Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Риторико-методического профиля




страница1/5
Дата17.03.2017
Размер1.15 Mb.
  1   2   3   4   5

БелОрусСкИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ унИверсИтЕт


ФИлОЛОГИЧЕСКИЙ факультЕт

Серия ''КСР''

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

РИТОРИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

МИНСК

2009

УДК 378.146(075.8)
ББК 74.58я7


М 34

Р е ц е н з е н т ы:


доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Минского института управления

кандидат филологических наук Т. Н. Савчук;

доцент кафедры педагогики и философии образования

ГУО "Академия последипломного образования"

кандидат педагогических наук И. Н. Слесарева


Р е к о м е н д о в а н о

Научно-методическим советом филологического факультета

Белорусского государственного университета

29 октября 2009 г., протокол № 2


Материалы для контроля самостоятельной работы

М 34 студентов по дисциплинам риторико-методического

профиля:  учеб.-метод. пособие/ Белорус.гос.ун-т. – Мн.,

2009. – 114 с.
В сборнике представлены материалы тестовых комплектов, позволяющих достичь более оперативного и объективного контроля и самоконтроля результатов самостоятельной познавательной работы в процессе университетского изучения курсов методики преподавания языка и литературы, риторики и ораторского мастерства, культуры академической учебы.

Адресуется преподавателям и студентам социогуманитарных специальностей университета, заинтересованным в повышении качества освоения риторико-методических дисциплин.



УДК 378.146(075.8)
ББК 74.58я7

© Коллектив авторов, 2009

ВВЕДЕНИЕ
Одним из значимых направлений развития высшей школы и повышения качества подготовки специалистов является совершенствование организации, дидактического обеспечения и контроля самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также дополнение и более детальная разработка предметных учебно-методических комплексов (УМК), своей структурой служащих реализации данной задачи. Полноправное место в составе УМК занимают учебно-диагностические тестовые материалы. Разработка тестовых заданий в электронном виде позволяет достичь последующей ощутимой экономии времени и сил: педагог освобождается от необходимости в выполнении многих рутинных контролирующих операций, в то время как студенты получают возможность оперативно ознакомиться с результатами комплексного и объективного контроля.

В настоящее время в Белорусском государственном университете тестирование студентов, как правило, организуется с опорой на информационные компьютерные технологии, в образовательной среде “e-University”. Результаты тестирования учитываются в рамках внедрения модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов – при выставлении отметок за текущую успеваемость, влияющих на итоговые показатели, что стимулирует более систематичную работу студентов в течение семестра. Вместе с тем необходимо преодолевать известную ограниченность в дидактических возможностях тестирования (что особенно ощутимо при преподавании дисциплин литературоведческого цикла): дополнять его упражнениями и формами КСР, выявляющими и повышающими уровень развития связной речи, эмоционально-образного восприятия и мышления, творческих способностей студентов и т. п.

Наряду с использованием электронной версии тестовых заданий, желательной представляется их дополнительная публикация на традиционных (бумажных) носителях, которая позволяет после проведения компьютерного тестирования наладить качественную работу над ошибками, проводить более глубокий и осмысленный анализ содержания тестовых заданий, оптимизировать самоконтроль и самооценку, гибко моделировать индивидуальную стратегию обучения. Такой характер образовательной деятельности согласуется с концептуальными положениями дидактической технологии полного усвоения знаний. Обогащаются возможности работы с тестовыми заданиями в наиболее валеологичных и наименее стрессогенных условиях, в индивидуально комфортном режиме, темпе и ритме. Студенты, стремящиеся улучшить свои учебные результаты, получают для этого реальные перспективы при работе над резервными тестовыми комплектами. Таким образом, тестовыми заданиями полнее воплощается не только контролирующая, но и обучающая функция.

Настоящее издание служит органичным продолжением вышедших ранее учебных пособий серии “КСР”, подготовленных коллективом кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ и призванных содействовать рационализации самостоятельной работы студентов по дисциплинам риторико-методического профиля1. Тестовые задания, которые содержатся в публикуемом пособии, адресованы студентам не только различных филологических специальностей (“Белорусская филология”, “Русская филология”, “Славянская филология”), но и осваивающим многие иные социально-гуманитарные отрасли знания на историческом, юридическом факультетах, факультете международных отношений: “История”, “Музейное дело и охрана историко-культурного наследия”, “Правоведение”, “Экономическое право”, “Мировая экономика”, “Менеджмент в сфере международного туризма”. При этом для каждого набора заданий четко указывается основная адресная группа, потенциальный контингент тестирующихся.

