Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Российская федерация




страница1/13
Дата16.01.2017
Размер2.97 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии
Гусакова Т.Ф., Иванов А.Г., Симонов С.А., Телегин В.Н.


    ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа



для студентов направления 03010062 «Философия», социально-аксиологического профиля, очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Гусакова Т.Ф., Иванов А.Г., Симонов С.А., Телегин В.Н. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03010062 «Философия», социально-аксиологического профиля, очной формы обучения. Тюмень, 2011, 126 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История зарубежной философии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии Тюменского госуниверситета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии ИГН, доктор философских наук, профессор

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Т.Ф.Гусакова, А.Г.Иванов, С.А.Симонов, В.Н.Телегин, 2011


  1. Пояснительная записка




    1. Цели и задачи дисциплины

Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030100.62 «Философия» в Тюменском государственном университете. Программа дисциплины «История зарубежной философии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению «Философия».

Предметом курса выступает история философских учений в контексте особенностей развития европейской культуры. Основная цель изучения курса «История зарубежной философии» заключается в формировании у студентов теоретических представлений о философии как о значительной форме развития духовной культуры человечества.

Для достижения этой цели в курсе поставлены следующие задачи:


    • выявить своеобразие европейской философии в целом;

    • обозначить основные особенности, проблемы, идеи философии античности, патристики и схоластики, эпохи Возрождения, Нового времени;

    • выявить взаимосвязь европейской философии указанных периодов с религией и наукой;

    • овладеть историей европейской философии как части общей картины общекультурного процесса, в его связи с социальными, экономическими и политическими тенденциями изучаемых эпох.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «История зарубежной философии» относится к циклу Б.3 (профессиональный цикл) и входит в его базовую (общепрофессиональную) часть. Курс начинается в первом семестре и поэтому не имеет предшествующих дисциплин. Знание дисциплины необходимо для следующих предметов: Современная зарубежная философия, Восточная философия, Теория метапознания, Основы православной культуры, Философия постмодернизма, Феноменологическая герменевтика, Философия межцивилизационного периода, Философия диалога, Искусство XX века, Современные теории познания, Философия языка, Философия смыслообразования, Психология и педагогика, Этика, Философские проблемы конкретнонаучных дисциплин, Философская антропология, Философия искусства, Профессиональная этика, и практик: Научно-исследовательская практика, Научно-исследовательская работа, Педагогическая практика.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



    1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); дисциплина «История зарубежной философии» способна показать обучающемуся ту значительную роль, которую способны играть философские идеи и концепции в истории человечества и сформировать представление о способности философа влиять на ход социокультурных процессов в современности.

    2. Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления) (ПК-4); курс «История зарубежной философии» отвечает за формирование умения оперировать концепциями античной и средневековой эпох, а также эпохи Возрождения, Нового времени и немецкой классической философии.

    3. Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); дисциплина «История зарубежной философии» прежде всего отвечает за формирование навыков работы с философскими первоисточниками, их анализа и критики.

    4. Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования (ПК-14); курс в значительной степени нацеливает студента на формирование умения конспектировать первоисточники, составлять их реферативные пересказы и аннотации к ним.

    5. Умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (ПК-15); курс отвечает за формирование у студента знаний по истории зарубежной философии, которые могут быть использованы в процессе преподавания.

    6. Владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); курс отвечает за формирование знаний о некоторых концепциях человека, души и восприятия мира человеком (Платон, Аристотель, Августин, Дж. Локк), при участии которых сформировалась и современная теория воспитания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  1. специфику предмета «история зарубежной философии» и его место в системе философского знания в целом;

  2. методологические особенности историко-философского знания;

  3. историю становления «истории философии» как части философского знания;

  4. особенности зарубежной европейской философии в контексте развития мировой философской мысли;

  5. основные закономерности развития европейской зарубежной философии;

  6. базовые характеристики философии в рассматриваемые эпохи;

  7. особенности взаимосвязи философии с социальными, культурными и экономическими процессами той или иной эпохи;

  8. мировоззренческие и методологические основы философских систем в ту или иную эпоху европейской истории;

  9. роль европейской философии в формировании ценностных и методологических ориентаций культуры в рассматриваемые периоды европейской истории.

  1. Уметь:

  1. разбираться в различных, представленных в традиции подходах к рассмотрению истории зарубежной философии;

  2. ориентироваться в системах философского знания, представленных в европейской истории;

  3. применять полученные знания в профессиональной деятельности;

  4. находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников;

  5. сравнивать философские концепции и системы (синхронно и диахронно);

  6. анализировать современные мировоззренческие и методологические проблемы с точки зрения их соотнесения с проблемами прошлых эпох, выраженных в изучаемых концепциях и системах.

