Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 Дюпре Вероника




страница1/6
Дата28.06.2017
Размер2.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Серия «Золотой фонд»
Дюпре Вероника

Как стать

актером

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2007

Дюпре Вероника

Д 96 Как стать актером / Дюпре В. — Ростов н/Д.:

Феникс, 2007. — 192 с. — (Золотой фонд).

Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы и аплодисменты благодарных зрителей? Тогда эта книга для вас! Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для поступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослушиванию, какие именно принципы актерского мастерства являются основополагающими, как надо работать над собой, чтобы стать настоящим актером. Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!

ISBN 978-5-222-07258-5 УДК 792

ББК 85.33

© Дюпре В., 2007

© Оформление: изд-во «Феникс», 2007



Введение

Весь мир театр, люди в нем — актеры!

Я Шекспир

Ну что ж, вы взяли в руки эту книгу. Пролистали, посмот­рели оглавление, открыли на первой странице и решили не­много почитать. Вопрос в том, что же вас побудило это сде­лать? Простое любопытство отметаем сразу — ТАКИЕ книги не привлекают внимания обычных читателей, бродящих по книжным магазинам и ищущих, чего бы почитать.

Вы действительно хотите стать актером? Вам снятся огни рампы, указания режиссера и аплодисменты благодарных зри­телей? Тогда эта книга для вас! Однако будьте готовы к тому, что вам придется долго и упорно трудиться. Вопреки расхожему мнению, в ремесле актера (кстати, не стоит бояться сло­ва «ремесло» — в давние времена оно не случайно выступало синонимом к слову «мастерство»), кроме таланта, присутству­ют еще и такие составляющие, как труд, терпение и настойчи­вость в достижении поставленной цели.

Что значит «быть хорошим актером»? В первую очередь — это владение своим голосом и телом, умение правильно говорить и правильно двигаться. Как ни странно, данный свы­ше талант не может заменить этого умения. Он накладывается сверху и превращает просто хорошего актера в актера, поко­ряющего тысячи сердец. Однако обладать талантом — это еще не все. Нужно еще уметь им правильно распорядиться.

Но если вы действительно мечтаете стать актером, если вы чувствуете, что именно в этом ваше призвание, — дерзай­те! У вас хватит сил и энергии на все тренировки и упражне­ния, у вас получится очаровать комиссию на вступительных экзаменах в театральный вуз. И, может быть, через много лет, прижимая к груди только что полученный «Оскар» или «Золотую ветвь», вы вспомните эту книгу с благодарностью, потому что именно она помогла вам сделать первые шаги на этом славном пути.

Благодаря этой книге вы узнаете, что требуется для по­ступления в театральный вуз, как нужно готовиться к прослу­шиванию, что именно является основополагающими принци­пами актерского мастерства и как работать над собой, чтобы стать настоящим актером.

Не бойтесь никого и ничего, у вас все получится, нужно только приложить немного усилий и терпения!

Глава 1. Как и куда поступать

ЧТО НУЖНО

Прежде чем окончательно сделать выбор, подумайте, дей­ствительно ли вы готовы ко всем трудностям, которые пред­стоят вам на пути становления актером. Конкурс в театраль­ные вузы один из самых высоких — более 200 .человек на место. Если же вы уверены, что именно профессия актера является вашим призванием, попробуйте оценить свои силы:

❖ Что вы можете на данный момент?

❖ Приходилось ли вам ставить семейные (и не только) спектакли?

❖ Вы хоть раз были на площадке, где снимается фильм, или за кулисами театра?

❖ Вы точно представляете, что ожидает вас впереди?

Если хотя бы на два пункта из четырех вы дали положи­тельный ответ, стоит продолжать.

Если же вы еще учитесь в школе, вам необходимо зани­маться постановками под руководством наставников, записаться в театральные кружки вашего города. Это полезный опыт и он непременно поможет вам при поступлении.

Для того чтобы поступить в театральный вуз, нужно полу­чить обязательное среднее образование.

