Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Российская академия наук Российская академия образования Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году




страница1/6
Дата27.06.2018
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Российская академия наук Российская академия образования Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году Выпуск издания осуществлен в рамках проекта «Разработ­ка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стан­дартов общего образования второго поколения» (2005), реа­лизуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: академик РАН В. В. Козлов, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, В. В. Фирсов, член-корреспондент РАО В. П. Дронов Фундаментальное ядро содержания общего образования Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6. УДК 37.01 ББК 74.202 ISBN 978-5-09-018580-6 © Российская академия образования, 2009, 2010, 2011 © Издательство «Просвещение», 2009, 2010, 2011 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2009, 2010, 2011 Все права защищены КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Фундаментальное ядро содержания общего образова­ния — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основное назначение Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов — определить: систему базовых национальных ценностей, характери­зующих самосознание российского народа, приоритеты об­щественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; систему ключевых задач, обеспечивающих формирова­ние универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этой функции Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются: базовые национальные ценности, хранимые в религиоз­ных, культурных, социально-исторических, семейных тради­циях народов России, передаваемые от поколения к поко­лению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основополагающие элементы научного знания методо­логического, системообразующего и мировоззренческого ха­рактера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия, на формирование ко­торых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировоч­ные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. Определение Фундаментального ядра содержания обще­го образования — важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкрет­ного содержания общего среднего образования. Первая проблема — общественно-политическая. Она свя­зана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества, государ­ства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами. Необходимость определения Фундаментального ядра со­держания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустри­ального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потен­циале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, кон­кретизирует цели как результаты общекультурного, личност­ного и познавательного развития учащихся. Таким образом, Фундаментальное ядро содержания об­щего образования фактически нормирует содержание воспи­тания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функцио­нальной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпуск­ником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития. Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важ­нейшие требования общества к образовательной системе: сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в усло­виях роста социального, этнического, религиозного и куль­турного разнообразия нашего общества на основе формиро­вания российской идентичности и общности всех граждан и народов России; защиту образовательного пространства от ложных зна­ний и псевдознаний; формирование общего деятельностного базиса как систе­мы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Методологическая основа Фундаментального ядра со­держания общего среднего образования — принципы фунда­ментальности и системности, традиционные для отечествен­ной школы. В этом контексте принципиальное значение имеют расхождения во взглядах сторонников: а) сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высо­кий научный уровень содержания общего образования); б) целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уров­нем российской школы. Все предшествующие разработки стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяю­щей объем содержания образования, использовали обяза­тельный минимум содержания образования. В результате большинство педагогов понятие «стандарт образования» и по­нятие «обязательный минимум» воспринимали как синонимы. Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксирует­ся термином «Фундаментальное ядро содержания общего об­разования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принци­па фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо реши­тельно освободиться от устаревшего, второстепенного, педа­гогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе опреде­лены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности. Теоретическая основа Фундаментального ядра содержа­ния общего среднего образования — ранее сформулирован­ные в отечественной педагогике идеи: «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмо­горов); культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Зан- ков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов). В ходе реформы общего среднего образования, прово­дившейся в нашей стране в 60—70-х годах прошлого столе­тия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школь­ного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболо­чек», варьирующихся в зависимости от интересов и спо­собностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере примени­тельно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено. В это же время, предваряя разработку новой програм­мы по математике, Комиссией по математическому образова­нию АН СССР под председательством академика А. Н. Кол­могорова был разработан «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Этот краткий документ содержал опи­сание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьми­летней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в «Объеме знаний...» не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учеб­ные программы. В начале 80-х годов аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содер­жание образования на выходе из каждой ступени и остав­ляющая большую степень свободы авторским коллективам учебников. Согласно концепции культурологического подхода к форми­рованию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лер­нер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования — культура, т. е. наиболее значимые фор­мы социокультурного опыта. В соответствии с этой концепцией формирование содержа­ния общего образования осуществляется в несколько этапов: этап (допредметный) — формирование общетеоретичес­ких представлений о составе и структуре содержания образо­вания; этап (предметный) — определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения; этап — создание учебных материалов; этап — организация процесса обучения; этап — присвоение учениками нового содержания. Создание Фундаментального ядра — важная часть допред- метного этапа формирования содержания. Данную схему ра­боты от ранее принятых существенно отличает то обстоятель­ство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой. Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоре­тических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Ас- молова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечи­вается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образо­вательного и воспитательного процесса. Концепция универ - сальных учебных действий также учитывает опыт компетент- ностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использо­вать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделе­ние универсальных учебных действий, порождающих компе­тенции, знания, умения и навыки. Концепция Фундаментального ядра синтезирует опи­санные идеи «ядра» и «оболочки», «объема знаний», выделе­ния допредметного этапа, системно-деятельностного подхода. