Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Религиозный поиск в. П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя




Скачать 391.79 Kb.
страница1/2
Дата03.07.2018
Размер391.79 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи ЗОЛОТУХИНА Олеся Юрьевна РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОИСК В.П. АСТАФЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПИСАТЕЛЯ Специальность 10.01.01 – русская литература АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Абакан 2010 Работа выполнена на кафедре русской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Садырина Татьяна Николаевна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент Прищепа Валерий Павлович кандидат филологических наук, доцент Сакова Раиса Терентьевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» Защита состоится 20 мая 2010 года в 15.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.317.01 при ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по адресу: г. Абакан, проспект Ленина, 92. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по адресу: 655017 г. Абакан, проспект Ленина, 90. Автореферат разослан «___» апреля 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета Амзаракова И.П. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Литературно-художественное творчество и религия в России все­гда, по мнению большинства исследователей, имели более тесные и на­пряженные отношения, чем в западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно-этические элементы, опреде­лявшие тематику произведений и арсенал художественных средств. Про­блема «Христианство и русская литература» плодотворно разрабатывалась отечественными учеными еще в XIX в., что подтверждается в библиографическом указателе «Христианство и новая русская литература XIX-XX вв.», составленном А.П. Дмитриевым, Л.В. Дмитриевой. В начале ХХ века религиозные философы (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, К.В. Мочульский, В.И. Зеньковский), осуществляли попытки обоснования христианского характера русской литературы. В советское время на изучение данной проблемы был наложен идеологический запрет. С 90-х годов ХХ века российское литературоведение идет по пути обоснования новой концепции русской литературы, учитывая ее связь с христианством. Религиозный аспект произведений В.П. Астафьева стал объектом особо пристального изучения в начале 2000-х годов. Отсутствие единых методологических подходов к проблеме «Христианство и русская литература» обусловило полярные суждения по поводу религиозного содержания произведений писателя. Часть исследователей (П.А. Гончаров, О.П. Кадочников, Г.М. Шленская, Н.Я. Сакова и др.) утверждает, что в его творчестве прослеживается мировоззренческая эволюция к христианству. Другие исследователи (М.М. Дунаев, Д.А. Субботкин и др.) подчеркивают в творчестве В.П. Астафьева отход от православной веры, скептическое отношение к церкви, что приводит писателя к пессимизму и ожесточению в последние годы жизни. Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена следующими противоречиями: В современном литературоведении осуществляется попытка прочтения произведений русских писателей, в частности В.П. Астафьева, в религиозном контексте, но до сих пор нет четко обоснованной концепции связи русской литературы с христианством, нет единого мнения по поводу того, какие критерии следует применять при выделении религиозного аспекта произведений. В связи с этим выявление основных научных подходов к проблеме и применение их в анализе христианского аспекта творчества отдельных русских писателей представляется наиболее значимым. На данный момент творчество В.П. Астафьева является логически завершенной художественной системой, которая исследуется наиболее активно как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Наличие в литературоведении противоположных суждений по поводу религиозного аспекта творчества писателя требует дальнейшего изучения данного вопроса. Цель исследования: выявить религиозный аспект творчества В.П. Астафьева, определить отношение писателя к вере, христианству, выраженное в повторяющихся и эволюционирующих идеях, темах, мотивах и образах. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: Обозначить основные методологические подходы к проблеме «Христианство и русская литература» в современной филологии, определить критерии анализа религиозного аспекта литературного произведения. Провести анализ, систематизацию исследовательских работ, содержащих наблюдения над идеями, темами, мотивами и образами произведений В.П. Астафьева, свидетельствующими о религиозном поиске писателя. Выявить наиболее показательные, с точки зрения отраженного в них религиозного поиска, темы творчества В.П. Астафьева и проследить их развитие. Рассмотреть творчество писателя 1990-2000-х годов как особый период в формировании религиозной концепции В.П. Астафьева и выявить отношение писателя к христианству на заключительном этапе его жизненного и творческого пути. Следует отметить, что при исследовании религиозного поиска В.