Документы, которые вам понадобятся:

❖ аттестат;

❖ паспорт;

❖ справка из поликлиники о диспансеризации (специаль­ная форма для поступления в учебные заведения);

❖ 2—4 фотографии размером 3x4 см.

Внимательно подойдите к выбору вуза, в который собира­етесь поступать. Не распыляйтесь на мелочи, определитесь только с городом и подавайте заявление сразу во все вузы этого города (если их несколько). Сведения о существовании

учебного заведения такого профиля в ближайшем к вам горо­де можно отыскать в Интернете.

После того, как вы выбрали вуз, позвоните туда. Что вам нужно узнать:

❖ сроки подачи заявления;

❖ экзамены, которые вам предстоит сдавать (они могут

отличаться);

❖ кто набирает курс (что это за человек, представителем какой «школы» он является, что ему нравится, а что нет).

ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый конкурс, который вам предстоит пройти, называет­ся прослушивание. Только после того, как вы его успешно пройдете, вы получите право подавать документы на поступ­ление в вуз. Многие ошибочно полагают, что прослушивание — это и есть вступительный экзамен в театральный вуз. На самом деле это только отбор, который необходим для отсеи­вания сотен абитуриентов.

На прослушивании вам нужно будет прочесть наизусть сти­хотворение, басню и отрывок из прозаического произведения перед представителями театрального института. На основании того, что они услышат, они будут оценивать уровень вашего таланта.

В разных вузах прослушивание может состоять из разного количества туров. Стандартный набор:

❖ отборочная консультация (в некоторых вузах — 1-й тур);

❖ 1-й тур;

❖ 2-й тур;

❖ 3-й тур;

❖ конкурс.

После каждого тура отсеивается определенное количество поступающих, а следовательно, условия становятся жестче.

Задания на турах также могут отличаться в разных вузах. К примеру, в некоторых вузах пластика и вокал проверяются на третьем туре вместе с программой (о том, что такое программа, мы поговорим чуть ниже), в других программа идет после проверки вокальных данных, в третьих это вообще прин­ципиального значения не имеет.

В день, когда будет назначен первый тур, приходите в вуз пораньше — вам необходимо будет записаться в список оче­реди. Будьте готовы к тому, что, кроме вас, там будет огром­ная толпа поступающих, так что вполне возможно, что вам придется провести в вузе целый день. После того как запиши­тесь, постарайтесь расслабиться и спокойно ожидать своей очереди. Она может подойти не раньше, чем часа через два или даже позже, но не стоит уходить далеко, потому что пе­риодически будут называть имена пяти десяти человек, кото­рым следует приготовиться к прослушиванию.

После того как назовут и вашу фамилию, вас и остальных введут в комнату, где проходит прослушивание, усадят на сту­лья и попросят представиться и рассказать немного о себе. От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и си­дящей комиссии. Если вы уже занимались когда-либо теат­ром, Не признавайтесь в этом. По неизвестной причине это вызывает резкую негативную реакцию практически во всех вузах.

В составе комиссии могут быть как будущий мастер наби­раемого курса, так и другие педагоги. Как правило, в таком составе комиссия присутствует на первых турах.

После представления вы начинаете читать свою програм­му. Не волнуйтесь, не обращайте внимания на выражения лиц и поведение членов комиссии. Не стоит во время чтения про­граммы стараться следить за всеми, кто вас слушает, и лихо­радочно отмечать про себя, кто делает пометки, кто нет. Не забывайте, что если вы присутствуете на прослушивании в первый раз, то для комиссии это рутинная, надоевшая до смерти работа. Только представьте, скольких человек им приходится выслушивать каждый день во время вступительных экзаме­нов, и помножьте на количество лет, которое каждый из них уже работает в сфере театрального образования. Так что вы для них (пока что) всего лишь один из многих, и их реакция ровным счетом ничего не говорит о том, хорошо вы читаете или нет.

