Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Региональная экспериментальная площадка Департамента образования Ярославской области




страница1/11
Дата30.06.2017
Размер1.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Региональная экспериментальная площадка

Департамента образования Ярославской области

муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа

Рыбинский муниципальный район


Цикл сценариев
«Литературная гостиная»

Автор: Рыбакова Елена Васильевна – учитель русского языка и литературы,

Научный руководитель: Сапегин Кирилл Владимирович – руководитель координационного центра развития дополнительного образования и воспитания детей при департаменте образования Администрации Ярославской области.

Эксперты: Мокшеев Владимир Анатольевич – руководитель центра

образовательной политики ГОУ ЯО «ИРО»

Назарова Инна Григорьевна – заведующая кафедрой психологии

и педагогики ГОУ ЯО «ИРО».


2008 год


Введение

В рамках художественно-эстетического комплекса организована в школе работа литературной гостиной. Такая форма работы стала любимой для всех участников образовательного процесса. Посещать гостиную очень нравится учителям, они общаются, раскрывают свои скрытые возможности, таланты, общаются с детьми и их родителями. Такое общение сближает интересы всех групп, дети раскрываются в новых, необычных для себя ролях, родители видят в учителях до боли родных людей, готовых помочь ребенку найти себя, сами постепенно становятся активными участниками происходящих действий.

Непринужденная обстановка, доброжелательность, творчество, возможность показать свои способности, позволяют создать атмосферу полезного отдыха и интересного общения.
«Искусство – высокая форма бытия человека, и общение с ним способно поднять личность на более высокую ступень». Оно даёт нам эстетически пережить то, что каждый из нас вследствие скоротечности жизни пережить не мог бы. Оно совершенствует наш «эстетический взор», воспитывает чуткость и внимательность. Наконец, искусство пробуждает в нас художников и поэтов.

Каждый человек в разные периоды своей жизни хотел быть артистом, певцом, художником и даже писателем. Как найти способ попробовать себя во всех этих ролях? Как узнать, на что я способен? Не скрывается ли в личности ребенка великое дарование?

Вот для этого и существуют различные формы и методы работы, направленные на целостное развитие личности ребенка. Мое внимание как учителя привлекает идея синтеза разных видов искусств, введение в практику интегрированных уроков. Интеграция

предметов художественного цикла в полной мере реализуется и во внеклассной деятельности.

В соавторстве с библиотекарем школы Высотиной Л.Н. были написано более 15 сценариев и проведены литературные гостиные:

- о жизни и творчестве русских писателей и поэтов:

- «Душа хотела б быть звездой» (по творчеству Ф.И. Тютчева)

- «Я - очень русский человек…» (по творчеству И.А. Бунина);

- «Душа, не знающая меры» (по творчеству М.И. Цветаевой);

- «Мелочи жизни или разговор по душам» (по творчеству М.Зощенко и Н.Тэффи);

- «Я - гений Игорь Северянин» (по творчеству И.В.Северянина);

«Шестое чувство» (по творчеству писателей и поэтов русского зарубежья); «Жизнь Иисуса Христа» (в творчестве русских писателей);

- о взаимосвязи различных видов искусств - литературы, музыки и живописи:

- вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»,

- вечер сонетов «Благославляю имя из имен»,

- вечер русского романса,

- «Цветы мне нежно улыбались»,

- «Осенняя гостиная «Падают листья».

Во всех вечерах активное участие принимали учащиеся старших классов.

Предлагаемый материал даст возможность расширить литературный и искусствоведческий кругозор старших школьников, пробудить интерес к жизни и творчеству писателей и поэтов разных эпох, помогут учителю приобщить ребят к разным видам театральной деятельности, развить ораторские способности, а также оставить в сердцах ребят определенный эмоциональный трепет, душевное волнение.
«Душа хотела б быть звездой»
Вечер в литературной гостиной,

посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева
Цели вечера: познакомить учащихся с интересной, но сложной личностью Ф.И.Тютчева, понять особенности творчества поэта, его противоречивое отношение к жизни, любви, природе.

Оборудование: письменный стол с писательскими принадлежностями: листы бумаги, перо, свечи;

Музыкальный фон: П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Лебединое озеро».

А. Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром»

Ход вечера
( Зажжены свечи, звучит Увертюра П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро» входит ученик, играющий роль Ф.И. Тютчева)
Т ю т ч е в. Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?


(Выходит М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и )
Т ю т ч е в. Всё темней, темнее над землёю –

Улетел последний отблеск дня.

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?


Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»

Выходят М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и и М у з а Ф и л о с о ф и и.
М у з ы. Мы – музы – древние покровительницы искусства. Я – муза … (представляются)

М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и (1). Мы всю жизнь сопровождали его.

М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и (2). Пробуждали его творчеству.

М у з а Ф и л о с о ф и и (3). Рождали жажду познания жизни.

М у з а (1). Но он человек.

М у з а (2). А человек идёт своим путём.

М у з а (3). Ошибаясь, страдая и радуясь.

М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Его имя Фёдор Иванович Тютчев. (Показ видеофрагментов).

М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и. Родился он 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстюге Орловской губернии в семье брянского помещика Ивана Николаевича Тютчева, человека очень радушного, гостеприимного и добросердечного. Мать, Екатерина Львовна, была женщина умная, впечатлительная, она оказала большое влияние на сына.

М у з а Ф и л о с о ф и и. Рано Фёдор обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование под руководством поэта С.И. Раича, в 12 лет успешно переводил с итальянского Горация.

