Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Роль Марии Федоровны в формировании ансамбля Павловского дворца по направлению 035400 История искусств




страница1/2
Дата06.04.2017
Размер0.51 Mb.
  1   2


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Зав. кафедрой истории русского

искусства, доцент

_____________/ХОДАКОВСКИЙ Е.В./

Председатель ГАК, профессор
______________/КАРАСИК И.Н./

Выпускная квалификационная работа на тему:


Роль Марии Федоровны

в формировании ансамбля Павловского дворца

по направлению 035400 – История искусств

профиль истории русского искусства





Рецензент:
к.и.н., доцент зав. сектором

научно-экспозиц. работы отд.

ГЭ"Дворец Меншикова"

Саверкина Ирина Витальевна


_____________ (подпись)

Работа представлена в комиссию

«____» ___________ 2016 г.
Секретарь комиссии:
______________(подпись)


Выполнила:
студентка 4 курса

очной формы обучения

по направлению бакалавриата

Исаева Анастасия Игоревна


_____________ (подпись)
Научный руководитель:

к.иск., ст.преподаватель кафедры

Истории русского искусства СПбГУ

Скворцова Екатерина Александровна :

________________(подпись)


Санкт-Петербург



2016

Оглавление

1.

Введение…………………………………………………………………….

1

2.

История изучения роли Марии Федоровны как заказчицы дворцового ансамбля в Павловске……………………………………………………..


4

3.

Великая княгиня Мария Федоровна и начало формирования дворцового ансамбля в Павловске………………………………………...


6

3.1.

Возникновение замысла дворцового ансамбля в Павловске. Замысел Чарльза Камерона и развитие дворцового ансамбля в 1784-1795 г.г…...


6

3.2.

Назначение Винчецо Бренны руководителем строительных работ и его деятельность по созданию интерьеров дворца в Павловске в 1784-1795 гг. Описание парадных залов бельэтажа……………………………



18

4.

Императрица Мария Федоровна и трансформация дворцового ансамбля в Павловске в императорскую резиденцию…………………...


22

4.1.

Деятельность Винченцо Бренны по расширению Большого дворца…...

22

4.2.

Противоречия в замыслах Марии Федоровны и Павла I………………..

27

5.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Завершение формирования дворцового ансамбля в Павловске……………………….


29

5.1.

Пожар 1803 года и деятельность Андрея отчество Воронихина по возрождению архитектурно-художественного облика Большого дворца……………………………………………………………………….



29

5.2.

Роль Джакомо Кваренги в восстановлении фасадов и залов дворца…...

33

5.3.

Пьетро Гонзаго и формирование художественного облика Павловского дворца………………………………………………………..


35

5.4.

Карл России и завершение формирования ансамбля Павловского

Дворца………………………………………………………………………




36

6.

Роль Джакомо Кваренги в восстановлении фасадов и залов дворца…...

39

7.

Роль Джакомо Кваренги в восстановлении фасадов и залов дворца…...

42

8.

Роль Джакомо Кваренги в восстановлении фасадов и залов дворца…...

44

  1. Введение


Актуальность темы:

Павловский дворцово-парковый ансамбль является одним из наиболее выдающихся памятников мирового искусства. Возникнув благодаря тонкому художественному вкусу будущей императрицы Марии Федоровны, Павловский дворец не подвергался перестройке при последующих владельцах, а потому ему удалось сохранить единство художественного стиля и авторский замысел создавших его архитекторов.

Дворцово-парковый ансамбль в Павловске был создан в период расцвета русского просветительского классицизма, когда искусство воспринималось как средство разумного преобразования общества. Павловский парк, ставший лучшим образцом пейзажного парка в России, является отражением просветительской идеи счастливой жизни на лоне природы.

Уникальным явлением русской архитектуры является Большой дворец, который может стать незаменимым источником для изучения классицизма в архитектуре. Над его строительством, внутренним убранством, а впоследствии – восстановлением после пожара работал целый ряд выдающихся архитекторов – Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Андрей Никифорович Воронихин. Джакомо Кваренги, Карл Иванович Росси, живописец Винченцо Гонзаго. При этом дворцово-парковый ансамбль в Павловске поражает своим удивительным единством. Кажется, что он создан одним великим мастером.

