Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Родной язык-святой язык, Отца и матери язык




Скачать 105.53 Kb.
Дата03.07.2017
Размер105.53 Kb.
ЮБИЛЕЙ

Родной язык-святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен! Целый мир

В твоем богатстве я постиг. /Г.Тукай/

2007 год –для Усть-Узинской школы юбилейный год в том плане, что 20 лет назад восстановили изучение татарского языка и литературы. Уроки ведутся по программам, разработанным Министерством образования Татарстана. На уроках изучается творчество татарских писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети имеют возможность знакомиться с историей своего народа, культурой, народным творчеством, обычаями, традициями. Практикуется просмотр спектаклей и кинофильмов на татарском языке. Ребятам особенно нравятся уроки творчества, на которых они сочиняют стихи, рисуют иллюстрации к произведениям, выполняют переводы текстов и др. Некоторые из творческих работ детей печатались в татарских газетах и журналах, издаваемых в Казани.

За эти годы в кабинете национального воспитания собрано много книг – учебников и художественной литературы; газет и журналов; методических пособий и сборников; альбомов, аудио и видео записей.

Целенаправленная работа дает свои результаты. Наши ученики в течение нескольких лет являются победителями областной олимпиады по татарскому языку. Выпускники – активные члены общественной организации «Сарытау», объединяющей татарскую молодежь.

Национальное воспитание в школе ведется системно. Самое ценное – воспитание уважительного отношения к старшим, к прошлому и настоящему своего народа, к его культурному наследию. С целью сохранения истории и культурных традиций, в школе в 1990 году создан музей. Все экспонаты собраны руками учителей и учеников. Здесь можно увидеть старинные орудия труда, предметы быта. В большом количестве в музее собраны старинные монеты, есть и канцелярские принадлежности. Здесь же можно познакомиться с фотографиями наших односельчан начала XX века. В нашем музее хранятся женский и мужской национальные костюмы, образцы вязания и вышивки, где наши прабабушки и бабушки творили настоящие чудеса.

Саратовской гармони, хранящейся в музее, более 100 лет. Рядом с ним национальный музыкальный инструмент - курай. Особо ценными экспонатами музея являются старинные книги (татары до 1929 года пользовались арабской графикой). Среди них есть книги религиозного содержания, и произведения художественной литературы. Из предметов культа у нас хранятся различные четки и своды молитв. В музее также оформлена экспозиция, посвященная истории школы. Экскурсоводы, из числа старшеклассников, проводят экскурсии не только для школьников, но и для жителей и гостей села. Музей является хорошим помощником учителя в воспитании национального самосознания.

Традицией стало проведение таких школьных дел, как малый Сабантуй, Навруз – байрам, праздники поэзии к дням рождения М. Джалиля и Г.Тукая, фольклорный праздник, Неделя татарского языка и литературы, конкурсы творческих работ.

Ученики средних и старших классов занимаются краеведением. Собирают исторические сведения из периодической печати, опрашивают старожилов, работают в Петровском краеведческом музее с источниками, составляют свои родословные. На основе этих материалов пишут творческие работы, готовят исторические конференции, устные журналы и т.д.

В нашей школе ведется планомерная, целенаправленная работа по сбору фольклорного материала. Ученики 5 – 11 кл. (каждый на определенном участке села) ходили по домам, опрашивали старожилов, записывали образцы устного народного творчества. Это и песни, и баиты (в нашей местности их называют манажатами), и такмаки (частушки), пословицы и поговорки, загадки и анекдоты, потешки, обрядовые песни, музыкальные игры, приметы, колыбельные песни и детский фольклор, добрые пожелания и проклятия. Собрали более 10 баитов, посвященных в основном трагической гибели усть-узинцев, некоторые из них записали на аудиокассету. Особенно много удалось собрать частушки, их более 400. Многие сатирические куплеты адресованы событиям, произошедшим селе или конкретным личностям. Люди старшего поколения вспомнили и колыбельные песни, которые пели им мамы или бабушки. Мы собрали и детский фольклор – считалки, игры, обращения к солнцу, к дождю, потешки и т.д. Наши бабушки являются носителями народной мудрости, на каждый жизненный случай у них имеется пословица или мудрое слово - поэтому нам удалось собрать много пословиц и поговорок.

Кроме того, мы собрали народные приметы, пожелания. Весь собранный материал хранится в школьном музее. На его основе издали книгу «Жемчужины Усть – Узы», его используем на уроках татарского языка, при проведении фольклорных праздников. Такие праздники проводятся ежегодно, с приглашением старожилов села. Мы горды тем, что вносим свою лепту в сохранение фольклора.

С целью использования этнокультурных связей в воспитательных целях, мы совершили поездки в г. Казань – столицу Татарстана. Знакомство с городом начинаем с знаменитого Казанского кремля, с башни Суюмбике. Стараемся посетить музеи Г.Тукая, М.Джалиля, С.Сайдашева, К.Насыйри и других известных деятелей культуры татарского народа, национальный музей, театры, картинные галереи и т.д. Эти поездки помогают детям обогатиться духовно, стать ближе к своей культуре.

