Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рограмма педагогической деятельности по развитию духовно-нравственного здоровья учащихся средствами художественной литературы




Скачать 336.63 Kb.
Дата26.06.2017
Размер336.63 Kb.
ТипРешение
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

РАЗВИТИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ярцева Е. В.,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 24 г.Ульяновска
Актуальность проблемы нравственного здоровья школьников как главного фактора развития духовной культуры связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [29, с. 431]. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием нравственного здоровья учащихся, которое в свою очередь будет способствовать развитию устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения нравственному здоровью должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного здоровья сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность, по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [2, с. 65].

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [4, с.352]. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов педагогических действий [6, с. 102].

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [12, с. 8-14].

В процессе обсуждения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Данная программа педагогической деятельности, направленная на развитие духовной культуры учащихся средствами художественной литературы, предполагает обращение к проблеме поиска смысла жизни, выбора жизненного пути, ответственности за свои поступки, рассмотрение идеалов добродетели писателей, пути нравственного самосовершенствования, которое в итоге и является смыслом жизни каждого человека и всего человечества.

Программа педагогической деятельности ориентирована на учащихся 10-х классов. Актуальными вопросами для старшеклассников становятся взаимоотношение полов, проблема идентификации себя со своим полом, реализация потребности в межличностном общении. Литература, как никакой другой школьный предмет, способна помочь ученику обратиться к положительным примерам, обсудить волнующие нравственные вопросы и обрести опыт нравственного выбора, осознать и выбрать способы своей самореализации.

Литература как школьный предмет дает возможность учителю активно включать учащихся в разговор о нравственном, личностном и психологическом здоровье, причем делать это необходимо с пятого класса и раньше. Необходимо на личном примере и на основе изучения творчества писателей дать учащимся возможность понять, как стать здоровой во всех отношениях личностью.

Практическая значимость данной программы заключается в планировании конкретных педагогических действий, направленных на повышение уровня духовной культуры старшеклассников средствами художественной литературы. Предложены методические задачи конкретных уроков в аспекте обучения старшеклассников нравственному здоровью (программа основана на диалектике взаимодействия содержательного плана духовной деятельности - духовного опыта, смыслового плана - потребности субъекта в духовном преображении и реализующего плана - способности к духовному отождествлению). Названы рекомендуемые формы и способы педагогической деятельности.

Программа должна осуществляться в рамках уроков литературы, а не дополнительно. Цель программы – содействовать развитию духовной культуры учащихся, их социально-психологического и духовно-нравственного здоровья средствами художественной литературы. Задачи, стоящие перед учителем:



  1. Приобщить учащихся на уроках литературы к обсуждению вопросов нравственности, морали, душевного здоровья личности.

  2. На уроках литературы создать комфортные условия для нравственного самосовершенствования и творческой самореализации каждого ученика.

  3. Заложить основы понимания того, что нравственное здоровье каждой отдельной личности есть залог нравственного здоровья всего общества.

  4. Обсудить пути нравственного самосовершенствования человека на примере литературных героев писателей XIX в.

  5. Привлечь внимание учащихся к актуальным вопросам нравственности как неотъемлемой характеристики морально здоровой личности.

  6. Формировать позитивный образ «Я» путем адекватной оценки собственных возможностей и ограничений на основе изучения произведений писателей XIX в.

  7. Способствовать освоению знаний и развитию навыков, установок, привычек, которые способствуют духовно-нравственному благополучию учащихся.

  8. Развивать у старшеклассников способность к конструктивному общению и взаимодействию с окружающими людьми на основе ценностного к ним отношения.

  9. Развивать чувство личной ответственности и значимости общественно-полезной деятельности как основы нравственных взаимоотношений людей в обществе.

  10. Прививать уважение к традициям, развивать толерантность и способность конструктивно реагировать на изменения, происходящие в личной жизни и жизни общества.

Воспитательный и здоровьеформирующий потенциал литературы как учебной дисциплины в формировании нравственных качеств у школьников очень велик. На занятиях по литературе есть возможность обсудить вопросы, касающиеся нравственных ценностей, таких как добро, любовь, верность, патриотизм, отзывчивость, чуткость к чужой беде и т.п. Учитель, рассматривая на уроках мировоззренческие позиции писателей, постепенно может сформировать навыки активной жизненной позиции у своих учеников, помочь им достичь социальной зрелости, сформировать нравственные установки как основу нравственного поведения.