Непосредственное участие в руководстве работами по созданию Павловского дворца великой княгини (впоследствии – императрицы) Марии Федоровны, несмотря на ее несправедливое отношение к первому архитектору Павловска – Чарльзу Камерону, представляет собой пример благотворного влияния представителей власти на развитие русской культуры.

Таким образом, Павловский дворец сегодня интересен нам как один из лучших образцов архитектуры классицизма и как блестящий пример сотрудничества представителей искусства и власти.

Объектом исследования является Большой дворец в Павловске.

Предметом исследования является роль Марии Федоровны в создании дворцового ансамбля в Павловске.

Цель работы: рассмотреть основные этапы строительства Павловского дворца и определить роль Марии Федоровны в его создании.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу, посвященную дворцовому ансамблю в Павловске;

- проанализировать особенности творческого замысла архитекторов, работавших над сооружением дворцового ансамбля в Павловске;

- сопоставить основные черты и архитектурно-художественные приемы создателей дворцового ансамбля в Павловске;

- установить роль Марии Федоровны в формировании дворцового ансамбля в Павловске.

В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: императрица Мария Федоровна оказала решающее влияние на создание дворцового ансамбля в Павловске и формирование его внешнего облика и внутренних интерьеров.

При проведении исследования были использованы следующие методы: анализа литературы, сравнение, теоретический анализ и синтез, обобщение, исторический метод.

Научная новизна исследования: Существует большое количество литературы, посвященного Павловскому дворцу и парку. Однако в них либо описывается облик павловского ансамбля, либо анализируется творчество архитекторов, работавших над его созданием. При этом практически нет источников, рассказывавших о роли Марии Федоровны в создании ансамбля.

Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе подготовки будущих историков, искусствоведов и культурологов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается первый этап работы над созданием дворцового ансамбля в Павловске под руководством Чарлза Камерона и Винченцо Бренны.

Вторая глава посвящена превращению дворцового ансамбля в Павловске в императорскую резиденцию и деятельности Винченцо Бренны по расширению Большого дворца.

Третья глава посвящена рассмотрению деятельности целого ряда мастеров архитектуры по завершению формирования художественного облика ансамбля.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.



2. История изучения роли Марии Федоровны как заказчицы дворцового ансамбля в Павловске
Изучение роли Марии Федоровны как заказчицы дворцового ансамбля в Павловске началась еще в конце ХIХ века. Исследования того времени нашли отражение в работе Е.С. Шумигорского «Императрица Мария Феодоровна. 1759-1828», изданной в 1890 году. Так же в книге Русская старина были изданы Письма Великой Княгини Марии Федоровны к К. Н. Кюхельбекеру. Сама книга была издана в 1870 году. Из Русского архива ,который был издан в 1876 году были изложены донесения А.И. Моркова (посла России в Нидерландах) Екатерине II о пребывании Графа и Графини Северных в Нидерландах.

В «Ежегоднике Института истории искусств Академии наук СССР» было описано художественное значение Павловска. Сам ежегодник был выпущен в 1954 году. Так же были использованы книги Зеленовой А.И. «Павловский парк», изданной в 1964 году и Кучумова А.М. «Павловск. Дворец и парк», изданной в 1976 году. В книгах была подробно рассказана история создания Павловского дворца и парка.

В 1987 году была выпущена книга Козьмяна Г.К. «Чарльз Камерон» и в 2008 году московское издательство «Улей» выпустило книгу «Чарльз Камерон» под авторством Швидковского Д.О. В этих книгах подробно рассказывается биография одного из лучших архитекторов к 18 и нач. 19 веков шотландца Чарльза Камерона.

Биография другого выдающегося архитектора и декоратора Винченцо Бренна представлена в книгах Шуйского В.К. «Винченцо Бренна» 1986 года выпуска и Лансере Н.Е. «Винченцо Бренна» 2006 года издания.

В конце 1990-х – первом десятилетии 2000-х годов данная проблема нашла отражение в работах И.Б. Чижовой, Л.А. Кашук, а также в материалах Павловских чтений и выставок, проводимых в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Так же в написании работы были использованы и электронные ресурсы. На сайте http:www.nasledie-rus.ru представлены фотографии писем и переписка Марии Федоровны и Павла Петровича с Кюхельбекером из архива ГМЗ «Павловск», Рукописный архив. ЦХ-23, XIII. Информация о Павловском дворце до пожара. Об участии Бренны и архитектора Джакомо Кваренги в оформлении помещений Павловского дворца была взята из этого электронного ресурса – http: www.dkd.ru. История дворца и библиотека Росси были представлены в следующих электронных ресурсах: http: www.pavlovskart.spb.ru и http: www.pavlovskmuseum.ru .



