Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рекомендации по подготовке к экзамену по философии для студентов озо




Скачать 76.46 Kb.
Дата05.07.2017
Размер76.46 Kb.
Рекомендации по подготовке

к экзамену по философии для студентов ОЗО
Для успешной сдачи экзамена по философии студенту необходимо:

1) знать: - предмет и специфику философии как формы мировоззрения,

- основные разделы и направления философии,

- методы и приёмы философского анализа проблем;

- фундаментальные проблемы философии;

2) подготовить и сдать контрольную работу.

Экзамен по философии представляет собой тест по основным разделам курса. Содержание и специфику, основные проблемы философии раскрываются в рекомендуемых учебниках и учебных пособиях. Наиболее востребованными из них являются учебники Спиркина А.Г., Канке В.А., Лавриненко В.Н. разных лет издания. Указанные учебные пособия широко представлены и в рекомендованных Интернет-библиотеках. При подготовке к экзамену можно пользоваться любыми иными учебниками, изданными за последние 10 лет, так как они в основном раскрывают содержание философского знания.

Учебники:

1. Алексеев П.В. , Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2007.

2. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов по техническим специальностям. М., 2000.

3. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник для студентов вузов. М., 2001.

3. Канке В.А. Философия. М., 2009.

4. Краткий философский словарь. М., 2006.

5. Спиркин А.Г. Философия. М., 2010.

6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2010.

7. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / МГУ. М., 2000.
Электронные учебные ресурсы:

- Библиотека философских текстов на сайте Института философии РАН

(http://www.philosophy.ru или http://iph.ras.ru)

- Электронная библиотека по философии (http://filosof.historic.ru)

- Библиотека Гумер (http://gumer.info.ru)

- Библиотека Русского государственного Интернет-университета (http://www.i-u.ru/biblio/).


Вопросы к экзамену по философии:

  1. Предмет и структура философии.

  2. Специфика философского знания.

  3. Особенности и основные проблемы античной философии.

  4. Основные направления, проблемы и особенности средневековой философии.

  5. Основные идеи философии эпохи Возрождения.

  6. Проблемы и направления философии Нового времени (эмпиризм, рационализм).

  7. Особенности немецкой классической философии.

  8. Основные направления развития философии 19 века.

  9. Особенности и основные направления развития философии 20 века.

  10. Особенности русской философской традиции.

  11. Основные направления развития древней восточной философии.

  12. Проблема природы и сущности человека.

  13. Человек как индивидуальность. Проблема свободы.

  14. Предмет аксиологии. Ценность и ценностное отношение.

  15. Философская проблема смысла жизни.

  16. Понятие морали. Функции морали в обществе.

  17. Особенности религиозного мировоззрения.

  18. Основные проблемы философской теории познания.

  19. Проблема истины в философии.

  20. Особенности научного познания.

  21. Философские проблемы бытия. Дух и материя.

  22. Проблема сознания в философии. Сознательное и бес­сознательное.

  23. Истина: понятие и основные концепции.

  24. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалек­тика и метафизика.

  25. Понятие общества. Специфика социального познания.

  26. Философское осмысление глобальных проблем современности.



Требования к выполнению контрольной работы

студентами заочного отделения
Выполнение контрольной работы является важнейшим условием для подготовки к экзамену. Контрольная работа должна демонстрировать возможности студента в процессе самостоятельного освоения знаний.

Тема контрольной работы выбирается по номеру зачетной книжки из предложенных вариантов (самостоятельно формулировать темы контрольных работ нельзя). В контрольной работе студент должен раскрыть тему, свободно излагая материал, используя научные понятия и категории, по возможности более полно показывая сущность затрагиваемой проблемы.

При оценке контрольной работы большую роль играет правильность её оформления. Объём контрольной работы должен быть равен 10-15 страницам печатного текста. На обложке контрольной работы указывается фамилия и инициалы автора, точное название работы, курс, специальность. Страницы работы нумеруются. На первой странице пишется план с указанием страниц. Текст контрольной работы должен быть разделён в соответствии с этим планом. Текст обязательно должен быть отформатирован и вычитан. В тексте не должны содержаться сведения, не имеющие прямого отношения к раскрываемой теме работы (например, подробная биография философа).

На последней странице указывается список использованной литературы в алфавитном порядке и с указанием выходных данных (в том числе и электронных адресов). Для написания контрольной работы могут использоваться только научные издания и публикации источников, а также учебная и справочная литература (учебники, словари, энциклопедии). Используемая литература не обязательно должна быть из рекомендованного ниже списка, но необходимо следовать некоторым требованиям: 1) не допускается написание контрольной работы на основании популярной литературы; 2) при использовании электронных ресурсов, обязательно нужно учитывать степень их достоверности. Если в тексте контрольной работы проводится цитата, то в скобках необходимо сделать сноску на соответствующее издание с указанием страницы.

