Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Риторика социальной ответственности в pr публикациях российских атомно-энергетических компаний на примере государственной корпорации по атомной энергии




страница1/11
Дата18.04.2017
Размер1.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики

Факультет социологии

Социология публичной сферы и социальных коммуникаций


Магистерская диссертация

по теме

«Риторика социальной ответственности в PR публикациях российских атомно-энергетических компаний на примере государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Выполнил:

студент 733 группы

Квятковский Е.Б.

Научный руководитель:

Проф. Романов П.В.

Москва 2013


Оглавление


Оглавление 1

Введение 3

Аннотация темы 3

Актуальность 3

Проблема исследования 5

Степень разработанности проблемы 5

Цель и задачи диссертации 6

Объект и предмет 7

Эмпирическая база диссертации 7

Прикладная значимость 8

Раздел 1. В поисках утраченного доверия 9

Феномен доверия 9

Антропосоциоядерный феномен 16

Конструирование социальных проблем 17

Корпоративная социальная политика 23

Раздел 2. Операционализация эмпирического исследования идеологии корпоративной социальной политики предприятий атомной отрасли 26

Раздел 3. Эксперты атомной отрасли о корпоративной социальной политике. 35

Раздел 4. Независимые отраслевые СМИ. Миф или реальность? 47

Заключение 56

Список литературы 60

Приложения 65



Введение

Аннотация темы


Современный, динамично развивающийся мир, ежегодно рождающий десятки глобальных корпораций, на прах законотворца и судьи диктует правила и значимые аспекты игры на своем поле. Одними из основных аспектов успешной работы корпораций и интеграции их с обществом являются лояльность и доверие со стороны «конечных потребителей» услуг, т.е. самого общества. Тенденция к выстраиванию доверительных отношений между обществом и глобальными корпорациями находит свое применение даже в такой специфической отрасли как атомная. Однако в силу специфики отрасли, стоит говорить не только о формировании доверия, но и об объективно существующих проблемах недоверия со стороны общества.

В рамках данной работы будет исследован феномен формирования риторики корпоративной социальной политики (КСП) применительно к группе предприятий атомно-энергетического комплекса. Будет проанализировано, каким образом КСП определяется в сознании представителей департаментов коммуникаций атомной отрасли, и каким образом формируется ими в процессе профессиональной деятельности. Отдельное внимание будет уделено тематикам, репрезентируемым в PR-публикациях и отражающим аспекты корпоративной социальной политики. Также будут проанализированы факторы, влияющие на формирование отношения СМИ и общественного доверия к атомной отрасли.


Актуальность


С каждым годом ядерные технологии все глубже укореняются в нашей повседневной жизни и уже практически стали ее неотъемлемой частью. Технологии на основе атомов нашли свое применение не только в ядерной энергетике, но и в медицине, экологии, сельском хозяйстве и системах безопасности. Однако вопрос применения ядерных технологий до сих пор остается дискуссионным. Между сторонниками и противниками широкого применения ядерных технологий уже давно ведутся споры относительно негативных последствий использования инновационных разработок на основе атомной энергии. С одной стороны атом уже давно «приручили», его воздействие на человеческий организм полностью изучено и ограничено рамками использования. С другой стороны воздействие подобных технологий на организм человека может иметь отсроченный эффект. Кроме того, необходимо учитывать вопрос техногенных рисков и катастроф. В соответствии с негласной политикой организаций контура Госкорпорации «Росатом» информация о подобных происшествиях доходит до населения в редких случаях: в основном тогда, когда скрыть явные последствия не представляется возможным. Если посмотреть на сложившуюся ситуацию объективно, то позиции обеих сторон становятся ясны. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 33% россиян знают, как нужно вести себя в случае угрозы радиации, в то время как 56% их соотечественников даже не представляют, что нужно делать в подобной ситуации1.

Одним из условий успешного существования компаний атомной отрасли является доверие к ним и их продуктам со стороны населения. С момента создания атомной бомбы и аварии на Чернобыльской АЭС у граждан нашей страны сложились негативные стереотипы относительно технологий на основе атома, а также атомной отрасли в целом. Более 80% опрошенных боятся повторения аварии на Чернобыльской АЭС, 85% считают, что АЭС представляют угрозу для жизни и здоровья человека и 82% не хотели бы жить вблизи АЭС.2 Облучение продуктов и сельскохозяйственных культур, использование ядерных технологий в медицине и системах досмотра, обеспечивающих безопасность – большинство сфер применения «мирного атома» до сих пор ассоциируется с негативным воздействием на организм человека. Причина этого - недоверие, порожденное дефицитом объективной информации по вопросу ядерных технологий и сфере их применения среди большей части населения. Что касается экспертов, имеющих непредвзятое мнение по данному вопросу, то в большинстве своем это не публичные персоны. Они не дают интервью и не участвуют в пресс-конференциях по вопросам широкого применения ядерных технологий. Отраслевые конференции – редкое место, где их мнение может быть услышано.

Пожалуй, единственным механизмом, способным формировать и поддерживать доверительные отношения между атомной отраслью и обществом, преодолевать информационные барьеры является корпоративная социальная политика атомно-энергетических компаний, а именно ее информационная составляющая. Открытость, правильное формирование и подача информации в СМИ, особое внимание вопросам безопасности разработки, внедрения и использования ядерных технологий – все эти аспекты социальной политики компаний должны привести к увеличению информированности населения, а, следовательно, росту доверия и формированию благоприятного общественного мнения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Оглавление
  • Введение
  • Актуальность