3. Великая княгиня Мария Федоровна и начало формирования дворцового ансамбля в Павловске

3.1. Возникновение замысла дворцового ансамбля в Павловске. Замысел Чарльза Камерона и развитие дворцового ансамбля в 1784-1795 гг.

ХVIII век в России теснейшим образом связана с именами многочисленных женщин-правительниц, каждая из которых внесла свой вклад в историю страны. С небольшими перерывами женщины занимали российский престол с 1725 по 1762 год. Длительный период правления женщин завершился с восшествием на престол сына Екатерины II – императора Павла I. Супруге Павла – императрице Марии Федоровне – не довелось стать единоличной правительницей страны. Ей была уготована гораздо более скромная роль – любящей жены императора и матери его десяти детей. Однако Марии Федоровне удалось оставить заметный след в истории русской культуры – ей принадлежала идея создания дворцово-паркового ансамбля в Павловске.

Биография Марии Федоровны во многом перекликается с биографией ее царственной свекрови Екатерины II. Так же, как Екатерина Великая, Мария Федоровна родилась в немецком городе Шеттине 14 октября 1759 года. Ее отец – принц Фридрих Евгений Вюртембергский – подобно отцу Екатерины, служил комендантом Шеттинского замка. Однако, в отличие от Екатерины Великой, Мария Федоровна никогда не стремилась к власти, считая, что женщина должна воспитывать детей и вести домашнее хозяйство.

При жизни Екатерины II Мария Федоровна не имела влияния ни на политическую, ни на культурную обстановку в Российской Империи. Как известно, отношения Павла Петровича со своей матерью были настолько холодны и неприязненны, что она даже лишила его и его супругу возможности воспитывать своих старших сыновей – Александра и Константина, забрав их к себе сразу после их рождения. Следует отметить, что Марии Федоровне удалось снискать благосклонность императрицы тем, что она никогда не противоречила ей.

Несмотря на длительный разлад с сыном, 12 декабря 1777 года, в честь рождения внука – великого князя Александра, Екатерина II подарила ему расположенные на реке Славянка, неподалеку от Царского Села, охотничьи угодья площадью 600 га вместе с окрестными деревнями и крепостными крестьянами. Этот день считается датой рождения села Павловское, которое в 1796 году, после вступления Павла I на престол, было переименовано в город Павловск.

После того, как в 1783 году Екатерина II пожаловала Павлу Гатчину – бывшее имение своего фаворита Григория Орлова, полноправной хозяйкой Павловска стала императрица Мария Федоровна. Следует отметить, что Мария Федоровна обладала незаурядными творческими способностями: она хорошо рисовала и искусно вышивала, прекрасно знала литературу, пела и играла на музыкальных инструментах. Все это позволило ей в дальнейшем снискать славу меценатки – покровительницы писателей, художников и музыкантов. В частности, ее близким знакомым был великий русский поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский.

Начало строительства Павловского ансамбля относится к концу 70-х годов ХVIII века. Однако работы тогда еще не были планомерными. Как указывает искусствовед А.И. Зеленина: «Для владельцев Павловска были выстроены два небольших деревянных дома: один на месте бывших шведских укреплений, где позднее сооружена крепость Бил, а второй – на правом берегу Славянки, где теперь находится здание Большого дворца. Около этих домов разбили маленькие цветники и проложили первые дороги парка»1. Дома носили названия «Паульлюст» (радость Павла) и «Мариенталь» (Марьина долина)2.

Однако в полном объеме строительство Павловского дворца развернулось в 1779 году с привлечением к работе английского архитектора и художника Чарльза Камерона. В этот период он работал в Царском Селе, выполняя отделку части комнат Екатерининского дворца. Им были созданы Агатовые комнаты и галерея, позднее получившая название Камероновой. В Павловске Камерона привлекала, как ему тогда казалось, творческая свобода и возможность реализации самых смелых из своих творческих замыслов.