После того как все, кто находится вместе с вами в комнате для прослушивания, прочитают свои программы, вы уходите и спокойно ожидаете объявления того, кто прошел в следую­щий тур. Все. Как видите, ничего страшного.

После третьего тура следует конкурс — самый напряжен­ный и строгий экзамен. На нем происходит последний отсев среди всех, кто до него добрался. После конкурса (как прави­ло) следует сочинение и коллоквиум. На коллоквиуме прове­ряется ваша общая эрудированность, знание истории театра и видных театральных деятелей (Станиславский, Михаил Чехов, Мейерхольд и др.), общее знание литературы, в частности драматургии, и истории. Это уже не так страшно, как все, что было до этого, однако подготовиться все-таки стоит.

ПРОГРАММА

На прослушивании вам необходимо будет представить свою программу, т.е. стихотворение, басню или прозаический от­рывок, выученные наизусть. К составлению программы не­обходимо подойти как можно более тщательно, ибо именно по ней комиссия будет составлять свое общее представле­ние о вас. Кстати, не думайте, что вам хватит одного стихо­творения или отрывка. Вас могут попросить почитать

что-нибудь еще, поэтому лучше подготовить несколько программ (как минимум три).

Абитуриенты, в особенности девушки, зачастую неверно оценивают свои внешние и внутренние психологические дан­ные. Их слишком часто тянет в трагедию, и они полагают, что драматический, экспансивный отрывок в их исполнении и есть действительная демонстрация их таланта. Берите тот текст, тот материал, который вы способны осмыслить, не почувство­вать расплывчато и хаотично, а именно понять каждое слово,

каждую запятую. Пусть это будет не монолог Гамлета, а дет­ские стихи, но главное, чтобы это вам подходило. Чтобы текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наи­грыш, стремление «понравиться» будут верным залогом того, что вас выгонят еще с первого тура.

Трезво оцените свое потенциальное театральное амплуа (типаж) — романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Если вы небольшого роста и не обладаете те­лосложением Дюймовочки, вам точно не стоит готовить моно­лог Джульетты. Может быть, лучше подготовить что-нибудь комическое или, наоборот, характерное? Представьте себя на месте режиссера и поразмыслите, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многопла­новый типаж — замечательно! Учите несколько отрывков раз­ного стиля и предъявляйте все.

Не надейтесь на то, что вас будут слушать долгое время. Отрывок (в особенности прозаический) должен лаконично, немногословно и незамедлительно сообщать о вас и ваших способностях. Не рассчитывайте, что вам дадут дочитать до конца длиннющий отрывок, в самом конце которого вы при­пасли нечто такое, что должно будет потрясти комиссию до глубины души и сразу же убедить в ваших незаурядных спо­собностях. Вас могут, не мудрствуя лукаво, не дослушать и прервать. Поэтому выбирайте отрывок сразу с того самого фрагмента, который вы намереваетесь прочесть. Нет никакой нужды читать весь текст автора, вы можете его сжато, выре­зать отдельные предложения, абзацы. Главное, чтобы ваш отрывок имел логическое начало, развитие и какое-то завершение.

Многие считают, что, если они откопают отрывок, «кото­рый никто до них не читал», это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И тогда они учат наизусть Борхе­са, Кафку или что-нибудь из новомодных авторов. Однако не считайте, что новинки литературы известны вам одному. Уж наверное, преподаватели театрального вуза являются, как

грамотными и образованными людьми. К тому же, отрывок стоит выбирать не по принципу ориги­нальности, а по принципу того, понимаете вы его, сможете ли вы передать все художественные особенности данного автора или же просто хотите похвастаться и предстать эда­ким оригиналом.



СОВЕТЫ

◙ Для прослушивания лучше всего подойдет неброская, повседневная одежда. Девушкам необходимо прихо­дить в юбке, причем не супер-мини и не до полу, а длиной чуть ниже колена, дабы и ноги показать (для девушек это вполне нормальная проверка внешних данных), и не проявлять чрезмерную сексуальность. Помните, что главное, что вы должны показать на про­слушивании, это не ваши вторичные половые призна­ки, а ваш талант.

