Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Регионального компонента в учебный процесс




страница1/6
Дата27.06.2017
Размер1.11 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования

А.П.Алукаева, О.В.Кочеваткина

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Саранск, 2005УДК

ББК


Р е ц е н з е н т ы:
Рогожина В.П., доцент кафедры мокшанского языка ГОУВПО “МГУ им. Н.П.Огарева”

Арбузова А.Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ “Средняя общеобразовательная школа г. Саранска № 34”

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом МРИО



Алукаева А.П., Кочеваткина О.В.
Введение регионального компонента в учебный процесс / Учеб. пособие. – Саранск: Тип. « », 2005. – 84 с.

В предлагаемом учебном пособии речь идет об одной из самых актуальных проблем – введении регионального (национального) компонента в уроки русского языка и литературы.

Учебное пособие предлагает направления использования регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.

Материал подготовлен с целью оказания помощи учителю русского языка и литературы в организации уроков и внеклассных мероприятий как в национальных, так и в русских школах.


ISBN

© А.П.Алукаева, О.В.Кочеваткина, 2005


1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ: НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И

ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них владеет соответствующим языком, обладает культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения.

В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает углубление знаний учащихся о языковых фактах, специфичных для того или иного региона России.

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает особенности конкретного субъекта РФ.

На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756–р, Министерством образования Российской Федерации разработан проект базисного учебного плана и примерные учебные планы.

В приложении №1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13 – 51 – 145/13 дана Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений, в которой говорится:

«В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом и двумя другими компонентами: региональным (национально–региональ-ным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально–региональный) компонент – не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.



Соотношение распределения регионального (национально – регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учётом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально -регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения образовательных областей и учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, а также в других формах».

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ С УЧЕТОМ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРАЯ

Мы предлагаем рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка и литературы как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой и литературоведческий материал не только на уроках русского языка и литературы, но и для внеклассной работы. Ведь «живое» слово земляков на уроках и во внеурочное время воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.

Составляющие содержания регионального компонента курса русского языка:

во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п., в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Определяя место регионального компонента в лингвистическом и литературоведческом образовании современных школьников, данная концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку и литературе или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой и литературоведческий материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку и литературе, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка и литературы; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Мордовии проводится в рамках спецкурсов, спецсеминаров, разработка тематики которых уже начата. Возможные темы: «Региональный компонент в изучении русского языка и литературы», «Региональный компонент в изучении татарского языка и литературы», «Региональный компонент в изучении родного (эрзянского, мокшанского) языка и литературы».

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка и литературы в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этнической и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического и литературоведческого образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Мы считаем, что введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.

Государственный стандарт базисного учебного плана определяет «назначение учебной дисциплины «Русский язык как родной» с социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:

- обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;

- обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

- обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию личной жизни;

- воспитать культуру общения, культуру поведения учащихся.

Мы предлагаем следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка и литературы в школе в связи с систематическим включением регионального компонента:

- познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);

- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с познавательной и эстетической точки зрения;

- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

- показать особенности русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.

На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.

3. Уметь связно излагать свои мысли на региональные темы (природа, культура (в том числе языковая) определенного края).

4. Уметь анализировать (в том числе производить языковой анализ) художественных произведений местных писателей.

5. Изучать язык местной прессы (радио и телевидения, периодической печати).

6. Знать вопросы речевого этикета (определенного города, области).

Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка и литературы мы предлагаем следующие методы:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);

- проблемно-поисковый (как ведущий);

- коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы – отрывки из произведений местных поэтов и писателей) предполагает возможность организации интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы по обучению русскому языку и литературе с учетом региональных особенностей края в определенной мере реализуются в школах Мордовии, имеются наработки педагогов, лингвистов МРИО по обозначенной проблеме.

На наш взгляд, обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важны не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их малой родины.

3. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

В УРОКИ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Среди актуальных проблем литературоведения в настоящее время стала выдвигаться на первое место разработка анализа литератур национальных республик Российской Федерации с позиции синхронного развития литературы на национальном и русском языках.