В отличие от парадных резиденций в Петергофе и Царском Селе, дворцово-парковый ансамбль в Павловске, ставший одним из лучших образцов русского классицизма, изначально планировался как частная резиденция. Обстановка дворца в полной мере отражала тонкий вкус Марии Федоровны, принимавшей личное участие в работах по его созданию, она даже работала на токарном станке, создавая изящные фигурки из янтаря и слоновой кости.

Церемония закладки первого камня состоялась в мае 1782 года, когда великокняжеская чета путешествовала по Европе. Сохранились документальные свидетельства о том, как проходило путешествие. В них встречаются восторженные характеристики Марии Федоровны: «Великая княгиня была прекрасна собою и обладала разнообразными познаниями: она занималась живописью и музыкой; в Вене, при посещении императорскаго фарфороваго завода, она набросала на чашке рисунок и наложила на него краски, возбудив тем удивление всех присутствовавших… С этими разнообразными талантами Мария Феодоровна соединяла любезность и самую привлекательную кротость; более же всего уважение и сочувствие к ней внушалось ея привязанностью к супругу»3.

Необходимо отметить, что первый архитектор Павловского дворца Чарльз Камерон являлся большим поклонником и последователем итальянского архитектора, крупнейшего представителя позднего Возрождения Андреа Палладио. Павловский дворец был задуман им по образу и подобию палладианской виллы4. Г.К. Козьмян так описывает дворец: «Облик дворца характерен для классицизма: центр главного, восточного фасада выделен ризалитом и портиком с парной расстановкой колонн коринфского ордера. Пластическое решение этого фасада сдержанно, хотя и разнообразно. Первый этаж рустован, он воспринимается более массивным, здесь расположены жилые помещения. Стены прорезаны плоскими арками с оконными и дверными проемами и нишами по сторонам входа. Выделен второй этаж, бельэтаж, где расположены парадные залы дворца. Окна по сторонам портика украсили наличники и сандрики с треугольными фронтонами. Над застекленными балконными дверями три круглых медальона с аллегориями искусств. Третий этаж – антресольный, со служебными помещениями, здесь на фасаде нет декоративных украшений. Особое художественное значение имеет ордер. Отступая от классических канонов, Камерон уменьшил высоту антаблемента, сделал его неполным, поэтому колоннада портика воспринимается более легкой. Этому способствует и избранный Камероном коринфский ордер, очень редко применяемый им… Главный корпус дворца венчает купол, возведенный над центральным залом – Итальянским. Для того чтобы барабан воспринимался более легким, Камерон окружил его колоннадой из шестидесяти четырех каменных колонн дорического ордера. Широкий низкий барабан позволил архитектору сделать более плавный переход от кубического объема здания к плоскому куполу. Такой конструктивный прием Камерон применил впервые в русской архитектуре… Дворец стоит на вершине пологого холма на берегу Славянки и виден издалека. Доминируя над склонами холмов, над рекой, над окружающими павильонами, он венчает всю композицию паркового ансамбля»5. К восточному фасаду вела Тройная липовая аллея. Интересно, что данный элемент ландшафтной архитектуры был более всего характерен для русских усадеб.

Работа в Павловском привлекла Камерона возможностью создать единый гармоничный ансамбль, в состав которого должны были войти дворец, парк и парковые павильоны6.

В 1780 году Камерон разрабатывает план пейзажного парка. Несмотря на то, что наследник престола с супругой, как уже упоминалось выше, находились в длительном путешествии, они считали необходимым знакомиться с каждым этапом строительства. Как указывает М.И. Семевский, «помимо замедления работ, неизбежного вследствие этих пересылок, изменения в планах были неприятны Камерону: его аристократическое самолюбие раздражалось при мысли, что его планы рассматриваются и обсуждаются владетелями Павловского при совещаниях с иностранными архитекторами. Подозрение Камерона были вполне неосновательны: Великий Князь и его супруга соображались при изменениях в планах только с их собственным вкусом»7. Все чертежи приходилось отсылать за границу. Переписку с будущим императором и его супругой вел управляющий Карл Иванович Кюхельбекер (отец будущего декабриста и друга Пушкина). В ответ на свои сообщения он получал многочисленные указания и замечания. Многие из этих писем сохранились до наших дней и представляют огромный интерес для изучения творчества Камерона и истории создания ансамбля. Они были опубликованы на страницах альманаха «Русская старина» в 1870 году.