Небольшой педколлектив Усть –Узинской школы считает, что дети, не знающие своего языка, не уважающие свои традиции и обычаи, не могут по достоинству оценить и культуру другого, соседнего народа, формирует сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости.. На уроках, внеклассных занятиях, на занятиях кружков учителя убеждают школьников в том, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

Курмакаева Р.И..

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ФОЛЬКЛОР ТАТАРСКОГО НАРОДА»

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для учащихся 5-9 классов для более глубокого изучения произведений устного народного творчества, знакомства со всеми видами фольклора, которые не существуют изолированно. Именно в духовном единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии они наиболее полно выражают духовную сущность народа, его отношение к жизни, к природе и труду. Особенности исторического развития каждого края, каждого народа придают неповторимое своеобразие духовной жизни коренного населения. Иногда эти отличительные черты скрыты глубоко под поверхностью внешних проявлений жизни, и нужно быть внимательным, образованным человеком, иметь острый глаз и чуткую душу, чтобы прикоснуться к сокровищнице народного духа, ощутить ее неповторимость.

В ходе изучения данного курса ученики должны усвоить:


  • татарский фольклор, как и устное творчество других народов, является бесценным историческим и культурным наследием;

  • фольклор отражает духовное богатство каждого народа;

  • устное народное творчество является источником знаний;

  • близкое знакомство с фольклором содействует воспитанию нравственных качеств человека, наблюдательности, зоркости, сообразительности;

  • изучение фольклора содействует совершенствованию языка;

  • устное народное творчество помогает понять проблемы, чаяния и надежды народа.

Целью этого курса также является знакомство учащихся со всеми видами устного народного творчества. Сбор и обработка фольклорного материала своего села, организация фольклорных вечеров и праздников, издание самодельных книг по устному народному творчеству. Воспитание бережного отношения к духовному наследию своего народа. Знакомство с историей, бытом, укладом жизни села, его традициями и обычаями через произведения фольклора. Развитие творческих способностей воспитанников.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Введение.

Тема 1. Известные татарские фольклористы.

  1. Каюм Насыйри, Габдулла Тукай,Наки Исанбет, Рашид Ягфаров и др.

Тема 2. Виды татарского устного народного творчества

  1. Былины, предания, легенды

  2. Сказки

  3. Песни (исторические, лирические, колыбельные, частушки, потешки и т.д.)

  4. Баиты, монэжеты.

  5. Календарные и семейные обряды

  6. Пословицы и поговорки

  7. Загадки

  8. Детский фольклор

Сбор и обработка фольклорного материала. Выпуск бюллетеней, самодельной книги. Организация праздников и вечеров.

Обобщение. Конкурс творческих работ

Всего



1
1

1

1


1

1

1




1

1

1, во внеурочное время



1

11



Введение. Определение фольклора. Виды фольклора. Характерные черты татарского народного фольклора. Место устного народного творчества в системе литературных знаний, в мировой художественной культуре.

Задачи введения. Пояснить учащимся, что «фольклор» - в международной научной терминологии название народного творчества. Этот термин был введен в 1846 году английским археологом К. Дж. Томсом. Сначала фольклор охватывал всю область духовной, а иногда и материальной культуры. Позже его значение стало ограниченнее – устная словесность, устное поэтическое творчество, а также музыкальный фольклор. Характерные черты фольклора – это устная форма, коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, непосредственность контакта исполнителя и слушателя. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением таких произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, французские трубадуры, казахские и киргизские акыны, татарские чэчэны (сказители).

Фольклор татарского народа, как и других, является прекрасным литературным и историческим наследием. В нем мы слышим и отзвук далеких веков, и звучание сегодняшнего дня. Прекрасные сказки, красивые и мелодичные песни, философские поговорки и мудрые пословицы, интересные загадки и другие виды творчества помогают духовно обогатиться. Также они помогают лучше узнать окружающий мир. В фольклорных произведениях содержатся много сведений из философии, медицины, этнографии, географии, педагогики, метеорологии и др.



Тема 1. Известные татарские фольклористы.

Каюм Насири, Габдулла Тукай, Наки Исенбет, Рашид Ягфаров. Их вклад в дело сбора и сохранения произведений устного народного творчества. Известные фольклорные сборники, составленные этими авторами.



Задачи темы 1. Довести до учащихся, какой вклад внесли в дело сбора, изучения на научной основе известный татарский ученый и педагог Каюм Насири, классик татарской поэзии Габдулла Тукай, прозаик и драматург, лингвист и педагог Наки Исенбет, современный фольклорист Рашид Ягфаров. Наш любимый поэт Г. Тукай относился к народному творчеству с большим уважением и любовью: «Народные песни – драгоценное наследие оставленное нашими предками, Надо знать, что в них отражается душа народа». Оценивая роль фольклора в усовершенствовании и обогащении родного языка, известный татарский просветитель Г. Ибрагимов говорил: «Народное творчество – ангел, охраняющий чистоту национального языка, бездонный родник, подпитывающий литературу».
Тема 2. Виды татарского устного народного творчества.

