Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»




Скачать 69.03 Kb.
Дата08.01.2017
Размер69.03 Kb.
ТипКонспект
Цыганова В.В.,

учитель русского языка и литературы СОШ № 3,

участник апробации учебника «Литература»

(Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)

Конспект урока

Тема: Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А.А.Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить».

Цели урока: Познакомить с жизнью и творчеством Ахматовой, раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

показать роль деталей в создании художественного образа лирической героини

помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оформление урока: стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина, выставка сборников Ахматовой

Компьютер , презентация о жизни и творчестве а. Ахматовой Аудиозапись её стихотворения. «Песня последней встречи».

Содержание урока:

Сегодняшний урок хочется начать со слов Игоря Талькова:

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Не ведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают И в песнях и в стихах своих живут.



Учитель:

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великой поэтессы начала 20века А.А.Ахматовой. Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Сегодня биографию А. Ахматовой вместе с вами попробуем рассказать словами из ее стихотворений, писем и воспоминаний ее современников

Но прежде, чем мы будем говорить о ней, давайте прочитаем задание « а» на с. 62 и узнаем , на что нам следует обратить особое внимание

1. Сообщение ученика о жизни и творчестве А.А.Ахматовой с использованием презентации.



Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в ночь с 23 по 24 июня в 1889г., "в ночь на Ивана Купалу, в таинственную, колдовскую ночь, когда расцветает папоротник, действуют чары и снимаются заклятья", в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. По материнской линии (Инны Эразмовны Стоговой) Анна Ахматова являлась дальней родственницей Анны Буниной – первой русской поэтессы.

(1-ыи слайд).

«Я родилась 11 июня 1889г.,в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой" Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом, так писала Ахматова в своей автобиографии.

. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Как и у Пушкина, детство и отрочество Анны Ахматовой прошли в Царском селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук которых сопровождал всю жизнь Пушкина…”. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. В ее памяти остался и Петербург времен 19 века, а также Черноморское побережье под Севастополем, где она проводила каждое лето и получила свою кличку «дикая девочка» за то, что всегда была смелым и своенравным ребенком.(2-ой слайд)

Анна была непростым ребенком: она умела угадывать события, видела вещие сны, любила спать в комнате, залитой лунным светом.

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.(3-ий слайд).

Писать А.А. начала рано. Вот как она пишет об этом: «Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему-то «декадентской поэтессой»… В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно. Он пишет стихи, приезжает к ней в Крым. Анна любит другого. Ссорится с Гумилёвым, они расстаются, встречаются снова. В 1910году Николай Степанович издаёт в Париже журнал “Сириус”, в нём впервые за подписью “Анна Г.” опубликовано стихотворение Ахматовой “На руке его много блестящих колец”.( Слайд 4)

Весной 1910 года она всё-таки вышла замуж за Гумилёва, и они поехали на месяц в Париж, где художник Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой.

1 октября 1912года у Ахматовой родился сын Лев. (слад 5)

И в этом же году вышел в свет первый сборник стихов “Вечер”.)Слайд 6)

Так в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики “Вечер” вышла маленьким тиражом (300 экземпляров), но была сразу замечена Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и “не позорила славную фамилию”. Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдонимом стала фамилия бабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжён . Однако слава пришла к ней со второй книгой “Чётки”,которая вышла в В 1914 год, о ней заговорили, как о мастере любовной лирики.

В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая” Позднее вышли другие сборники: «Подорожник» , « В лето господне 1921», поэма «Реквием» и другие. Всего вышло 7 сборников , в которых Ахматова отобразила все перепетии личной судьбы и судьбы нашей Родины. .

.Учитель:

А выпало на её долю немало . Дома вы прочитали вступительную статью на с.62-63, скажите, свидетелем каких «событий, которым не было равных» была А.Ахматова. (Задание «Б-1 на с.63). (две революции, две мировые войны, социальные потрясения, голо, террор, смерть мужа, арест сына )

Тем не менее Анна Андреевна никогда не поддавалась искушению покинуть родину.

Учитель: Становление Ахматовой как поэта происходило в эпоху бурного развития русской поэзии, которое назвали Серебряным веком. Почему период русской поэзии, которому принадлежала и лирика Ахматовой назвали Серебряным веком? (Задание «Б-2 на с.63).