Привлекая внимание школьников к нравственным поискам героев художественных произведений, можно помочь учащимся осознать необходимость личностного выбора в различных жизненных ситуациях и своей личной ответственности за него.

Изучение литературы в старших классах направлено на воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Средствами художественной литературы учитель может формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры у своих учеников.

Возможности обсуждения с учащимися вопросов нравственного здоровья и приобщения их к размышлению над проблемами нравственности рассмотрим на примере преподавания литературы в 10-ом классе.

Нравственное здоровье каждой личности есть залог нравственного здоровья всего общества. Данная проблема остра и не нова. Разные писатели в разное время затрагивали ее в своем творчестве. Например, М. Е. Салтыков-Щедрин и Ф. М. Достоевский ставят ее как главную для себя. Они видят своей целью привлечение внимания читателей к порокам и моральному уродству, к причинам, их порождающим. Анализируя произведения этих писателей, учащиеся приходят к выводу, что можно говорить скорее о способности к нравственному выздоровлению, чем о здоровье. Это «выздоровление» может происходить через раскаяние в грехе и приобщение к Богу, через понимание губительности и несостоятельности своих взглядов и через отказ от них.

Обращаясь к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», особое внимание учащихся нужно привлечь к вечной проблеме «отцов» и «детей», конфликту поколений и духовно-нравственным поискам Базарова, отметить губительность и беспочвенность позиции героя в начале романа, когда он отрицает такие духовные ценности, как любовь, искусство, творчество.

Изучая роман И. А. Гончарова «Обломов», рассмотрим жизненные идеалы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. В результате учащиеся приходят к выводу, что патологическая лень, беспочвенные мечты, которым никогда не суждено сбыться, неспособность к труду – все это губит чистую и светлую душу Обломова, зарывая в землю его таланты и способности. Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

Иной человек Штольц. Он всегда в движении, в действии, в размышлении, рационально практичен. Но, подчеркивая эти качества героя, И.А. Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. И в наше время данный тип очень распространен, а значит, и проблема равнодушия, бессердечия, схематичности жизни присутствует в нашем обществе.

Таким образом, в содержательном плане литература как учебная дисциплина дает учителю широкие возможности по приобщению учащихся к проблемам нравственного здоровья отдельных личностей и общества в целом. Реализация этого содержания возможна через различные формы работы. В качестве оригинальных форм урока могут использоваться уроки-дискуссии, уроки-диспуты, семинары, уроки-путешествия, экскурсии (как очные, так и заочные), литературные гостиные, уроки-викторины и т.п. Чтобы обобщить полученные знания, создать целостное впечатление у школьников о нравственных нормах, следует использовать такую форму взаимодействия педагога с учащимися как этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению под­растающим поколением нравственных знаний, выработке у школь­ников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценке собственной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля­ды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих сверстников. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.



Структура программы


Раздел литературы

Тема урока

Методические задачи урока в аспекте обучения нравственному здоровью

1. Творчество

И. А. Гончарова.

Жизненные идеалы Обломова и Штольца. Диалектика характера Обломова.

Определив жизненные идеалы Обломова и Штольца, привести к выводу, что патологическая лень, беспочвенные мечты, не подкрепленные делом, неспособность к труду губительны для чистой и светлой души Обломова. А кипучая деятельность Штольца в практической сфере на самом деле – прикрытие равнодушия, бессердечия, схематичности жизни. Через создание проблемной ситуации найти путь к спасению обоих героев.

2. Творчество

И. С. Тургенева.

Проблема взаимоотношений людей разных поколений: поколение «отцов» и поколение «детей» в романе.

Раскрыть проблему взаимоотношения поколений на примере героев романа, сравнить современные отношения подростков с родителями и отношения героев, доказать ценность родства, необходимость для каждого человека любви близких, взаимопомощи, поддержки; привести к пониманию того, что к родителям и взрослым людям необходимо относиться уважительно.

3.Творчество

А. Н. Островского.

«Такая уж я зародилась, горячая!» (Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы «Гроза».)

Проследить пути формирования характера Катерины, какие черты являются в нем главными.