П. Астафьева, мы, прежде всего, учли национальную самобытность творчества данного автора, его принадлежность к сугубо русской культуре и ментальности, вследствие чего ни о какой другой религии, кроме православия, в диссертации речь не идет. В связи с этим в контексте нашей работы термины «религиозность», «христианство», «православие» выступают как равноправные, и мы не ставим задачу рассматривать православие в сравнении с иными версиями христианства. Исходя из понимания религиозности творчества как использования автором в текстах произведений идей, тем, образов, мотивов, связанных с православием, мы пришли к выводу о том, что наиболее выраженной религиозная проблематика является в произведениях В.П. Астафьева, посвященных теме старообрядчества и теме войны, а также в творчестве писателя периода 1990-2000-х годов. Гипотетически предположив, что изучение особенностей религиозного поиска писателя будет наиболее продуктивным в контексте исследования его творческой эволюции, мы, тем не менее, решили не затрагивать весь массив творчества В.П. Астафьева, а проанализировать ключевые произведения на выделенную нами тематику, а также рассмотреть творчество 1990-2000-х годов как особый этап формирования религиозной концепции писателя. Для того, чтобы религиозный поиск, проявившийся в творчестве В.П. Астафьева, был наиболее очевидным, мы выбрали для анализа те произведения, которые писались в течение длительного времени, имели разные редакции и черновые варианты. Объектом исследования являются художественные произведения В.П. Астафьева, содержащие сквозные религиозные темы, идеи, мотивы и образы: две редакции повести «Стародуб» (1958-1959, 1960), рассказ «Медвежья кровь», три редакции повести «Пастух и пастушка» (1971, 1974, 1989), роман «Прокляты и убиты», черновые варианты романа «Прокляты и убиты», повесть в рассказах «Последний поклон» (преимущественно, заключительные главы), повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат», рассказ «Ловля пескарей в Грузии» с послесловием, «Из тихого света. Попытка исповеди», рассказы «Пролетный гусь», «Пионер всем пример», «Затеси», написанные в 1990-2000-е годы, эпитафия писателя. Также объектом исследования являются публицистические статьи В.П. Астафьева 1960-1990-х годов, анализ которых способствует раскрытию наиболее значимых для выявления религиозного поиска писателя тем и идей и проясняет авторскую позицию по определенным (религиозным и мировоззренческим) вопросам. В диссертации анализируется эпистолярная книга «Крест бесконечный. В. Астафьев – В. Курбатов: Письма из глубины России», так как именно в многолетней переписке В.П. Астафьева с критиком В.Я. Курбатовым духовный поиск писателя, отразившийся и в его творчестве, прослеживается наиболее полно. Не становясь непосредственным объектом исследования, в диссертации затрагиваются такие произведения писателя, как повествование в рассказах «Царь-рыба», повесть «Звездопад», «Ода русскому огороду», роман «Печальный детектив». Предмет исследования – имеющиеся в произведениях автора темы, идеи, мотивы и образы, связанные с религиозными исканиями писателя. В методологии работы сочетаются принципы комплексного анализа, биографического метода. В качестве основного в диссертации использован метод текстологического анализа. Изучение различных редакций и вариантов произведений, учет историко-литературных, исторических, историко-бытовых причин изменений текстов позволяют увидеть творческую эволюцию автора наиболее полно. Методологический фундамент диссертации определили труды А.М. Панченко, Ю.М. Лотмана, И.А. Есаулова, П.Е. Бухаркина, А.М. Любомудрова, В.С. Непомнящего по проблеме «Христианство и русская литература»; В.Я. Курбатова, Т.М. Вахитовой, А.Ю. Большаковой, П.А. Гончарова по творчеству В.П. Астафьева; Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, Б.М. Эйхенбаума, Л.Д. Громовой-Опульской, А.Л. Гришулина по теории текстологии и методике текстологического анализа. Научная новизна диссертации заключается в следующем: На примере исследования религиозного поиска В.П. Астафьева, отраженного в творчестве писателя, выявляются основные критерии анализа религиозного аспекта литературных произведений. Впервые метод текстологического анализа используется для доказательства последовательности религиозного поиска В.П. Астафьева. Религиозный аспект творчества В.П. Астафьева впервые становится объектом научного исследования. Творчество В.П. Астафьева позволяет сделать вывод о специфике восприятия религии писателем, выразившим духовный поиск русской интеллигенции во второй половине ХХ века. Положения, выносимые на защиту: В творчестве В.П. Астафьева прослеживается продолжение классических традиций, заключающихся в утверждении идей, восходящих к христианской этике. В произведениях писателя церковь как объект изображения встречается крайне редко, «дорога к храму» не становится для героев, как и для автора, основным центром духовных поисков, что исключает возможность определить астафьевские тексты как православные произведения, входящие в выделенное А.М. Любомудровым направление духовного реализма. В ряде произведений В.