Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Решение исторических познавательных задач работа с заданиями части с и т д




Скачать 182.15 Kb.
Дата20.07.2017
Размер182.15 Kb.
ТипРешение
Организация работы по подготовке к ЕГЭ

на уроках истории

Все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Особую значимость приобретает эта проблема в 10-11 классах при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Оптимизировать процесс подготовки школьников к ЕГЭ могут следующие формы работы:



  • лабораторно-практические занятия (работа с источниками)

  • дискуссии структурированного и регламентированного типов (решение историографических проблем)

  • деловые игры-обсуждения

  • решение исторических познавательных задач

  • работа с заданиями части С и т.д.

В ходе изучения истории уделяется внимание формированию пространственных и временных представлений учащихся. Развитие временных представлений (которые выявляются в рамках ЕГЭ) связано с формированием умения составлять хронологические и синхронистические таблицы. Хронологические таблицы составляются по событиям внутренней политики, не менее значимо их использование в изучении вопросов внешней политики. В основу синхронистических таблиц положены факты и события, происходившие одновременно в разных областях жизни.

На уроках делается акцент на восприятии исторического процесса в его единстве и многообразии, отмечаются закономерности в смене событий и властей. Таким образом, составляющей частью преподавания истории становится развитие интеллектуальных умений и навыков, особенно умений сравнивать позиции и аргументировать свою точку зрения.

Актуальным при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории становится использование информационно-коммуникативных технологий. Учитель сам должен владеть разнообразными приёмами использования цифровых образовательных ресурсов для повышения мотивации к обучению и его качества.

В учебных электронных изданиях по истории содержатся тексты исторических документов, предлагается система обучения приёмам работы. Использование этих материалов помогает учащимся лучше подготовиться к выполнению заданий С1 - С3. К фрагменту ставятся три вопроса-задания. При этом предусматривается следующая последовательность познавательных действий:

*атрибуция документов

*определение события, явлений

*определение личностей, о которых идёт речь.

В предполагаемом ответе ученик не только опирается на умение анализировать источник, но и использует ранее полученные знания. Задания связаны с формированием историко-познавательной компетенции учащихся, которая раскрывает их способность работать с разными типами источников, соотносить источники с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей.

Содержание задания С4 предусматривает выполнение определенных действий, присущих историческому познанию:

*составление обобщенной характеристики

*систематизация исторического материала.

При работе учащихся над содержанием данного задания учитель задает алгоритм работы:

-определение вопроса для анализа

-расчленение вопроса на ряд подвопросов

-выбор подвопросов учащимися

-самостоятельная подготовка по избранной теме

-групповые занятия по синтезу полученных знаний.

Данные методические приемы целесообразно использовать и при подготовке заданий С5 и С6: анализ исторических версий, оценок и исторических ситуаций. Выполнение такого вида заданий способствует формированию не только информационно-коммуникативной компетенции, составляющей частью которой является систематизация исторической информации, умение формулировать собственную позицию в ходе дискуссии и использовать исторические сведения для ее аргументации, но и социально-мировоззренческой компетенции, т.е способности определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.

Задание С6 вызывает наибольшую трудность при выполнении. Оно проверяет наличие сформированных историко-познавательных, информационно – коммуникативных, социально – мировоззренческих компетенций, т.к. обращено к вопросам методологии познания истории (причинно-следственные связи: закономерные, локальные, временные). Для подготовки к выполнению этого задания важно использовать в практике событийно-проблемные задачи. В основе задач этого типа лежит проблемный метод обучения. В них содержится реальное противоречие, разрешение которого требует от учеников активной мыслительной деятельности.

Для использования в обучении истории событийно-проблемных задач разработано несколько приемов. Такие задачи могут решаться:

-в ходе лекции

-на семинарском занятии

-на этапе самостоятельной подготовки учащихся

В целях повышения качества обучения истории могут быть использованы и традиционные педагогические технологии.

Так, при анализе документа целесообразно использовать метод последовательно-текстуального изучения источников, который включает:

-выделение основополагающих идей и положений

-формулирование продуктивно-познавательных вопросов на уяснение их сущности

-составление и запись ответов.

Возможен иной метод организации работы с источником. Он включает этапы:

1.подготовительный

2.усвоение содержания источника

3.выполнение обобщающих и практических заданий.