Обсудить проблему выхода из сложной жизненной ситуации, акцентировать внимание старшеклассников на антинравственности суицида, показать, что это не выход из трудной ситуации. Привести к пониманию того, что существует множество конструктивных способов поведения в трудных жизненных ситуациях.



4. Творчество

М. Е. Салтыкова-Щедрина.


«Сказки для взрослых детей»

Роман «Господа Головлевы» как изобличение нравственных пороков дворянства.

Раскрыть такие пороки общества и отдельных людей, как чинопоклонничество, взяточничество, глупость чиновников, бесправие крестьян, лесть, трусость; показать актуальность этих нравственных проблем.
Показать нравственную убогость семьи Головлевых; раскрыть и обсудить причины нравственного обнищания семьи; обсудить пути выхода из этих проблем.

5. Творчество

Ф.М. Достоевского.


Урок 1. Жизнь и творчество писателя.

На примере личности Ф. М. Достоевского показать и раскрыть такие черты, как милосердие, сострадание, боль за «униженных» и «оскорбленных». Затронуть проблему зависимости от игры и рассмотреть воплощение этой проблемы в творчестве писателя.

Обсудить психические отклонения у героев Ф. М. Достоевского.



Урок 2. «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.

Ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие.

В рамках групповой работы развить способности к конструктивному общению и взаимодействию; научить понимать чужую точку зрения и отстаивать свою.


Уроки 3-4. Идея Раскольникова о праве сильной личности.

Раскрыв ведущие мотивы преступления, привести к пониманию личной ответственности человека за свои поступки.

Показать опасность осуществления индивидуальных (эгоистических) идей и теорий.

В рамках круглого стола раскрыть причины, влекущие за собой нравственное падение личности.


Уроки 5-6. Преступление Раскольникова.

Создать на уроке проблемную ситуацию, которая бы привлекла внимание учащихся к проблеме слабости личности, неуверенности в себе, неспособности противостоять жизненным неурядицам.

Уроки 7-8. «Униженные и оскорбленные» в романе.

Показать протест писателя против бесчеловечности общества.

Показать открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне и через поведение Сони (можно, опустившись на «дно» жизни, общества, остаться человеком с большой буквы и подавать своим поступками положительный пример).



Уроки 9-10. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Создать проблемную ситуацию с целью сделать выводы о неоднозначности взглядов Ф. М. Достоевского и показать пути нравственного «воскрешения» человека (в том числе показанные в романе).


Итоговый урок. Проблемы нравственного здоровья личности в творчестве писателей XIX века (на примере творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ф. М. Достоевского).

Раскрыть проблему нравственного здоровья личности на примере произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ф. М. Достоевского.

Привлечь внимание учащихся к причинам, влекущим за собой нравственное падение личности.

Научить обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

Совершенствовать рефлексивные умения и способности как одно из условий нравственного здоровья.



6. Творчество

Н. С. Лескова.


«Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

Раскрыть черты личности главного героя повести - Ивана Флягина. Показать эволюцию героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.

Привести к пониманию того, что в трудных ситуациях характер закаляется и только от самого человека зависит, выйдет ли он победителем из этих трудностей (как главный герой повести) или упадет духовно.




7. Творчество

Л. Н. Толстого.


1. Л. Н. Толстой. Духовные искания писателя. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.
2. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману «Война и мир»).
3. Нравственная проблематика романа.

4. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе.

Показать духовные искания человека творческого, гуманизм писателя, отраженный в его произведениях.

Раскрыть причины разочарования любимых героев Л. Н. Толстого в светском обществе; показать пути духовных исканий этих героев. Привести к пониманию необходимости служения Родине, отказу от эгоистических поисков славы.


Раскрыть и обсудить нравственные проблемы романа. На примере главных героев показать важность таких духовных ценностей, как патриотизм, семейная теплота, дружба, любовь, отзывчивость. Показать значимость самоанализа в поисках духовности героями романа.

Показать «мысль народную» в романе, обсудить вопросы, касающиеся взглядов писателя на историю и войну как критическое, переломное событие в ней, раскрывающее в людях истинные их качества. Провести параллель с современной ситуацией, непростой обстановкой в мире, обсудить эти вопросы с целью привлечения внимания подростков к необходимости служения Родине и ее защиты, быть патриотом своей страны.



8. Творчество

А. П. Чехова.


