Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Республики казахстан




страница1/8
Дата04.07.2017
Размер1.66 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА г. Семей



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-16.1.62/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Самопознание»

Редакция № 1 от 18.09.2013





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«САМОПОЗНАНИЕ»

для специальностей 5В030100 «Юриспруденция»,

5В030400 «Таможенное дело»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей


2013


Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа (проект)




5

Самостоятельная работа студента





1. ГЛОССАРИЙ

В настоящем УММ использованы следующие термины с соответствующими определениями:



Альтруизм - (от лат. alter - другой) - система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин "А." введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм.

Внешняя мотивация - совокупность мотивов, связанных с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, родителями; желание получить одобрение, хорошие оценки и т.п.).

Воспитание - 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность - определенный уровень личностного развития.

Гармония (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманность - человечность, человеколюбие.

Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращенный назад) - 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; 3) как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; 4) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Коммуникативные (качества) - способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

Коммуникативные способности - проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.

Коммуникативный - способный, склонный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный.

Коммуникация (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем).

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Личность - 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Межличностное взаимодействие - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами.

Нравственное воспитание - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Нравственное развитие - осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Самоактуализация - (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоконтроль - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями.

Самообладание - форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них.

Самоорганизация - деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

Самопознание - познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

Саморазвитие - 1. развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; 2. развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение (филос.).

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
2 ЛЕКЦИИ
Модуль I. Творить себя в своей судьбе

Лекция 1. Мир моей души. Темперамент. Самооценка.

1. Понятие «темперамент».

2. Понятие «самооценка».
1. Понятие «темперамент».

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку. Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце.

Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Исторические типы темперамента

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

От темперамента человека зависят:

скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности;

интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. Павлов, Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Т. А. Блюминой (1996) предпринята попытка сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. В целом, классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.

Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок ещё античной классификации четырёх типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида.

2. Понятие «самооценка».

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г.)
Лекция 2. Моё призвание. В поисках призвания.
Что такое призвание?

Призвание – это совокупность врожденных талантов, способностей человека, его интересов и профессиональных склонностей.

К призванию относят не только врожденные, но также и приобретенные способности, интересы и склонности, которые гармонируют с сутью человека, с его подлинностью.

Каждый человек уникален в том смысле, что обладает индивидуальным, неповторимым набором склонностей, способностей и интересов. Чем раньше человеку удается обнаружить большую часть своих особенностей и начать осознанно их развивать и действовать в соответствии с ними – тем большее удовлетворение приносит ему соответствующая профессиональная деятельность.

Одна из основных задач при поиске и осознании своих особенностей – умение различать, что действительно «мое» и является частью меня, а что «мое», и от чего надо себя освободить. Например, такая особенность человека как вспыльчивость, может действительно являться подлинным свойством человека, и тогда нет смысла от нее избавляться. А может являться приобретенной реакцией на определенные жизненные обстоятельства.

Что такое "работа по призванию"?

Профессия в том смысле, в котором мы привыкли ее воспринимать – экономист, математик, танцор, футболист и т.п. – сама по себе не является призванием. Призвание – это достаточно большой набор особенностей, вся их совокупность. Для того, чтобы самореализоваться, мало только лишь оказаться в рамках подходящей профессии. Необходимо также попасть в подходящее окружение, иметь подходящий круг задач.

Так, если одна из особенностей человека – умение (и потребность) быть справедливым – он не сможет работать в организациях, в которых культура подразумевает обман своих коллег или клиентов ради успеха в карьере либо коммерческого успеха.

Работа по призванию совершенно не предполагает, что Вы один раз найдете наиболее подходящую профессию и работу, и будете заниматься этим всю жизнь. Все совершенно наоборот – в течение всей своей жизни меняется и сам человек, и среда, в которой он находится. Поэтому та деятельность, в которой Вы самореализуетесь в соответствии со своим призванием, также должна периодически меняться.

Работа по призванию – это когда ваше внешнее окружение и деятельность, которой Вы занимаетесь, полностью гармонирует с вашей внутренней подлинной сущностью – с вашими многочисленными особенностями и свойствами.

Итак, призвание – это определенная совокупность ваших «особенностей». Большую часть из этих особенностей Вы часто не осознаете. Однако они объективно существуют, а поэтому оказывают существенное влияние на Вашу текущую жизнь.
Лекция 3. Будущее создаётся сегодня. Этапы и правила целеполагания.

1. Целеполагание

2. Правила целеполагания
1. Целеполагание

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Значение целеполагания.

Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели - это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые ставит перед собой и перед другими человек, задают направление движения. М. Вудкок и Д. Френсис сравнивают их с рулем океанского судна, которое не может двигаться в нужном направлении без этого руля: «Цели — это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и, соответственно, тратятся зря».

Однако психологическая сущность целеполагания не исчерпывается лишь тем, что неверно поставленная цель приводит к неверному результату.

Дело заключается еще и в следующем:

1) Постановка целей есть осознание и выражение в точных формулировках ваших потребностей и желаний. Постановка целей помогает человеку осознать, чего он хотел бы достичь.


2) До конца осознанные цели, сформулированные в ясной конкретной форме, ориентируют действия человека на достижение результата, на превращение результата идеального (как субъективного образа действия) в реальный.
3) Наличие осознанной цели или целей позволяет человеку ориентироваться не на то, что он делает, а на то, для чего он это делает.

4) Цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств. Самый лучший метод или способ работы ровно ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего хотите, к чему стремитесь, решая конкретную задачу.