Первый этап предназначен для того, чтобы подвести учащихся к максимально эффективному восприятию содержания источника. Он включает уяснение терминологии источника, несущей смысловую нагрузку, выяснение причин, времени, исторических условий создания изучаемого фрагмента источника.

Второй этап является основным и включает выделение узловых вопросов источника, исторического аспекта изучаемой темы, составление конспекта.

Третий этап является завершающим. Учащиеся выполняют обобщающие и практические работы, уясняют идеи, значение источника для изучаемого исторического периода и современности.

В ходе работы над источником формируются интеллектуальные умения и навыки. Желательно предложить логические задания, требующие от учащихся завершения ответа обобщением сказанного.

При закреплении полученных знаний возможна организация учебной деятельности в парах. Работа включает следующие этапы:

Обсуждение. Обсуждаются одна из тем или вопрос, поставленный в авторском тексте, либо в высказываниях друг друга. Учащиеся равноправны.

Совместное изучение. Предмет изучения - авторский текст. Оба учащихся - в роли изучающих.

Обучение. Один из учащихся исполняет роль обучающего, другой - обучаемого, становясь в процессе взаимодействия носителем знаний, которыми владеет первый.

Тренировка. Работа в парах может способствовать эффективному закреплению изученного материала.

Проверка. Один из учащихся исполняет роль проверяющего, другой - проверяемого. Предмет проверки - содержание действий по решению проблемной задачи (логика, ход мысли).

Поводя итог, можно отметить следующее: введение ЕГЭ по истории не должно сделать схематическим процесс обучения, творчество педагога как раз и заключается в умении выбрать такую методику подготовки к экзамену, которая не понизит познавательный интерес к истории.



Внеклассная работа по предмету

Одним из направлений модернизации образования является усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.

В контексте определённых целей и направлений модернизации образования внесены изменения и в содержание предметов. Но для современного ученика рамки урока уже малы. И понятно, что решать указанные задачи можно не только с помощью учебных занятий. Немалая роль здесь принадлежит внеурочной и внеклассной работе.

Внеурочные и внеклассные формы работы по информационно - обучающему потенциалу также богаты и разнообразны. Используемые в мероприятиях оформление, музыка, теле-, видео- и фотоматериалы, различные сценарные ходы позволяют усилить эмоциональное воздействие подаваемого материала. А участие обучающихся в подготовке и проведении классных часов, бесед, выступлений, викторин даёт возможность активизировать их социальную активность, помогают развить способности детей, стать думающими современными детьми.

Внеклассные занятия способствуют формированию и углублению понимания учащимися исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно - мотивационных и социальных систем, тем самым помогая подросткам осознать себя как представителя исторически сложившегося сообщества, определить собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно моделировать свои действия в тех или иных случаях.

Развивающий потенциал системы внеклассной работы обеспечивается переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно - историческому анализу, что способствует формированию ценностных ориентаций, воспитанию национального самосознания, гражданственности, бережного отношения к событиям далёкого прошлого.

Мероприятие «Песня на войне» было проведено в рамках предметной декады обществоведческих наук.. На встречу с ребятами пришли участники ансамбля «Русь»(«Дети войны»).
Песня на войне

Ведущий: Когда наши фронтовики приходят на праздники, званые обеды и просто вечеринки, они непременно вспоминают былое, своих боевых товарищей и обязательно поют незабываемые песни времён Великой Отечественной войны.

Старые солдаты, все труженики военного времени высоко ценят военную песню, считают её такой же защитницей Родины, как и они сами. С первого дня Великой Отечественной войны и до победного парадного салюта песня всегда была в солдатском строю, в блиндаже или землянке. Она помогала пережить трудности, невосполнимые утраты и лишения, она поднимала боевой дух воинов, помогала рабочим заводов и фабрик. Как верный и надёжный друг, песня не покидала человека в минуты грусти, тревоги, разлуки с любимой, родными и близкими. Песня вместе с солдатами шла в бой, вливала в них новые силы, отвагу и смелость, ненависть к врагу. И на фронте и в тылу песня была самым надёжным другом.