В сборнике представлены как открытые тестовые задания, так и различные типы закрытых заданий: на выбор одного правильного варианта из меньшего или большего их количества; на выбор двух или нескольких правильных вариантов; на установление последовательности; на установление соответствия. Ключи (ответы) к тестовым заданиям не вошли в содержание пособия, поскольку это могло бы нарушить важное исходное условие самостоятельности при подготовке к тестированию. Для подготовки к выполнению заданий, помимо тех комплектов, которые снабжены специальной библиографией, предусматривается выборочное использование источников основной и дополнительной литературы по соответствующим курсам, указанной в типовых и базовых учебных программах. Целый ряд предложенных тестовых комплектов аккумулирует значительный объем учебного материала, носит обобщающий и систематизирующий характер. В отдельных случаях приводятся аналоговые друг другу варианты тестовых заданий, что расширяет пути дополнительного тренинга, организации дифференцированной и индивидуальной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Ф. М. Литвинко
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКЕ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1–21.05.02

РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
1. Укажите цель обучения стилистике в общеобразовательном учреждении:
а) научить детей конкретной реализации языковых свойств и возможностей для достижения правильности речи и речевого мастерства;

б) научить детей использовать систему русского языка во всех видах речевой деятельности, в разных формах его существования, в разных ситуациях речевого общения для реализации определенных коммуникативных намерений.


2. Укажите задачи обучения стилистике в общеобразовательном учреждении:
а) при изучении всех разделов школьного курса вести систематическую работу над нормами русского литературного языка;

б) формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

в) учить школьников строить высказывание с учетом речевой ситуации;

г) формировать у учащихся понятие о коммуникативных качествах речи;

д) обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка;

е) развивать и совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, обеспечивающие достижение носителями языка коммуникативных качеств собственной речи.


3. Отметьте стилистические понятия, формируемые в общеобразовательном учреждении:
а) стили речи;

б) культура речи;

в) нормы русского литературного языка;

г) задачи речи;

д) сфера применения;

е) речевая ситуация;

ё) жанры речи.
4. Укажите стили речи, изучаемые в общеобразовательном учреждении:
а) официально-деловой;

б) законодательный;

в) научный;

г) политико-агитационный;

д) публицистический;

е) научно-популярный;

ё) художественный;

ж) разговорный.


5. Отметьте структурные элементы речевой ситуации (РС):
а) кому адресована речь?

б) как долго речь продолжалась?

в) при каких условиях осуществлялось восприятие речи?

г) в какой обстановке воспринималась речь?



д) с какой целью осуществлялось общение?
6. Соотнесите стили речи и сферы общения:


А) разговорный

а) общественная жизнь, политика

Б) научный

б) искусство слова

В) официально-деловой

в) быт, семейные, дружеские отношения

Г) публицистический

г) официальные отношения

Д) художественный

д) наука и техника, учебный процесс


7. Соотнесите стили речи и задачи речи:


А) разговорный

а) воздействие словом на читателей и слушателей с помощью созданных художественных образов и картин

Б) научный

б) общение, обмен информацией, мыслями с близкими людьми

В) официально-деловой

в) воздействие на читателя, слушателя с целью формирования общественного мнения, сообщение различного рода общественно значимой информации

Г) публицистический

г) сообщение научной информации для создания нужного представления о материальном и духовном мире людей

Д) художественный

д) сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение для людей


8. Соотнесите стили речи и жанры речи:


А) разговорный

а) договоры, законы, справки, отчеты, приказы, заявления, протоколы и др.

Б) научный

б) выступления, диспуты на общественно-политические темы, газетные и журнальные статьи, очерки

В) официально-деловой

в) рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и др.

Г) публицистический

г) научные труды, учебники, выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи на научные темы

Д) художественный

д) повседневные непринужденные беседы, диалоги, рассказы на обиходно-бытовые темы, записки, письма близким людям


9. Соотнесите стили речи и основные стилистические черты:


А) разговорный

а) официальность, логичность, строгая точность, не допускающая разночтений

Б) научный

б) образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи

В) официально-деловой

в) смысловая точность, подчеркнутая логичность, доказательность, информативность

Г) публицистический

г) непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логики, оценочный характер речи

Д) художественный

д) призывность, страстность, эмоционально-оценочный характер речи


10. Соотнесите стили речи и языковые средства всех уровней, характерные для стиля:


А) разговорный

а) совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, патриотизм, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;

широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов без союзов и с повторяющимися союзами;

параллельная связь между предложениями текста, обратный порядок слов


Б) научный

б) богатство и разнообразие лексики разных стилей, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения и др.);

использование всех возможностей синтаксиса: разнообразных синтаксических конструкций, стилистических фигур



В) официально-деловой

в) употребление разговорных слов, фразеологизмов;

широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных предложений, вопросительных, восклицательных предложений



Г) публицистический

г) использование языковых клише, штампов, деловой фразеологии;

употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым



Д) художественный

д) употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;

использование вводных слов, указывающих на последовательность мыслей, сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, вследствие того что;

иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами



11. Как можно использовать выполненные задания теста в методических целях? (Дайте письменный ответ на вопрос.)
12. Этапы формирование стилистических понятий расположите в методически правильной последовательности:
а) усвоение комплекса дифференциальных признаков изучаемых явлений, которые школьники способны рассматривать в единстве их формы, значения и функции;

б) первичное знакомство с теоретическими положениями, которые раскрывают яркую стилистическую доминанту текста;

в) овладение стилистическим понятием, позволяющее учащимся правильно, уместно использовать стилистические средства языка в собственных высказываниях с целью достижения коммуникативных намерений;

г) понимание теоретического положения, которое включает знакомство школьников с существенными особенностями явления;

д) опора на интуитивное представление о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях.
13. Отметьте частнометодические принципы функционально-стилистической работы:
а) принцип органического соединения стилистической работы с изучением фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;

б) принцип системности работы по грамматике;

в) принцип сочетания аналитической работы с синтетической работой для формирования у учащихся умения уместно использовать средства языка в собственных высказываниях;

г) функционально-стилистический принцип рассмотрения языковых явлений;

д) принцип преемственности и перспективности при обучении русскому языку;

е) принцип оценки уместности или неуместности использования речевых средств и стилистических приемов в контексте;

ё) принцип формирования умения расстановки знаков препинания в процессе письма;

ж) принцип стилистических различий между контекстами или речевыми средствами и обусловленности этих различий социальными факторами;

з) принцип изучения морфологии на синтаксической основе.
14. Укажите разновидности стилистического анализа:
а) анализ, направленный на распознавание стилистических явлений;

б) анализ содержания текста определенного жанра речи;

в) анализ теста с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка;

г) сопоставление в стилистическом отношении различных вариантов языковых средств;

д) сопоставление черновых и беловых вариантов;

е) анализ способов смысловой связи предложений в тексте;

ё) стилистический эксперимент;

ж) лингвистический анализ теста;

з) сопоставление текстов в функционально-стилистическом отношении;

и) определение стиля речи с мотивировкой.


15. Расположите упражнения в методически целесообразной последовательности для формирования стилистических умений:
а) употребление учащимися стилистических средств языка в собственной речи;

б) редактирование негативных текстов;

в) распознавание, нахождение стилистических средств в специально отобранном материале;

г) самостоятельный подбор учащимися текстов различной стилевой принадлежности, их характеристика с точки зрения уместности использования стилистически маркированных средств языка;

д) определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.
16. Стилистическая ошибка является разновидностью грамматической (1) ошибки или речевой (2)?
17. Отметьте стилистические ошибки:
а) употребление слова в несвойственном ему значении;

б) немотивированное употребление просторечных слов, форм, выражений;

в) неудачное использование эмоционально окрашенной, экспрессивной лексики;

г) неоправданный повтор одних и тех же слов;

д) употребление лишнего слова (плеоназм);

е) немотивированное употребление диалектных слов.



Л. М. Гамеза, I. М.Санiковiч
ТЭСТАВЫЯ ЗАДАННІ ПА МЕТОДЫЦЫ ВЫКЛАДАННЯ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ ДЛЯ СПЕЦЫЯЛЬНАСЦІ

1-21-05 01 БЕЛАРУСКАЯ ФІЛАЛОГІЯ

(ЗАВОЧНАЯ ФОРМА НАВУЧАННЯ)
1. Выбраць правільныя адказы.
Лінгвадыдактычнымi прынцыпамi навучання беларускай мове з’яўляюцца:
а) прынцып антрапалізацыi адукацыі;

б) прынцып каардынацыі вуснай і пісьмовай мовы;

в) прынцып скіраванасці навучання на асэнсаванне беларускай мовы як этнакультурнага гістарычнага асяроддзя;

г) прынцып свядомасці, творчай актыўнасці і самастойнасці школьнікаў;

д) прынцып сістэматычнасці і паслядоўнасці;

е) прынцып уліку фактару бікультурнага развіцця дзіцяці;

ж) прынцып функцыянальна-камунікатыўнай накіраванасці;

з) прынцып накіраванасці працэсу навучання на паўнавартаснае фарміраванне і развіццё моўнай асобы школьніка.


2. Выбраць правільныя адказы.
Асноўнымi функцыямі падручніка з’яўляюцца:


а) тлумачальная;

б) трансфармацыйная;

в) нагдядная;

г) сістэматызавальная;

д) развіццёвая;


е) забаўляльна;

ж) інфармацыйная;

з) навучальная;

i) выхаваўчая;

к) дыдактычная



3. Упісаць правільны адказ.
Спосабы сумеснай мэтанакiраванай дзейнасцi настаўнiка i вучняў па авалоданнi школьнiкамi ведамi i практычнымi ўменнямi называюцца __________________ навучання.
4. Вызначыць адпаведнасць.

1. Тлумачальныя метады.


2. Практычныя метады.