П. Астафьева («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Затеси» и др.) присутствуют апокалиптические образы и символы, что связано с эсхатологическими настроениями писателя, особо усилившимися в 90-е годы ХХ века, а также образ Богородицы, глубинно связанный с категорией материнства. В творчестве В.П. Астафьева прослеживается религиозный поиск, очевидный на всех его этапах и особо усиливающийся в 90-е годы ХХ века. Тем не менее, богоборческие тенденции в его последних произведениях, идея возмездия, мотивы ожесточения дают основание сделать вывод о том, что при несомненном повороте писателя к православию христианская эволюция в его творчестве не завершается. Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования содержащихся материалов, положений и выводов в общих лекционных и специальных курсах по истории русской литературы в высшей школе, в частности, при создании научно- и учебно-методических пособий для студентов-филологов, а также при составлении учебных программ, спецкурсов и спецсеминаров по региональному литературоведению и культуре Сибири. Работа представляет интерес для педагогов дополнительного образования, составляющих авторские учебные программы по истории русской духовной культуры. Диссертация прошла апробацию на кафедре русской литературы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и на конференциях по христианству, культуре, языку и литературе, среди которых: Региональный межвузовский семинар-конференция преподавателей русского языка и культуры речи (Красноярск, 2006), IV Астафьевские чтения: Международная научная конференция (Красноярск, 2006), VIII Рождественские чтения (Красноярск, 2007), Региональная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Литературного музея им. В.П. Астафьева «Сибирь суровая и нежная» (Красноярск, 2007), «Современная филология: теория и практика»: Международная научная конференция (Красноярск, 2007), IX Рождественские чтения (Красноярск, 2008), Региональная научно-практическая конференция «Язык и социальная динамика» (Красноярск, 2006, 2007, 2008), Всероссийский фестиваль памяти В.П. Астафьева: «Время веселого солдата» – IV гражданские чтения памяти Виктора Астафьева (Пермь, 2008), Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха»: Всероссийская конференция с международным участием (Красноярск, 2009). Содержание исследования отражено в 11 публикациях. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 213 наименований. Общий объем исследования 205 страниц. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна, практическая значимость работы; определяются объект и предмет исследования, формулируется его цель и задачи, указываются методы исследования, представлены положения, выносимые на защиту. Первая глава «Религиозность как категория в современной литературоведческой науке» представлена двумя параграфами. В первом параграфе «Проблема “Христианство и русская литература” в современной филологии» дается обзор научных подходов к вопросу о связи русской литературы с христианством в российском литературоведении 1990-2000-х годов, выявляются основные критерии анализа религиозного аспекта литературных произведений. А.М. Панченко в статьях «Эстетические аспекты христианизации Руси» (1988), «Пушкин и русское православие» (1990), «Петр I и веротерпимость» (1990) «Русский поэт, или мирская святость как религиозно-культурная проблема» (1991) утверждает, что, несмотря на попытку обособления культуры от веры в XVII в., новая русская культура и новая русская литература имеют связь с православным мировоззрением, и в этом их главное отличие от западной культуры и литературы. Ю.М. Лотман в статье «Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция» (1991) отмечает, что в русской литературе послепетровской эпохи не было разрыва с христианством, и аргументированно выделяет традиции, которые идут от средневековой русской культуры, генетически связанной с православием, чем подчеркивает принципиальное отличие русской литературы от западной. К основным христианским литературным традициям Ю.М. Лотман относит традицию видеть в писателях духовных учителей, а также предъявление особых требований к личности писателя. Организатор конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII-ХХ вв» В.Н. Захаров в статье «Русская литература и христианство» (1994) утверждает, что русская литература всегда была христианской и вопреки историческим обстоятельствам оставалась ею в советское время. Основным научным центром изучения связи русской литературы с православием в 1990-2000-е годы становится ИРЛИ РАН (конференция «Православие и русская культура»). Работы В.А. Котельникова «Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной) (1994), «Православие в творчестве русских писателей XIX в.» (1994) и др. положили начало концептуального обоснования связи русской литературы с христианством. И.А. Есаулов в монографии «Категория соборности в русской литературе» (1995) отмечает, что для русского типа культуры, русского типа ментальности характерна категория соборности – ведущая категория русского православного христианства, и предлагает новую теоретическую концепцию, глубинно связанную с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности. П.