Разнообразными по своему характеру были песни военной поры – героические и шуточные, боевые и лирические, походные и плясовые. Вспомним и назовём лишь некоторые песни времён Великой Отечественной войны: «Священная война», «»Моя любимая», «Шумел сурово брянский лес», «В землянке», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «День Победы».

1 чтец. Солнечным июльским утром 1981 года через площадь у Белорусского вокзала стройными рядами прошли военные, неся в руках музыкальные инструменты. Мало кто обратил внимание на это шествие. Но когда зазвучали первые аккорды песни, мелодию узнали сразу все:

Звучит фонограмма Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война.

Слушатели замерли, охваченные воспоминаниями. Для старших это были трудные годы войны, окопы, атаки. Горечь утрат и радость побед. Для среднего поколения – воспоминания о родных, не вернувшихся с фронтов, для юных это был музыкальный символ трудных лет Великой Отечественной войны, с которым связаны рассказы старших, книги и кинофильмы, и для всех вместе – это была песня Родины, призвавшей своих сыновей на борьбу с вероломным врагом.

2 чтец И стояли люди, слушали песню, забыв на какое-то мгновение о том, что уже сорок лет прошло с тех первых страшных дней начала войны. Песня живо напомнила всё то, что довелось пережить и перечувствовать дедам, отцам, братьям.

Звучит фонограмма Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

Так вот состоялась через сорок лет после её создания юбилейное исполнение песни Александра Васильевича Александрова «Священная война», судьба которой началась в июне 1941 года.

3 чтец. На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека в Советском Союзе, который не хотел хоть чем - то помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе. Ансамбль красноармейской песни и пляски, которым руководил А.В.Александров, с первых дней войны находился на казарменном режиме. Однажды в нему подошёл с газетой в руках один из политработников.

- Вот, Александр Васильевич, для Вас есть подходящий текст. Может быть, напишите песню?

Он взял газету. Это были «Известия» от 24 июня. Он быстро просмотрел стихи и обратил внимание на имя автора – Василий Иванович Лебедев - Кумач. Через несколько часов музыка была готова.

К ночи песня была выучена и исполнена группой ансамбля. А на следующее утро песня была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется символом трудных лет Великой Отечественной войны.



Звучит фонограмма « Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой

Выходила на берег Катюша,

На высокий на берег, на крутой…»

4 чтец Поэт Михаил Васильевич Исаковский и композитор Матвей Исаакович Блантер познакомились в редакции газеты «Правда». А через два года, 27 ноября 1938 года их «Катюша» впервые прозвучала в Колонном зале Дома Союзов. Офицерский корпус, заполнивший зал, трижды вызывал песню на «бис». Между тем, песня быстрее ветра распространялась по стране: её подхватили певцы Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные коллективы, её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу. А потом пришла война. И зазвучала «Катюша».

Песня «Катюша», поют учащиеся

5 чтец. Сильное впечатление производила «Катюша» не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – реактивных минометов. Первый залп из него 14 июля 1941 года дала батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова, который посмертно получил Звезду Героя Советского Союза. Это произошло под белорусским городом Орша…»Привет от Катюши», - приговаривали бойцы. Вот выдержка из воспоминаний солдата, воевавшего под Ленинградом, когда до противника было всего 700-800 метров. «В ясную погоду оттуда доносились звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть. А однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном: «Рус Иван, спой Катьюшу!». Немцам видать, эта песня хорошо запомнилась, потому что мы её часть пели».

6 чтец. Музыка была проста и понятна. Поэтому советские воины легко придумывали свои тексты на известный мотив: каждый из них обращался к образу своей любимой, пусть даже и не с именем Катюша, каждый хотел донести свою любовь, свою надежду, свою клятву верности девушке и Родине. Вот один из вариантов песни на мотив «Катюша».
Наш вишнёвый сад в цветенье снова,

И плывут туманы над рекой.

Выходила Катя Иванова

На высокий берег, на крутой.

Выходила – твёрдо порешила

Мстить врагу за Родину свою,

Сколько воли, сколько хватит силы,

Не жалея молодость в бою.

А сама песня во время войны и после стала исполняемой и любимой также за рубежом. Например, в Италии она известна в Двух вариантах: «Катарина» и, а также «Дует ветер», ставшая гимном бойцов Движения Сопротивления в Италии Франции. «Катюша» звучала даже в Ватикане, куда после освобождения Рима пришли партизаны на встречу с Папой Римским. Хорошо знают «Катюшу» и в других странах. Дошла песня до Японии, Кореи, Китая, США, Испании. Наверное, это и есть любимая всеми русская песня.

