Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность а. А. Кокеля >24. 00. 01 Теория и история культуры




страница1/4
Дата26.06.2017
Размер0.71 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Васильев Владимир Александрович

РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.А. КОКЕЛЯ

24.00.01 – Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии

Саратов – 2012

Работа выполнена в ВПО ФГБОУ «Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»


Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Зверева Галина Ивановна

Официальные оппоненты: Беловинский Леонид Васильевич, доктор исторических

наук, профессор, ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки

работников искусства, культуры и
туризма», профессор

кафедры музейного дела



Богатырева Татьяна Георгиевна, доктор

культурологии, профессор, ФГБОУ ВПО «Российская

академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», профессор

кафедры инновационных технологий в государственной

сфере и бизнесе



Замогильный Сергей Иванович, доктор философских

наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский

государственный технический университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный
гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

Защита состоится «23» мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ212.242.12 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А».

Автореферат разослан «____» _______________________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.М. Ососкова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Взаимодействие культур – особый вид межкультурного диалога, в процессе которого происходит встреча, взаимообмен, производство новых значений и смыслов. Эта важная тема активно разрабатывается в философско-культурном и общетеоретическом планах. Вопросы взаимодействия и взаимовлияния художественных культур и их субъектов вызывают интерес исследователей, которые работают в рамках истории, психологии, искусствоведения.

Между тем, в культурологическом плане такая проблематика в значительной мере остается малоизученной. Культурологический анализ персональной роли творческой личности профессионального художника в формировании и трансформации кросс-культурных значений, актуальных для разных социальных групп и профессиональных сообществ в полиэтничной среде, дает возможность глубже понять и по-новому осмыслить содержание процессов в социальной и интеллектуальной культуре ХХ века.

Рассмотрение и комплексное изучение такой проблемы в данном диссертационном исследовании связано с личностью художника Алексея Афанасьевича Кокеля и его культурной биографией.

А.А. Кокель – один из знаковых деятелей российской, украинской и советской художественной культуры своего времени. Своей творческой деятельностью он оказал заметное влияние на процессы развития чувашского, русского и украинского изобразительного искусства. С его именем связано развитие российского изобразительного искусства «Серебряного века» и авангарда. Кокель стал основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Этот художник способствовал формированию харьковской школы академического рисунка, созданию высшего художественного образования и станковой живописи Украины.

Значение художественной и организационно-педагогической деятельности А.А. Кокеля для взаимодействия чувашской, русской и украинской культур трудно переоценить по причине масштаба самого его творчества, которое таит в себе богатый материал для изучения целой эпохи в российском и советском искусстве.

Творчество мастера, верность высоким нравственно-этическим принципам, приверженность сохранению креативной индивидуальности несли в себе заряд того эстетико-философского «духа искусства», который характерен для талантливых художников. И это притягивало к нему современников, в особенности молодежь. Художник А.А. Кокель оставил после себя немало учеников. Многие из них впоследствии заняли ведущее положение в отечественной и европейской культуре как художники, педагоги, искусствоведы, общественные деятели. В их числе: М.Г. Дерегус, С.Ф. Беседин, В.Ф. Яценко, Е.П. Егоров, В.В. Сизиков, В.И. Ковтун, А.Г. Сафаргалин, С.В. Рыбин, В.Я. Даниленко, В.Д. Сидоренко, Р.Ф. Федоров, В.Д. Чураков, Г.А. Репин.

Его жизнь и творчество сохраняют значимость до наших дней, поскольку этот художник-реалист оказывается выразителем художественных стилей, занимающих видное место и в современном искусстве. Комплексное изучение биографии, художественной и организационной деятельности Алексея Афанасьевича Кокеля дает возможность осознать культурную «связь времен».

Однако до сих пор в истории современной отечественной и зарубежной (украинской) культур отсутствуют исследования, в которых было бы представлено культурологическое осмысление граней творчества А.А. Кокеля, их воздействие на художественные и шире межкультурные коммуникации.

Системное изучение личности и творчества А.А. Кокеля дает возможность поставить и исследовать в диссертации комплекс существенных для культурологии теоретических проблем и прежде всего – проблему роли художника в полиэтнической культурной среде, выявления механизма и функций его творческой и социальной деятельности.

Культурологическое осмысление темы предполагает междисциплинарный характер исследования и применение соответствующих теоретико-познавательных подходов. Это требует дальнейшей разработки методологии исследования.