3. Метады кантролю


а) падбор пракладаў;

б) знаходжанне вывучаемай моўнай з’явы;

в) паведамленне настаўнiка;

г) складанне схем, таблiц, алгарытмаў;

д) тэсты;

е) лекцыя;

ж) кантрольны дыктант;

з) франтальнае апытванне;

i) чытанне падручнiка;

к) эўрыстычная гутарка.


Адказы:


1._____________; 2.______________; 3.______________.
5. Вызначыць адпаведнасць.

1. Наглядныя сродкi навучання.

2 Тэхнiчныя сродкi навучання.



а) схемы;

б) кампю’тар;

в) таблiцы;

г) перфакарты i перфаканверты;

д) дыманстрацыйныя карткi;

е) вiдэаматэрыялы;

ж) iлюстрацыi;

з) дыяпраектары.


Адказы:


1._____________; 2.______________.
6. Вызначыць адпаведнасць.

1. Традыцыйныя ўрокі


2 Нетрадыцыйныя ўрокі




а) урок-семінар;

б) урок замацавання ведаў, ўменняў і навыкаў;

в) камбінаваны ўрок;

г) урок-практыкум;

д) урок аналізу пісьмовых работ;

е) урок-конкурс;

ж) урок-даследаванне;

з) урок абагульнення і сістэматызацыі ведаў, удасканалення ўменняў і навыкаў.


Адказы:


1._____________; 2.______________.
7. Вызначыць правiльную паслядоўнасць.
Урок вывучэння новага матэрыялу мае наступную паслядоўнасць этапаў:
– Псiхалагiчная падрыхтоўка вучняў да ўспрымання новага матэрыялу.

– Дамашняе заданне.

– Паведамленне тэмы i мэты ўрока.

– Тлумачэнне новага матэрыялу.

– Падвядзенне вынiкаў.

– Замацаванне вывучанага.

– Актуалiзацыя апорных ведаў.
8. Упісаць правільныя адказы.
Урок развiцця звязнага маўлення прадугледжвае правядзенне вусных i пiсьмовых прац – ____________, пераказаў i _____________.
9. Вызначыць правiльную паслядоўнасць.
Урок працы над пераказам мае наступную паслядоўнасць этапаў:
– Выразнае чытанне тэксту.

– Вусны пераказ тэксту з апорай на лексiка-граматычны матэрыял.

– Складанне i запiс плана, вылучэнне лексiка-граматычных апор (словы, словазлучэннi).

– Запiс вучнямi тэксту на чарнавiк i яго рэдагаванне.

– Азнаямленне вучняў з тэмай i задачамi ўрока.

– Лексiчная праца (тлумачэнне незразумелых слоў).

– Арфаграфiчная i пунктуацыйная праца.

– Паўторнае чытанне тэксту настаўнiкам.

– Уступныя словы настаўнiка пра тэму тэксту.

– Гутарка па зместу, аналiз тэксту (тэма, асноўная думка, тып, стыль i г. д.).

–Чыставы запiс тэксту.
10. Выбраць правільныя адказы.
Па спосабе перадачы зместу зыходнага тэксту пераказы падзяляюцца на:


а) навучальныя;

б) сціслыя;

в) блізкія да тэксту;

г) на аснове жыццёвага вопыту;



д) з дадатковым заданнем;

е) падрабязныя;

ж) разважаннi;

з) выбарачныя.




11. Выбраць правільныя адказы.
З пункту гледжання акустычнага аспекту ў школьным курсе беларускай мовы вывучаюцца гукі:
а) цвёрдыя/мяккія;

б) звонкія/глухія;

в) шыпячыя/ свісцячыя;

г) галосныя/ зычныя.


12. Выбраць правільныя адказы.
Метадамі фарміравання арфаэпічных уменняў і навыкаў з’яўляюцца:

а) артыкуляцыйна-слыхавы;

б) імітацыйна-супастаўляльны;

в) інфармацыйны;

г) творчай дыктоўкі;

д) вольнай дыктоўкі;

е) спісвання.
13. Выбраць правільны адказ.

На пастаноўку знакаў прыпынку ў сказе, тэксце ўплывае:

а) сінтаксічная будова сказа;

б) інтанацыя;

в) сэнс сказа, тэксту;

г) асоба вучня;

д) час правядзення заняткаў;

е) асоба аўтара тэксту.
14. Выбраць правільныя адказы.
Не характэрны для вывучэння марфалогіі наступныя прынцыпы:
а) нарматыўна-стылістычны;

б) лексіка-граматычны;

в) функцыянальны;

г) марфолага-сінтаксічны;

д) дыяхранічны.
15. Выбраць правільныя адказы.
Слова разглядаецца з пункту гледжання сістэмных сувязей значымых частак у наступных заданнях:
а) вызначыць, якая марфема надае слову антанімічнае значэнне;

б) спісаць словы, уставіць прапушчаныя літары;

в) прыдумаць словы з аманімічнымі каранямі;

г) вызначыць семантыку слова.