Появление национального литературного языка в начале 20 в. отразилось на развитии литературы в регионе. Так, в Мордовии литература существует в основном в трех самобытных формах: русском, мокшанском и эрзянском языках.



В условиях полиэтничности, когда значительная часть жителей региона владеет двумя языками (русским и мордовским), преподавание литературы в школе имеет целый ряд перспектив.

На современном этапе наметилась тенденция переориентации, реорганизации профиля средних школ РМ. Если в 1990-х гг. национальные школы были достоянием глубинки (районов, районных центров и сел), то в конце 1990-х гг. реорганизация среднего образования в Мордовии привела к возникновению целого ряда специализированных школ: например, национальный компонент вводится в учебные программы гимназий №12, 14, 20, 29 г. Саранска. Одним из средств повсеместного включения регионального компонента в содержание воспитания и обучения старших школьников Мордовии является введение непосредственного регионального материала в рабочие программы того или иного школьного предмета. В настоящее время около 100 учителей литературы в Мордовии работают по «модернизированным» авторским программам.

На примере программ по литературе для 5-11 классов (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. Программа литературного образования: Учебное издание 5-11 кл. – Москва: Просвещение, 2002; Макушкин В.М., Брыжинский А.И., Каторова А.М., Ломшин М.И. Программы по мордовской литературе для VI классов (на мордовском-мокша и мордовском-эрзя языках). - Саранск, 1995.) попытаемся проследить введение регионального литературного компонента. Это лишь один из возможных вариантов построения курса включения регионального компонента в уроки литературы. В рамках предложенных типовых программ учитель может выстроить индивидуальную программу, учитывающую особенности регионального развития.

Так, наряду с традиционными художественными произведениями появляются обзоры, целые темы, необходимые для правильного восприятия литературного процесса Мордовии. Например, говоря о литературном процессе 1920-30-х гг. в России, учитель не может пройти мимо темы зарождения и становления мордовской литературы и влияния М. Горького на развитие национальных литератур в целом и мордовской литературы в частности.

Существенно обновляется и текстовый план тематического материала программы по литературе. Так, тема «Исторический роман в литературе» может быть дополнена по выбору учителя произведениями Кузьмы Григорьевича Абрамова «Пургаз», «За волю», Михаила Петрова «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», Михаила Брыжинского «Ради братий своих»; тема «Литература о Великой Отечественной войне» – произведениями Михаила Девятаева «Побег из ада», Якова Пинясова «Высота», Григория Пинясова «Жаркое лето»; уроки, посвященные теме «Деревенская проза», целесообразнее провести на материале трилогии К.Г. Абрамова «Лес шуметь не перестал», «Люди стали близкими», «Дым над землей» (по выбору учителя). Есть смысл, в связи с возвращением из забвения произведений репрессированных авторов, включить материал о творчестве Василия Виарда (Ардеева).

Сопоставление произведений современных русских писателей и писателей Мордовии составляет эстетически эффективный образовательный и воспитательный материал. Например, тема природы и человека может рассматриваться на примере произведений В. Астафьева «Царь-рыба» и Н. Эркая «Митяевы мечтания», проблемы подрастающего поколения - на текстовом материале в произведениях В. Тендрякова «Расплата» и Н. Тремасова «Нежности волчицы».

В настоящее время в связи с празднованиями 60–летия Победы особенно актуальными являются уроки, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Произведения национальной литературы также обогащают данную тему. Мы рекомендуем проведение урока по теме: « Тематика и проблематика произведений В. Распутина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето».


3.1. Включение регионального (национального) компонента в программный материал по русской литературе
5 класс
Повторение знакомых жанров русского народного творчества. Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. (Обзор.)



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М.Горький). Иван-Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, младшего среди своих братьев и кажущегося им не готовым к борьбе с врагом родной земли. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Теория литературы. Сказки. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гиперболы (развитие представлений). Сказочные формы. Вариативность народных сказок (начальные представления).