  1. Владеть:

  1. навыками философского анализа различных типов философских систем, концепций и выраженных в них типов мировоззрений;

  2. навыками герменевтического анализа современности как открытой системы в которой представлены в преобразованном виде прошедшие эпохи (с точки зрения их выраженности в философских системах и концепциях);

  3. культурой философского мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации.



    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Таблица 1.



    Вид учебной работы

    Всего часов

    часть 1

    часть 2

    часть 3

    часть 4
















    Семестры













    1

    2

    3

    4

    5













    Аудиторные занятия (всего)

    342

    72

    54

    72

    72

    72




    В том числе:






















    Лекции

    162

    36

    18

    36

    36

    36




    Семинары (С)

    180

    36

    36

    36

    36

    36




    Самостоятельная работа (всего)

    378

    104

    76

    72

    72

    54




    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




    экзамен

    экзамен

    зачет

    экзамен

    экзамен




    Общая трудоемкость час

    зач. ед.


    720

    176

    130

    144

    144

    126




    20

    5

    3,5

    4

    4

    3,5


















    3. Тематический план.

    Таблица 2.

    Тематический план





Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них интерактивных

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семестр 1




Модуль 1






















1.

Предпосылки возникновения философии в Древней Греции

1

2

2

6

12




0-5

2.

Ионийская философия: Милетская школа, Гераклит

2

2

2

8

10

2

0-9

3.

Италийская философия: пифагорейцы и элеаты

3

2

2

8

12




0-7

4.

Послеэлейские плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор

4

2

2

6

10




0-5

5.

Левкипп и Демокрит

5

2

2

8

12




0-4




Всего

1-5

10

10

36

56

2

0-30




Модуль 2






















6.

Софисты и софистика

6

2

2

6

10




0-5

7.

Сократ и сократические школы

7

2

2

8

12




0-10

8.

Платон

8-11

8

8

14

30

2

0-12

9.

Аристотель

12-14

6

6

12

24

2

0-13




Всего

6-14

18

18

40

76

4

0-40




Модуль 3






















10.

Эллинистическо-римская философия: общая характеристика. Античный скептицизм.

15

2

2

6

10




0-6

11.

Эпикур и Лукреций

16

2

2

6

10

2

0-6

12.

Стоицизм

17

2

2

6

10

2

0-10

13.

Неоплатонизм и гностицизм. Итоговая характеристика античной философии

18

2

2

10

14




0-8

5.

Всего

15-18

8

8

28

44

4

0-30

6.

Итого (часов, баллов):

1-18

36

36

104

176

10

0-100

7.

Из них в интерактивной форме:







10













Семестр 2




Модуль 1






















1.

Общая характеристика философии Средних веков

1

2

2

2

6




0-4

2.

Зарождение христианской философии

2




2

3

5




0-4

3.

Греческая патристика

3

2

2

4

8




0-4

4.

Латинская патристика

4




2

4

6

2

0-4

5.

Философия Аврелия Августина

5

2

2

8

12




0-10

6.

Философия раннего средневековья

6




2

3

5




0-4




Всего

1-6

6

12

24

42

2

0-30




Модуль 2






















7.

Зарождение схоластической философии и ее проблематики

7

2

2

4

8

2

0-6

8.

Шартрская и Сен-Викторская школы

8




2

3

5




0-3

9.

Философия Пьера Абеляра

9

2

2

4

8

2

0-6

10.

Аристотелизм в философии XIII века.

10




2

3

5




0-3

11.

Философия Фомы Аквинского.

11

2

2

8

12




0-9

12.

Философия Бонавентуры.

12




2

2

4




0-3




Всего

7-12

6

12

24

42

4

0-30




Модуль 3






















13.

Философия Дунса Скотта.

13

2

2

4

8




0-5

14.

Натуралистическая философская школа.

14




2

4

6




0-7

15.

Идеи Уильяма Оккама.

15

2

2

4

8

2

0-7

16.

Мистицизм средневековой мысли.

16




2

4

6

2

0-7

17.

Социально-политическая мысль позднего средневековья.

17

2

2

4

8

2

0-7

18.

Значение философии средних веков.

18




2

8

10




0-7




Всего

13-18

6

12

28

46

6

0-40




Итого 2 семестр (часов, баллов):

1-18

18

36

76

130

12

0 – 100




Из них в интерактивной форме:







12













Семестр 3




Модуль 1






















1.