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с уче­том следующих рамочных ограничений: краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; отказ от деталей, сугубо методической природы и кон­кретных методических решений. Фундаментальное ядро опре­деляет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; описание в лаконичной форме областей знаний, пред­ставленных в современной школе, но не конкретных предметов. Краткий формат Фундаментального ядра открывает воз­можность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьно­го образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки. Критерии отбора и включения материала в Фундамен­тальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более сущест­венны критерии невключения: в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него по­нятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно по­пулярно и полно раскрыт школьнику. Создание Фундаментального ядра — начальный этап разработки нового содержания. Последующие этапы: разра­ботка концепций предметных областей — планируемые ре­зультаты обучения на выходе из ступеней обучения (началь­ная, основная и старшая школы) — базисный учебный план и примерные программы предметов — учебно-методические комплексы нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению ново­го содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответству­ющему обновлению содержания педагогического образования. СИСТЕМА БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент­ного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструмен­тальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспи­тание в школе не должно быть оторвано от процесса образо­вания, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития лич­ности: личностную культуру; семейную культуру; социальную культуру. Личностная культура — это: готовность и способность к нравственному самосовершен­ствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация твор­ческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духов­но-нравственной установки — «становиться лучше»; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собствен­ные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию от­ветственности за их результаты, целеустремленность и настой­чивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, спо­собность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственно­му здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать. Семейная культура — это: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, за­бота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода. Социальная культура — это: осознание себя гражданином России на основе приня­тия общих национальных духовных и нравственных цен­ностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Оте­чество перед будущими поколениями; адекватное восприятие ценностей общества: прав чело­века, правового государства, ценностей семьи, честности су­дов и ответственности власти, гражданского общества; готовность солидарно противостоять глобальным вызо­вам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности; способность к сознательному личностному, профессио­нальному, гражданскому и иному самоопределению и разви­тию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия. Воспитательное и обучающее пространство общеобразова­тельной школы, составляющей основу государственно-обще­ственной системы воспитания, должно наполняться ценнос­тями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нрав­ственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные цен­ности, хранимые в религиозных, культурных, социально­исторических, семейных традициях народов России, переда­ваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эф­фективное развитие страны в современных условиях. Базо­вые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет челове­ку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и националь­ная; доверие к людям, институтам государства и гражданско­го общества; справедливость, милосердие, честь, достоин­ство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолже­нии рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустрем­ленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, эколо­гическое сознание); традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных шко­лах, ценности традиционных российских религий принима­ются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, пла­нета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудни­чество). Система базовых национальных ценностей имеет ключе­вое значение не только для образования, но и для всей ор­ганизации жизни в нашей стране. Она определяет самосозна­ние российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жиз­ни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития. Эти ценности выражают суть общенациональной макси­мы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной иден­тичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском языке как язы­ке русского народа, государственном языке Российской Фе­дерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; формирование знаний об устройстве системы языка и за­кономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой дея­тельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение инфор­мации из лингвистических словарей различных типов и дру­гих источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста). Указанные цели реализуются на основе личностно ориен­тированного и деятельностного подходов к обучению и вос­питанию в процессе развития мыслительной и речевой дея­тельности школьника, формирования лингвистической, язы­ковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Языковая система». Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями ре­чевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и ком­муникативной направленности. Раздел «Языковая система» предусматривает освоение ос­нов лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов. Содержание Речь Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слу­шание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные. Функционально-смысловые разновидности текста (повест­вование, описание, рассуждение). Функциональные разновид­ности языка. Основные особенности разговорной речи, функ­циональных стилей (научного, публицистического, официаль­но-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, офи­циально-делового стилей. Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его раз­новидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диа­лог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсужде­ние, дискуссия. Адекватное понимание устной и письменной речи в соот­ветствии с условиями и целями общения. Овладение различными видами чтения. Создание устных монологических и диалогических выска­зываний разной коммуникативной направленности в зависи­мости от целей, сферы и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принад­лежности к функционально-смысловому типу и функцио­нальной разновидности языка. Информационная переработка текста. Овладение национально-культурными нормами речево­гонеречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Языковая система Общие сведения о языке. Русский язык — национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык меж­национального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Рус­ский язык в кругу других славянских языков. Роль старосла­вянского языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессио­нальные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык — язык рус­ской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Выдающиеся отечественные лингвисты. Фонетика и орфоэпия Звук как единица языка. Система гласных звуков. Систе­ма согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвиж­ность ударения при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы про­изношения и ударения. Графика Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначе­ния [j’]. Соотношение звука и буквы. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема как минимальная значимая единица языка. Ос­нова слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Исходная (произво­дящая) основа и словообразующая морфема. Словообразова­тельная пара. Понятие об этимологии. Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Сино­нимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассив­ный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сфе­ры употребления русской лексики. Стилистические пласты лек­сики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекате­гориальное значение, морфологические и синтаксические свой­ства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы ска­зуемого. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, пол­ные и неполные). Типы односоставных предложений. Одно­родные члены предложения, обособленные члены предложе­ния; обращение; вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
  1   2   3   4   5   6

  • Фундаментальное
  • УДК 37.01 ББК 74.202 ISBN
  • КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  • СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
  • Содержание Речь
  • Языковая система
  • Фонетика и орфоэпия
  • Морфемика (состав слова) и словообразование
  • Лексикология и фразеология