В эти рамки из национального мордовского фольклора мы можем включить сказки: «Девочка - серебряный зубок», «Царевич – богатырь», «Чёрная корова», «Три брата», «Солдат Ваня», «Добрый брат и злая сестра», «Семь сирот и Баба Яга» и др.

Жизнь и творчество Степана Васильевича Аникина. «Народный быт и верования мордвы в песнях и сказках» как образец изучения мордовского фольклора. Героико-богатырские мотивы и национальный колорит в сборнике «Мордовские народные сказки». Поиски добра и справедливости, изображение национального характера в сказке «Сабан-богатырь».

Русские басни.


Жанр Басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор).

Иван Андреевич Крылов (3ч). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).



Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).

Из мордовской литературы.

Максим Афанасьевич Бебан – известный мокшанский сатирик и баснописец. Басни «Кендись и медсь» («Оса и мед»), «Лефсь, врьгазсь и келазсь» («Лев, волк и лиса»). Роль аллегории в раскрытии содержания произведений.

Иван Егорович Шумилкин – известный эрзянский баснописец. Басни «Шава колаз» («Пустой колос»), «Алашась и сяськсь» («Лошадь и комар»). Красота и богатство языка басен.
В. Г. Короленко (4 ч.). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын - размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.



Теория литературы. Портрет, пейзаж, композиция литературного произведения (начальные понятия), сравнение (развитие понятия).
Из мордовской литературы.

Кузьма Григорьевич Абрамов – знаменитый мордовский писатель. Отрывок из романа «Эрзянь цера» («Сын эрзянский») о детстве и юности известного скульптора С.Д. Нефедова (Эрьзи).
О родине и родной природе.

И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер….», А.Т. Твардовский «Лес осенью», А.А. Блок «Встану я в утро туманное…», С.А. Есенин «Разгулялась вьюга…», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка».

Стихотворные и прозаические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.



Из мордовской литературы.

Михаил Ильич Безбородо. Стихотворения о природе: «Вирь» («Лес»), «Сёксе» («Осень»), «Малаткшни тялось» («Приближение зимы»). Роль пейзажной лирики в творчестве поэта. Понятие олицетворения. Богатство языка поэзии.

Валентина Михайловна Юдина. Жизнь и творчество. Публикация первого сборника «Журавушка» (1977). Мир чувств в сборнике «Подснежник» (1983). Символика названий стихов, вошедших в издание. Поэзия В.М. Юдиной как образец женской лирики (на примере сборников «Цветочное поле»(1993), «Зимний колодец»(1988)).

Ради жизни на Земле.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.



К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – тема многих прозаических и стихотворных произведений о Великой Отечественной войне.



Из мордовской литературы.

Тема Великой отечественной войны в творчестве мордовских писателей.

Роман Романович Федькин. «Вишка партизан» («Маленький партизан»). Образ маленького партизана Васи, его подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Иван Данилович Пиняев. Жизнь и творчество.

Художественное решение морально-нравственных проблем в документально-художественной дилогии «Шла дивизия вперед» (1968, 1971). Истоки подвига.
6 класс
Обрядовый фольклор.

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.



Пословицы и поговорки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Пословицы и поговорки (закрепление понятий).

Из национального фольклора в эти рамки мы можем включить жанры и виды народного творчества: мордовские пословицы, поговорки; жанры обрядового фольклора, циклы календарно-обрядового фольклора (зимний, весенне-летний, осенний), а также мордовские колядки и таунсяи.

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч). Краткий рассказ о жизни поэта (детство, учение, начало творчества).


«Железная дорога». Картины подневольного труда. Мысль о величии народа – созидателя всех духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Из мордовской литературы.

Алексей Владимирович Рогожин. Жизнь и творчество поэта. Поэма «Галё» - художественное изображение событий 1905 года. Борьба бедняков за счастье и свободу.

Андрей Дмитриевич Куторкин. Творческий путь народного поэта Мордовии. Роман в стихах «Оцю ки лангса марлю» («Яблоня у большой дороги»), его проблематика, художественное отображение действительности. Оценка романа с позиций современности.
Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Н.И. Рыленков «Бой шел всю ночь…», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…», Д.С. Самойлов «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений и чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Из мордовской литературы.

