Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело»




страница1/7
Дата30.06.2017
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
НКО, помогающие пожилым:

опыт социальной модернизации

(2000-2010)

Э.В. Карюхин


Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело»

I

Социальные инновации и социальные технологии


для объединения и интеграции
1

Сетевые подходы в гражданском обществе


При рассмотрении общества мы находим такие понятия, как социальная организация, социальная группа. Под первой понимается определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих систему отношений для достижения специфических целей. Социальная организация может рассматриваться в трех смыслах:

  • как предприятие, добровольный союз в случае, когда объединение выполняет более или менее очерченные функции

  • как функция управления в случаях координирования, налаживания устойчивых связей

  • как определенную структуру, строение характерные для всякого социального объекта.

Подчеркивается, что социальная организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через достижение и выдвижение общих целей. Цели организации – желаемый результат, которого пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей [3].

Социальная группа – совокупность людей, имеющий общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими социальными признаками могут быть: пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, образование и др. Здесь различают агрегации, квази-группы, большие и малые группы. Одной из разновидностей больших групп являются т.н. реальные группы – такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, стремятся удовлетворить их совместными организованными средствами.

Гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, включая семейных, кровнородственных, межнациональных, религиозных, экономических, культурных, отношений классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и др. Гражданское общество – это все то, что неподконтрольно государству и независимо, таким образом, от него.

Взаимодействуя в рамках гражданского общества, люди объединяются в организации, которые совместно реализуют программы или цели, действуют на основе каких-то процедур и правил. Распространенным типом таких организаций являются добровольные. В них люди вступают для достижения для достижения целей, которые они считают морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, но не для материального вознаграждения. Такие организации не связаны с правительственными структурами. Наиболее типичные примеры: религиозные организации, благотворительные, клубы, ассоциации и др.

Примерно с середины 60-х годов прошлого века отмечалось снижение эффективности государственных институтов в целом и в сфере удовлетворения социальных потребностей, в частности. Это явление, а также ряд других, имели своим следствием активизацию гражданской активности в Северной Америке и Западной Европе. Деятельность некоммерческого сектора в социальной сфере, в частности, сопровождалась высокими показателями экономической эффективности, что отражалось на индикаторах вклада в национальный доход. Измерявшиеся одновременно критерии качества жизни целевых групп-получателей услуг некоммерческого сектора, были выше, чем в системах государственных учреждений. Все это побуждало искать методы повышения устойчивости организаций гражданского сектора, их влияния на общество и государство.

Так в конце 70-х годов сформировалась концепция социальных сетей. Сущность сетевого подхода состоит в утверждении значения социальной сети как особой формы социальной структуры, пронизывающей все сферы жизни современного общества. Социальная сеть – социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений) [6,5]. Сеть мобилизует и аккумулирует ресурсы сетевого сообщества, которые через систему личных контактов становятся доступными ее членам. Вхождение в сетевой мир означает приобщение к его ресурсам, т. е. можно говорить о наличии сетевого капитала, которым пользуются члены сети. При этом географическая удаленность уже не имеет большого значения: определяющим становилось виртуальное сообщество [7,2].

Характеризуя сетевой подход, эксперты выделяли его основные черты [4]:


  • организации сети – это составные элементы сети организаций

  • наличие межорганизационных взаимодействий, при которых происходит обмен ресурсами

  • решения принимаются в результате переговоров между организациями, направлены на стабилизацию ресурсных потоков

  • информация – властный ресурс.

Особо подчеркивается наличие в сети распределения и обмена ресурсами между организациями, координации для такого обмена; членская организация вынуждена взаимодействовать с другими для получения необходимых дефицитных ресурсов. Акцент делается на использовании современных информационных технологий для организации и коммуникации между различными структурами сети.

На этом фоне с 80-ых годов прошлого века сетевой подход внедряется в гражданское общество. Возникают сети некоммерческих организаций (НКО) на региональном, национальном и международном уровнях.

2

Геронтологические НКО России: ситуация 90-х


Законодательная активность середины 90-х годов, направленная на развитие гражданских организаций, безусловно, стимулировала рост числа НКО в России (ФЗ «Об общественных организациях» 1995 г., ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 г., Закон города Москвы «О благотворительной деятельности» 1995 г., ФЗ «О некоммерческих организациях» 1996 .г.). Статистические данные того периода подтверждали позитивную динамику, в профильной структуре становящего российского гражданского сектора одно из ведущих мест принадлежало НКО сферы социальной поддержки населения [1].