Актуальность комплексного исследования роли художника в процессе взаимодействия культур на примере изучения биографии и творчества А.А. Кокеля обусловлена следующими факторами:

- необходимостью определения теоретико-методологических принципов и критериев изучения поставленной проблемы на основе общенаучных и конкретно-научных разработок отечественных и зарубежных исследователей;

- развитием глобализации, вызвавшей к жизни новые формы межкультурного и межэтнического взаимодействия. Вызовы современности требуют культурологического анализа творческой деятельности художника как целостного социокультурного явления;

- потребностью современного общества в художнике, владеющем кросс-культурной грамотностью и тем самым способном своим творчеством и деятельностью в области межкультурных коммуникаций содействовать преодолению межэтнических противоречий и межкультурных барьеров.



Степень разработанности проблемы. Различные аспекты многогранного и сложного процесса взаимодействия культур, необходимых для самой ее постановки идей и направлений, в той или иной степени нашли отражение в гуманитарных науках.

Так, методология изучения диалогических связей освещается в трудах М.М. Бахтина, М. Бубера, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, Л.М. Баткина и других. М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Лотман полагали, что осмысление культуры возможно только через точки соприкосновения отличающихся друг от друга культур. Эти культурфилософские и теоретические установки могут быть использованы при исследовании художественного мира А.А. Кокеля. В его творчестве архетипы народной чувашской культуры органично соединяются с использованием разных элементов художественных стилей и направлений: реализма, импрессионизма, авангарда, символизма, экспрессионизма.

При изучении разработанности заявленной темы мы выделяем два уровня: общекультурологический и конкретно-научный.

В числе современных отечественных исследователей тех или иных сторон взаимодействия культур можно назвать С.Н. Артановского, С.А. Арутюнова, Н.А. Исмукова, В.М. Межуева, Р.В. Михайлову, В.П. Тощенко, Г.Е. Шкалину. Так, С.Н. Артановский рассматривает культурные контакты как исторические формы общения народов на перекрестке идей и цивилизаций. С.А. Арутюнов анализирует историческое развитие народов через взаимодействие культур. Методологии исследования целостности национальных культур в условиях развития культурных взаимосвязей посвящены работы Н.А. Исмукова.

Один из важных аспектов проблемы – русская художественная культура конца ХIХ – начала ХХ в. и взаимодействие культур – представлен в работах В.В. Ванслова, И.В. Кондакова, А.Д. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, и др. «Серебряный век» русской культуры – важная страница в культурном наследии многонациональной России. Русская художественная культура во многом определила развитие этнических культур страны. Интенсивное взаимодействие разных культур стимулирует взлет художественного творчества отдельных представителей малых народов России. В связи с этим большое значение имеет изучение роли Российской Императорской академии художеств в формировании общего художественного пространства в многонациональной стране. Истории этого уникального учебного заведения посвящены труды В.В. Ванслова, А.И. Зотова, С.К. Исакова, С.М. Кондакова, В.Г. Лисовского.

Заявленная проблема в той или иной степени нашла отражение во «Всеобщей истории искусств», в «Истории искусств народов СССР», «Истории русского искусства» в 13 томах, «Історії українського мистецтва» в 6 томах и «Истории Чувашской АССР» в 2 томах.

Литература непосредственно об А.А. Кокеле немногочисленна. В украинской литературе первый обстоятельный анализ творчества А.А. Кокеля, был проведен В.В. Курильцевой в 1952 г. в диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Автор характеризует А.А. Кокеля как представителя реалистической школы, который своим творчеством и педагогической деятельностью способствовал развитию художественной культуры Украины.

В 1955 г. украинский искусствовед Н.В. Яворская издала в Москве приуроченный к 300-летию воссоединения Украины и России альбом репродукций «Изобразительное искусство Советской Украины», в котором имя А.А. Кокеля было названо в ряду выдающихся деятелей украинской культуры. Так впервые профессионалы и любители живописи всей страны получили возможность познакомиться с произведениями А.А.Кокеля.

К крупнейшим и лучшим украинским художникам - реалистам относят А.А. Кокеля украинские ученые Л.В. Владич и Г.С. Портнов в своем труде «Изобразительное искусство Украинской ССР», вышедшем в свет в 1957 г. в Москве в издательстве «Советский художник».