Пётр Уварович Гайни «Сяськомань тунда» («Победная весна»). Выражение чувства радости от мысли о приближении Победы, чувство патриотизма в творчестве поэта. Особенности изобразительно–выразительных средств.

Александр Степанович Малькин – поэт–лирик. Военно–патриотическая тема в творчестве поэта. Идейное содержание поэмы «А куломадо» («О бессмертии»). Дружба между людьми, беззаветная преданность Родине. Изображение тягот военных дней, надежда на скорую победу.

Тема, сюжет лиро-эпической поэмы «Лембе эскелькст»(«Тёплые шаги»). Роль образа женщины–мордовки в раскрытии темы Великой Отечественной войны. Картины родной природы, отрывки народных песен как составляющие образа женщины–мордовки.

Сюжет, идейное содержание поэмы «Солдатонь ни» («Жена солдата»). Раскрытие морально-нравственных проблем в поэме.
7 класс
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для самостоятельного чтения и обсуждения.

Новгородский цикл былин: «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.



Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборник пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).



Теория литературы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

Из национального фольклора следует взять для изучения мордовские былички. Связь их с верованиями и поверьями. Тематические группы быличек. Изменение функции в антибыличках.

Александр Сергеевич Пушкин (5 ч). Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России, мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.



Теория литературы. Баллада (развитие представления).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Из мордовской литературы.

Яков Яковлевич Кулдуркаев – известный эрзянский поэт–сказитель. Поэма «Эрьмезь» - о борьбе мордовского народа за освобождение от татаро-монгольских завоевателей. Сюжет поэмы. Образ богатыря Эрьмезя. Образы Пургаса и Пурейши. Правда и вымысел в произведении.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (начальные представления).

Из мордовской литературы.

Фольклорные мотивы в творчестве Максима Афанасьевича Бебана. Содержание поэмы «Ушмань Байкась» («Ушман Байка»). Борьба народа против монголо–татарского ига. Идейно–тематический смысл поэмы, богатство стиля, изобразительно–выразительные средства языка, их роль в раскрытии конфликта произведения. Образ юноши Байки, его встреча с сестрой в плену монголо–татарских захватчиков. Трагическая концовка произведения.
8 класс
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

«В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.

Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представлений).

Из национального фольклора следует взять для изучения песни Песни о Пугачёве и Павле, об избрании Тюшти, о погоне, о крещении мордвы; песни о семейной жизни, о рекрутчине и солдатчине, о разбойниках, о переселенцах и песни социального протеста. Мордовские частушки и их тематика. Актуальность содержания, активность бытования, художественное своеобразие, способность быстро откликаться на волнующие явления.

Александр Трифонович Твардовский (6 ч). Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин» (главы из поэмы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). Композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма, других светлых черт русского национального характера в поэме. Тема большой и малой Родины в поэме. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы войны 1941-1945 гг.

Традиции А.Твардовского в реализации авторского начала.

Теория литературы. Традиции русского народно-поэтического творчества. Авторские отступления как элемент композиции художественного произведения.
Из мордовской литературы.

Александр Константинович Мартынов – известный эрзянский поэт и прозаик. Тема Великой Отечественной войны в поэме «Монь ялгазе» («Мой друг»). Сюжет, композиция, образы произведения. Взаимосвязь фронта и тыла в тяжёлые военные годы. Безграничная любовь к Родине, крепкая дружба, нежное чувство любви к ближнему. Военно-патриотическое воспитание детей. Кровопролитные бои под Москвой, битва за освобождение Днепра, крепкая фронтовая дружба.

Виктор Александрович Гадаев. Лирико-философский цикл «Азия» (1982) как путевые заметки.
9 класс
Беседы о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения, значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.



Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.

В данный раздел в рамках регионального компонента следует включить отрывок из «Повести временных лет». «Повесть временных лет» - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии XIв. Нестором, самый ранний русский источник, в котором говорится о мордве и её расселении («...а по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык»).