16. Упісаць правільны адказ.
Метад вывучэння арфаграфіі, пры якім успамінаюцца арфаграфічныя правілы, а потым запісваюцца словы на гэтыя правілы называецца ______________________ дыктоўкай.
17. Выбраць правільныя адказы.
Сінтаксіс і пунктуацыя вывучаецца ў наступных класах:
а) 5;

б) 6;


в) 7;

г) 8;


д) 9;

е) 10;


ж) 11;

з) 12.
18. Выбраць правільныя адказы.


Для вывучэння сінтаксісу школьнага курса беларускай мовы характэрны наступныя прынцыпы:
а) марфолага-сінтаксічны;

б) экстралінгвістычны;

в) функцыянальны;

г) дыяхранічны;

д) лексіка-граматычны.
19. Выбраць правільны адказ.
У якасці дыдактычнага матэрыялу выкарыстоўваюцца тэксты, больш практыкаванняў сінтэтычнага характару, чым аналітычнага; перад вывучэннем марфалогіі адбываецца знаёмства з базавымі ведамі па сінтаксісу – гэтыя асаблівасці характэрны для:
а) тэорыі вывучэння марфалогіі на сінтаксічнай аснове;

б) тэорыі фарміравання лінгвістычнай кампетэнцыі пры вывучэнні марфалогіі;

в) тэорыі асобасна арыентаванага падыходу да вывучэння марфалогіі.
20. Выбраць правільныя адказы.
Узбагачаюць слоўнікавы запас вучняў наступныя заданні:
а) згрупаваць лексічныя з’явы;

б) даць вызначэнне мнагазначнасці;

в) падабраць да слоў сінонімы, антонімы, аднакаранёвыя словы;

г) вызначыць семантыку слова;



д) размежаваць амонімы і мнагазначныя словы.

В. Ю. Дылеўская
ТЭСТАВЫЯ ЗАДАННІ ПА МЕТОДЫЦЫ БЕЛАРУСКАЙ ЛІТАРАТУРЫ ДЛЯ СПЕЦЫЯЛЬНАСЦІ 1–21 05 01

БЕЛАРУСКАЯ ФІЛАЛОГІЯ ПА ТЭМЕ "РАЗВІЦЦЁ МОВЫ ВУЧНЯЎ У СІСТЭМЕ ЛІТАРАТУРНАЙ АДУКАЦЫІ"
1. Якія практыкаванні па развіцці пісьмовай мовы вучняў адносяцца да рэпрадуктыўных?


  1. Пераказ падрабязны, сціслы, выбарачны, з заменай асобы апавядальніка, ускладнены граматычнымі заданнямі.

  2. Сачыненні розных жанраў: сачыненне-мініяцюра, сачыненне па загадцы, па прымаўцы, па асабістых назіраннях, сачыненне па карціне і г. д.

  3. Пераказ з элементамі сачынення.

  4. Сачыненні і пераказы з элементамі мастацкай творчасці.


2. Адзначце віды сачыненняў на літаратурную тэму.


  1. Сачыненні аб літаратурных героях (індывідуальная, групавая, параўнальная характарыстыка вобразаў-персанажаў).

  2. Сачыненні, заснаваныя на аналізе твора ў цэлым.

  3. Разбор асобных эпізодаў і частак твора.

  4. Сачыненні-даследаванні праблемнага характару.

  5. Роздумы вучняў аб адносінах літаратуры да жыцця.


3. Адзначце патрабаванні да вучнёўскага сачынення.


  1. Адпаведнасць зместу сачынення тэме.

  2. Змястоўнасць, завершанасць, паўната ахопу тэмы.

  3. Доказнасць, аргументаванасць палажэнняў, лагічнасць і паслядоўнасць.

  4. Падрыхтоўка шпаргалак.

  5. Самастойнасць у падыходзе да тэмы, дакладнасць у выкарыстанні эпіграфа і цытатнага матэрыялу.

  6. Адсутнасць фактычных памылак.


4. Адзначце тыповыя прыёмы работы на ўроках навучання сачыненню:

  1. Складанне плана.

  2. Абмеркаванне і выбар удалых эпітэтаў.

  3. Падбор тэкставага матэрыялу.

  4. Фармулёўка асобных палажэнняў.

  5. Выбар жанру пісьмовай работы.


5. Па прызначэнні і спосабах арганізацыі матэрыялу даклады ўмоўна можна падзяліць на інфармацыйныя, даследчыя і праблемна-дыскусійныя. Задача інфармацыйных выступленняў – паведамленне фактычных звестак з элементамі аналізу і ацэнкі. Прыкладам інфармацыйна-ілюстратыўных могуць служыць выказванні з аналізам літаратурных твораў ці з’яў сумежных мастацтваў пры характарыстыцы літаратурных напрамкаў. Інфармацыйна-дапаўняльныя знаёмяць клас з асобнымі этапамі жыцця і творчасці пісьменніка, творчай гісторыяй твора і інш.