«И до такой ничтожности, мелочности, гадости смог снизойти человек!» (Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»).

Проследить и обсудить на примере главного героя путь его духовной деградации, бездуховности и опустошения. Выявить причины, которые привели героя к подобному состоянию. Рассмотреть проявления бездуховности (в том числе в современном мире).

Обратимся к примеру конкретного урока литературы в 10-м классе.

Тема: Проблема нравственного здоровья личности в творчестве писателей 19 века (на примере творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ф. М. Достоевско­го).

Тип урока: повторительно-обобщающий. Урок-семинар.

Образовательныe цели урока: раскрыть проблему нравственного здоровья личности на примере произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ф. М. Достоев­ского; привлечь внимание учащихся к причинам, влекущим за собой нравственное падение личности; научить обосновывать и отстаивать свою точ­ку зрения; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; совершенствовать рефлексивные умения и способности учащихся.

Задача учителя: создать проблемную ситуацию на уроке, которая бы при­влекла внимание учащихся к вопросам нравственности, создать условия для развития аналитического мышления у старшеклассников.

Методические пpиeмы: обучение целеполаганию, аналитическая беседа, работа над понятиями, дискуссия.

Оборудование: портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского; раздаточный материал для работы; презентация по ходу урока.
Ход урока
Учитель: Нравственное здоровье каждой личности есть залог нравствен­ного здоровья всего общества. Данная проблема остра и не нова. Разные писате­ли в разное время затрагивали ее в своем творчестве. Но М. Е. Салтыков-Щед­рин и Ф. М. Достоевский ставят ее как главную для себя. Они видят своей це­лью привлечение внимания читателей к порокам и моральному уродству, к при­чинам, их порождающим. Умеем ли мы извлекать уроки из произведений клас­сической литературы? Как вы думаете, какую цель перед собой мы поставим на уроке по данной теме?

Учащиеся: Раскрыть пороки, на которые обращают внимание писатели; ответить на вопрос «Есть ли нравственно здоровые личности в произведениях названных писателей?»

Учитель: Прежде чем начать разговор по теме урока, необходимо выяс­нить, что такое нравственность, мораль, совесть, нравственное здоровье. По­просим экспертов-философов дать определение данных понятий.

Эксперты-философы (учащиеся, которым было заранее дано задание найти данные определения в разных словарях, сравнить их, подготовить крат­кий комментарий, отражающий возможность применения данного толкования к теме урока):







Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: «Русский язык», 1975. Изд. l1-е, стереотип.)

Ушаков, Д.Н. Большой толковый

словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2007. ­ VIII, 1239 с.



Нравственность

Правила, определяющие поведение; духовные и

душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также вы­полнение этих правил, поведение.



1. Совокупность норм, определяю­щих поведение человека.

2. Моральные свойства.



Мораль

1. Правила нравственно- сти, а также сама нрав­ственность.

2. Логический, поучи­тельный вывод из чего-нибудь.

Нравоучение, наставление (разг.)

(В данном случае, так как слово «Мораль» многозначное, возможен вопрос: «А в каком зна­чении данное понятие будет использовано на уроке?»)



1. Нравственное учение, свод пра­вил нравственности, этики.

2. Нравственный вывод из чего-нибудь, нравственный урок.

3. Нравоучение, наставление (разг.)


Совесть

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окру­жающими людьми, об­ществом.

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих по­ступков, чувство нравственной от­ветственности за свое поведение.

Готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому учащимся, работающим над этим понятием, предлагается найти данное опре­деление в сети Internet и поразмышлять самим, опираясь на уже известные определения нравственности и здоровья). Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличитель­ными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, со­знательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, проти­воречащих нормальному образу жизни.



Учитель: Запишите эти понятия и определения к ним в тетрадь. Они бу­дут нужны нам для работы по теме урока. Чтобы ответить на вопрос о нравственно здоровых героях в произведениях Ф. М. Достоевского и М. Е. Салтыкова-Щедрина, необходимо рассмотреть и обсудить характеры централь­ных персонажей романов «Господа Головлевы» и «Преступление и наказание». Для этого поработаем в парах.

Работа в парах:

Задание 1-му варианту. - Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?

Обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.

Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, кото­рые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти - замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно при­обрели благодушный, ласковый оттенок. Зловещие слова замаскировались, на­дели маску «приличности», «благодушия».