Для национальных мокшанских и эрзянских школ республики подготовлены и изданы учебные пособия по мордовскому фольклору. Для эрзянских школ - «Пингеде пингес кандозь вал», (автор-составитель Л.В.Седова). На русском языке подготовлено такое же пособие - «Родники народной мудрости», (автор - составитель Л.В.Седова). Это издание вбирает в себя все жанры мордовского фольклора. Предисловие, краткая характеристика каждого жанра, наиболее яркие образцы произведений, вопросы и задания к темам, а также толкование устаревших и малопонятных слов и выражений помогут учителю более полно представить богатство народной поэзии.
Николай Васильевич Гоголь (7 ч). Слово о писателе.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-приобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы. Развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления).
Из мордовской литературы.

Василий Максимович Коломасов – жизнь и творчество писателя. История создания романа «Лавгинов» - первого сатирико–юмористического произведения в мордовской литературе. Художественное решение социально–нравственных проблем мордовской деревни 30 – 40 годов XX века. Роль жанра сатиры в раскрытии образов Лавгинова, Насти, Прокопыча, Егора Кирилловича, Лизы, Феди и других. Художественная ценность романа.
10 класс
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе». Поэмы: «Дедушка», «Кому на Руси жить хорошо».



Теория литературы. Понятие о народности. Фольклоризм художественной литературы. Стиль как выражение художественной мысли писателя.
Из мордовской литературы.
Вклад Дмитрия Ивановича Малышева (Морского) в зарождение и развитие мордовской литературы. Идейно-эстетические поиски поэта в начале творческого пути. Личное знакомство и влияние на Д. Малышева идеалов С. Есенина, Б. Пастернака, В. Маяковского, В. Брюсова и других. История псевдонима Д.И. Малышева. Поиски творческого кредо. Приверженность Д. Морского к имаженизму. Поэтические посвящения С.А.Есенину.
Поэма «Нувази» - попытка создания авторского поэтического героического эпоса. Национальные черты и интернациональный пафос в изображении главных героев произведения. Поэма «Ульяна Сосновская» - о тяжёлой доле сельской женщины в мордовской семье XIX века. Уместное использование в произведении особых жанров фольклора – плачей, причитаний.

Фольклорные традиции в поэзии Н.А. Некрасова и Д. Морского
Антон Павлович Чехов (10 ч). Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»). Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» и др.). многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата №6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – предметы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности» и др.

Драматургия (одна пьеса по выбору: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад»).



«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, символика цвета, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.
Из мордовской литературы.

Григорий Яковлевич Меркушкин – известный мордовский драматург. Идейно-художественное содержание пьесы «Сенем валда»(«На рассвете»), морально–этические и нравственные проблемы произведения. Главный герой - ветеран Великой Отечественной войны, профессор Михаил Тумов.

Историко–биографическая пьеса «Поэтть тяштец»(«Звезда поэта»), посвящённая жизни и творчеству зачинателя мордовской литературы Захара Федоровича Дорофеева. Система образов произведения – известные мордовкие личности М. Евсевьев, Л. Кирюков. Вклад Г.Я. Меркушкина в развитие мордовской культуры и литературы.

Александр Иванович Пудин. Жизнь и творчество писателя. Драма «Орда» раскрывает серьёзные проблемы отношений молодёжи к сложившейся ситуации в современном обществе.
11 класс
Новокрестьянские поэты (обзор) (2 ч.).
Николай Клюев. Стихотворения по выбору учителя и учащихся. Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой матери». Сергей Клычков. Стихотворения. Петр Орешин. Стихотворения. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Активизация интереса к художественному богатству славянского фольклора, наследию древней русской книжности. Группа «Краса». Н. Клюев и А. Блок. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией, художественные, социальные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Теория литературы. Провидческая функция поэзии. Фольклоризм поэзии (закрепление понятия).

Сергей Александрович Есенин (5 ч). Стихотворения: «Русь», «Песнь о собаке», «Я покинул родимый дом», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Персидские мотивы». Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек».

Из мордовской литературы.