Согласитесь, что имидж человека, знающего, чего он хочет, и идущего к своей цели, несмотря ни на какие трудности и проблемы, сам по себе может помочь и в жизни, и в профессиональной деятельности.

Умение ставить, корректировать и изменять свои цели способствует становлению такого имиджа:

1) В процессе решения любой задачи, особенно если она, на ваш взгляд, является важной и существенной, задавайте себе вопрос: «Приближает ли меня то, что я делаю сейчас, к достижению моей цели?» Если ответ будет положительный, значит, задача именно та, которую вам необходимо решать. Если ответ отрицательный, спросите себя «Что я должен сделать, чтобы, решая поставленную задачу, хоть на немного приблизиться к достижению поставленной цели?» Оба вопроса помогут вам найти наиболее целесообразный способ действий. Если это невозможно, лучше всего, либо совсем отказаться от данного дела, либо поручить задачу кому-то из подчиненных. Вы не можете себе позволить тратить время и силы на решение задач, не приближающих вас к цели. Это слишком расточительно.

2) Ежедневно и как можно чаще говорите себе: «Я буду работать не над тем, что сегодня важно, а над тем, чего хочу достичь». Это поможет избавиться от массы дел, которые кажутся важными в данный момент, а завтра, через неделю или год окажутся совершенно лишними и ненужными.



2. Правила целеполагания

ПРАВИЛО 1: формулируйте цели, которые способствуют Вашей заинтересованности

Когда Вы сами ставите цели для себя, важно учитывать, чтобы они способствовали вашей заинтересованности. Это будет означать важность и ценность результата Вашей работы. Если Вы не слишком заинтересованы в результате или в общей картине он не представляется особенно важным, тогда мало шансов на то, что Вы организуете работу таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Мотивация – вот ключ к достижению целей.

Следует ставить цели, которые имеют отношение к Вашим жизненным приоритетам. Без такого фокуса внимания Вы можете оказаться перед слишком большим количеством целей, и Вы не сможете уделить каждой из них требуемое количество времени. Достижение цели требует осознания чувства долга, поэтому для того, чтобы увеличить вероятность достижения успеха, Вам необходимо иметь ощущение срочности и знать, что “Вы должны” это сделать. Если у Вас не появляется чувства долга, Вы рискуете постоянно откладывать то, что Вам нужно сделать для претворения цели в реальность. В свою очередь, это приводит к Вашей разочарованности и недовольству собой – а оба эти фактора уничтожают мотивацию. При таком раскладе в конце концов Вы можете решить, что у Вас ничего не получается, и забросить работу.

 

Подсказка:

Для того, чтобы Ваша цель действительно способствовала Вашей заинтересованности, напишите, почему она значима и важна для Вас. Спросите себя, как Вы бы убедили других в важности этой цели. Полученная формулировка может помочь и Вам, если Вы начнете сомневаться в себе или потеряете уверенность в том, что реально способны достичь цели.



 

ПРАВИЛО 2: ФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛИ ПО

ПРИНЦИПУ СМАРТ

Скорее всего, Вы уже слышали про основные характеристики целей в соответствии с принципом СМАРТ. СМАРТ – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов, каждое из которых представляет соответствующую характеристику. Но всегда ли Вы следуете этому принципу? Есть простой факт: для того, чтобы поставить перед собой реально достижимую цель, она должна быть сформулирована в соответствии с принципом СМАРТ. Есть довольно много трактовок этого принципа, но суть заключается в следующем. Цели должны быть:

Конкретными (Специфическими)

Поддающимися оценке (изМеримыми)

Достижимыми (Абсолютно достижимыми)

Соответствующими специфике работы (Релевантными)

Ограниченными конкретными временными рамками (эТапами).

ПРАВИЛО 3: ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ ЗАПИСЫВАЙТЕ ФОРМУЛИРОВКИ

Сам факт записи цели как будто делает ее реальной и осязаемой. Вы уже не сможете оправдать себя тем, что забыли про нее. Во время записи вместо таких слов, как “хотелось бы” или “возможно” уверенно употребляйте будущее время. Например, “в этом году я уменьшу операционные издержки на 10%”, но не “я бы хотел в этом году уменьшить операционные издержки на 10%”. Первая формулировка обладает энергетикой уверенности, Вы уже “видите”, как издержки снижаются. Вторая не обладает таким зарядом, давая лазейку оправдания в случае, если Вы окажетесь в тупике.

 

ПРАВИЛО 4: ВЫРАБОТАЙТЕ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ



В процессе целеполагания очень часто упускают из виду этот этап. Человек фокусирует внимание только на результате и забывает распланировать все этапы, необходимые для достижения цели. Если Вы запишите выделенные этапы и будете вычеркивать их по мере достижения, то осознаете, что успешно двигаетесь к изначально намеченной цели. Это особенно важно в тех случаях, когда Вы работаете с долгосрочной, значительной, требующей особых трудозатрат целью. Для дополнительной информации см. нашу статью “Планы действий”.

ПРАВИЛО 5: ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ЦЕЛИ!

Имейте в виду, целепостановка – не просто средство достижения результата, это постоянный процесс. Сделайте напоминалки, которые помогут придерживаться избранного Вами курса, и постоянно повторяйте определенные Вами цели. Ваша конечная цель может оставаться неизменной в течение длительного периода времени, но план действий может значительно измениться по ходу достижения цели. Имейте в виду, что такие признаки, как соотнесенность со спецификой работы, значимость и необходимость должны остаться приоритетными.
Модуль II. Любовь через всю жизнь

  1   2   3   4   5   6   7   8