Звучит фонограмма - «Катюша» на японском языке

Песня «Катюша» на английском язык(поют уч-ся)

7 чтец. Звучит фонограмма Дымилась роща под горою,

А вместе с ней горел закат.

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати солдат.

Это строки из песни «На безымянной высоте», автор музыки Венеамин Баснер, автор стихов Михаил Матусовский. Песня написана для кинофильма «Тишина».

Работая во время войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, а в блокнотах поэта сохранилось много

фактов, не использованных в газете. О чём написать песню для «Тишины»? Просматривая военные блокноты, поэт нашёл запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте.

Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными. Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять её. Это были сибирские добровольцы. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами:»…принимаем бой».

Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов. Ещё в 1943 году Матусовский пытался писать поэму об этом фронтовом эпизоде, но поэма его не удовлетворила и где - то затерялась в архиве. Теперь поэт вновь написал о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого посёлка. Песню – воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести.



8 чтец. Стихи взволновали композитора Венеамина Баснера. Но песня долго не получалась. Однажды Баснер ехал дневным экспрессом из Москвы в Ленинград. Вагон сильно качало, где - то плакал ребёнок. Студенты бренчали на гитаре. Летняя духота не давала уснуть. На память снова пришли стихи о Безымянной высоте. И вдруг стихи «запелись». Он ехал и напевал. Напевал и в метро, пока добирался домой. Наутро он снова возвратился в Москву, но уже с новой песней. После выхода фильма «Тишина» на экраны, песню запела вся страна.

Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте»

9 чтец. Как известно, фронтовики – народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках,

Это радость

Со слезами на глазах…..

- никто не остаётся равнодушным. И, что греха таить, нередко слёзы наворачиваются на глаза фронтовиков. «День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвящённом 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.

Фонограмма песни «День Победы»

10 чтец. Автор стихов Владимир Харитонов воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки Давиду Тухманову на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился …один год. Новую песню не сразу приняли в композиторских кругах, на радио и в музыкальных издательствах. Получилось так, что после праздничного «Огонька» она довольно долго не звучала ни в эфире, ни на голубом экране. И лишь через полгода, на концерте в честь Дня советской милиции песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненном зале, в тот день песня как бы родилась заново – она нашла своего исполнителя в лице Льва Лещенко.

Песня стала одной из самых любимых. Она в репертуаре многих исполнителей. Песня «День Победы» далеко шагнула за рубежи нашей родины. Её знают в Польше, Германии, Японии, Греции, Болгарии, Франции и других странах.



Звучит фонограмма песни «День Победы»

Выступление ансамбля «Русь»

Работа с источниками на уроках истории в старших классах
Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

При работе с документом у учащихся активизируется процесс мышления, воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно - описательного и актового характера, имевшее в свое время практическое значение. Эти документы взаимодополняют друг друга. Третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (законы, грамоты, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно - описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, сказания, басни, песни, крылатые выражения). К источникам можно отнести научные труды историков, политологов, экономистов, мемуары военачальников, руководителей государства, деятелей литературы и искусства, книги представителей русского зарубежья.

Документ для урока должен:



  • соответствовать целям и задачам обучения истории,

  • отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи,

  • быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания,

  • быть доступными ученикам по содержанию и объему, интересным, содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие,

  • обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

Ученики в процессе работы над документом проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов, работают по алгоритму, решают познавательные задачи. По ходу разбора документа осуществляется словарная работа.

Типология познавательных заданий к учебному тексту

1.Задания на проверку понимания: соответствие, альтернативные ответы, составить толковый словарь темы, календарь исторических событий.

2. Задания на анализ учебного текста:

* разделить текст на факты и толкование

* сравнительно - обобщающая таблица

* конкретизирующая таблица

* логические схемы (составить логическую цепочку, подвести итоги, сделать вывод)

* определение авторских подходов к оценке событий

* формулировка и аргументирование собственного мнения (аргументы)

* выделение оценочного суждения автора

* составление интерактивной таблицы (знал – узнал – вызвало затруднение – хочу узнать)

3. Работа с текстом исторического документа


Памятка____для_работы_с_политическими_документами'>Памятка____для_работы_с_историческим_тестом'> Памятка

для работы с историческим тестом

1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор

б) время создания

в) первичный или вторичный

2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

3.Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.