Своеобразие поэзии Александра Макаровича Доронина. Поэтический сборник «Одкс пингонь валда»(«Свет молодости»). Любовь к малой Родине, светлые воспоминания, связанные с родными местами, дорогими сердцу каждого человека.

Традиции С.А. Есенина в ранней поэзии Виктора Александровича Гадаева. Поиски новых типов формы и содержания в первых сборниках стихов («Вечная мельница» (1969), «Свет отчего дома»(1972), «Праздники сердца»(1975).

Свод поэм о самых ярких художниках земли (трехкнижие [33 поэмы] «Озаренная жажда»(1986), «Прозрение»(1989), «Жемчуг исканий» (1993)).

Радость бытия, высокий идеал любви и способы передачи авторской позиции (на примере сборника стихов «Любви высокая звезда»(1983).
Литература 50 – 90 годов (обзор).

Валентин Григорьевич Распутин «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору)

Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской классики.



Из мордовской литературы.

Жизнь и творчество Григория Ильича Пинясова. Сборник «Жаркое лето». Предательство Родины, дезертирство и раскаянье – вопросы, над которыми предлагает задуматься писатель.

Проведение урока по повестям В. Распутина и Г. Пинясова может быть осуществлено в различной форме: читательская конференция, диспут и т.д. Возможна творческая встреча с писателем Г. Пинясовым. Отдавая дань традициям классического образования, можно провести интегрированные уроки по изучению творчества В. Распутина и Г. Пинясова.


Тема урока:

« Тематика и проблематика произведений В. Распутина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето»
Цели урока:


  1. Раскрытие своеобразия творчества мордовских писателей в процессе сопоставления с произведениями русской литературы. Знакомство учащихся с творчеством В. Распутина и Г. Пинясова.

  2. Развитие умений анализа эпизода на примере произведений русских и национальных писателей.

  3. Воспитание чувства долга, ответственности перед обществом за свои поступки.

План урока:

- слово учителя (краткие биографические сведения о писателях В. Распутине и Г. Пинясове, общность и различия их творчества);

- сопоставительный анализ произведений «Живи и помни» и «Жаркое лето» (анализ эпизодов);

- комментированное чтение отрывков произведений.


Ход урока.

Вступительное слово учителя:

1.Тема Великой Отечественной войны актуальна и в русской, и в национальной литературе. В произведениях известных писателей глубоко анализируется психология геройства и предательства, главные герои представляются читателю в ситуации исканий, проб, ошибок. Таковыми являются повести В. Распутина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето». Предательство Родины, дезертирство и раскаянье – вопросы, над которыми предлагают задуматься писатели. На примерах произведений русской и национальной литературы, которые объединены общей тематикой, поразмышляем мы с вами.



2. Биографические сведения о В. Распутине и Г. Пинясове.

Распутин Валентин Григорьевич (15.III.1937, пос. Усть–уда Усть-Удинского р-на Иркутской обл.) – прозаик.

«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, - рассказывает писатель, - в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. – 1976. - №9). Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой деревне Атланке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря. С 1944 по 1948г. учился в Атланской начальной школе, с 1948 по 1954г. учеба на историко-филологическом факультете Иркутского университета. В 1955 г. познакомился с А. Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связывали близкие дружеские и творческие отношения. 30 марта 1957 г. в газ. «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина – «Скучать совсем некогда». В 1974г. в журнале «Наш современник» (№10, 11) была напечатана повесть Распутина «Живи и помни» - одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Критики даже сравнивали ее с повестями Ю. Гончарова «Дезертир» (1962) и Ч. Айтматова «Лицом к лицу» (1958). Но Распутин не уставал повторять: «Ради Настены и задумывалась эта вещь, и писалась. А для того, чтобы характер ее проявился в полную меру, пришлось искать какие-то особые обстоятельства, каковыми я посчитал историю с ее мужем. А что потребовало и в отношении к нему некоего судебного разбирательства перед приговором. Не хотелось «его мазать одной лишь черной краской…» (15 встреч в Останкине. – С. 217). Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, - на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», - писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя.
  1   2   3   4   5   6

  • Русские басни.
  • Николай Алексеевич Некрасов