Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рекомендаций по организации




Скачать 425.27 Kb.
страница1/3
Дата25.06.2017
Размер425.27 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2008г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году.


Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Рабочая программа соответствует Госстандарту. В неё включены для изучения следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:

* А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре);

* Л.Н. Андреев «Кусака»;

* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;

* Песни на слова русских поэтов 20 века

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений Пушкина)

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебника-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.



Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению;

Итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический жанр ; литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.



Календарно – тематическое планирование


п/п


Кол-во ча-сов

Тема урока.

Содержание

образования


Виды деятельности

Контроль

Теория литературы

Домашнее

задание


Знания, умения, навыки

Дата




1

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная

проблема литературы



Вводный

урок,


беседа




Литература, искусство. Литературный герой

Стр. 3-5.

Решить ребусы,

Прочитать

предания (по вариантам)




Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу

художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом









УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 часов)




2

1

Предания как поэтическая автобиография народа

Конспектирование,

пересказ


статьи учебника, ответы на вопросы




Предание как литературный жанр

Пересказ статьи учебника.

Прочитать былину «Вольга

и Микула

Селянинович»



Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической

автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст









3

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа

Конспектирование,

выразительное чтение






Былины как жанр

устного народного

творчества


Чтение былин по ролям, дать характеристику Вольге или Микуле, опираясь на план

Знать определение понятия

«былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь составлять характеристику героя, определять тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность









4

вн/чт

1


Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Бескорыстное служение Родине, народу.

Работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, характеристика героя

Викторина, выразительное чтение эпизода




Подготовить сообщение

«Былинные богатыри как выражение национального представления о героях». Прочитать песню «Калевала»



Уметь характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы







5

1

Северные сказители и собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович». Р.к.






















6

1

Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Чтение статьи учебника,

объединение пословиц в тематические группы






Малые жанры фольклора

Стр.49, пересказ статьи учебника

Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки»;

понимать жанровые особенности









Из древнерусской литературы (2 часа)







7

1

«Поучение Владимира Мономаха»

(отрывок).

Нравственные заветы Древней Руси


Рассказ учителя, беседа

Ответить на вопрос:

какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас?



Поучение как

жанр древнерусской

литературы.

Русские летописи и летописцы



Написать поучение. Прочитать

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»



Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха







8

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Высокий моральный облик главной героини

Обучение анализу произведения

Составить план пересказа повести




Групповые задания. Подготовиться к сочинению

по фольклору и

древнерусской литературе

(выбрать тему, подобрать цитаты)



Знать содержание повести; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая красоту и силу главных героев







Русская литература 18 века (2 часа)




9

1

М.В. Ломоносов

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»



Вырази-

тельное чтение оды, чтение статьи учебника






Ода как лирический жанр

Стр. 64-68, ответить на вопросы 5,6. Выучить отрывок наизусть

Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст







10

1

Г.Р. Державин «Река времён…», «На птичку», «Признание». Своеобразие поэзии Г.Р. Державина

Рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворений, комментирование художественного текста

Тестирование «Литература XVIII века»

Философские рассуждения

Выразительное чтение стихотворений. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о А.С. Пушкине

Знать биографию поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений







Русская литература 19 века (28 часов)




11

1

А.С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции, своеобразие языка



Сообщение о жизни и творчестве поэта. Чтение и пересказ летописного отрывка о смерти Олега, беседа




Определение понятия «баллада»

Выучить отрывок

наизусть. Прочитать повесть «Станционный смотритель»



Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной изобразительности







12

1

Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о маленьком человеке. Судьба Дуни и притча о блудном сыне



Выборочное чтение, пересказ отдельных эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина

Повесть как жанр эпоса

Сочинение-миниатюра «О чём заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст







13

1

Урок развития речи Изложение «Интерьер дома Самсона Вырина»

Изложение

Изложение




Подготовить сообщение о творчестве М.Ю. Лермонтова на основе статьи учебника и дополнительных источников

Уметь передавать содержание прослушанного текста, выделять микротемы; понимать смысл текста







14

1

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворения «Молитва»







Выучить стихотворение наизусть, индивидуальное задание, прочитать «Песню про царя…»

Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение







15

1

М.Ю. Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Особенности сюжета, картины быта



Выборочное чтение, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича», выразительное чтение

Ответ на проблемный вопрос «Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?»