Иудушка = Иуда и «душка»


тот, кто он на самом деле тот, кем герой прикидывается

(тема предательства)
Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его «загадочность» для автора, для читателя и даже для его ма­тери, Арины Петровны.

Заполните следующую таблицу. Одна ее половина уже заполнена, ваша задача выявить скрытые под маской истинные черты Иудушки и дописать их в таблицу 1.





Маска

Реальные черты

Равнодушие, благообразие, умиление




Родственные чувства, открытость, любовь




«Правильные» и «справедливые» рассуждения




Высокая нравственность и мораль




Религиозный, богобоязненный человек




Труженик (вечный и неутомимый)





Задание 2-му варианту. В Раскольникове тоже скрыта некая двойственность, которая «губит» его. Разумихин справедливо отмечает: в Раскольникове «точно два противоположные характера поочередно сменяются». В нем живут и борют­ся две стороны существа - душа и идея, захватившая разум. Исследуя идею Раскольникова, создавая ее живой, полнокровный образ, желая показать ее со всех сторон, Достоевский окружает Раскольникова системой двойников, каждый из которых воплощает в себе одну из граней идеи и натуры героя. Вам необходимо определить эти грани и занести их в таблицу 2.

Двойник

Общие черты с Раскольниковым

Дмитрий Прокофьевич Разумихин




Аркадий Иванович Свидригайлов




Петр Петрович Лужин




Порфирий Петрович




Сонечка Мармеладова




Дуня Раскольникова



Проверка выполнения задания проводится в парах (учащиеся, сидящие на разных вариантах, меняются тетрадями и проверяют). На экране показаны ответы (изучение темы урока сопровождается показом презентации).


Таблица 1

Маска

Реальные черты

Равнодушие, благообразие, умиление

Апатичность, бесчувствие, угрюмость

Родственные чувства, открытость, любовь

Эгоизм

«Правильные» и «справедливые» рассуждения

Жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки и мысли

Высокая нравственность и мораль

Полнейшая нравственная разнузданность, аморальность

Религиозный, богобоязненный человек

Пренебрежение важнейшими христианскими заповедями

Труженик (вечный и неутомимый)

Бездельник, «пустобрех»

Таблица 2



Двойник

Общие черты с Раскольниковым

Дмитрий Прокофьевич Разумихин

«Социальный» двойник, одинаково социальное положение героев

Аркадий Иванович Свидригайлов

Проповедует главный принцип теории Раскольникова — принцип вседозволенности

Петр Петрович Лужин

Открыто проповедует бездушную теорию Раскольникова о «процентах, предназначенных к уничтожению»

Порфирий Петрович

Отражение интеллекта в проницательности главного героя

Сонечка Мармеладова

Воплощение лучших черт характера Раскольникова — милосердие, доброту, всепрощение, которые в нем задавлены, заглушены страшной идеей

Дуня Раскольникова

Оба «угрюмые, вспыльчивые, оба высокомерные, оба великодушные»


Учитель: Таким образом, мы вышли на основные пороки героя в произведении М.Е. Салтыкова-IЦедрина, сняв с него «маску», а в романе Ф.М. Достоевского выявили не только пороки, но и положительные черты характера, сравнив Раскольникова с «двойниками». Так в чем же может быть причина того, что люди, представляющие передовой на тот период времени класс - дворянство, оказываются нравственно нездоровыми?

Учащиеся: Возможно, одной из причин нравственного нездоровья дворян является укоренившаяся привычка жить чужими трудами, крепостное право.

Учитель: Но ведь Раскольников не был крепостником?! А ведь он преступник! И не меньший преступник, чем Иудушка Головлев. В чем же причина? Обсудите этот вопрос в группах.

Работа в группах.

В чем же причина нравственного нездоровья дворян как передового класса? Почему нравственно нездоровы передовые люди своего времени?

Учащиеся делятся на 3 группы: первая группа работает по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: вторая группа работает по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»: третья группа - аналитики: занимаются выявлением общего и различного в подходе писателей к проблеме нравственного здоровья личности.




М. Е. Салтыков-Щедрин

«Господа Головлевы»

Ф. М. Достоевский

«Преступление и наказание»

1. Постепенно от главы к главе

М. Е. Салтыков-Щедрин представляет читателю историю семейства Головлевых и каждая из них имеет емкое говорящее заглавие. Какие заглавия писатель дал главам в романе? Что они означают?

