Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Российская академия правосудия




страница1/15
Дата03.07.2017
Размер3.12 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
СОВЕТ СУДЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ"
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции


Под редакцией

доктора юридических наук

Т.Б. БАСОВОЙ

и кандидата юридических наук

К.А. ВОЛКОВА
Научные редакторы:
Басова Т.Б., доктор юридических наук, профессор.

Волков К.А., кандидат юридических наук, доцент.


От редакторов
Вниманию читателей предлагается издание, включающее в себя тезисы и научные доклады, которые были представлены авторами на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским краевым судом и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия 19 апреля 2013 г. в г. Хабаровске.

Значимость темы, которая обсуждалась участниками научного форума, не вызывает сомнений. Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных форм эффективного противодействия коррупционным преступлениям, общественная опасность которых заключается в подрыве основ государственной власти и управления, ущемлении конституционных прав и интересов граждан, порождении дисбаланса демократических устоев и правопорядка, дискредитировании деятельности государственного аппарата, извращении принципов законности, создании барьера на пути проведения социально-экономических реформ. Кроме того, коррупция представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Сложность решения задачи эффективного противодействия коррупционным преступлениям обусловлена рядом объективных причин, к числу которых надлежит причислить то, что обозначенная проблема должна решаться комплексно, путем синтеза достижений многих отраслей научных знаний.

Методологическим инструментом повышения эффективности системы противодействия коррупции способна стать правовая политика государства, отдельные направления которой будут реально влиять на процесс ее распространения. Рассмотрение правовых вопросов в плоскости социальной технологии предполагает, что уголовная политика противодействия коррупции должна выстраиваться с позиции не только ее системности, но и функциональности. Однако участники научного форума в своих выступлениях с сожалением констатировали, что современная уголовная политика в сфере противодействия коррупции не является достаточно системной и функциональной, а потому возникает множество проблем в современной правовой регламентации противодействия коррупционным преступлениям, что требует их научной проработки в целях повышения качества закона и создания соответствующих рекомендаций по его правоприменению.

В этих условиях проведение Хабаровским краевым судом совместно с Советом судей Хабаровского края и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия научно-практической конференции с участием представителей юридической науки и практикующих юристов, без сомнения, будет способствовать сближению теории с практикой, столь необходимому на фоне законодательной неразберихи в вопросах расследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях коррупционной направленности.

Вот почему круг актуальных проблем противодействия коррупционным преступлениям в рамках настоящего сборника стал предметом пристального изучения со стороны ученых-криминалистов и специалистов-практиков, кто долгие годы работал судьями.


Т.Б.Басова,

доктор юридических наук, профессор


К.А.Волков,

кандидат юридических наук, доцент


Раздел 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Авдеев В.А., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии судебно-следственного факультета Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор.
Авдеева О.А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления, доктор юридических наук.
Модернизация политико-правовой системы Российской Федерации предопределила серию реформ, направленных на разработку эффективного механизма противодействия нарастающей тенденции криминализации российского общества. В условиях оптимизации национальной правовой системы одним из приоритетных направлений в контексте общепризнанных норм международного права является уголовно-правовая политика, содействующая принятию мер по предупреждению и профилактике преступности на законодательном и правоприменительном уровнях <1>. Одной из актуальных проблем, согласно данным официальной статистики МВД Российской Федерации за 2012 г., следует по-прежнему признать противодействие коррупционной преступности. Так, в течение 2012 г. было зарегистрировано 49513 преступлений коррупционной направленности. Однако минимальный удельный вес зарегистрированных преступлений данного вида (2,1%) предопределен высоким уровнем латентности указанных общественно опасных деяний. Необходимо отметить также, что на правоприменительном уровне существует ряд проблем, связанных с установлением момента возникновения уголовного правоотношения, определением предмета и элементов состава преступления, назначением наказания и иных мер уголовно-правового характера.

--------------------------------



<1> Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 21.
Правовой основой для национального механизма правового регулирования уголовных правоотношений в сфере противодействия коррупции являются международные нормативно-правовые акты. Универсальный характер имеет Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Региональное значение имеет Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Ратификация Российской Федерацией указанных документов обеспечила интенсификацию нормотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированных на совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений, в том числе преступлений коррупционной направленности.

Используя международный опыт, Россия с учетом национальных особенностей формирует собственную нормативно-правовую базу по противодействию указанному социально-правовому явлению. Решению задач уголовного закона в плане обеспечения безопасности личности, общества и государства, предупреждения преступлений, в том числе коррупционной направленности, содействуют регламентируемые виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Одной из первых новелл явилось оформление на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ во вновь образованном разд. VI УК РФ конфискации имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера. Вследствие этого осужденному за одно из предусмотренных законом преступлений (п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) помимо наказания может быть назначена иная мера уголовно-правового характера, связанная с конфискацией имущества, полученного в результате преступления, используемого для финансирования преступной деятельности либо для совершения преступления. Однако избранная законодателем правовая позиция по противодействию коррупционной преступности получила неоднозначную оценку среди специалистов <1>.