Активная роль А.А. Кокеля в развитии украинской культуры более обстоятельно представлена украинскими искусствоведами В.В. Курильцевой и Н.В. Яворской в их книге «Искусство Советской Украины». Она является первым обобщающим исследованием по изобразительному искусству Украины и охватывает период с 1917 по 1954 г. В этой работе творчество и деятельность А.А. Кокеля нашли достойное отражение. В ней подчеркивается, что А.А. Кокель принимал деятельное участие в создании украинской станковой живописи, развивая традиции русской художественной культуры. В качестве одного из лучших произведений украинского искусства авторы публикуют в иллюстрациях репродукцию картины А.А. Кокеля «На посту».

Произведения А.А. Кокеля в контексте украинской культуры подробно анализируются и в книге П.И. Говдя «Украинское советское изобразительное искусство», специально изданной в Киеве в 1960 г. к проводившейся в Москве декаде украинской литературы и искусства. Автор отмечает, что А.А. Кокель, используя реалистические традиции русского и украинского изобразительного искусства, стремился к созданию произведений, созвучных эпохе. Так, его картина «На посту» вошла в историю советской художественной культуры и стала значительным событием в художественной жизни первой трети ХХ века.

Значительное внимание мастерству А.А. Кокеля и его творению «Чайная» уделяет историк Б.В. Павловский в монографии «Дооктябрьская «Правда» об изобразительном искусстве», изданной в Москве в 1962 г. Исследователь видит в картине продолжение традиции русской демократической живописи. В книге впервые раскрывается роль А.А. Кокеля как создателя украинского плаката.

Значительный вклад А.А. Кокеля в развитие украинской культуры представлен в 6-томной энциклопедии «Історія українського мистецтва». В пятом томе, изданном в 1967 г., показана роль этого художника как представителя русской художественной школы конца ХIХ – начала ХХ в. в деятельности Ассоциации художников Червонной Украины (АХЧУ), а также значение его творчества для развития украинской живописи и графики.

В 1980 г. в Киеве в журнале «Образотворче мистецтво» была опубликована статья Н.Н. Присталенко «Художник і педагог: до 100-річчя з дня народження О.О. Кокеля», в которой впервые наиболее полно рассматривается его роль в украинской культуре. На богатом фактическом материале искусствовед показывает различные стороны деятельности мастера, стоявшего у истоков украинского советского изобразительного искусства, в художественной и педагогической сферах, в объединении харьковских художников, в организации системы художественного образования в Украине. Автор подчеркивает, что А.А. Кокель был среди тех художников-реалистов, которые направляли процесс творческого поиска нового в русло овладения культурными достижениями прошлого.

О значимой роли выпускника Петербургской академии художеств чуваша А.А. Кокеля в украинской культуре свидетельствует 5-й том «Украинской советской энциклопедии», изданный в Киеве в 1981 г.

Во второй половине XX столетия отдельные страницы творчества харьковского периода художника нашли освещение в работах следующих украинских исследователей: В.А. Афанасьева, З.Т. Виноградовой, А.Ф. Дмитренко, Ю.Ф. Дюженко, Я.П. Затенацкого, В.П. Павлова, Л.И. Поповой, В.В. Рубан, Е. Елькиной, Г.Н. Юхимец.

В чувашской литературе работы, посвященные А.А. Кокелю, появляются только с конца 70-х гг. XX в. Так, в 1977 г., в Чебоксарах выходит книга историка А.И. Иванова (А.И. Иванов-Ехвет) «По следам находок», в которой исследуются жизнь и творчество первых художников-чувашей, в том числе и А.А. Кокеля. В 1980 г. к 100-летию со дня рождения художника чувашский искусствовед А.Г. Григорьев издал сборник воспоминаний современников и учеников А.А. Кокеля познавательный и поучительный тем, что рассказы людей, близко знавших живописца, раскрывают неизвестные грани художника, педагога и человека. Очерк автора логически подытоживает повествования. В том же году в Чебоксарах публикуется работа А.А. Трофимова «О художественном мастерстве А.А. Кокеля», в которой он отмечает, что живописец активно искал новые формы передачи цвета, характера и образной выразительности, используя элементы чувашской традиционной культуры.В числе чувашских авторов публикаций об А.А. Кокеле этого времени можно также назвать Н.И. Садюкова и Н.А. Ургалкину.