Предпосылки и основные черты эпохи Возрождения.

1-2

4

4

8

16




0-10

2.

Гуманизм эпохи Возрождения.

3-4

4

4

8

16

2

0-10

3.

Философия Н.Кузанского

5-6

4

4

8

16




0-10




Всего

1-6

12

12

24

48

2

0-30




Модуль 2






















4.

Натуралистическая философия эпохи Возрождения и наука.

7-8

4

4

8

16

2

0-10

5.

Основные особенности Философской концепции Дж. Бруно.

9

2

2

4

8

2

0-5

6.

Особенности социально-политической мысли эпохи Возрождения.

10

2

2

4

8

2

0-5

7.

Социальная философия Н.Маккиавелли

11

2

2

4

8

2

0-5

8.

Философия самопознания М.Монтеня

12

2

2

4

8




0-5




Всего

7-12

12

12

24

48

8

0-30




Модуль 3






















9.

Понятие Нового Времени и его временные рамки. Специфика социально-исторических условий эпохи и ее ценностно-мировоззреческих ориентаций. Проблематика философии Нового Времени.

13-14

4

4

8

16

2

0-10

10.

Философия Р.Декарта

15-16

4

4

8

16

2

0-10

11.

Философские воззрения Ф.Бэкона

17

2

2

4

8




0-10

12.

Философия Т.Гоббса и ее социальная направленность.

18

2

2

4

8




0-10




Всего




12

12

24

48

4

0-40




Итого 3 семестр (часов, баллов):

1-18

36

36

72

144

14

0 – 100




Из них в интерактивной форме:







14













Семестр 4




Модуль 1






















1.

Рационалистическая философия Б.Спинозы

1-2

4

4

8

16




0-10

2.

Завершение рационализма XVII века в философии Г.Ф. Лейбница

3-4

4

4

8

16

2

0-10

3.

Эмпирическая философия Дж. Локка

5-6

4

4

8

16




0-10




Всего

1-6

12

12

24

48

2

0-30




Модуль 2






















4.

Философия Паскаля

7

2

2

4

8

2

0-5

5.

Субъективный идеализм Дж.Беркли

8

2

2

4

8

2

0-5

6.

Философия Д. Юма

9

2

2

4

8

2

0-5

7.

Общая характеристика философии Просвещения

10-11

4

4

8

16

2

0-10

8.

Социальная философия Ш.Монтескье

12

2

2

4

8




0-5




Всего

7-12

12

12

24

48

8

0-30




Модуль 3






















9.

Критическая философия Вольтера

13

2

2

4

8

2

0-8

10.

Французский атеистический материализм XVIII в.

14-15

4

4

8

16

2

0-8

11.

Социально-политическая концепция Ж.Ж.Руссо

16

2

2

4

8

2

0-8

12.

Идеи Просвещения в Германии и Америке

17

2

2

4

8




0-8

13.

Значение идей эпохи Просвещения. Их рецепция в современности.

18

2

2

4

8




0-8




Всего

13-18

12

12

24

48

6

0-40




Итого 4 семестр (часов, баллов):

1-18

36

36

72

144

16

0 – 100




Из них в интерактивной форме:







16













Семестр 5




Модуль 1






















1.

Общая характеристка немецкой классической философии

1

2

2

4

8




0-4

2.

Философия И.Канта

2-6

10

10

14

34

4

0-26




Всего

1-6

12

12

18

42

4

0-30




Модуль 2






















3.

Философия И.Г.Фихте

7-9

6

6

9

21

4

0-15

4.

Филососфия В.Шеллинга

10-12

6

6

9

21

4

0-15




Всего

7-12

12

12

18

42

8

0-30




Модуль 3






















5.

Философия Г.В.Ф.Гегеля

13-17

10

10

14

34

5

0-30

6.

Философия Л.Фейербаха

18

2

2

4

8




0-10




Всего

13-18

12

12

18

42

5

0-40




Итого 5 семестр (часов, баллов):

1-18

36

36

54

126

17

0 – 100




Из них в интерактивной форме:







17
















ИТОГО по дисциплине




162

180

378

720

69

0 - 500




ИТОГО в интерактивной форме:







69














  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Гусакова Т.Ф., Иванов А.Г., Симонов С.А., Телегин В.Н. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ.
  • Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины
  • Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
  • 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Таблица 1.
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • 3. Тематический план. Таблица 2. Тематический план