◙ Парням не следует выбирать нечто совсем уж «неформальное», лучше всего, если это будут джинсы или брю­ки, рубашка с галстуком или без, либо свитер сдержан­ной расцветки. Естественно, Одежда должна быть чистой, опрятной и без дырок. Также стоит тщательно выбрить­ся, только если вы не считаете, что месячная щетина придает вам тот самый самобытный стиль, который вы стремитесь показать. То же самое касается волос — не допускайте засаленных лохм или экстремальных стрижек. Если длинные волосы и небритость действительно вам идут, приходите так. В крайнем случае, если комис­сия оценит ваш талант, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

◙ Стиль вашей одежды должен соответствовать характе­ру программы.

◙ Девушкам также стоит тщательнее отнестись к своему макияжу. Слишком большое количество пудры, теней и

туши загораживает ваше лицо и производит, мягко ска­жем, отталкивающее впечатление. Скромный, практи­чески незаметный макияж, подчеркивающий вашу инди­видуальность, — это как раз то, что необходимо.



Начинать готовиться надо не за день и не за месяц до предполагаемой попытки, а уж точно за год, если не за два. Наспех выученный текст вряд ли понравится комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализи­ровать и визуализировать проанализированное. По примете профессиональных актеров, на усадку разоб­ранного текста в голове требуется не меньше 2 не­дель. А вам ведь еще до профессионала, прямо ска­жем, далековато.

◙ Готовиться к прослушиванию можно на подготовительных курсах, которые обычно есть при каждом театраль­ном вузе. Как правило, продолжительность таких кур­сов разнится от месяца до трех, занятия проходят один-два раза в неделю. На таких курсах изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Туда тоже надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда не такой строгий, отсеивают людей, у которых нет вообще ни капли та­ланта.



На курсах у вас есть возможность узнать общий уро­вень тех, кто будет поступать в этом году, познакомить­ся с преподавателями конкретного вуза и с требовани­ями, которые предъявляются к абитуриентам.

◙ Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), истории театра и литературы. Актер должен знать историю своего ремесла.

◙ Если у вас нет возможности пользоваться услугами ре­петиторов и курсов, не расстраивайтесь особо. Вы

не раз слышали о звездах, вышедших из глухой провин­ции. Кстати, как раз в этом случае лежащая перед вами книга будет просто незаменимой поддержкой. Однако и на курсах она тоже может вам помочь.



  • Помните, заниматься театром по графику нельзя. Этим либо занимаются постоянно, либо не занимаются вооб­ще. То есть у вас в голове должны идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими.

  • Освободитесь даже от малейших мыслей, что прослу­шивание для вас является судьбоносным событием. Удастся или не удастся — это еще не последнее слово. Время может изменить многое. Даже великие актеры очень часто поступали в театральные вузы не сразу. В принципе, также многие разочаровывались в этой про­фессии, поступив в вуз без особых затруднений. А вот легкость восприятия ситуации поможет вам по-настоя­щему раскрепоститься.

  • Вы и ваши родные, близкие друзья доподлинно знаете сильные и слабые стороны вашей натуры. Попытайтесь выбрать наиболее оптимальные позиции для кастинга, чтобы показать себя в лучшем свете. Другими словами, если вы мечтаете о драматическом амплуа, а друзья считают вас непревзойденным комиком, выбрать для показа лучше комедию. Для начала надо попасть в про­фессию, а позже разобраться, в чем ваше настоящее призвание.

  • Никого и ничего не страшитесь. На кастинге вас никто не собирается ни убивать, ни калечить.

  • Не равняйтесь на других претендентов. Они вовсе не лучше и не хуже вас, они другие. А вот нервничают и сомневаются в своих силах абсолютно все.