  1. Так.

  2. Не.


6. Сутнасць даследчага даклада заключаецца ў самастойным разглядзе вучнямі мастацкага тэксту (эпізода). На першы план выступаюць уласныя меркаванні, знаёмства з літаратуразнаўчай, крытычнай і вучэбнай літаратурай.


  1. Так.

  2. Не.


7. Праблемна-дыскусійны даклад патрабуе ад вучняў максімальнай самастойнасці ў аналізе і ацэнцы літаратурных матэрыялаў, прадугледжвае разгляд і ўлік розных пазіцый, выказаных крытыкамі. Такія даклады карысна заслухоўваць толькі на ўроках паглыбленага аналізу.


  1. Так.

  2. Не.


8. Навучанню школьнікаў дыялагічным зносінам садзейнічае аналіз узораў дыялогаў з мастацкіх твораў (дыялог-спрэчка, дыялог-згода). Дыялог літаратурных герояў – прыклад паўнацэннага выкарыстання лексічнага багацця мовы, умення слухаць субяседніка, улічваць яго псіхалагічны стан, падбіраць дакладныя аргументы ў спрэчцы, аказваць на партнёра эмацыянальнае ўздзеянне і інш.


  1. Так.

  2. Не.


9. У рабоце па развіцці мовы вучняў неабходна спалучаць тры падыходы:


  1. Псіхалінгвістычны, які базіруецца на тэорыі моўнай дзейнасці.

  2. Лінгвадыдактычны, які даследуе заканамернасці навучання роднай і замежным мовам.

  3. Методыка-літаратурны, які ўлічвае мажлівасці мастацкай літаратуры, літаратуразнаўства, крытыкі і тэорыі аратарскага майстэрства.


10. Псіхалінгвістычная мадэль уключае ў сябе наступныя этапы:


  1. Этап матывацыі выказвання.

  2. Этап задумы.

  3. Этап ажыццяўлення задумы (рэалізацыі плана).

  4. Супастаўленне рэалізацыі задумы з самой задумай.


11. Лінгвадыдактычны падыход фарміруе ўменні будаваць моўны твор. Для іх рэалізацыі прапануюцца наступныя групы практыкаванняў:

  1. Практыкаванні па развіцці ролевага прынцыпу развіцця мовы.

  2. Практыкаванні з элементамі развіцця прадуктыўнага артыстызму мовы.

  3. Развіццё ўменняў мастацкай крытыкі.

  4. Развіццё ўменняў эстэтычнага аналізу тэксту.


12. Адзначце асноўныя накірункі работы ра развіцці мовы школьнікаў:


  1. Слоўнікава-фразеалагічная работа з тэкстам мастацкага твора і літаратурна-крытычных матэрыялаў.

  2. Навучанне школьнікаў розным відам і жанрам маналагічных выказванняў на літаратурныя тэмы ад пераказаў тэксту да індывідуальна-творчых выказванняў.

  3. Арганізацыя моўнай дзейнасці школьнікаў у працэсе дыялагічных зносін.

  4. Стварэнне моўных сітуацый, якія стымулююць развіццё мовы школьнікаў на дзейнаснай аснове.

  5. Актывізацыя міжпрадметных узаемадзеянняў на ўроках літаратуры ў аспекце моўнай дзейнасці.


13. Да крытэрыяў моўнага развіцця метадысты адносяць:


  1. Валоданне актыўнай лексікай.

  2. Валоданне навуковай, тэарэтыка-літаратурнай, мастацтвазнаўчай тэрміналогіяй, вобразна-выяўленчымі сродкамі мовы.

  3. Разуменне асаблівасцей віду і жанру выказвання, асаблівасцямі моўнага стылю.

  4. Змястоўнасць, лагічнасць, стройнасць выказвання.

  5. Валоданне камп’ютэрам, ТСН.

  6. Валоданне прыёмамі зносін са слухачамі.


14. Розныя віды і жанры маналагічных выказванняў на літаратурныя тэмы дзеляцца на рэпрадуктыўныя і прадуктыўныя.
Да рэпрадуктыўных выказванняў адносяцца: а) творчыя пераказы мастацкага тэксту; б) пераказы артыкулаў падручніка, фрагментаў літаратуразнаўчых і літаратурна-крытычных артыкулаў, мемуарных і эпісталярных матэрыялаў.

  1. Так.

  2. Не.


15. Адзначце прадуктыўныя выказванні на літаратурныя тэмы:

  1. Навуковыя, літаратуразнаўчыя: разгорнуты вусны адказ, паведамленне, даклад.

  2. Літаратурна-крытычныя: літаратурны агляд, крытычны эцюд, крытычнае эсэ, “слова пра пісьменніка” і інш.