В 1998-1999 гг. нами была предпринята первая попытка дать картину состояния сектора НКО, помогающего пожилым людям. Необходимо отметить, что тогда (как и сейчас, впрочем) в доступной литературе не было каких-либо данных о количественных и качественных показателях этого сектора. Будучи экспертом программы «Здоровье населения России» Института «Открытое общество», автор имел возможность проанализировать проекты НКО, поступавшие на конкурс «Геронтология/Гериатрия». Изучение того среза позволило сделать несколько основных выводов:



  • доля ГНКО в структуре всех НКО составила менее 1 %

  • большинство ГНКО осуществляло свою деятельность в регионах центральной России, при этом большая часть из них - в столичных городах

  • две трети этих НКО стремились реализовать свои проекты в сфере долговременной помощи пожилым

  • отмечен низкий удельный вес образовательных и волонтерских программ

  • более половины руководителей геронтологическими проектами были женщины.

Налицо, таким образом, имели место выраженные количественные и качественные диспропорции, характеризовавшие гражданский сектор в сфере геронтологического ухода. Личные наблюдения подтверждали данные анализа: сотрудникам региональных НКО, помогающим пожилым, не хватало специальных знаний и навыков, отсутствовали какие-либо методические пособия, возможности для обучения и повышения квалификации, обмена опытом. Организации сектора были оторваны друг от друга. Добавим к этому практическое отсутствие какой-либо финансовой поддержки. И все это - на фоне выраженных процессов демографического старения России!

Первичный анализ подсказывал: необходимы усилия для повышения профессионализма сотрудников сектора, привлечение финансирования, а также умение выражать и лоббировать интересы сектора на разных уровнях. Для реализации первого направления необходимо обучение персонала ГНКО, создание специализированных обучающих форм и методов, создание и внедрение моделей ухода за пожилыми, издание литературы. Говоря о финансировании деятельности ГНКО, уже тогда предполагалось наличие местных, региональных и национальных механизмов социального партнерства в рамках которых организации могли иметь поддержку для реализации проектов ухода. Что касалось способности выражать интересы всего сектора, как важного условия устойчивости его деятельности в интересах пожилых людей, вывод был четкий: «веление времени сейчас – консолидация ГНКО для дальнейшей интеграции в общество, для достойного партнерства с государственной системой социальной защиты пожилых сограждан» [1]. Создание национальной сети ГНКО было поставлено во главу угла.

3

Сеть ГНКО: первые контуры



В той, уже давней, работе, на которую мы ссылаемся, задаче создания сети была посвящена специальная глава - «Создание национальной сети ГНКО». Ниже некоторые основные положения:

  • слабость геронтологического сектора тормозит становление гражданского общества

  • становление сектора способствует развитию партнерских отношений с государственным и коммерческим секторами сферы геронтологического ухода

  • партнерство указанных секторов способствует решению сложных проблем комплексной поддержки уязвимых пожилых людей.

Выявлена следующая иерархия проблем:

  1. становление геронтологического сектора гражданского общества способствует его укреплению в целом

  2. качество жизни пожилых людей улучшится в результате развития региональных геронтологических НКО (ГНКО) и их партнерства с другими секторами

  3. необходимость выявления ГНКО, создания единого информационно-образовательного пространства, коммуникации и взаимодействия, включая обмен опытом, идеями; все это укрепляет существующие и способствует созданию новых организаций, помогающих пожилым.

В качестве первых основных шагов декларировалось следующее:

    • создать базу данных ГНКО, для чего предполагалось выявить, для начала, наиболее активные региональные организации

    • разработать структуру и создать профильный Ресурсный центр ГНКО, размещенный в Интернет для выполнения различных коммуникативных и информационно-образовательных функций:

Коммуникативная: налаживание общения посредством электронной почты, форумы и чаты, электронная газета, телеконференции, онлайновые консультации, создание веб-ресурса для пожилых людей

Информационная: электронная газета, электронная рассылка, информационные веб-ресурсы, электронная библиотека, электронные издания

Образовательная: электронные учебники, дистанционные образовательные курсы, телемедицинские конференции, онлайновые консультации

Исследовательская: оценка индикаторов развития сектора ГНКО.