  • Всякую критику в ваш адрес воспринимайте конструк­тивно, рассматривайте ее как способ коррекции своих недостатков.

  • Если вы сделаете ошибку, не стопоритесь, не плачьте и не убегайте, просто очаровательно улыбнитесь и про­должайте дальше. Все понимают ваше состояние, а вот умение с достоинством выходить из неурядиц обяза­тельно обратит на себя внимание. Таких заминок в ак­терской профессии великое множество.

  • Подготовьтесь основательно, но не до состояния тор­можения. Накануне ничего не репетируйте и не думайте о пробах. Погуляйте, отдохните, встретьтесь с друзья­ми и хорошенько выспитесь.

  • Если вас не выбрали — не плачьте и не портите себе настроение. Это не значит, что вы неталантливы, это может значить, что вы не подходите тому, кто набирает курс. Помните, что руководитель курса набирает ребят в расчете на дипломный спектакль, ваша фактура (вне­шность) может просто не вписываться в ансамбль. При неудаче просто вынесите для себя урок, что и как не надо делать в следующий раз.

Глава 2. Как правильно говорить

ДЫХАНИЕ И ЕГО ТРЕНИРОВКА

Умеете ли вы дышать?

Да-да, вопрос стоит именно так. Умение правильно ды­шать, как это ни стран но,, присуще далеко не всем. Вдох, вы­дох, вдох, выдох, казалось бы, что может быть проще? Но задумайтесь, всегда ли вам хватает дыхания, когда вы произ­носите какую-либо речь, разговариваете на ходу или волнуе­тесь? Развить правильное дыхание достаточно просто, в этом вам поможет представленный ниже специальный комплекс дыхательной гимнастики.

Помните, театр начинается с вешалки, актер — с голоса, а голос — с дыхания!

1. «Свеча»

1. Вообразите, что перед вами огромная свеча с ярким пламенем. Его необходимо погасить. Сделайте вдох, задер­жите на мгновение дыхание, затем дуньте «на свечу». Не по­тухло? Дуйте снова и снова. Если вы положите ладонь на жи­вот, то во время выдоха вы ощутите энергичные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот должен втягиваться.

2. Неторопливо, ровно задувайте «пламя», не для того, чтобы потушить, а только чтобы отклонить его и держать в таком положении как можно дольше. Ладонью вы ощутите, как медленно и ровно подбирается низ живота, т.е. сжимают­ся нижнебрюшные мышцы. Благодаря этому упражнению вы потренируетесь медленно, ровно выдыхать.

3. Представьте, что перед вами некоторое количество све­чей. Погасите каждую свечу порознь, однако вы должны вды­хать столько же воздуха, что и раньше. При выдохе вы ощути­те ладонью размеренные, прерывистые, энергичные сокраще­ния диафрагмы.

2

Встаньте прямо, приподнимитеплечи вверх, отклоните их назад, наберите в грудь воздуха, затем опустите плечи, при- - чем Тяжесть тела должна быть равномерно распределена на обе ноги, между подбородком и шеей — прямой угол, муску­лы расслаблены. На счет раз-два сделайте вдох, на счет три- четыре-пять-шесть — выдох. Наблюдайте за сокращения­ми диафрагмы.

Также вы можете подключить руки. Отведите руки в сторо­ны — вдох, вперед — выдох. Поднимите их над головой — вдох, вперед — выдох. Снова поднимите руки над головой — вдох, опустите их по бокам — выдох.

Каждый раз увеличивайте продолжительность выдоха.

№3

Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль тела. На звуке [л-0000] сделайте выдох, после чего вдох произойдет сам собой (живот при этом должен выдвинуться вперед). Те­перь, выдыхая, проговорите звук [с] прерывисто и неторопли­во, выбрасывая его как бы толчками [сссс-сссс-сссс...]. Сно­ва вдохните и на выдохе вытягивайте звук [с]. Выполните это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите количе­ство до 10.