2. Какая же сила погубила господ Головлевых? В чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?

3. Какие художественные приемы использует М. Е. Салтыков-Щедрин при создании картины нравственного падения дворянского рода?

4. Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

5. С какими литературными героями другого (-их) авторов вы могли бы сравнить Иудушку Головлева? В чем своеобразие героев М. Е. Салтыкова-Щедрина?





  1. Литературовед Г. А. Вялый пишет: «…Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был подведен к убийству (…) уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства ее справедливости, жизнь развертывает перед ним картины, показывающие невозможность примирения со злом». Можете ли вы согласиться с тем, что Раскольников «был подведен к убийству»? Аргументируйте свой ответ.

  2. В одной из записных книжек Ф. М. Достоевского есть такая мысль: «Женщина… если достойна того нравственно, всем равна, равна королям». «Достойна» ли, на ваш взгляд, нравственно Соня Мармеладова? Если да, то в чем достоинство ее нравственного поведения? Могли бы вы утверждать, что Соня «равна королям»?

  3. Можно ли назвать Раскольникова положительным героем? Кого в романе, действительно, можно назвать положительным героем (-ями)?

  4. В чем видит Ф. М. Достоевский путь нравственного возрождения? Можете ли вы с точки зрения современного читателя согласиться в этом с писателем?

После обсуждения проблемных вопросов начинают работать аналитики. Их цель - обобщить сказанное группами, выявить общие черты в изображении данной проблемы у М.Е. Салтыкова-Щедрина и у Ф.М. Достоевского.



Учитель: Итак, мы выяснили, что причины нравственного нездоровья дворян кроются не только в общественном устройстве, но и в их поступках, мировоззрении. Что же ждет героев романов?

Дискуссия:

- Закончилась ли история Головлевых вырождением их семьи?

- Почему, на ваш взгляд, писатель выбирает такой финал для своего романа?

- «Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется». Как вы оцениваете это высказывание Раскольникова? Согласны ли вы с ним?

- Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

- Что вызывает мучения Раскольникова? Являются ли они истинным страданием? (Муки Раскольникова - это не муки совести, не раскаяние, это муки оскорбленного самолюбия, неудовлетворенного тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этике Ф.М. Достоевского, истинным наказанием быть не могут)

По мнению Ф. М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

- Можно ли сказать это о Раскольникове?

- За что же ненавидит себя Раскольников?

- Какой эпизод романа доказывает, что героем движет не раскаяние и совесть, а гордыня и страх? (Эпизод раскаяния Раскольникова среди площади)

- Чему учат нас произведения великих классиков? Какие уроки извлекли вы из нашего обсуждения сегодня?

Подведение итогов урока.

Учитель: Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Так, есть ли все-таки нравственно здоровые герои в pомане М. Е. Салтыкова­-Щедрина

«Господа Головлевы» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?



Учащиеся: Безусловно, есть нравственно здоровые герои.

Раскольников хотя и чуток к чужой беде, хотя и способен на любовь и раскаяние, однако на протяжении всего произведения мы не видим этого раскаяния, и лишь в конце он обретает покой после того, как обращается к Богу с помощью Сони.

В своих произведениях М.Е. Салтыков-Щедрин хоть и сочувствует крестьянам, но в то же время осуждает их за недалёкость, раболепие, отсутствие стремления к свободе от морально нездоровых и бездуховных помещиков-эксплуататоров.

Таким образом, анализируя данные произведения, можно говорить скорее о способности к нравственному выздоровлению, чем о здоровье. Это «выздоровление» может произойти в романе Ф.М. Достоевского только через раскаяние и приобщение к Богу, отказ от антигуманной теории главного героя. В романе «Господа Головлевы» можно заметить, что Арина Петровна могла бы встать на путь нравственного «выздоровления» после самоубийства внука, но оковы стяжательства, страха перед одиночеством не позволяют ей сделать это. Она вновь затянута «паутиной» Иудушкиного пустословия и привычной жизнью владелицы крепостного хозяйства.



Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему «Актуальность проблемы нравственного здоровья в произведениях писателей XIX века и в настоящее время».
Вопросы для уроков-диспутов (уроков-дискуссий) по творчеству

писателей и поэтов 19 – 20 веков
Творчество А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»).