Стратегически выделялось несколько этапов развития будущей сети. Первый, начальный, соответствовал тому периоду времени – 2000-2002 гг. В его ходе предполагалось создать единое информационное пространство существовавших ГНКО, интегрировать сектор в гражданское общество страны, систему социальной защиты населения страны, способствовать повышению уровня профессионализма персонала организаций.

К созданию базы данных ГНКО фонд приступил в 2000 – 2001 гг. Единственными, пожалуй, на тот период времени источниками информации служили появившиеся сайты Ресурсных Центров НКО (РЦ НКО) различных регионов. Эти Центры были объединены на ресурсе Виртуального Ресурсного центра НКО России – www.trainet.org., содержавшем необходимые ссылки. Были изучены сайты РЦ НКО Санкт-Петербурга, Пскова, Твери, Петрозаводска, Череповца, Н. Новгорода, Калуги, Владимира, Рязани, Южной России, Ростова, Татарстана, Перми, Новосибирска и др. Благодаря информации сайта Сибирского центра поддержки общественных инициатив, была возможность изучить соответствующие ресурсы сибирских и дальневосточных регионов. В ходе ознакомления с базами данных НКО, содержавшимися на веб-сайтах, отправлялись электронные запросы, содержавшие просьбы сообщить координаты тех или иных НКО, деятельность которых была связана с социальной поддержкой пожилых людей. Были установлены контакты с персоналом самих РЦ НКО, что способствовало помощи в поисках партнерских организаций. Так, постепенно стали возникать контакты с лидерами ГНКО и/или существовавших геронтологических программ на базе общественных организаций в городах Петрозаводск, Великий Новгород, Мурманск, Архангельск, Воронеж, Волгоград, Норильск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Хабаровск, Благовещенск. Как выяснилось, практически все выражали желание сотрудничать, обмениваться информацией, имевшимся опытом, создавать единое информационно- образовательное пространство. В ряд организаций по запросам была выслана имевшаяся методическая литература; с другим рядом состоялся обмен опытом в некоторых организационных сферах. Во время визитов региональных коллег в Москву устанавливались личные контакты, осуществлялся обмен мнениями о развитии сектора, общих проблемах. Таким образом, складывалось то самое первоначальное единое пространство ГНКО, о котором говорилось выше. Возникла основа для общения, дискуссий, обмена идеями и опытом, стали известны организации и, главное, люди.

Следующими задачами стало: разработать структуру Ресурсного центра ГНКО и разместить ее в Интернет, приступить к интеграции создающегося объединения геронтологического сектора НКО в гражданское общество страны. Концептуально представлялось, что структура виртуального РЦ ГНКО должна обеспечивать пользователей информационными, образовательными и коммуникативными ресурсами (см. выше). Очевидно, что эти три части взаимосвязаны и дополняют друг друга. Необходимо отметить, что, готовясь к созданию РЦ, мы одновременно реализовывали проект написания Интернет-учебника по геронтологии/гериатрии ориентированный на персонал ГНКО. В его создании принимали участие крупные российские геронтологи, а также сотрудники фонда. Первый такого рода учебник включал два раздела гипертекста: геронтология/гериатрия и социальная работа с пожилыми людьми. Забегая вперед, скажем, что, будучи размещенным на сайте РЦ ГНКО, учебник внес свой вклад с профессиональное становление сотрудников нашего сектора. Этой же цели отвечал и другой проект, над которым также одновременно шла работа в тот период: это был проект Курсов дистанционного обучения персонала ГНКО. Дело в том, что уже имелась апробированная учебная программа обучающих семинаров, ориентированная на персонал организаций, вовлеченных в геронтологический уход. Идея была в том, чтобы разместить тексты лекций и контрольные вопросы в Интернет, разработать учебный график и организовать дистанционный курс обучения для начала одной из НКО в каком-то из регионов страны. Учебная программа была ориентирована на предоставление базовых знаний о социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Основой информации о геронтологии служил уже упомянутый Интернет-учебник. Проект был успешно реализован в период осень 2002 - весна 2003 гг.; полугодовой цикл дистанционного обучения прошел персонал архангельской НКО, которая занималась вопросами социальной поддержки пожилых. В Москве Курсы администрировали два слушателя Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). По окончании обучения курсанты получили Сертификаты этого ВУЗа. Опыт организации Курсов был обобщен в публикациях. Уверены, что эта форма обучения сотрудников ГНКО не утратила своей актуальности до сих пор.