4

Встаньте прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Разверните плечи и глядите перед собой. На звуке [п-фффф] выдохните — живот должен втянуться, после чего вдох про­изойдет сам собой и живот выпятится. На выдохе вытягивайте звук [и/]: [ш-ш-ш-ш-ш-...]. Затем снова вдохните. На выдохе медленно считайте до 15. Выполните упражнение 5 раз.

5. «Звуки природы»

Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль туловища. Выдыхая, изображайте различные звуки природы: свист ветра

[ссссссссс], шум леса — [шшшшшшш...], жужжание

шмеля — [жьжьжьжьжьжь...] и т.п.

Выполняйте упражнение вдумчиво и легко, чтобы воздух на этих звуках выходил из вашей груди беспрепятственно.

6. «Пила»

Вообразите, что вы пилите бревнышко. Вначале пила изда­ет отрывистый, короткий звук [c!c!c!] совпадающий с движениями рук, когда пила «входит в древесину». Постепен­но увеличивайте амплитуду движения рук и соответственно тяните звук: [ссссс...сссссс...ссссс,..].

7. «Проколотый мяч»

Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч. Когда вы на него нажимаете, из него со свистом выходит воздух. Давите на мяч ладонями и имитируйте звук выходяще­го воздуха: [ссссс...] Руки должны сближаться медленно, как бы ощущая сопротивление «мяча». И так же неторопливо, с силой, «выжимайте» из «мяча» (ваших легких) воздух: [сссссс...]. Руки сходятся все ближе и ближе, выдавливая из «мяча» остатки воздуха. Наконец, они сходятся вместе, и из «мяча» с силой выбрасывается неиспользованный воздух.

8. «Аромат розы»

Встаньте прямо, ладони находятся на груди (по бокам). Вообразите, что вы нюхаете цветы (например, розы). Нето­ропливо вдыхайте через нос их аромат — ребра грудной клетки раздвигаются (ваши ладони это почувствуют). А теперь вы­дохните — ребра опускаются под вашими ладонями. Старай­тесь вдыхать неглубоко, чтобы у вас не закружилась голова. Повторите 3—4 раза.

9. «Старт»

Возьмите в руки секундомер и отсчитывайте вслух секун­ды: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четы­ре! Три! Два! Один! Пуск!» Считайте громким голосом, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, не набирая воздуха в грудь в паузах между произнесением цифр, а просто задер­живая дыхание. Старайтесь произносить цифры четко, словно диктуете их человеку, который стоит в некотором отдалении от вас. Если у вас не хватило дыхания довести весь счет до конца (до слова «Пуск!»), начните отсчет с меньшей цифры. Очень важно, чтобы последние слова: «Один! Пуск!» — про­звучали у вас свободно, энергично и громко.

10

Прогуливаясь по коридору или на свежем воздухе, старай­тесь дышать в такт дыханию: один шаг — вдох, 4 шага — выдох. Каждые 2—3 дня увеличивайте длительность выдоха на один шаг, чтобы через месяц-полтора делать выдох на 10— 15 шагов, вдох же при этом должен оставаться на один шаг. На выдохе можно произносить скороговорку, каждый раз умножая количество слов в ней, или декламировать четверо­стишие.

Не забывайте, что в процессе выполнения упражнений вы­дох должен быть продолжительным, ровным, медлительным.



СТРУКТУРА ГОЛОСА

Голос — это нечто большее, чем просто воздух, исходя­щий из вашего рта. При верном использовании голоса в речь должно быть вовлечено все тело, с головы до ног. Ваше тело — это как бы музыкальный инструмент, порождающий ваш голос.

Когда вы просто разговариваете с другом, вы наполняете воздухом только верхушки легких, потому что вам достаточно поверхностного дыхания. Однако же только при помощи ди­афрагмы можно получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние. Она очень важна для образования голоса, гак как именно она занята таким важным делом, как проталкивание воздуха через ваши горло и губы.