Особенности сюжета поэмы

Выучить отрывок наизусть. Составить цитатный план поэмы.

Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром; уметь отмечать в ней фольклорные элементы








16

1

Нравственный поединок героев поэмы

Выразительное чтение кулачного боя, описание утра перед боем, рассказ о семейной драме, анализ эпизодов




Поэма как лиро-эпический жанр

Составить сравнительную характеристику

героев поэмы



Знать жанровое своеобразие «Песни…»; понимать основной конфликт; уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев







17

1

Урок развития речи

Аудиторное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня…»


Отбор материала для раскрытия темы

Сочинение




Закончить работу над сочинением. Чтение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты







18

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести



Чтение статьи учебника, сообщение, устное словесное рисование

Викторина «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Историческая основа повести

Составить характеристики главных героев. Выразительное чтение эпизода «Описание степи»

Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное







19

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас и его сыновья

Выборочный пересказ эпизодов, выразительное чтение эпизода «Степь»




Антитеза, фабула

Подготовить сообщение

«Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия



Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев







20

1

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Сжатый пересказ, анализ эпизодов

Письменный ответ на вопрос «Можно ли назвать Андрия предателем?»

Принцип контраста

Выучить отрывок наизусть

Знать содержание повести; понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына







21

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

Выразительное чтение отрывка, комментарий эпизода «Казнь Остапа»

Ответ на вопрос «Почему сцена казни Остапа – одна из самых сильных и значительных сцен повести?»

Патриотический пафос повести

Подготовиться к сочинению по повести


Знать/понимать идейную направленность заключительной главы и повести в целом







22

1

Урок развития речи

Аудиторное сочинение по повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»



Отбор материала для раскрытия темы







Закончить работу над сочинением, прочитать статью о

И.С. Тургеневе, рассказ «Бирюк»



Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты







23

1

И.С.Тургенев «Записки охотника». И их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Чтение, пересказ, ответы на вопросы, составление плана рассказа

Составить тезисный план

Художественные особенности произведения

Подготовить устный рассказ «Моё отношение к рассказу «Бирюк». Чтение стихотворений в прозе

Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план







24

1

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». История создания цикла

Выразительное и комментированное чтение




Стихотворение в прозе

Выучить стихотворение наизусть. Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове. Прочитать поэму «Русские женщины»

Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе







25

1

Н.А.Некрасов.

Поэма «Русские женщины»



Чтение I части поэмы, ответы на вопросы

Тест по творчеству И.С. Тургенева

Развитие понятия о поэме

Написать характеристику героини. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы







26

1

Н.А.Некрасов

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа



Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование с цитированием

Словарная работа




Выучить отрывок наизусть

Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора







27

/

1


Б. В. Шергин «Для увеселения». Р.к.

Чтение, составить вопросы.







Индивидуальные задания

Знать содержание; уметь определять проблему произведения, находить

художественно- изобразительные средства









28

1

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Выразительное чтение, ответы на вопросы, сообщение об одном из героев

Составление краткого словаря устаревших слов, использованных автором в балладе

Развитие понятия о балладе

Прочитать роман А.К. Толстого

«Князь Серебряный»



Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст







Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»
  1   2   3

  • рекомендаций по организации
  • Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать
  • Учащиеся должны уметь
  • Календарно – тематическое планирование
  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 часов
  • Из древнерусской литературы (2 часа)
  • Русская литература 18 века (2 часа)
  • Русская литература 19 века (28 часов)
  • Урок развития речи Изложение
  • Урок развития речи Аудиторное сочинение