  3. Мастацтвазнаўчыя: расказ ці даклад аб творы мастацтва (карціне, скульптуры, архітэктурнай пабудове), слова экскурсавода, рэжысёрскі каментарый.

  4. Публіцыстычныя: слова пра героя твора, аратарскае выступленне, рэпартаж.

  5. Мастацка-творчыя: а) літаратурна-мастацкія – вершы, апавяданні, нарысы, п’есы, самастойна створаныя вучнямі; б)мастацка-крытычныя: мастацка-біяграфічны расказ, расказ аб літаратурнай падзеі, мастацкая замалёўка і інш.

16. Якія арыенціровачныя заданні дапамогуць больш эфектыўнай падрыхтоўцы навуковага пераказу тэксту старшакласнікамі?




  1. Прадумаць прызначэнне пераказу (яго ўплыў на адбор матэрыялу, моўных сродкаў, характар кампазіцыі).

  2. Якія падзеі і чаму вы перакажаце падрабязна, а якія сцісла?

  3. Якія цытаты будуць уключаны вамі ў пераказ і чаму?

  4. Прадумайце неабходны мінімум уласных каментарыяў, якія дапамогуць слухачам зразумець найбольш складаныя часткі тэксту.


17. Будучыя ўдзельнікі дыялогу працуюць самастойна, незалежна адзін ад другога па наступнай праграме:


  1. Пазнаёмцеся з творчасцю паэта (пісьменніка).

  2. Супастаўце ў вашым дыялогу свае ўражанні ад прачытанага (глыбіня пачуцця, эмацыйнае ўздзеянне на слухача ці чытача).

  3. Якія мастацкія прыёмы, лексіка-стылістычныя сродкі ўзмацняюць эмацыянальнае ўздзеянне твора?

  4. Прадугледзьце, якія пярэчанні вашым думкам могуць узнікнуць у субяседнікаў. Падбярыце пераканаўчыя аргументы ў абарону сваіх палажэнняў.

  5. Выберыце мажлівыя варыянты структуры дыялогу, старайцеся прытрымлівацца яго.



18. Якія патрабаванні прад’яўляюцца да стварэння моўнай сітуацыі на ўроках літарататуры?

  1. Змест моўнай сітуацыі і формы зносін  павінны быць цікавымі для вучняў.

  2. Сітуацыя павінна быць накіравана на стымуляванне моўнай актыўнасці школьнікаў, на выкарыстанне вобразных сродкаў мовы ў адпаведнасці з тэмай выказвання.

  3. Дадзеныя моўныя сітуацыі павінны ствараць умовы для фарміравання ў школьнікаў уменняў абараняць свае пазіцыі, перакананні, развіваць здольнасці аргументаваць

  4. Характар і формы зносін, кампазіцыйная структура вызначаюцца асаблівасцямі літаратурнага твора.

  5. Прапанаваная сітуацыя павінна адпавядаць узроставым і псіхалагічным асаблівасцям вучняў, узроўню іх развіцця.


19. “Жывыя старонкі” біяграфіі пісьменніка ў метадычных адносінах могуць быць раздзелены:

I. Па змесце.

II. Па форме выкладу.

Па змесце:

а) партрэтныя, якія ўяўляюць сабой партрэтныя замалёўкі знешнасці пісьменніка з роздумамі дакладчыка;

б) падзейныя, змест якіх складае пераказ найбольш яркіх, пераломных у жыцці пісьменніка фактаў біяграфіі;

в) філасофскія, якія перадаюць духоўныя пошукі мастака, яго роздумы аб пражытых гадах, падвядзенне вынікаў жыцця і творчасці, роздумы аб лёсах грамадства, мастацтва, літаратуры;

г) старонкі, прысвечаныя ўзаемадзеянню пісьменніка з літаратурна-мастацкія акружэннем (“пісьменнік і вакол яго”).




  1. Так.

  2. Не.


20. Па форме выкладу “старонкі біяграфіі” дзеляцца на:
а) мемуарныя, заснаваныя на сведчаннях сучаснікаў пісьменніка;

б) эпісталярныя, пры перадачы якіх выразна выконваюцца пісьмы да родных, сяброў, любімых жанчын, недругаў, афіцыйных асоб, пісьмы яго адрасантаў;

в) зрокава-аналітычныя,асэнсаваныя і перададзеныя сённяшнім чытачам з сучасных пазіцый.


  1. Так.

  2. Не.

Т. Е. Зыль
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

СЛАВЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-21 05-04

СЛАВЯНСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

ПО ТЕМЕ "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ"
1. Соотнесите понятия с их определениями.


  1. Методы обучения.

  2. Принципы обучения.

а) основные положения методической теории, отражающие познанные закономерности обучения, воспитания и развития на уроках литературы, направляющие и регулирующие процесс литературного образования в школе;

б) способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности;

в) способы выявления читательских впечатлений школьников.