Контрольная работа является примером самостоятельного творчества, поэтому желательно излагать в ней не только точки зрения, содержащиеся в литературе, но и высказать своё мнение по избранной проблеме. Степень самостоятельности в написании – один из важных критериев оценки. Главный критерий оценки контрольной работы – полнота раскрытия избранной темы, уровень понимания материала. При оценке работы учитывается также аккуратность и грамотность в её написании.



Понимание студентом изложенного материала преподаватель выясняет в ходе устного индивидуального собеседования. Поэтому содержание контрольной работы должно быть понятным ее автору. Студент с неудовлетворительной выполненной работой к экзамену не допускается.


Тематика контрольных работ:

  1. Философия как самосознание эпохи.

  2. Философствование как особый стиль мышления.

  3. Философия и искусство.

  4. Философские аспекты буддизма.

  5. Социальный космос Древнего Китая.

  6. Становление образа античного космоса.

  7. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина.

  8. Этика Эпикура.

  9. Августин Блаженный о постижении смысла Священного Писания.

  10. Философские идеи Библии и Корана.

  11. Учение Аристотеля и европейская философия.

  12. Дж. Бруно о мирах и о непостижимом.

  13. Возрождение античных идей в эпоху Ренессанса.

  14. Монадология Лейбница.

  15. Гегель о социокультурном процессе.

  16. Взлет и трагедия марксизма.

  17. Проблема пространства и времени в философии.

  18. Эволюция и революция в развитии мира.

  19. Сознание и творчество.

  20. Роль знаковых систем в процессе отражения мира.

  21. Художественное и научное познание.

  22. Основные проблемы герменевтики.

  23. Теология и философия в осмыслении мироздания.

  24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

  25. Философское значение открытий Ньютона.

  26. Мораль и разум в философии Канта.

  27. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

  28. Аполлоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.

  29. А. Шопенгауэр и современная западная философия.

  30. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

  31. Основные направления развития отечественной философии в советский период.

  32. Эволюция понятия «природа» в науке и философии.

  33. Диалектика Сократа как искусство творческого диалога.

  34. Детерминизм, волюнтаризм и фатализм при анализе общественного развития.

  35. Смысл жизни: проблема подлинного и неподлинного.

  36. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

  37. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

  38. Гуманистический смысл искусства.

  39. Искусственный интеллект: возможности реализации.

  40. Познание и интуиция.

  41. Наука и основные стадии ее развития.

  42. Знание и вера.

  43. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

  44. Добро и зло как философские категории.

  45. Современная теология и естествознание.

  46. Миф как проблема философии и науки.

  47. Философия и политика: грани взаимодействия.

  48. Восточная и западная философские традиции: общее и особенное.

  49. Жизнь как проблема философии и естествознания.

  50. Естественное и искусственное в жизни человека.

  51. Антропогенез: современные дискуссии.

  52. Познание обыденное и научное.

  53. Гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм как этические позиции.

  54. Философские проекты идеального государства.

  55. «Восстание масс»: причины, сущность, последствия.

  56. Язык и реальность в философии XX века.

  57. Ценностные предпосылки в научном познании.

  58. Экзистенциальные ценности и гуманистическая традиция.


Рекомендуемая дополнительная литература и источники:
- Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. М., 1999.

- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.

- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2004.

- Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997.

- Буртовая Е.В. Хрестоматия по этике. М., 2001.

- Васильев Л. История религий Востока. М., 2004.

- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2004.

- Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

- Губин В.Д. Основы философии. М., 2009.

- Гулыга А.В. НКФ. М., 2001.

- Гуревич П.С. Философия человека. М., 2001.

- Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003.

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999.

- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.

- Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 веках. М., 2005.

- Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2005.

- Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия 20 века. М., 2004.

- Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

- Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004.

- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

- Лосский Н.О. История русской философии. М., 2004.

- Монтень М. Опыты. М., 2000.

- Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

- Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2001.

- Рассел Б. История западной философии. М., 2004.

- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1-4. М., 1997.

- Русская философия: словарь / Под ред. М.А. Маслина. М., 1999.

- Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1999.

- Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 2005.

- Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

- Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 2004.

- Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

- Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2002.

- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004.

- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. М., 2004.

- Чаттерджи С., Дата Д. Древняя индийская философия. М., 1954.

- Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991.

- Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 2000.

- Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 2004.



- Ясперс К. Введение в философию. М., 2004.

  • Электронные учебные ресурсы
  • Вопросы к экзамену по философии
  • Требования к выполнению контрольной работы студентами заочного отделения
  • Тематика контрольных работ
  • Рекомендуемая дополнительная литература и источники