Фольклор с древних времен является верным спутником человека. И в радости, и в горе человек обращается к нему. Существуют разные виды устного народного творчества: былины; предания; легенды; сказки; музыкальный фольклор; детский фольклор; загадки; пословицы и поговорки; скороговорки; анекдоты; обряды; баиты и др.



Задача темы 2. Близко познакомить со всеми известными видами татарского фольклора. У многих народов сохранились эпические произведения, тесно связанные с историей, с мифологией. Былины – песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях. Таким произведением – гордостью татарского народа является дастан «Идегей». В эпосе описываются события, происходившие в ХV веке в поэтической форме. Другим известным национальным эпосом является дастан «Чура батыр». В нем описывается трагедия Казанского ханства – завоевание его Иваном Грозным. Эпос показывает, как геройски сыны татарского народа не щадя свои жизни, защищали свою свободу.

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Это преимущественно прозаический художественный устный рассказ волшебного или бытового характера.. Каждый народ создает свои сказки, поэтому они называются народными Имена татарских народных сказок стали именами нарицательными. Это и Танбатыр, Камырбатыр, Айслу, Голчэчэк, Зухра, убырлы – карчык, Шурале, Див, Пери и др. В сказках принято подшучивать над глупым соперником, герои сказок борются со злом, и нет сказки, которая отстаивала бы несправедливость.

Каждый народ на протяжении своей долгой истории создает только ему присущие песни, танцы, мелодии, ритмы. Их характер связан с образом жизни народа. В силу определенных исторических условий сложились различные по особенностям языка, быта обрядов группы татар: казанские, татары-мишаре, крещеные татары и др. Господствующее положение у казанских татар, у татар-мишар имеют эпические жанры (баиты, книжные напевы) и лирические песни, мелодии: протяжные (озын кой), умеренные деревенские напевы и такмаки. Баит – это повествование о каком-либо трагическом или ином событии из жизни. Известные баиты «Сак Сок», «Суюмбике баиты» и др. Баиты нашего села. Очень популярен «Аул кое» - деревенский напев. Среди татар получили большое распостранение песни «Ай, былбылым», «Кубелегем», «Тэфтилеу», «Рамай» и др.

Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность. Мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что отгадывающий открывает для себя поэзию окружающего мира.

Освоение речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. Татарские народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Учеба – рытье колодца иголкой», «Ленивый делает дважды» и т.д. В приобщении к человеческой мудрости и состоит большое значение пословиц. Кроме пословиц и поговорок к малым жанрам фольклора относятся и потешки (такмаза), прибаутки, игровые припевы, считалки, дразнилки, скороговорки и др.

Обряды занимают особое место в устном народном творчестве. Любовь татарского народа к таким древним занятиям, как земледелие и скотоводство общеизвестна. Она и обусловила появление праздников, обычаев и поверий. Широко известны праздник первой борозды, сабантуй, оме – праздник взаимопомощи («каз омесе» и т.д.). Дети отмечали «Кызыл йомырка коне» - День красного яйца. Игрища молодежи после напряженного трудового дня – «аулак ой», «яратам».

До сегодняшнего дня сохранились свадебные обряды; обряды, связанные с рождением и смертью человека

Сбор фольклорного материала. При организации сбора фольклорного материала нужно учитывать, что записывать произведения фольклора лучше небольшой группой. Заранее подготовить анкету-вопросник для сбора произведений устного народного творчества каждого вида. В нем указать адрес, фамилию, имя, отчество, возраст исполнителя; данные о собирателе; вопросы, задаваемые исполнителю и ответы на них. Записи нужно вести соответственно жанру и виду. Записанное произведение устного народного творчества вместе с анкетой и другими прилагаемыми материалами (творческий портрет, биография, фотопортрет, магнитофонная запись и др.) следует хранить в отдельной папке.

Обобщение. Обобщить и закрепить знания учеников о фольклоре. Довести до них, что народное творчество живо и сейчас – постоянно рождаются новые анекдоты, песни и частушки. Фольклор – убедительное доказательство богатства родного слова. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни: над только что родившимся младенцем звучит колыбельная песня. Чуть ребенок подрастет, как он начинает пользоваться детским фольклором, старыми и вновь создаваемыми считалками и дразнилками, скороговорками и загадками.

Фольклор несет нам уроки мудрости, уроки ясного и выразительного народного слова. И задача подрастающего поколения – сохранить и преумножить это богатство.


Список использованной литературы

  1. Татарский народный фольклор. Составитель Махмутов Х.Ш. Казань, Татарское книжное издательство, 1987.

  2. Татарские народные сказки. Составитель Джамалетдинов Л.М.

Казань, Татарское книжное издательство, 1989.

3. История и культура родного края. Составитель Мифтахов Б.М. Казань, «Магариф», 1993



4. Ф.Ф. Исламов Изучение народного творчества на уроках.

Казань, Татарское книжное издательство, 1988.

  • ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ФОЛЬКЛОР ТАТАРСКОГО НАРОДА» Пояснительная записка.
  • Учебно-тематический план
  • Тема 1. Известные татарские фольклористы.
  • Сбор и обработка фольклорного материала. Выпуск бюллетеней, самодельной книги. Организация праздников и вечеров. Обобщение. Конкурс творческих работ Всего