Третьим компонентом программы повышения профессионализма персонала ГНКО стал другой дистанционный проект того же периода – проект использования телемедицинских (ТМ) технологий на базе имевшихся ТМ Центров. На стадии создания было выяснено, что в Москве имелись ТМ Центры в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМ, в ГКБ №1, ряде др. клиник. Соответствующие технические возможности были и в регионах, например, в Якутске, Тюмени, Мурманске, Перми, Екатеринбурге, Саранске, Саратове, Ставрополе. В начале были достигнуты договоренности с коллегами в Саратове и Саранске о подготовке аудитории слушателей. Те прислали наиболее интересующие темы и вопросы для ТМ лекций. Затем были заключены Договоры о проведении ТМ сеансов в московскими ТМ Центрами, а также с лекторами. Всего было проведено три ТМ лекций с аудиториями в Саранске и Саратове. Слушатели включали, как персонал местных ГНКО, так и студентов соответствующих ВУЗов, аспирантов, преподавателей. Мероприятия вызывали большой интерес и проходили при значительной активности аудитории. Для распространения информации среди формируемого сообщества использовались рассылки. Вот пример одной из них от 19.12. 2002 г.: 18.12. с.г. состоялась очередная ТМ конференция для профессионалов сферы социальной поддержки пожилых. Лекция по проблемам психо - социальной работы с пожилыми читалась из Москвы для аудитории факультета социальной работы Мордовского госуниверситета и сотрудников общественных организаций города. По окончании лекции состоялась оживленная дискуссия по актуальным проблемам организации социальной поддержки пожилых, в т.ч. и роли ГНКО. Данная ТМ конференция – составная часть комплексной образовательной программы, разработанной фондом с целью повышения квалификации персонала в области социальной геронтологии..».

В январе 2002 года фонд «Доброе Дело» открыл свой сайт, важной частью которого стал Ресурсный Центр ГНКО. Переход в РЦ осуществлялся непосредственно со ссылки на главной странице ресурса. Информационно-образовательные материалы, в.ч. дистанционного обучения, скрепляли общее сетевое пространство, способствуя формированию профессионального статуса сектора. Появление сайта, наличие таких разделов, как Форум, Гостевая книга, привлекли внимание не только специалистов, ориентированных на вопросы и проблемы геронтологического ухода, но и всех, кого эти вопросы интересовали. Для организаций и пользователей пополнявшейся базы данных рассылался простейший электронный бюллетень с планами мероприятий проектов фонда, книжных новинках, другой полезной информацией. Так, 28.08. 2002 г. рассылка сообщала о том, что предстоит «первый учебный год для персонала ГНКО на Курсах дистанционного обучения. Учебная программа совершенствуется специалистами в Москве».

Рассылка от 11.10. 2002 г.: «..на сайте РЦ ГНКО доступна новая услуга – дистанционные консультации персонала ГНКО по таким направлениям, как юридическое, психологическое, в области социальной работы. Консультанты – специалисты московских ВУЗов». Пользователи консультировались по различным медико-социальным проблемам: наличия соответствующих учреждений гериатрического/геронтологического характера, правил оформления в них, ухода за престарелыми на дому, создания общественной организации, помогающей пожилым и мн. др. Ряд материалов сайта в области социальной геронтологии, как показывали обзоры использования ресурсов, привлекли внимание кафедр и факультетов социальных ВУЗов.

4

Технологии интеграции



Важный вопрос становления Сети – ее интеграция в гражданское общество страны, систему социальной поддержки населения. Здесь вехами того периода стали: издание пособия «Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора» (июнь 2002), организация и проведение первого межрегионального семинара лидеров ГНКО (июль 2002), участие в научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах, собственные публикации в научных и практических изданиях.

В пособии был представлен анализ глобальных и национальных демографических тенденций, влияния старения на различные медицинские и социальные службы, анализ систем ухода в нашей стране и за рубежом. Были показаны данные изучения модели ухода за престарелыми на дому на базе общественной организации. В выше упомянутой главе давались представления о возможных путях консолидации и перспектив развития сектора ГНКО. Издание пособия было возможным благодаря участию фонда в международном проекте «Партнерства в сфере здравоохранения и социальной помощи» (Великобритания). 1000-ый тираж, безвозмездно распространенного издания, разошелся в считанные недели и имел позитивные отклики, что укрепило нас в понимании значительной потребности в такого рода литературе. Вот фрагмент электронной рассылки от 01.10. 2002: «…безвозмездное распространение пособия по социальной геронтологии завершено. Остались 30 экземпляров из 1000. Искренне благодарим лидеров и персонал ГНКО, РЦ практически всех регионов страны, НКО других профилей, преподавателей ВУЗов, студентов и ученых, профессионалов данной специализации за внимание к нашей работе. География распространения – от В. Новгорода до Магадана и от Норильска до Сочи, а также – пять стран СНГ. Востребованность пособия - …индикатор мощного общественного потенциала к изменению ситуации к лучшему…Cуществует электронная версия пособия на сайте РЦ ГНКО. Благодаря изданию, мы приобрели много друзей, единомышленников, узнали об активности других ГНКО..».

