал работать в 1928 г., а последние страницы, полуслепой, диктовал в 1939-1940 гг., была книгой его жизни.


Учитель. Из воспоминаний Елены Сергеевны Булгаковой, написанных в 1943 г. «Письма на тот свет»: «Все так, как ты любил, как ты хотел всегда. Бедная обстановка, простой деревянный стол, свеча горит, на коленях у меня кошка. Кругом тишина, я одна. Это так редко бывает.

Сегодня я видела тебя во сне. У тебя были такие глаза, как бывали всегда, когда ты диктовал мне: громадные, голубые, сияющие, смотрящие через меня на что-то, видное одному тебе. Они были даже еще больше и ярче, чем в жизни. Наверное, такие они у тебя и сейчас. На тебе был докторский халат, ты был доктором и принимал больных. А я ушла из дому после размолвки с тобой. уже в коридоре я поняла, что мне будет очень грустно и что надо скорей вернуться к тебе. Я вернулась, мы помирились. Ты ласково гладил меня. Я сказала: «Как же я буду без тебя?» - понимая, что ты скоро умрешь. Ты ответил: «Ничего, иди, тебе будет лучше теперь».».


Ученик (6). «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненное. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное., никем не виданное одиночество в глазах! …Любовь выскочила перед нами как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»
Ученик (7). «Это было в 29 году в феврале, не масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь… Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком … Я осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово ч то не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что когда я первый раз вышла на улицу, то встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже».
СЦЕНЫ ИЗ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»

Музыка. Людвиг ван Бетховен. «К Элизе».
Голос за сценой. Кто сказал тебе, читатель, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Я покажу тебе, читатель, такую любовь!

Нет! Мастер ошибался, когда говорил с горечью, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не позабыла.

Она была красива и умна. С уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно бы отдали за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Но была ли она счастлива? Ни одной минуты! С тех пор как 19-летней она вышла замуж, и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой ведьме?


Музыка. Рихард Вагнер. «Полет валькирий».
Голос за сценой. «Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена … временами ей начинало казаться, что часы сломались и стрелки не двигаются. Но они двигались, хотя и очень медленно, как будто прилипая, и, наконец длинная стрелка упала на 29-ю минуту 10-го. Сердце Маргариты страшно стукнуло… Справившись с собою, Маргарита открыла коробочку и увидела желтоватый крем. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом взглянула еще раз и буйно расхохоталась.
Музыка. Модест Мусоргский. Симфоническая фантазия.«Ночь на Лысой горе».
На Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет 20, безудержно хохочущая, скалящая зубы.

Нахохотавшись, Маргарита широко зачерпнула легкий крем и начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось, а затем потеряло вес. Она подпрыгнула и повисла в воздухе.

- Ай да крем! – закричала Маргарита, бросаясь в кресло.

Втирания изменил ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутили себя свободной, свободной от всего.
Музыка. Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием. (День гнева)».
Марш играл в честь Маргариты. Прием ей оказан был самый торжественный. Ей поднесли бокал с шампанским, она выпила его, и сердце ее сразу согрелось.
Музыка. Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием. (День гнева)».
Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом 100 королей. Установилась традиция: хозяйка бала должна носить имя Маргарита».

Музыка. Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием. (День гнева)».
Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита знает, что такое ЛЮБОВЬ.

Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью связаны и понятия добра, прощения, понимания, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх, ничего не требуя в замен.

Во имя спасения Мастера Маргарита заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу. Это романтическая героиня: желтые цветы (цвет луны), черное пальто (отражение бездны), никем не виданное одиночество в глазах.
Музыка. Вольфганг Амадей Моцарт. «Реквием. (День гнева)».
Комментарий учителя.

Ни одной строчки его не печатали, на работу не брали не только репортером, но даже типографским рабочим. Во МХАТе отказали, когда об этом ставили вопрос. Словом, выход один – кончать жизнь. Тогда он написал письмо правительству. Должна была состояться встреча – но ее не было. И всю жизнь Булгаков задавал Елене Сергеевне «один и тот же вопрос»: почему Сталин раздумал? И всегда она отвечала ему: ведь он прекрасно понимал, что после того письма речь пойдет не о квартире, не о деньга-, - разговор пойдет о свободе слова, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он ответил бы на это?

К душевным страданиям прибавилась и боль физическая. Он был углублен в свои мысли, смотрел на мир о окружающих отчужденными глазами…

10 марта 1940 года, 16 часов 39 минут. Булгаков умер.


Учитель. «Подойти ко мне, я поцелую тебе и перекрещу на всякий случай.. Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной… Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Ты любила мои вещи, я писал их для тебя.. Я люблю тебя, я обожая тебя! Любовь моя, моя жена, жизнь моя!..»

Музыка. Людвиг ван Бетховен. «К Элизе».
Голос за сценой. «Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, после полуночной луны.

Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не дали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут тебе петь, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
IV. Итоги урока.


  • Что вы можете сказать о М.А.Булгакове? (Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества).




  • Каково место Булгакова в литературе? (Он продолжил традиции русской классической литературы, развил образы и темы произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого).

Сегодня мы лишь прикоснулись к творчеству Булгакова к его трагической и необыкновенной жизни, к истории его великой любви. Надеемся, что книги его будут всегда сопровождать вас в жизни, потому что, открывая эти книги, вы всякий раз будете находить там что-то новое – в этом великое их волшебство, их тайна.
V. Домашнее задание.
1) Перечитать сатирические произведения Булгакова, страницы учебника, посвященные сатире Булгакова, подготовиться к обсуждению.

2) Индивидуальные задания: подготовить сообщения об истории создания сатирических произведений «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Каталог: UserFiles -> orgs -> GrvId 614
orgs -> Программа XVII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи
orgs -> Календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год Январь Кӑрлач 1 января Андреева Алевтина Евстафьевна
orgs -> Программа VIII чебоксарского экономического форума «регионы: новые источники роста экономики» 22-24 июня 2015 года 22 июня 2015 года (понедельник)
orgs -> Что такое «сторисек»? Письменная консультация
orgs -> Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»
orgs -> Отдел социального развития и архивного дела администрации Янтиковского района мбук «Межпоселенческая центральная библиотека»
orgs -> Отдел социального развития и архивного дела администрации Янтиковского района мбук «Межпоселенческая центральная библиотека»
GrvId 614 -> Минспорта Чувашии

  • ХОД УРОКА: I. Вступительное слово учителя.
  • II. Реализация индивидуальных заданий учащихся. Учащийся (1).
  • Чтение под музыкальное сопровождение эпизода из романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
  • Комментарий учителя.
  • III. Обзор произведений М.А.Булгакова. Повесть «Собачье сердце».
  • СЦЕНКА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
  • Роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных».
  • Булгаков - драматург (1926 - 1930).
  • Учащийся (4). ПИСЬМА ПРАВИТЕЛЬСТВУ
  • Роман «Мастер и Маргарита».
  • СЦЕНЫ ИЗ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» Музыка. Людвиг ван Бетховен. «К Элизе». Голос за сценой
  • IV. Итоги урока. Что вы можете сказать о М.А.Булгакове
  • Каково место Булгакова в литературе