Правильное дыхание имеет огромное значение, так как оно насыщает мозг кислородом, поддерживает речевой процесс, сообщает вам чувство уверенности и спокойствия, которое вы транслируете своей аудитории.

Как вы думаете, что еще, кроме диафрагмы, имеет боль­шое значение для выработки глубокого голоса? Как это ни удивительно — мышцы ног! Да-да, ведь именно от ног зави­сит положение тела и ваша осанка. Только при условии пра­вильной осанки ваше сердце будет снабжать тело кислоро­дом в достаточной степени.

Вы никогда не задумывались, почему самым распростра­ненным способом успокоиться является ходьба? Представьте себя на месте будущего отца во время родов (но не слишком увлекаетесь!). Он обеспокоен, нервничает, ходит по комнате из угла в угол. Ну хорошо, если вы не никак не можете этого вообразить, представьте себе, что вы находитесь в числе кан­дидатов на премию «Оскар» (тоже приятно). Как вы повели бы себя на этом месте?

Если вам случалось находиться за кулисами в театре, вы могли увидеть, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед своим выходом. Они не только припомина­ют слова своей роли; так они способствуют улучшению своего кровообращения. Иногда они даже потирают руки чуть-чуть утрированным жестом. Это тоже содействует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи — всех тех мышц, которые опосредованно влияют на образование голоса.

Правильность вашей осанки во многом определяется тем, насколько крепко вы «стоите на ногах», а точнее, на пятках. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямите спину, немного запрокиньте голову. В такой позе вы сможете полно­стью контролировать свой голосовой аппарат. Все ваше тело поможет вам создать резонанс для вашего красивого голоса.

В вашем распоряжении находится уникальный музыкаль­ный инструмент, главное — уметь его правильно использо­вать. Когда вы слушаете свои записи на пленке, нравится ли вам ваш голос или же вы не можете поверить, что эти гнусавые звуки исходили из вашего рта? Вы можете говорить луч­ше, просто не знаете как.

Голос образуется не исключительно в области голосовых связок — в его создании участвует все тело. Итак, вам, во- первых, необходимо овладеть глубоким диафрагмальным ды­ханием; во-вторых, научиться держать спину прямо; в-третьих, развить артикуляционные органы для правильного произнесе­ния звуков. Не хватайтесь за голову, это вовсе не так сложно, как кажется. Со временем вы и забудете о том, что постоянно контролируете свое тело, и будете проделывать все эти неве­роятно сложные вещи на чисто рефлекторном уровне. А тог­да уже это останется с вами на всю жизнь.



Характеристики голоса

Вот список некоторых признаков того, что ваша речь, ну, скажем, не слишком совершенна и вам следует над ней пора­ботать:

► Собеседники нередко просят вас еще раз сказать то, что вы только что произнесли.

► Вы неохотно выступаете публично.

► У вас основательный акцент.

► В микрофоне звук «п» у вас слышится приглушенно, неприятно и ненатурально.

► После десятиминутного разговора у вас болит горло.

► Вы теряете внимание собеседника через какое-то вре­мя, потому что говорите монотонно.

► Вы утрачиваете контроль над голосом в конце продол­жительного периода речи.

► Люди замечают, что вы нередко, может статься, не отда­вая себе отчета, повторяете «навязчивые» словечки или фразы, вроде «гм», «ну», «так», «знаете ли» или «угу».

► Вашим слушателям не нравится, что вы часто вздыхае­те, всасываете внутреннюю сторону щеки или прищел­киваете языком.

Вы далеко не в восторге от собственного голоса.


  1   2   3   4   5   6

  • Глава 1. Как и куда поступать ЧТО НУЖНО
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ
  • Глава 2. Как правильно говорить ДЫХАНИЕ И ЕГО ТРЕНИРОВКА
  • 5. «Звуки природы»
  • 7. «Проколотый мяч»
  • 8. «Аромат розы»
  • СТРУКТУРА ГОЛОСА
  • Характеристики голоса