  1. Почему Фамусов восклицает: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»?

  2. Что помешало Софье быть честной с человеком, с которым прошли лучшие годы детства?

  3. Почему Софья, умная девушка, полюбила ничтожного Молчалина? Бывает ли так в жизни?

  4. Достоин ли любви Молчалин? Жалок он или страшен? (сравнить отношение Софьи и Лизы).

  5. Верна ли фраза Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете»?

  6. Верны ли слова Чацкого: «Зачем мне сразу не сказали, что все прошедшее вы обратили в смех?»? Заметил ли Чацкий внутренние перемены Софьи?

  7. В чем видят счастье Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Чацкий? Ваше отношение к этому?

  8. Кто, по-вашему, самый счастливый и кто самый одинокий из героев, какой образ самый трагический?


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

  1. Верны ли слова героя о том, что он – «нравственный калека»?

  2. Нравственное кредо «лишнего человека». Что бы вы в него внесли?

  3. Кто виноват в трагедии Печорина?

  4. Кого можно считать героем нашего времени и каковы его отличительные свойства?


А. Н. Островский. «Гроза».

  1. Родственны ли души Катерины и Бориса?

  2. Достоин ли Борис Любви Катерины?

  3. Кто виноват в гибели героини?


И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

  1. Базаров – это идеал революционера или шарж на него?

  2. «Спутники» «новых людей». Зачем они?

  3. Что значит формула «отцы и дети» в наше время?

  4. «Дело» Базарова в наши дни. Общее и разное.


Л. Н. Толстой. «Война и мир».

  1. Достойна ли Наташа любви князя Андрея?

  2. Как же случилось, что чуткая Наташа «ошиблась» в Анатоле?

  3. Можно ли простить ошибку Наташе?

  4. Чему учит история с Наташей современных молодых людей?


Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

  1. Для себя или для других людей идет на преступление Раскольников?

  2. Есть ли разница между преступлением Раскольникова и … других героев?

  3. О чем заставляет задуматься роман?

  4. Какие нравственные проблемы обсуждаются в романе?


А. П. Чехов. «Вишневый сад».

  1. Можно ли утверждать, что Аня уходит в революцию из-за любви?

  2. Нравится ли вам Петя Трофимов, зовущий к новой жизни?

  3. Кого можно назвать любимыми чеховскими героями? Волнует ли вас их судьба? Если да, то почему?

  4. «В художественной литературе конца прошлого и начала нынешнего века он один из первых почувствовал революцию» (К. Станиславский). Так ли это?

  5. Учит ли чему-либо молодого человека, вступающего в жизнь, чеховская пьеса?


А. А. Блок. «Двенадцать».

  1. Имел ли основание поэт занести в записную книжку слова о создании и окончании работы над поэмой: «Сегодня я гений»?

  2. А не изменил ли себе утонченный Блок в поэме?

  3. Удачны ли образы поэмы, взятые для изображения грозного Октября? Почему Христос?

  4. В чем гражданский и творческий подвиг поэта?


С. А. Есенин. Поэзия.

  1. Верны ли слова Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»?

  2. Согласны ли вы с утверждением критики, что в цикле «Сорокоуст» «образ стального поезда дан Есениным во враждебных тонах»?

  3. Каковы противоречия Есенина в стихах о новой России?

  4. Можете ли доказать, что заграничное путешествие обострило у поэта чувство Родины?

  5. Изменился ли образ стального паровоза в стихах о «Великих штатах СССР»?


Темы мини-сочинений по нравственным проблемам в произведениях писателей XIX века


  1. Написала бы я письмо Онегину или нет, окажись я на месте Татьяны Лариной?

  2. Вы Обломов. О чем вы думаете, лежа на диване?

  3. Проблемная ситуация: суицид – это выход?

  4. Я с вами не согласен (согласен), Евгений Васильевич Базаров!


Примерные темы проектов по произведениям писателей XIX века


  1. Религиозно-нравственные категории в творчестве Ф.М. Достоевского и их художественное воплощение.

  2. Современное видение проблем Родиона Раскольникова и их решение в наше время.

  3. Сопоставление поведения героинь романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и драмы А. Н. Островского «Гроза».

4. Противопоставление духовных ценностей России и Европы вчера и сегодня (на основе романа И. А. Гончарова «Обломов»).