Существенную роль, на наш взгляд, в консолидации российского сектора ГНКО, его интеграцию в гражданское общество и систему социальной защиты населения страны сыграл, организованный «Добрым «Делом», межрегиональный семинар лидеров профильных организаций. Нам известна лишь одна попытка провести общую встречу представителей ГНКО, которую предпринял в 1999 году Институт «Открытое общество». Семинар для участников проектов конкурса проектов «Геронтология/Гериатрия» прошел в Санкт-Петербурге. Он имел большое значение для задачи осмысления того этапа развития сектора, его потенциала, однако организаторы не ставили своей целью создания Сети.

Выявленный при создании базы данных региональных ГНКО потенциал совместного развития, убеждал в необходимости встречи коллег «лицом к лицу» для совместного обсуждения общих вопросов и проблем. Организация подобного семинара стала возможной благодаря вовлечению фонда в международный проект, о котором мы сообщали выше. Идея семинара возникла в апреле 2002 года. В мае приступили к совместному обсуждению вопросов дискуссий на семинаре для выработки Программы мероприятия. Коллегам в регионах было предложено инициировать соответствующие темы. Наиболее часто поднимались вопросы взаимодействия с органами власти, проблемы волонтерства, поиска средств для осуществления деятельности НКО. Коллеги сообщали и предлагали: «…благотворительный фонд воспринимается руководителями Центров социального обслуживания как «дойная корова», но не как равный партнер, имеющий опыт. Хотелось бы обсудить проблему взаимоотношений именно с государственными структурами, напрямую занимающимися социальным обслуживанием»; « ..хотим поддержать коллег, высказывающихся за обсуждение темы диалога с органами власти различного уровня. Для нас весьма актуально взаимодействие с органами местного самоуправления, законодательной властью».

Ценным ресурсом в процессе подготовки стал опыт наших партнеров по проекту – крупнейшей британской сети благотворительных организаций, помогающих пожилым, Age Concern («Забота о пожилых»). За полувековую историю своего развития эта сетевая организация накопила огромный опыт в сферах управления НКО, развития волонтерства, в т.ч. среди пожилых, фандрайзинга. Таким образом, сформировалась концепция семинара: обеспечение устойчивости ГНКО через мобилизацию внутренних и внешних ресурсов, их совместная деятельность для лучшего качества жизни пожилых людей. На ее основе была написана Программа семинара (см. приложение). Затем формировался список участников (см. приложение), все из которых приняли самое активное участие в том семинаре. Прилагаем ниже ВСЕ рабочие материалы, которые, как уверены, не потеряли своей актуальности и до настоящего времени. Важнейший итог московского семинара, да и, пожалуй, всего первого периода деятельности по консолидации профильных НКО, был в том, что впервые лидеры ГНКО разных регионов страны заявили о создании национальной сети НКО, помогающих пожилым. Создание добровольного общественного объединения, которое с первых своих шагов не только продекларировало, но и практически приступило к сотрудничеству с социальными структурами государства, и означало интеграцию этого союза и в гражданское общество страны, и в систему социальной поддержки населения.

О следующих этапах становления сети будет сообщаться в последующих материалах.


* фото семинара из архива фонда «Доброе Дело»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Карюхин Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора / М.: «Эслан», 2002. – С. 128, 136-137

  2. www.i-u.ru/biblio/archive/gradoselskja_setevie/01.aspx

  3. www.libsib.ru/Literatura/Sotsiologiya/Obschstvo-kak-sotsiokulturnaya-sistema/Graz..

  4. www.politex.info/index2.php?option=com

  5. www.ru.wikipedia.org/wiki/

  6. www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1251111606.pdf

  7. www.unn.ru/pages/issues/99990201


  1   2   3   4   5   6   7

  • Социальные инновации и социальные технологии