4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.

5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
Памятка

для работы с документом государственного характера

1. Когда, где, почему появился этот документ? Кратко опишите условия его создания.

2. Кто является автором этого документа?

3. Объясните понятия и новые употребления в тексте документа.

4. Интересы каких слоев и групп населения отражает этот документ?

5. Чем отличается этот документ от других,

6. К каким изменениям, результатам привело или могло привести введение этого документа? Значимость оцените.

7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа.


Памятка

для работы с политическими документами

1. Кто автор данного документа? Его политические взгляды.

2. К чему призывает и что осуждает автор?

3. Интересы какого слоя населения он выражает?

4. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами,

5. Каковы реальные и прогнозируемые последствия вступления в жизнь этого документа?

6. Дайте истинную оценку данному документу.
Памятка

для работы с документами международного характера


  1. Покажите на карте государство, составившее этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия этого документа.

3. Назовите основные положения этого документа. Оцените их выгоду или неудобства для каждой из стран.

4. Объясните на конкретных примерах в чем и почему этот документ составлен в пользу или в ущерб другого государства.

5. Какие изменения в политике, экономике, территории произошли согласно этому документу?

6. Дайте оценку документу.

7. Придумайте, при каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен при другом раскладе.


Памятка

для работы с историческим документом (летописи)

1.Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Покажите на карте место, где происходят описанные в документе события.

3. Определите время, в которое происходят описанные в документе события.

4.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение данного события?

5. По документу определить отношение автора к излагаемым событиям.

6. Какие позиции автора связаны с характером документа и обстоятельствами его создания?

7. В чем позиции автора совпадают или не совпадают с современной точкой зрения на происходившее? Чем это можно объяснить?

8. Оцените значимость этого документа с аналогичными документами или источниками.
Памятка

для работы с документами личностного характера

1. Кто автор данного документа, его социальное положение, должность, занятия, его причастность к описанным событиям?

2. Что увидел автор, как он относится к происходящему? Подтвердите словами текста свои рассуждения.

3. Чем вы объясняете именно такое отношение автора к описываемым событиям, к его участникам?

4. В чем совпало и чем отличается мнение автора по данному историческому факту?

5. Разделяете ли вы мнение автора, доверяете ли его свидетельствам? Почему да или нет?


Памятка

для работы с документами литературного жанра

1. Покажите на карте место, где происходят описываемые события?

2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время написания этого документа. Найдите характерные признаки времени.

3. Какие образы исторических героев и событий создает автор? Что в этом портрете?

4. Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами?

5. какому общественному строю принадлежит автор? Насколько он объективен в передаче событий или он к этому не стремится?



6. В каких других произведениях вы встречали этот сюжет?
Каталог: wiki -> images
wiki -> Исследовательская работа След в истории России поэмы «Слово о полку Игореве»
wiki -> Семантика имен романа И. А. Гончарова
wiki -> Закон об обеспечении конституционных прав граждан
wiki -> Январь 1 января 1878 года
images -> Тема Становление Древнерусского государства I. Основные характеристики
images -> Конспект урока с применением технологий XXI века по теме: «Реформы Столыпина: тихая революция»
images -> Викторина по уже ранее известным фактам биографии М. Ю. Лермонтова. 1 Вспомните название имения, где прошло детство поэта
images -> Шаблон «Визитной карточки» проекта
images -> Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год
images -> Краткое описание методических приемов Организационный момент «фантастическая добавка»

  • Внеклассная работа по предмету
  • Песня на войне Ведущий
  • Работа с источниками на уроках истории в старших классах
  • Типология познавательных заданий к учебному тексту
  • Памятка для работы с историческим тестом
  • Памятка для работы с документом государственного характера
  • Памятка для работы с политическими документами
  • Памятка для работы с документами международног
  • Памятка для работы с историческим документом (летописи
  • Памятка для работы с документами личностного характера
  • Памятка для работы с документами литературного жанра