Е. Бухаркин в монографии «Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: (Проблема культурного диалога)» (1996) утверждает, что необходимо разделять категории христианства и церковности, так как с христианством в культуре нередко связано то, что к церкви отношения не имеет, и смешение данных категорий приводит филологов к принципиальным ошибкам. Доктор богословия М.М. Дунаев в работе «Православие и русская литература» (1996-2000) предлагает религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVIII в. и кончая второй половиной ХХ века. М.М. Дунаев утверждает, что самое важное в русской литературе – это ее религиозное, православное миропонимание. Изначально, по мнению ученого, литература на Руси возникла как духовная, религиозная, а новая литература созидалась на традициях предшествующих веков, и поэтому главная особенность великой русской литературы в том, что она православная. Особый вклад в изучение проблемы «Христианство и русская литература» внес А.М. Любомудров, автор ряда работ, посвященных методологическим проблемам православного литературоведения (статья «Церковность как критерий культуры», 2002; монография «Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев)», 2003). В данных исследованиях ученый вводит категорию церковности с целью отличать действительно православные произведения от произведений, несущих идеи гуманизма, и выделяет в русской классике особый тип реализма, отображающий реальность церкви в мире – духовный реализм. Таким образом, все исследователи, начиная с религиозных философов начала ХХ века, подчеркивают генетическую связь русской литературы с христианством, так как она появилась на Руси вследствие его принятия. Секуляризация, по мнению ученых, не смогла окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились христианские традиции, которые во многом и определяют ее глубину и значимость и обуславливают ее существенные отличия от западной литературы. К наиболее важным традициям следует отнести: внимание к духовным проблемам, нравственности, совести, поиск жизненной правды, истины, этического идеала; учительство, дидактичность русской литературы, восприятие писателей как определенных духовников; пристальное внимание к личности писателей, к их нравственному облику; идея соборности, достаточно часто отражающаяся в русских произведениях. Очевидно однако, что исследователи в своих методологических разработках, посвященных проблеме «Христианство и русская литература», практически не затронули вопрос, связанный с религиозным поиском невоцерковленных писателей, проявляющимся в их творчестве, и не выделили никакого специального критерия для его анализа. Несмотря на то, что до революции церковь играла большую роль в жизни общества, религиозный поиск вне церкви издавна был присущ русской нации. В начале ХХ века этой проблеме особое внимание уделяли религиозные философы (Н.А. Бердяев «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века», Г.В. Флоровский «Пути русского богословия», Г.П. Федотов «Трагедия интеллигенции»). В своих работах исследователи утверждали, что богоискание заложено в русской душе, и, пребывая практически в постоянном конфликте с официальной церковностью, русская интеллигенция вела собственный религиозный поиск вне церковных стен, и даже атеистические течения в России имели религиозный характер. В конце ХХ века Ю.М. Лотман в статье «Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция» (1991) и Ж.Нива в монографии «Возвращение в Европу» (1999), касаясь специфики религиозности русского человека, приходят к аналогичным выводам. Данные исследования доказывают, что религиозный поиск вне церкви был характерен для русской нации, даже когда религия и церковь были под запретом. Духовно-религиозный поиск осуществляли писатели и в так называемый советский период, что отразилось в произведениях представителей советской литературы. Поэтому при изучении религиозного аспекта творчества русских писателей следует выделить еще один критерий – критерий религиозности, связанный с непосредственным введением писателями в текст произведений идей, тем, мотивов, образов, имеющих отношение к православию. Принимая во внимание все выше изложенное, можно выделить четыре основных критерия изучения христианского аспекта творчества какого-либо автора: Выявление христианских традиций в произведениях писателя, определение гуманистических идей произведения, связанных с христианской этикой. Определение православной направленности произведения, для выявления которой следует воспользоваться критерием церковности, предложенным А.М. Любомудровым. Изучение христианских сюжетов, библейских мотивов, аллюзий, религиозной семантики образов, при анализе которых необходимо четко определить их функцию в тексте того или иного произведения. Анализ религиозной позиции писателя, проявляющейся в непосредственном введении в текст произведений идей, тем, мотивов, образов, связанных с православием. Во втором параграфе «Проблема изучения религиозного аспекта творчества В.