--------------------------------

<1> Басова Т.Б. Противодействие коррупции в фокусе административной реформы России // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 9 - 10.
В связи с этим наметился дальнейший этап законодательной новеллизации уголовно-правовых норм в сфере противодействии преступлениям коррупционной направленности. Прежде всего следует выделить Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции", Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г., Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р утверждению подлежала Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.

Приведение законодательства РФ в соответствие с вышеуказанными актами предопределило очередную модернизацию уголовных норм. На основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи... с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" изменению подлежала законодательная формула конфискации имущества, увеличен перечень преступлений, совершение которых влечет назначение указанной меры уголовно-правового характера. Однако следует признать, что отнюдь не все коррупционные преступления нашли отражение в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Несмотря на это, положительной оценки заслуживает внесенное в п. "б" уточнение, согласно которому конфискации подлежат деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения одного из преступлений, предусмотренных п. "а", а не любого преступления, как было в прежней редакции названной уголовно-правовой нормы. Примечательно, что Федеральный закон устанавливает более строгие меры уголовной ответственности в случае совершения преступлений коррупционной направленности, предусмотренных в гл. 23, 30 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" интенсификации подлежал процесс криминализации и пенализации общественно опасных деяний соответствующей направленности. Помимо изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в содержание ст. ст. 204, 285, 290, 291 УК РФ, преступным признано посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Минимальный размер взимаемого штрафа увеличился в два раза (до пяти тысяч рублей). Принципиальное значение имеет установление зависимости назначаемого размера штрафа от величины, кратной стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа или взятки, что исключает целесообразность совершения указанных преступлений.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" модифицировал ряд устоявшихся положений Общей и Особенной частей УК РФ. Увеличение срока рассрочки выплаты штрафа с трех до пяти лет, очевидно, направлено на создание более благоприятных условий для исполнения указанного вида наказания. Учитывая роль, которая отводится штрафу в предупреждении преступлений коррупционной направленности, следует обратить внимание на перспективы указанного законодательного решения, т.к. избранная позиция повышает вероятность злостного уклонения от его уплаты. Подобная возможность прогнозируется с учетом предусмотренных законом последствий злостного уклонения от уплаты штрафа. Соответственно, минимизируется эффективность правового регулирования, связанного с исполнением данного вида наказания. Анализ изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в Особенную часть УК РФ названным Законом, раскрывает новые направления уголовно-правовой политики. В связи с этим следует признать, что криминализация деяний сопровождается законодательным оформлением новых составов преступлений и квалифицирующих признаков. Пенализация нашла отражение в содержании санкций составов, в том числе коррупционных преступлений, предусмотренных ст. ст. 184, 201 - 204, 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ.

Дальнейшая модификация конфискации имущества в Федеральных законах от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ и от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ, по существу, не отразилась на формировании уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. Между тем Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ произвел замену наименования ст. 104.2 УК РФ, уточнив, что данная статья посвящена правовому регулированию конфискации денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации. Федеральные законы от 28 июля 2012 г. и от 3 декабря 2012 г. ориентированы на совершенствование штрафа как вида наказания, назначаемого в том числе за преступления коррупционной направленности.

Пристальное внимание специалистов обращено и на эффективность наказания за взяточничество <1>. Так, по мнению законодателя, среди мер уголовно-правового характера, призванных содействовать решению задачи противодействия преступлениям коррупционной направленности, особое значение имеют кратные размеры штрафа и принудительные работы как альтернатива лишению свободы на определенный срок. Вместе с тем законодательное оформление принудительных работ в качестве нового вида наказания предполагает ряд проблем его реализации на правоприменительном уровне <2>. Введение в Уголовный кодекс РФ наряду с обязательными и исправительными работами принудительных работ требует приведения в соответствие социально-экономической сферы.

--------------------------------

<1> Бурлаков В.Н., Пряхина Н.И. Эффективность наказания за взяточничество // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 85 - 95.

<2> Авдеев В.А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркут. гос. эконом. академии (Байкальский гос. ун-т экономики и права). 2012. N 6. С. 100.
Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности. Функционирование данного механизма должно способствовать реализации таких постулатов уголовно-правовой политики, как научная обоснованность, социальная предопределенность, соответствие международным стандартам и неотвратимость ответственности <1>. Модернизация национального уголовного законодательства должна быть доктринально обоснованной, соответствовать сложившимся социальным реалиям и международным нормативно-правовым актам. Детерминируемый указанными факторами высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта как России, так и зарубежных стран.