Приведем фрагмент одного из писем, в котором будущая императрица выражает недовольство деятельностью Камерона: «Сообщите мне, ради Бога, зачем Камерон сделал низ на сводах? это только удваивает расходы и имеет ту неприятность, что никогда не сохнет; притом на эти толстые стены тратится много кирпича. Если же прочность того требует, то дело другое»8. Далее речь заходит об устройстве сада: «Поговорим о саде, который будет моим утешением, потому что я очень огорчена тем, что начала постройку дома, который сыграл мне вероломную шутку. Готов ли птичник? Льщу себя надеждой, что он красив… Что делает молочня? Будет ли она под крышей? Что я найду новенького в моем саду? Будет ли он насажен редкими цветами? Будет ли окончена колоннада? Готов ли цветник перед птичником? Очищен ли мой лес? Словом, найду ли я иного новенького? Признаюсь вам, это будет для меня истинным праздником, когда я опять увижу мой дорогой Павловск».9

Как уже говорилось выше, церемония закладки первого камня Павловского дворца состоялась 25 мая 1782 года. В следующем, 1783 году, завершились основные строительные работы. В 1784-1785 годах Чарльз Камерон занимался отделкой залов.

Дворец является композиционным центром ансамбля. Он хорошо виден из многочисленных смежных районов. В любом участке Павловского парка можно найти просеки или большие просветы между деревьями, сквозь которые можно увидеть дворец или одну из его частей.

Искусствовед А.И. Зеленина описывает дворец следующим образом: «Центральный прямоугольный корпус «главного дома», увенчанный куполом на 64 колоннах, имеет четкое поэтажное членение. Нижний этаж несколько выдвинут в центре для того, чтобы служить поддержкой сдвоенным колоннам, которыми украшен фасад. Этаж этот оштукатурен так, чтобы создавалось впечатление, будто он сложен из широких прямоугольных камней, что должно было придать постройке монументальность. От «главного дома» шли одноэтажные открытые галереи с колоннами к симметрично расположенным квадратным полутораэтажным служебным флигелям»10

Залы дворца первоначально не были предназначены для больших парадных приемов, поэтому они отличаются изяществом и уютом. Особое совершенство присуще Итальянскому и Греческому залам. «Итальянский зал расположен в самом центре дворца. Он круглый в плане и перекрыт куполом. Камерон называл его «Купольный зал» и «Круглый зал»… Камерон применил здесь большой и малый ордера, подчеркнул поэтажные членения. Верхний свет дает мягкое освещение. Светлее нижняя часть зала, темнее – ниши верхнего яруса. Удивительной красоты цветовое решение – стены облицованы светло-сиреневым искусственным мрамором»11. Камерон хотел украсить зал колоннадой. По его просьбе, Кюхельбекер написал заказчикам: «Если можно получить восемь колонн для купольного зала… это значительно бы прибавило великолепию и грандиозности здания. Если этого получить нельзя, то достать несколько глыб сиенской бракодели или яшмы, чтобы сделать колонны здесь, что легко выполнимо»12. Однако владельцы дворца отказались от подобного предложения. Единственное пожелание Камерона, которое было выполнено ими, - это приобретение подлинных античных статуй, которые были установлены в многочисленных нишах.

Камерон хотел превратить Итальянский зал в Музей античного искусства, однако заказчики не дали ему возможности завершить его убранство13.

Греческий зал получил свое название благодаря сходству с греческими внутренними двориками. Так же, как и они, он окружен идущей вдоль стен колоннадой и многочисленными античными статуями. Сам Чарлз Камерон называл его «Большой гостиной» или «Большой залой», затем появилось название «Колонный зал». Предполагалось, что в нем будут устраиваться балы и торжественные приемы. По замыслу Камерона, он должен был напоминать античный храм, построенный из белого каррарского мрамора14. «На стенах – белый полированный искусственный мрамор, в нишах – копии с античных скульптур, и на фоне белых стен – колоннада»15.

Заказчики не поняли и не приняли замысла Камерона. В ходе путешествия великокняжеская чета приобретала и заказывала картины и статуи, изделия из фарфора и бронзы, ткани и мебель. Многие произведения искусства, впоследствии украсившие резиденцию в Павловске, были подарены будущему императору европейскими монархами.