2. Соотнесите фамилии методистов и принципы обоснования методов преподавания литературы.



1. В. А. Никольский.

2. В. В. Голубков.

3. Н. И. Кудряшёв.

4. В. Г. Маранцман.




а) по характеру восприятия материала;

б) по источнику знаний;

в) по содержанию и логике познавательной деятельности учащихся под активным направляющим руководством учителя;

г) по соотношению эмоционального и логического начал в обучении;

д) по характеру общения ученика с художественным произведением и жизнью, окружающей ученика и отражённой в его самосознании.



3. Соотнесите фамилии методистов и названия методов, которые ими разработаны.


1. Н. И. Кудряшёв.

2. В. Г. Маранцман.



а) чтение литературного произведения;

б) претворение литературных произведений в других видах искусства;

в) метод творческого чтения;

г) проблемное изложение;

д) эвристический метод;

е) исследовательский метод;

ж)комментирование; художественного произведения внетекстовыми материалами;

з) репродуктивный метод;

и) литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников;

к) анализ художественного текста.





4. Какие методы по классификации Н. И. Кудряшёва преследуют названные цели (1 –, 2 –).


  1. метод творческого чтения;

  2. эвристический метод;

  3. исследовательский метод;

  4. репродуктивный метод.

а) создать у школьников запас фактических знаний;

б) подготовить учащихся к самостоятельному изучению произведений, формировать критерии их оценки;

в) научить школьников анализировать художественный текст, обобщать, делать выводы, обосновывать их;

г) активизировать художественное восприятие.




5. С помощью каких приёмов реализуются методы творческого чтения (1) и репродуктивный (2) (1–, 2–):
а) лекция учителя по биографии писателя или обзор историко-литературного материала;

б) выразительное чтение текста учителем;

в) чтение статьи в учебнике;

г) прослушивание грамзаписи;

д) творческие задания по жизненным впечатлениям;

е) свободная беседа по впечатлениям;

ё) работа с критической статьёй;

ж) обучение школьников выразительному чтению;

з) работа с иллюстрацией;

и) комментированное чтение.


6. Выберите правильные названия видов пересказа:
а) пересказ с изменением лица рассказчика;

б) подробный;

в) оживление;

г) извлечение;

д) сжатый;

е) пересказ с сохранением особенностей стиля автора;

ё) ассоциативный;

ж) эстетический.


7. Чем определяется выбор и сочетание методов и приёмов обучения на уроке литературы (1 –, 2 –):



а) целями урока;

б) содержанием учебного материала;

в) расписанием занятий;

г) особенностями возраста учащихся;



д) количеством учебного времени на изучение темы;

е) уровнем подготовленности школьников;

ж) условиями обучения учащихся;

з) отношением школьников к учению.




8. По характеру вопросов определите вид беседы (1 –, 2 –):


1) Аналитическая.

2) Беседа по первым впечатлениям.

3) Свободная.

4) Ориентировочная.

5) Произвольная.

6) Обобщающая.

7) Объяснительная.


а) Какие факты биографии писателя вам известны? Какие его произведения вы читали? Чем они вам запомнились?

б) Какое впечатление сложилось у вас после прочтения романа о его главном герое? Какие у него жизненные цели и возможна ли их реализация в сложившихся социальных условиях?

в) Почему Пьер Безухов любил проводить вечера в компании Анатоля Курагина и Долохова? Какие мотивы его поведения?

г) Что нового узнали вы на уроке о писателе, его творчестве? Когда был написан роман и какова его проблематика? В чём своеобразие стиля произведения?




9. Какой приём использует учитель в приведённом фрагменте урока (1 –, 2 –)?:
а) выразительное чтение;

б) устное словесное рисование;

в) мизансценирование;

г) комментированное чтение;

д) инсценирование.
Учащийся читает монолог Фамусова: ….

Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам.



Учитель: Образование молодой дворянки было домашним, очень поверхностным. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках (франц., нем.), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-нибудь музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности! Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Поэтому характерны слова Фамусова, связывающие обучение дочери с её будущим браком.
10. По формулировкам целей определите вид сопоставления и укажите его номер (1 –, 2 –):


1. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой.

2. Сопоставление героя с его прототипом.

3. Сопоставление тематически родственных произведений двух авторов.

4. Сопоставление различных точек зрения критиков.

5. Сопоставление литературного произведения с другими видами искусств.

.6. Сопоставление разных редакций произведения.

7. Сопоставление произведений одного автора.


а) Углубить анализ идейного содержания произведения, развивать исторический взгляд на творчество писателя.

б) Выявить особенности стиля двух авторов.

в) Формировать в сознании учащихся понятие о соотношении жизненной правды и художественного вымысла в литературном произведении.

г) Раскрыть основы миросозерцания поэта и своеобразие его художественного метода



д) Рассмотреть своеобразие выражения авторской идеи средствами разных видов искусств


  1   2   3   4   5