Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рембрандт Харменс ван Рейн




Скачать 88.16 Kb.
Дата03.07.2017
Размер88.16 Kb.
Рембрандт Харменс ван Рейн

Искусство гениального голландского живописца и рисовальщика Рембрандта Харменса ван Рейна принадлежит к наивысшим художественным достижениям человечества.

Пристальное наблюдение и изучение человека было основой его реалистического метода. Сохранилось более двух тысяч его рисунков. Среди них имеется множество натуральных зарисовок, а также набросков композиций. Гениальный рисовальщик, блестящий мастер офорта, Рембрандт-график равновелик Рембрандту-живописцу. Диапазон его искусства чрезвычайно широк. Он работал почти во всех жанрах: исторической, мифологической и библейской композиции, портрете, пейзаже и натюрморте. Наследие Рембрандта огромно. Не считая рисунков, сохранилось более восьмисот картин и трёхсот офортов, что является, несомненно, результатом гигантского труда, напряжённейшей творческой самоотдачи.

Созданное Рембрандтом порождало и порождает к себе постоянный интерес, и с тех пор как голландский поэт Андрис Пелс назвал художника «первым еретиком в искусстве» возникают всё новые попытки понять феномен Рембрандта.


Жизнь и творчество

Рембрандт родился 15 июля 1606 г. в семье мельника в Лейдене. Его родной город ёщё жил воспоминаниями тридцатилетней давности о героической обороне против испанских войск герцога Альбы. Национально-освободительная война против испанского ига и революция, сделавшая маленькую Голландию первой буржуазной республикой, самым передовым по своему общественному строю государством в Европе, способствовали расцвету демократической культуры Голландии первых десятилетий 17в. Рембрандт стал главным выразителем идеологии третьего сословия в её наиболее передовом, демократическом варианте.


Мечтая видеть сына учёным, Харменс ван Рейн отдал его сначала в латинскую школу, а затем в университет, в котором будущий художник проучился около года. Однако художественные способности Рембрандта проявились так явно, что он бросил занятия в университете и поступил в ученики к Якобсону Сваненбурху, в мастерской которого провёл три года и основательно усвоил уроки живописного ремесла, а завершил своё художественное образование в ателье известного исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме. Влияние Ластмана сказывается на произведениях Рембрандта 20-х годов некоторой пестротой холодного колорита, тщательной отделкой деталей, налётом повествовательности.

Лейден

С ранним лейденским периодом творчества Рембрандта в эрмитажном собрании нас знакомит «Портрет старика воина». Художник решил создать целостный образ мужественного человека, героя былых времён. Благодаря костюму, осанке, суровости облика модель Рембрандта приобретает как бы значительность исторического персонажа. Роль света и тени здесь используется двояко – для выявления рельефности, формы головы, черт лица и вместе с тем для повышения выразительности взгляда воина, пристального, спокойного и твёрдого. Эта картина относится к 1629-1630 годам и в числе других («Раскаяние Иуды» 1629 г., «Меняла» 1627 г.) завершает этот период художника.


Амстердам


Ранней осенью 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, где и провёл всю свою оставшуюся жизнь. Отсюда он уже получал заказы на картины и портреты. В их числе был и «Портрет учёного». Рембрандт изобразил человека, чьи занятия были неожиданно прерваны, и тем внёс элемент передачи неожиданности действия. Одним из заказных портретов является также «Портрет молодого человека с кружевным воротником». Перед нами современник художника, молодой человек того же поколения. В его образе отмечены черты мироощущения, близкие Рембрандту в те годы – уверенность в себе, жажда жизни, увлечение чувственными радостями. Дабы акцентировать взгляд и придать ему живость, Рембрандт использует игру света и тени, граница последней, падающей на лоб, проходит как раз возле глаз. В качестве модели художник часто использовал двоюродного брата Саскии ван Эленбурх, которая стала его женой Рембрандта в 1634 г. Именно с неё он написал один из шедевров своего раннего амстердамского периода, картину «Флора».

В эти годы мастерская Рембрандта полна учеников. Многочисленные заказы поступают от богатых и известных людей города. Рембрандт собирал различные произведения искусства, которые порой служили реквизитом в его картинах. Тогда Рембрандта тянет к искусству большого содержания. Отсюда понятен его интерес к созданию исторических композиций, коими в 17в. называли картины на мифологические, библейские и евангельские темы.

Эрмитажное «Снятие со креста» является повторением композиции, которая ныне хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Центральная часть картины является вольной переработкой одноимённого творения Рубенса 1614 г. Рембрандт увидел сцену евангельской легенды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясённых горем, ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти. Световой поток драматически резко выделяет главный смысловой центр композиции. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств богоматери с её худым измождённым лицом труженицы. Свет, озаряющий центральную группу, обладает огромной одухотворённой силой и вместе с тем конкретностью, так как идёт от свечи в руках мальчика, прикрывающего его шапкой. Непосредственность его жеста столь велика, что возникает ещё большее ощущение невероятной реальности, потрясающей доподлинности всего представленного в картине.