Первыми парковыми сооружениями Камерона стали Храм Дружбы и Колоннада Аполлона. Проект Храма Дружбы был завершен в конце 1779 года. Его торжественная закладка состоялась 2 июня 1780 года. Наследник престола с супругой решили превратить постройку в знак уважения и благодарности императрицы за подаренные им владения, поэтому над входом в павильон решили сделать надпись золотыми буквами: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок». Позднее надпись была изменена и сокращена: «Любовь, почтение и благодарность посвятили»16

Храм Дружбы был возведен в излучине реки Славянки. Его невысокий цоколь был «сложен из тосненской тесаной плиты, кладка стен толщиной в четыре кирпича, колонны внутри имеют четырехгранные железные стержни, купол вокруг светового отверстия укреплен двумя железными обручами»17. Как и все проекты Камерона, павильон отличается большой прочностью. Впервые архитектору позволили воплотить свой замысел в полном объеме.

Павильон был установлен на маленьком полуострове таким образом, чтобы отовсюду можно было увидеть его отражение в водах реки. Это круглое в плане здание, в основу которого положена ротонда – одна из разновидностей античного храма. Камерон впервые применил здесь греко-дорический ордер. Вот как описывает Храм Дружбы Г.К. Козьмян: «Высота колонн соответствует высоте внутренних помещений. Колонны несут классический антаблемент. Важную декоративную роль играет фриз, в метопах которого чередуются рельефы, изображающие дельфинов – символ дружбы и венки из виноградной лозы – сухой и растущей, - символ любви человека к природе, которая постоянно обновляется»18.

Стены ротонды Камерон украсил круглыми медальонами, символизирующими Благодарность, Справедливость, Славу и Дружбу. Плоское перекрытие колоннады украшено кессонами с лепными розами. Павильон увенчан плоским ступенчатым куполом. «Создавая ротонду с колоннадой, Камерон применил особый конструктивный прием – перекрыл ее двойным куполом…, подобно тому, как это делали в древнеримских круглых периптерах. Ротонду перекрывает полусферический купол кирпичной кладки, а над ним, перекрывая все сооружение, - купол плоский. Его деревянная конструкция опирается на внутренний купол и стены»19. Аналогичный прием был применен Камероном при строительстве Павловского дворца.

Декор интерьера Храма Дружбы отличается строгостью и красотой. Камерон хотел облицевать стены искусственным мрамором, однако их просто окрасили. В них прорезаны прямоугольные и полукруглые ниши. Первоначально в нише, находящейся напротив входа, была установлена мраморная статуя богини мудрости Минервы. Однако в дальнейшем ее заменили скульптурой богини плодородия Цереры. Как и в античных храмах, в ротонде нет окон. Она освещается через круглое застекленное отверстие в куполе20.

Мария Федоровна пришла в восторг от работы Камерона. «Колоннада и Храм в Павловском доставляют мне больше радости, чем все красоты Италии», - писала она Кюхельбекеру в январе 1782 года21.

В 1780 году, параллельно со строительством Храма Дружбы, Камерон спроектировал Колоннаду Аполлона. Центром композиции стала бронзовая статуя Аполлона Бельведерского – копия с хранившегося в Ватикане оригинала. У колоннады не было перекрытия, благодаря чему скульптура была прекрасно освещена на протяжении целого дня.

Камерон применил здесь римско-тосканский ордер, при создании которого был допущен умышленный отход от античной традиции. «Колоннада сложена из грубо обработанного пудостского камня, что усиливает впечатление древней выветрившейся кладки»22.

Камерон впервые обратился к подобному типу колоннады. В дальнейшем он создал в Павловске еще несколько типов колоннад, ни разу не повторив одно и то же решение.

Позднее Колоннада Аполлона была перемещена, а на ее месте сделан каскад. Камерон пытался воспротивиться подобному решению, считая его неудачным, но Мария Федоровна настояла на своем23. Она писала Кюхельбекеру: «Я думаю, … что устройство Каскада и водостока взаимосвязано, если сделать сток без каскада, [это] погубит сад... Если сочтете возможным строить сразу вместе с другими постройками, — приступайте сразу же»24.

В 1780 году Чарльз Камерон разработал проект Птичника, который также назывался «Пташий дом», позднее его стали называть Вольером. Его замысел Камерон обсуждал с Павлом I и Марией Федоровной в 1872 году, еще до их отъезда за границу. Тогда было запланировано, что в павильоне будут находиться вольер для птиц, место для отдыха и танцев, помещение для музея.