П. Астафьева» проводится анализ и систематизация исследовательских работ, содержащих наблюдения над мотивами и образами произведений, свидетельствующими о религиозном поиске писателя. В диссертации характеризуются особенности и результативность научного изучения религиозного аспекта произведений писателя на трех основных этапах исследования творчества автора. I этап (конец 60-х – 80-е годы ХХ века). Это период, когда творчество В.П. Астафьева становится объектом изучения советской критики (работы А.Н. Макарова, А.П. Ланщикова, В.Я. Курбатова, Н.Н. Яновского) и советского литературоведения (работы Т.М. Вахитовой, А.И. Хватова, Б.М. Юдалевича, А.Ф. Лапченко, Л.Ф. Ершова, А.О. Большева, А.Ю. Большаковой, П.А. Гончарова и др.) и рассматривается во многом прежде всего с точки зрения коммунистической идеологии и метода соцреализма. Однако уже в самом начале исследования творчества Астафьева критики и литературоведы отмечают в его произведениях несомненную духовную доминанту, подразумевая под духовностью скорее нравственность, чем религиозность, преломление в творчестве автора традиций русской классической литературы (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.М. Горького, М.М. Пришвина), а также внимание писателя к проблеме совести, поиску жизненной правды, назидательность, морализаторство некоторых его произведений, что во многом является отражением в них христианских традиций русской литературы. II этап (1990 – 2001 годы). В этот исторический период распадается Советский Союз, христианская религия получает поддержку на государственном уровне. Российское литературоведение начинает искать новые пути исследования творчества русских классиков. Однако процесс перехода был довольно сложен, и долгое время литературные произведения продолжали изучаться с точки зрения советской идеологии. На втором этапе работы астафьеведов можно разделить на 2 типа: Работы, в которых литературоведы продолжают анализировать творчество В.П. Астафьева в духе советской трактовки, в русле ранее обозначенных тем и идей (исследования Н.Г. Колошук, Л.В. Блескун, М.Л. Бедриковой, А.Х. Фахри, Ч. Шумана, Им Ен Им, С.В. Переваловой). Религиозный аспект творчества В.П. Астафьева не попадает в центр внимания этих исследователей, однако они, как и их предшественники на первом этапе, продолжают видеть в творчестве писателя духовную доминанту как нравственную, отмечают постановку проблем совести, долга в его произведениях, преломление в них традиций русской классической литературы, назидательность, морализаторство. Работы, в которых осуществляется попытка осмысления религиозного аспекта творчества В.П. Астафьева. Христианские идеи в некоторых произведениях писателя подчеркиваются в работах А.Н. Кузиной, В.Я. Курбатова, М.С. Руденко, И.А. Есаулова. Религиозность творчества В.П. Астафьева отрицается в исследованиях А.Н. Мешалкина, Н.Л. Лейдермана. III этап (2002 - до наших дней). Факт завершенности творчества писателя предопределил появление обобщающих работ: монографий П.А. Гончарова (2003), Е.Н. Викторук (2006). В этот период религиозный аспект творчества Астафьева попадает под особо пристальное внимание исследователей. Данную проблему изучают не только литературоведы, но и представители других научных отраслей: языкознания (работы А.А. Осиповой, О.В. Фельде) и философии (исследования О.Н. Гайдаш, Е.Н. Викторук). В литературоведении одна группа исследователей (Г.А. Хакимова, Е.В. Петушкова, Н.М. Щедрина, Л.В. Соколова, Г.М. Шленская, Н.Я. Сакова, Н.В. Ковтун), обозначая христианские традиции в произведениях писателя, подчеркивает идейную связь произведений писателя с работами религиозных философов начала ХХ века, отмечает религиозность некоторых художественных идей, анализирует религиозные мотивы и образы. П.А. Гончаров, О.П. Кадочников, рассмотрев основные этапы творческой эволюции В.П. Астафьева, указывают на завершенность религиозного поиска писателя. Другая группа исследователей (М.М. Дунаев, А.Ю. Большакова, Т.Н. Садырина, Д.А. Субботкин) подчеркивает отсутствие у В.П. Астафьева твердой православной веры, акцентирует мотивы ожесточения, пессимизма, богооставленности мира и человека, отмечает элементы богоотступничества в творчестве писателя, особенно в его последних произведениях. Таким образом, вопрос о религиозной эволюции в творчестве В.П. Астафьева остается непроясненным. Отсутствие единых подходов к проблеме «Христианство и русская литература» свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения религиозного аспекта творчества В.П. Астафьева.
  1   2

  • Научный руководитель
  • Прищепа Валерий Павлович
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • Предмет
  • Положения, выносимые на защиту
  • Научно-практическая значимость
  • Структура и объем работы.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении
  • Первая глава «Религиозность как категория в современной литературоведческой науке»
  • «Проблема изучения религиозного аспекта творчества В.П. Астафьева»