«Поклонение волхвов» - это ещё дна картина, навеянная аналогичным произведением Рубенса. Здесь в образе Марии Рембрандт раскрывает состояние удивления, постепенного прозрения, почти испуга от сознания необычной важности того, к чему она приобщена. Золотистый свет очерчивает красивым плавным полукругом передний план. Мягкие ритмы линий усиливают ощущение лиризма сцены.

Вечной теме любви, радостного пробуждения чистого, большого чувства, преображающего человека, посвящена картина «Даная», созданная художником в 1636 году.

Сюжетом картины послужил миф о дочери царя Акрисия, ставшей женою Зевса и матерью Персея - одного из любимых героев древних греков. Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука, и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но никакие темницы не могут устоять перед всепобеждающей силой любви: властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Свет чарует ее, вырывает из холода зеленовато-оливкового окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время, слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.

Тело Данаи далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане, - все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов. И Афродита Книдская, и Афродита Милосская, и Спящая Венера, и даже Венера Урбинская в своей безукоризненной, идеальной красоте приподняты над частностями жизни и потому не могут вызвать у зрителя столь непосредственных ассоциаций и чувств, как Даная Рембрандта.

«Даная» — одна из последних работ, где еще достаточно очевидно проявляет себя жизнеутверждающее мироощущение Рембрандта первого периода. Эта картина - радостный гимн побеждающей любви. Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур - деревянная фигурка в изголовье ее кровати.

Говоря о создании картины можно выделить два периода её создания: первый относится к 1636 г., когда для образа героини позировала Саския, и второй, падающий на 1646-1647 годы, когда моделью ему служила Гертье Дикс, кормилица сына Рембрандта.

С 1640-х гг. в работах художника усиливаются черты созерцательности, мистического самоуглубления. В 1642 умирает Саския, во второй половине 1640-х годов его верной подругой жизни становится Хендрикье Стоффельс, вошедшая в дом служанкой. Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта (как и образ Титуса, его сына от Саскии).

Библейско-евангельские композиции принимают теперь характер домашних, бытовых сцен, где божественное начало как бы просвечивает изнутри, в мерцающих золотисто-коричневых красочных гаммах. Таково, например, «Святое семейство» (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель). Рембрандт все чаще драматически укрупняет фигуры, окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны.

Пятидесятые годы стали периодом замечательного расцвета таланта Рембрандта-портретиста. В это время он работает над созданием целой серии портретов старых людей, изображая их в состоянии глубокого раздумья о прожитой жизни. Обычно их называют портреты-биографии. К ним относится «Портрет старика в красном» - одно из выдающихся произведений зрелого Рембрандта. Образ сурового старика внушает чувство преклонения перед его жизненной стойкостью, величием несломленного духа, человеком, прошедшим многие тяжёлые жизненные испытания. Мысли о смерти вызвали на его лице это выражение глубокой печали.

В 1654 г. Рембрандт создал «Портрет старика еврея». Горечь и безнадёжность доминируют в нём не как временное состояние человека, а как трагический результат всей прожитой жизни.

Из этого драматического цикла старческих образов неожиданно своей светлой радостью выделяется небольшая жанровая картина «Молодая женщина, примеряющая серьги». Естественное кокетство жеста делает её образ предельно женственным. Движения рук полны мягкой плавности. Нежное лицо прелестно отражением душевной чистоты. Вероятно позировала вторая жена художника.

Поздний Рембрандт

Рембрандт, подобно Тициану, принадлежал к тем мастерам, для которых старость отнюдь не означала спада творческой активности. В 1656 художника объявляют несостоятельным должником, его имущество продают с молотка. Он перебирается в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Умирают Хендрикье и любимый сын Титус, подводит здоровье, однако Рембрандт продолжает работать напряженно и необычайно плодотворно.

О гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эта картина справедливо считается гордостью эрмитажной коллекции. Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большая человеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда и раскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые, старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Как всегда у Рембрандта, величавый покой исполнен скрытой одухотворенности. Из глубины темного фона выступают молчаливые человеческие фигуры. Красные и золотистые тона одежд словно вырастают из темноты, но снова начинают гаснуть. Глубокая скорбь овладела присутствующими. Горестная судьба двух людей заставляет их о многом задуматься. Круг собравшихся не замыкается в пределах изображения, он как будто бы продолжается и вне картины. В числе свидетелей происходящего невольно оказывается и зритель.

«Возвращение блудного сына» - это своеобразный итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние годы жизни, с одной стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его - с другой, с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Смерть


В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.

Творчество Рембрандта, философски глубокое и подлинно гуманистическое, смело можно назвать одним из крупнейших достижений художественной культуры человечества.

Нравственные достоинства, моральная высота человека - вот то ценное, что видит Рембрандт в обществе своего времени и что, по мнению художника, является залогом конечного торжества светлого и прекрасного.

Ни один художник в истории изобразительного искусства не стал столь большим поэтом человеческой души, певцом духовной красоты реального человека, каким вошел в сокровищницу эстетической мировой культуры Рембрандт ван Рейн.



Интерес к Рембрандту не ослабевает и в наши дни. Своей проникновенной правдой его произведения снискали любовь у массового зрителя.

  • Жизнь и творчество
  • Амстердам
  • Смерть