Однако следует отметить, что в художественном сообществе Чувашии в отношении художника чуваша Кокеля к чувашской культуре сложилась поистине парадоксальная ситуация: оказывается, А.А. Кокель является только украинским художником и, следовательно, он не может быть основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Эта точка зрения возобладала и в российской истории культуры. Подтверждение тому – вышедшее в 1973 г. издание «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР», в котором есть и обстоятельная статья, посвященная художникам Чувашии, однако в ней не упоминается имя А.А. Кокеля.

В 1990-е годы А.А. Кокель как «украинский» художник был «вычеркнут» и из культурного пространства России. В то же время в Украине начинает складываться мнение о том, что А.А. Кокель – в большей степени чувашский художник, нежели украинский. Оно усилилось после передачи в 1979 г. почти всех произведений А.А. Кокеля из фондов Музея украинского изобразительного искусства (ныне – Харьковский художественный музей) в Чувашский государственный художественный музей.

Творчество А.А. Кокеля нашло отражение и во всесоюзной советской искусствоведческой литературе. Так, в 7-м томе энциклопедии «История искусства народов СССР» (1972) отмечается большая роль А.А. Кокеля «в процессе формирования реалистической живописи Украины» и дается высокая оценка картине А.А. Кокеля «На посту» (1927). Здесь же говорится о роли А.А. Кокеля в создании первых станковых произведений в украинском изобразительном искусстве и в качестве примера упоминается о его неизвестной нам картине «Рабочий».

Роль русской интеллигенции и меценатов в нелегкой судьбе А.А. Кокеля и некоторых других художников, представителей малых народов России, в получении ими дальнейшего образования, а также сохранении в их творчестве традиций этнонациональной культуры раскрывается в 6-м томе «Истории искусства народов СССР» (1981).

Из вышесказанного видно, что все предыдущие исследования об А.А. Кокеле носили бессистемный, разрозненный характер. При изучении творчества художника авторы, как правило, ограничивались рассмотрением отдельных сторон его профессиональной и педагогической деятельности, не затрагивая роли Кокеля в укреплении межкультурных коммуникаций и взаимодействии художественных культур.

Началом систематического междисциплинарного изучения роли А.А. Кокеля в процессе взаимодействия культур стали наши исследования. Полученные результаты нашли отражение в нашей монографии «Алексей Афанасьевич Кокель. 1880-1956. Жизнь и творчество», изданной в 2008 г. в Чебоксарах под научной редакцией В.И. Ковтуна – народного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. В следующем году вышло ее 2-е, исправленное и дополненное издание. Это первое в отечественной и зарубежной культурологии наиболее полное исследование сложной судьбы и многогранной деятельности мастера в разных культурах.

Новый импульс исследованиям придало широкое празднование в России и Украине 125 и 130-летия со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля. Итогом работы международных научно-практических конференций, посвященных этим датам, стали совместные труды чувашских, российских и украинских ученых «Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля» и «Великий мастер. Портрет сквозь призму времени» (Составитель – В.А. Васильев). Среди российских авторов названных трудов – В.А. Васильев, С.И. Выйкин, Г.Г. Исаев, М.Н. Краснов, Л.П. Кураков, Л.И. Михайлова, Н.И. Садюков, М.М. Трифонова, А.А. Трофимов, Л.М. Харитонова, Л.И. Захарова, М.С. Кириллова. Украинских авторов представляют Е.В. Бильченко, О.И. Денисенко, С.С. Ермаков, В.Ф. Константинов, О.В. Ламонова, В.В. Мызгина, С.И. Никуленко, С.В. Рыбин, Л.Д. Соколюк. На постсоветском научном и культурном пространстве эти коллективные труды стали первыми результатами совместного сотрудничества культурологов России и Украины.

Важным для понимания большой роли А.А. Кокеля в процессе взаимодействия разных культур является работа В.М. Литвина «Культурне життя», в которой дается всесторонняя оценка деятельности русского художника в украинской культуре и значения его наследия в современном диалоге культур России и Украины.

Объект настоящего исследования – роль художника в процессе взаимодействия культур.

Предметом исследования является культурологический аспект биографии и творческой деятельности А.А. Кокеля и его наследия в процессе диалога культур в XX – начале XXI вв.

Цель исследования состоит в концептуализации роли художника в межкультурной коммуникации как социокультурного феномена.