Назовите поэтов, чьё творчество тоже относится к этому периоду

В начале своей деятельности Анна Андреевна присоединилась к литературному течению «акмеизм», которое объединило Н. Гумилёва. Осипа Мандельштама, Михаила Кузьмина и других заметных поэтов. «Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой , -писала Ахматова.(Слайд 7)

2).Чтение определения «акмеизм» на с.63.

Учитель: Назовите ведущий принцип акмеизма. (Задание «Б-1» на с.65).

Однако уже с первого сборника её стихотворения выделились неповторимой манерой изображения внутреннего мира человека. Лирическая героиня её любовной лирики отличается изяществом душевных переживаний, особой грацией. Какова её героина и какими способами Ахматова передаёт её душевные переживания мы рассмотрим на примере её стихов.



Слушание аудио записи стихотворения «Песня последней встречи».

-Какие чувства выражает поэтесса в этом стихотворении?

(Грусть, тоска, печаль, горечь, одиночество, растерянность, разочарование, смятение в момент расставания).



- Давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств она этого достигает?

Кроме уже известных нам средств, в лирике Ахматовой большую роль в создании художественного образа лирической героини играют детали .

Художественная деталь – одно из основных средств создания художественного образа, она придаёт форму образу и делает его зримым, осязаемым и понятным. Деталь бывает разной, часто это предмет, вещь, фрагмент реального мира. (Слайд 8)



-Какие детали мы видим в стихотворении «Песня последней встречи».(Слайд 9). Прочитайте, что

пишет Ахматова об этих предметах. Как внутренний мир лирической героини передаётся через внешние детали? (Задание Б-з на с.68)

-Какие элементы пейзажа включает поэтесса в стихотворение? Какую роль они играют? (Б-2 на с.68)

(Так горько, то жить не хочется, и кажется, что и шелест клёнов зовёт умереть).



-Как вы думаете, почему стихотворение названо «песней»? Ответ обоснуйте. (В-1 на с. 71).

-Давайте прочитаем ещё одно стихотворение Поэтессы «Я научилась просто, мудро жить». Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.). По своему настроению оно как будто продолжает лирическую ситуацию «Песни последней встречи».

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

( Теперь переживания героини, её страдания в самый момент расставания сменились душевным спокойствием, размеренной жизнью. Героиня научилась жить одна, без него. Она хочет забыть о прошлом ).



- Что помогает ей обрести мир в душе?

(Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере).



-Помимо предметных деталей, важную роль в лирике Ахматовой играют психологические детали, передающие оттенки чувств. Прочитайте последние две строчки .О чём , на ваш взгляд они говорят? (Б-4 на с.68)

( Героиня забыла прошлые переживания, её жизнь наполнена новыми впечатлениями, она не хочет встречать возлюбленного, но слова «мне кажется» Что до конца своё прошлое она забыть не может).



-Как вы думаете, можно ли А.Ахматову отождествлять с её лирической героиней? Ответ обоснуйте

Самооценка: как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал "5";



- усвоил материал, но есть над чем еще поработать "4";

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – "3"

- не усвоил материал, не ориентируюсь в теме "2"

Д./з.1. Почитать Стих.е «Я пришла к поэту в гости».

2. Анализ на с.70-71.

3. Задание В-2,3,4. Н.а с.71 : а на с62.

  • Тема
  • (1-ыи слайд). «Я родилась 11 июня 1889г.,в один год с Чаплиным
  • . Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село
  • 2).Чтение определения «акмеизм» на с.63. Учитель: Назовите ведущий принцип акмеизма. (Задание «Б-1» на с.65).
  • Слушание аудио записи стихотворения «Песня последней встречи». -Какие чувства выражает поэтесса в этом стихотворении
  • - Давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств она этого достигает
  • -Какие детали мы видим в стихотворении «Песня последней встречи».(Слайд 9). Прочитайте, что
  • -Какие элементы пейзажа включает поэтесса в стихотворение Какую роль они играют (Б-2 на с.68)
  • -Как вы думаете, почему стихотворение названо «песней» Ответ обоснуйте. (В-1 на с. 71). -Давайте прочитаем ещё одно стихотворение Поэтессы «Я научилась просто, мудро жить».
  • -Каким чувством проникнуто это стихотворение
  • - Что помогает ей обрести мир в душе
  • -Помимо предметных деталей, важную роль в лирике Ахматовой играют психологические детали, передающие оттенки чувств. Прочитайте последние две строчки .О чём , на ваш взгляд они говорят (Б-4 на с.68)
  • -Как вы думаете, можно ли А.Ахматову отождествлять с её лирической героиней Ответ обоснуйте Самооценка