5. «Июль я провел в городе Калинове…» (Продолжить письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859).


В заключение отметим, что учитель, определяя для себя программу собственной педагогической деятельности по развитию духовно-нравственного здоровья учащихся, может самостоятельно расставлять акценты на тематике здоровьесбережения и выбирать адекватные методы и приемы работы с детьми.

Однако, педагогу следует помнить о том, что в рамках данной программы организация учебного процесса по литературе, способы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и другим видам собственной деятельности должны быть направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его одноклассниками. Это обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [8, с.52] и сохранения его социально-психического и духовно-нравственного здоровья.

Нравственное здоровье как комплекс характеристик мотивационно-потребностной и пведенческой сферы базируется на системе ценностей, установок и мотивов поведения в обществе. Именно нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Следует отметить, что наряду с положительным влиянием вполне возможно предположить некоторые «риски» и опасности при обсуждении на уроках литературы различных нравственных вопросов, ситуаций нравственного выбора. Учителю необходимо быть очень корректным при обсуждении, например, религиозных вопросов (а литература XIX века опирается на православные традиции), чтобы не унизить на уроке конкретного ученика и не создать для него ситуацию ущербности. Данная программа педагогической деятельности по развитию духовно-нравственного здоровья учащихся ориентирует учителя на достижение не только образовательных, но и воспитательных результатов. Учащиеся должны осознать необходимость ответственного отношения к себе и своему духовно-нравственному здоровью, выбрать для себя путь позитивного отношения к окружающим и к себе как личности, уважать традиции и нравственные законы, принятые в обществе.



Литература:

1. Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения [Текст] : монография / М.Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 

2. Аристотель. Сочинения [Текст] : в 4 т. / Аристотель. – М., 1984. - Т. 4. 3. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1989. 

4. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1998.

5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М. : Просвещение, 1995. 6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1989.

7. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1987. 8. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.Н. Васильева. - М. : Просвещение, 1978.

9. Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] / М. Вебер. - пер. с нем. – М. : Юрист, 1994.

10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности [Текст] : методические рекомендации / Омский гос. пед. ин-т им. Горького – Омск : ОГПИ, 1991.

11. Гумбольдт, В. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства [Текст] / В. Гумбольдт // Язык и философия культуры. — М., 1985.

12. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 1977.

13. Ильин, И. А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. — М. : Республика, 1993.

14. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии. Три речи [Текст] / И. А. Ильин // Собрание сочинений в 10 томах. – М.: Рарог, 1994. - Т. 3. - С. 10.

15. Кантарбаев, С. Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / С.Е. Кандыбаев. - Алматы : КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

16. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику [Текст] : уч. пос. для пед. интов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. – М. : Просвещение, 1987.

17. Козлов, Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников [Текст] / Э. П. Козлов. – Ростов : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 18. Краткий словарь по философии [Текст]. – М., 1982. 19. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И. С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. 20. Ницше, Ф. Сочинения [Текст] : в 2-х т. / Ф. Ницше. – М., 1990. - Т. 1. 21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2005.

22. Рождественский, Ю. В. Введение в культуроведение [Текст] / Ю. В. Рождественский. — М., 1996

23. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного здоровья   школьников [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2001. 24. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М.: Владос, 2004.

25. Соковня, И. И. Социальное взросление и здоровье школьников [Текст] / И. И. Соковня. – М.: Просвещение, 2004.

26. Соколов, Э. В. Культурология [Текст] : пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. – М.: Интерфакс, 1994. - 271 с. 27. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М., 1980. - Т. 2. 28. Уледов, А.К. Нравственное воспитание [Текст] / А. К. Уледов. - М.: Мысль, 1989.     

29. Урунбасарова, Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки [Текст] / Э.А. Урунбасарова. - Алматы : Казгосиздат, 1999.

30. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский. – М., 1985. - Т. 2.

31. Фофанов, В. П. Социальная философия: к новой исследовательской программе [Текст] / В.П. Фофанов // Гуманитарные науки в Сибири. – 1997. - № 1.

32. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] : курс лекций / И. Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. 

33. Ярцева, Е. В. Формирование нравственного здоровья личности на уроках литературы [Текст] / Е. В. Ярцева // Учитель. – 2007. - № 6. – С. 73-75.