--------------------------------



<1> Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 120.
Е.Ю. АНТОНОВА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Антонова Е.Ю., заведующая кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права, доктор юридических наук, доцент.
С 2012 г. Главный информационно-аналитический центр МВД России впервые стал регистрировать не только факты взяточничества, но и общее количество преступлений коррупционной направленности. В 2012 г. было зарегистрировано 49513 таких преступлений, в январе - марте 2013 г. - 17875. При этом получение и дача взятки составляют лишь незначительную часть всех зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. В частности, в 2012 г. на территории Российской Федерации было выявлено 9758 фактов взяточничества (получение и дача взятки), а в январе - марте 2013 г. - 3899, что соответственно составляет 19,7 и 21,8% от всех преступлений коррупционной направленности <1>.

--------------------------------



<1> Официальный сайт МВД РФ: URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ (дата обращения: 09.04.2013); Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: URL: http://crimestat.ru/21 (дата обращения: 09.04.2013).
В связи с этим представляется необходимым определиться с тем, что следует понимать под коррупцией и преступлениями коррупционной направленности.

Очевидно, что понятие преступлений коррупционной направленности не тождественно понятию коррупции и не сводится только к получению и даче взятки. Коррупция - это обобщающая категория, объединяющая достаточно широкий круг коррупционных действий. В связи с этим коррупция должна рассматриваться не только и не столько как правовое явление, сколько как криминологическое и социальное явление <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: Учебник: В 2 т. М., 2011. Т. II. С. 470.
В международных правовых актах коррупцию чаще всего определяют как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа, подразумевая различные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Одни авторы предлагают понимать под коррупцией социальное явление, которое характеризуется тем, что государственные и иные служащие, используя свои служебные полномочия, личный авторитет и возможности, обогащаются за счет заинтересованных лиц путем подкупа - продажности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Абрамовская О.Р. Противодействие коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления (криминологический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 12 - 14.
Другие ученые считают, что с юридической стороны коррупцию необходимо рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле данная категория означает злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (взяточничество, лоббизм, непотизм, кумовство, местничество, фаворитизм, протекционизм, служебные хищения, иное превышение, бездействие или злоупотребление политической или экономической властью из корыстной или иной личной заинтересованности в публичном или частном секторе). В узком юридическом смысле коррупцию рассматривают как подкуп, т.е. получение должностным лицом или служащим незаконной имущественной или неимущественной выгоды в связи с его должностным положением или служебной деятельностью. В узко-нормативном аспекте юридическая сущность коррупции сводится к предоставлению и получению различного рода имущественных и неимущественных выгод, которыми обмениваются две стороны в коррупционных отношениях <1>.

--------------------------------



<1> См.: Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010. С. 12.
При этом общепризнанным является тот факт, что категория "коррупционное правонарушение" имеет межотраслевой характер и включает коррупционное административное правонарушение, коррупционное дисциплинарное нарушение, коррупционное гражданское правонарушение, коррупционное этическое нарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, и коррупционное преступление <1>.

--------------------------------



<1> См.: Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. N 2. С. 107 - 108; Мирошниченко Д.В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009; Марьина Е.В. Указ. соч. С. 8; и др.
Под коррупционным преступлением предлагается понимать предусмотренное уголовным законом умышленное общественно опасное деяние, заключающееся в предоставлении и (или) получении денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера за действия (бездействие) в интересах корруптера или лица, представляемого им <1>.

--------------------------------



<1> См.: Марьина Е.В. Указ. соч. С. 8.
Существует и другая, не менее важная проблема - определение круга общественно опасных деяний, которые следует относить к преступлениям коррупционной направленности.

Надо сказать, что правоприменительная практика шла непростым путем в решении вопроса о том, какие конкретно составы следует относить к преступлениям коррупционной направленности. Трудности были обусловлены в первую очередь отсутствием законодательного определения коррупции <1>.

--------------------------------

<1> См.: О противодействии коррупции в Российской Федерации // Российское правосудие. 2010. N 7(51). С. 103 - 106.
На базе научных исследований и практики применения национального законодательства, а также в порядке реализации Национального плана противодействия коррупции 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1>, где было впервые дано определение коррупции. Итак, сегодня под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

--------------------------------



<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
При этом ни в УК РФ, ни в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ не раскрывается понятие преступлений коррупционной направленности. Законодатель попытался лишь дать их примерный перечень (ст. ст. 201, 285, 291, 290, 204 УК РФ). В теории же уголовного права неоднократно делались попытки определить признаки и перечень таких преступлений. Например, Д.В. Мирошниченко выделяет следующие признаки коррупционного преступления: 1) сделка, участниками которой выступают, с одной стороны, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, с другой - любой другой субъект, заинтересованный в осуществлении действий (бездействия) первого, определяемых условиями данной сделки; 2) сделка имеет возмездный характер, при котором обязательству должностного лица совершить (не совершить) какое-либо действие соответствует обязательство заинтересованного лица предоставить в добровольном порядке какое-либо материальное благо или оказать услуги имущественного характера; 3) данная сделка имеет заведомо незаконный характер для обеих сторон <1>.