Именно во время работы над павильоном Вольер начали обостряться отношения Камерона с Кюхельбекером. В переписке с великокняжеской четой подробно обсуждалась каждая деталь архитектурного убранства павильона. Однако вся переписка велась исключительно через Кюхельбекера, что существенно осложняло работу Камерона. Заметно преувеличивая свою роль в строительстве, Кюхельбекер добился больших полномочий. Он считал своим долгом постоянно вмешиваться в работу архитектора. В переписке с Марией Федоровной Кюхельбекер существенно преувеличивал свои заслуги, не упуская при этом случая осудить действия Камерона: «Камерон, у которого я несколько раз спрашивал чертежи размеров комнат, хочет изобразить в разрезе все покои для определения размеров, ради верности которых ему безотлагательно нужно распределить всю внутреннюю декорировку, как-то: плинты, толщу паркетов и стропил, на которые они настланы, ибо не совсем точные размеры могут произвести важные затруднения. При всех этих предосторожностях следует однако опасаться еще того, что размеры предполагаемого здания, после окончательной постройки, будут рознить на полдюйма во всех покоях. Тороплю его сколь возможно...»25.

Здание павильона Вольер, как и подавляющее большинство проектов Камерона, отличалось простотой и изяществом. Оно представляло собой одноэтажную постройку, центральная часть которой была увенчана куполом. Два боковых строения соединялись с ней галереями. Между колоннами северной галереи первоначально была натянута сетка, внутри которой находился своеобразный райский уголок. В нем цвели цветы, среди которых порхали экзотические птицы.

Южная галерея предназначалась для приема гостей. Небольшой музей, находящийся в павильоне, хранил в себе коллекцию привезенных из путешествия по Европе античных статуй.

Огромное значение Камерон придавал свету. Он проникал в строение сквозь стеклянные двери и усиливался, отражаясь в восьми больших зеркалах. Пространство павильона словно сливалось с пространством сада: оно было заполнено светом, а через все окна были видны деревья, кусты и цветы.

Одной из особенностей Вольера является использование дорических колонн разной величины: в колоннаде использован большой ордер, в интерьере и в центре главного фасада – малый. Кроме того, колонны выполнены из разных материалов. Восемь больших колонн и пилястры сложены из кирпича, а четырнадцать малых – из тесаного пудостского камня26.

Камерону было крайне тяжело добиваться осуществления своих замыслов. Они постоянно вызывали непонимание у заказчиков. Мария Федоровна была мила и любезна в общении с Кюхельбекером. Что касается Камерона, то о нем она говорила с пренебрежением: «Кротость совершенно ни к чему с Камероном… Скажите ему напрямик, что его поведение несносно, и посоветуйте ему… быть осторожнее, если он хочет, чтобы продолжали к нему обращаться»27

Таким образом, Павловский дворец обязан своим появлением великой княгине Марии Федоровне, ставшей полноправной хозяйкой Павловска. Его строительство началось с двух деревянных зданий, одно из которых стояло на месте построенного позже здания Большого дворца. В полном объеме строительство Павловского дворца развернулось в 1779 году с привлечением к руководству работами Чарльза Камерона.

Императрица Мария Федоровна оказала непосредственное влияние на создание дворцово-паркового ансамбля в Павловске. Именно благодаря ее творческой энергии и художественному вкусу Павловской резиденции удалось приобрести свой утонченный идиллический облик.

Вместе с тем, непонимание Марией Федоровной замыслов Чарлза Камерона привело ее к разладу с одним из лучших архитекторов своего времени и нарушило единство стиля Павловского ансамбля.

С точки зрения архитектурного стиля, Павловский дворец является одним из лучших образцов русского классицизма, а окружающий его пейзажный парк – воплощением просветительских идей об идиллической жизни на лоне природы.


  1   2

  • /ХОДАКОВСКИЙ Е.В./ Председатель ГАК, профессор ___ ___________/КАРАСИК И.Н./
  • Оглавление 1 .
  • 2. История изучения роли Марии Федоровны как заказчицы дворцового ансамбля в Павловске
  • 3. Великая княгиня Мария Федоровна и начало формирования дворцового ансамбля в Павловске