Названная цель обусловила постановку следующих задач:


  • рассмотреть особенности формирования художественного сознания А.А. Кокеля в контексте чувашской культуры;

  • провести культурологический анализ процесса творческого освоения художником русской и западной культур;

– осуществить реконструкцию профессиональной деятельности художника в кросс-культурной коммуникации;

– рассмотреть влияние разных культур на стилевое многообразие в творчестве А.А. Кокеля;

– раскрыть многостороннюю творческую деятельность А.А. Кокеля в украинской, российской и чувашской культурах;

– рассмотреть значение культурного наследия А.А. Кокеля во взаимодействии культур на постсоветском пространстве в контексте преодоления напряженности в межэтнических взаимодействиях.



Источниковедческая база исследования. В работе над диссертацией были использованы разнообразные источники, что обусловлено ее целью и задачами. Большая часть источников вводится в научный оборот впервые. В целом источниковедческую базу можно разделить на три основные группы: 1) опубликованные источники; 2) неопубликованные источники из государственных архивов и музеев России, Украины и частных собраний; 3) произведения А.А. Кокеля.

В первой группе первоисточников следует выделить каталоги выставок с участием А.А. Кокеля, которые позволяют проследить влияние разных культур на его творчество. Так, проведенный нами анализ каталогов первых выставок петербургского общества художников «Союз молодежи», положившего начало одному из наиболее ярких явлений в культуре – русскому авангарду, дал возможность доказать, что у истоков этого новаторского направления в изобразительном искусстве находился и А.А. Кокель. Наше утверждение находит подтверждение в отечественной истории культуры.

В изученных нами ежегодных «Отчетах о деятельности Императорской Академии художеств» и «Журналах Императорской Академии художеств» за 1900 – 1916 гг. впервые выявлен ряд ценных документов, раскрывающих место и роль академии, ее воспитанников во взаимодействии культур.

Особый интерес представляют воспоминания коллег, учеников и родственников А.А. Кокеля как в России, так и Украине, которые, несмотря на «погрешность» их эмоционального восприятия, дают разнообразный материал для понимания своеобразия судьбы мастера в контексте его эпохи, культурной среды, ближайшего окружения.

Вторую группу источников составляют материалы из государственных архивов и музеев России и Украины: Российского государственного исторического архива, Государственного исторического архива Чувашской Республики, Государственного архива современной истории Чувашской Республики, Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики, Государственной книжной палаты Чувашской Республики, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Чувашского государственного художественного музея, Вольского краеведческого музея, Государственного архива Харьковской области, Национального художественного музея Украины (Киев), Харьковского художественного музея, Донецкого областного художественного музея, Харьковского исторического музея. Так, в числе документов, обнаруженных в Харьковском историческом музее, найден машинописный текст «Автобиографии Кокеля Алексея Афанасьевича, художника проф.[ессора] живописи Харьковского художественного института». Она воссоздает биографию мастера, содержит богатый фактический материал по взаимодействию художественных культур страны. Из нее мы также узнаем о его встречах с М. Горьким, А.В. Луначарским и другими деятелями советской культуры.

Выявленные нами незавершенная рукопись книги А.А. Кокеля о Д.Н. Кардовском, его воспоминания о В.Е. и А.В. Маковских, И.Е. Репине, П.П. Чистякове раскрывают неизвестные страницы биографии этих мастеров.

Они предоставляют нам новые свидетельства их деятельности в разных культурах, а также способствуют более глубокому осмыслению духовного мира художника.

Нами найдено и письмо М.Т. Рыльского, написанное А.А. Кокелю в 1948 г., которое исследователям также неизвестно. Находка представляет значительный интерес по истории взаимодействия культур в 20-е гг. XX в.

Важным источником являются и записные книжки, путевые блокноты, письма А.А. Кокеля, часть которых, к сожалению, утрачена. Особенно убедительно проявляются его человеческие качества в переписке с женой Анной Афанасьевной.

Следующую группу источников составляют живописные и графические произведения А.А. Кокеля, хранящиеся в художественных музеях России и Украины. Его работы имеются в частных коллекциях, например у известного украинского коллекционера И.Я. Лучковского.

Ряд ценных источников как опубликованных, так и неопубликованных по исследуемой проблеме находится в частном собрании N, которое, к сожалению, оказалось для нас недоступным.

  1   2   3   4

  • Работа выполнена в ВПО ФГБОУ «Чувашский государственный университет