--------------------------------



<1> См.: Мирошниченко Д.В. Указ. соч. С. 12 - 13.
С. Максимов подразделил все коррупционные преступления на три группы:

1) собственно коррупционные преступления (в узком значении понятия), посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств, - ст. ст. 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ;

2) коррупционные преступления в широком значении понятия, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный объект, - ст. ст. 169, 170, 304 УК РФ, а также контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, и организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из перечисленных выше преступлений, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ);

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный объект, - ч. ч. 3, 4 ст. 160, ст. ст. 164, 174, 174.1, ч. 3 ст. 175, ст. ст. 176, 177, 193, 199, п. "в" ч. 2 и п. "а" ч. 3 ст. 221, п. "в" ч. 3 и п. "а" ч. 4 ст. 226, п. "в" ч. 2 и п. "а" ч. 3 ст. 229, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Максимов С. Указ соч. С. 108.
Аналогичные попытки предпринимались Б.В. Волженкиным, Л.Д. Гаухманом, В.В. Лунеевым и другими учеными.

Официально Перечень преступлений коррупционной направленности N 23 был утвержден указанием Генеральной прокуратуры РФ N 187/86 и МВД РФ N 2 от 30 апреля 2010 г. <1>. Данный документ определил, в частности, следующие критерии, на основании которых противоправные деяния надлежит относить к преступлениям коррупционной направленности:

--------------------------------

<1> Документ официально опубликован не был // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257339/.
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 УК РФ;

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Несмотря на то что данный документ утратил силу в связи с утверждением указаний Генеральной прокуратуры России N 52-11 и МВД России N 2 от 15 февраля 2012 г. "О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности", критерии отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности остались прежними. Исходя из названных критериев, в новых указаниях к преступлениям коррупционной направленности были отнесены:

1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий (ст. ст. 141.1, 184, 204, п. "а" ч. 2 ст. 226.1, п. "б" ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ).

1.2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ (дата < 08.12.2011)).

2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий, в частности, при наличии в статистической карточке:

2.1. Основного преступления отметки о его коррупционной направленности (ст. ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ).

2.2. Основного преступления отметки о его коррупционной направленности и в соответствии с международными актами (ст. ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ).

2.3. Отметки о совершении преступления с корыстным мотивом (п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч. 1 и 2, п. "в" ч. 3 ст. 286, ст. ст. 292, 305 УК РФ).

2.4. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. "в" ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, ч. ч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ).

2.4.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УК РФ (дата < 08.12.2011)).

2.5. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом (ч. ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ).

2.6. Отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения (ч. ч. 3 и 4 ст. 159, ч. ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ).

3. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

3.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, незаконного представления такой выгоды (ст. ст. 159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6), 169, 178, 179 УК РФ).

Анализ данного Перечня вызывает целый ряд вопросов. Например, почему в данный Перечень были включены п. "в" ч. 3 ст. 226 УК РФ - "Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", совершенные лицом с использованием своего служебного положения, и п. "в" ч. 2 ст. 229 УК РФ - Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, но не включен п. "в" ч. 2 ст. 221 УК РФ - Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения?

Имеется в данном Перечне указание и на ч. 3 ст. 210 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), совершенные лицом с использованием своего служебного положения, но ничего не сказано о ч. 3 ст. 209 УК РФ - бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения.

Несмотря на то что некоторые международные правовые акты (например, ст. 25 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. <1>) относят к коррупционным деяниям воспрепятствование осуществлению правосудия, считаем излишним отнесение к преступлениям коррупционной направленности ст. 295 ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ст. 296 ("Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования"), ст. 302 ("Принуждение к даче показаний"), ст. 307 ("Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод"), ст. 309 ("Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу") УК РФ.

--------------------------------



<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
Представляется, что, формируя перечень преступлений коррупционной направленности, необходимо исходить в первую очередь из положений национального законодательства. А Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", как мы уже говорили, относит к коррупционным деяниям незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, коррупционные преступления должны обязательно иметь корыстную мотивацию.

В связи со сказанным считаем возможным включить в указанный перечень преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 205.1, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ. Субъектом данных преступлений являются лица, использующие свое служебное положение, и, как правило, совершаются эти преступления именно из корыстных побуждений.

Таким образом, несмотря на то, что правоприменителем предпринята попытка сгруппировать преступления коррупционной направленности, вопрос этот требует дополнительных научных исследований.
В.Н. БОРКОВ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ" АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
  • Под редакцией доктора юридических наук Т.Б. БАСОВОЙ и кандидата юридических наук К.А. ВОЛКОВА
  • Раздел 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА
  • Е.Ю. АНТОНОВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