М у з а (1). Учится на словесном отделении Московского университета. Много читает, пишет стихи. Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и вскоре назначен чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене. 22 года прожил Тютчев заграницей.

М у з а (2). К сожалению, как поэта в России Тютчева узнали довольно поздно, когда поэту было уже 53 года. Но стихи его печатались и раньше. В конце 20-х годов в пушкинском журнале «Современник» были опубликованы стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии» с подписью Ф. Т. Но особого внимания на публику они не произвели.

М у з а (3). Прошли годы. В 1850 году Н.А. Некрасов, возглавляющий в то время журнал «Современник», опубликовал статью «Русские второстепенные поэты», в которой он высоко оценил 24 стихотворения неизвестного Ф.Т., поставив его в один ряд с А.С. Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Был издан первый сборник поэта (показ диафильма).

М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Кому же из нас он отдал больше предпочтения? Я утверждаю, что он был певцом природы. Мне помогут доказать это ребята из начальной школы.


( Ученики читают стихотворения «Есть в осени первоначальной…», «Зима не даром злится…», «Чародейкою зимою…», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид…», «Люблю грозу в начале мая…», «Летний вечер»)
Т ю т ч е в. Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней –

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет её очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвётся обожать.


( В исполнении учащихся 9 класса звучит романс на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…»)


Я встретил Вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И в сердце стало так тепло …


Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас.


Как после вековой разлуки,

Гляжу на Вас как бы во сне,

И вот слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в Вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь






М у з а Ф и л о с о ф и и. У песни много причин, чтобы быть спетой. У романса – только одна – любовь. Особая нота, особая сила, страсти, особые обстоятельства души.

В середине 1822 года в русскую миссию в Мюнхене прибывает молодой дипломат Фёдор Тютчев. Столица Баварии принимает Тютчева в свои объятия, обволакивает блеском придворных балов, изяществом музыкальных и литературных салонов. На одном из светских раутов Тютчев встречает очаровательную четырнадцатилетнюю Амалию Лерхенфельд. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.

Однако в 1826 году он женится на Элеоноре Петерсон, а Амалия становится женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера.

Шли годы. Скучный Карлсбад. Тяжелобольной Фёдор Иванович Тютчев приезжает сюда лечиться. Ему – 67 лет. И вдруг – новая встреча с Амалией. Казалось бы – встретились два старых человека – всё прошло, всё в прошлом. Но …

Я встретил Вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И в сердце стало так тепло …»


М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и Да, да без неё, без любви, вообще не может быть поэта.

М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Разве природу нельзя любить, разве человек не любит свою мать, свою Родину, свою землю.



М у з а Л ю б о в н о й п о э з и и
Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.


И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдет!


Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,


Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца всё претерпел.

1870

Своим


Звучит романс на стихи Ф.И.Тютчева «Последняя любовь»,музыка. В. Дашкевича.

Учащиеся читают стихотворения Ф.И. Тютчева о любви на фоне музыки К.Сен-Санса «Лебедь» и музыки Э.Грига «Утро».

.

М у з а Ф и л о с о ф и и. Вы говорите о том, что волнует философов: о жизни и смерти, о смысле жизни, о назначении человека и особенностях его взглядов на мир. Тютчев примыкает к поэтам – любомудрам, которых привлекали глубокие процессы мыслительной деятельности человека.



(Учащиеся читают стихотворения философского содержания)

М у з а Ф и л о с о ф и и.
Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.


Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830
М у з а П е й з а ж н о й п о э з и и. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…». «Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». «Уступая дорогу весне», зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Лазурь небесная смеется «полураздетый лес грустит», с небес глядят «чуткие звезды». Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворения, не просто метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».
Т ю т ч е в Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…


( Звучит фрагмент из «Концерта для фортепиано с оркестром» А.Моцарта)
Литература


  1. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1988.




  1. Н.П.Сухова. Дары жизни: Книга о трех поэтах. – М.: Детская литература, 1987.




  1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Ч.2. М – Я – М.: Просвещение, 1992.

«Я очень русский человек…»
Вечер в литературной гостиной,

посвящённый жизни и творчеству И.А. Бунина

Цели вечера: продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина, проникнуть в мир поэзии и прозы Бунина.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, выставка из серии литературных материалов-мемуаров.

Ход вечера
(Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова)

Ведущий. Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сент – Женевьев – де – Буа, на православном кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников, есть скромное надгробье, на котором начертано всемирно известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. Он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем трех русских революций. После третьей, Октябрьской, не приняв ее, эмигрировал и долгие 33 года, до самой смерти, прожил вдали от Родины.

Мы произносим: Иван Алексеевич Бунин – и в памяти всплывают названия его произведений: «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Суходол», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева», вспоминаем и многое другое из бунинской прозы, естественной и мудрой, музыкальной и живописной по языку, исполненной глубокого психологизма..

Бунин был не только прозаиком, но и прекрасным поэтом. О себе он говорил: «Я все-таки прежде всего поэт. И больше поэт, чем писатель. Я главным образом поэт!» Давайте войдем в чудесный мир бунинской поэзии!

Чтец. Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!


Ты, высокое небо, далёкое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зелёное поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой!

(И.А. Бунин, 28.03.1886 г. (16 лет))
Ведущий. И.А. Бунин родился 22 (10) октября 1870 года в Воронеже. Детство и юность его были свидетелями надвигающейся нужды на его старинную дворянскую семью. Отец поэта, по-барски разгульный, беспечный, на пороге нищеты мастерски пел под гитару: «Где ты закатилось, счастье золотое!» Однако сын испытывал к нему не упрёки и осужденье, а нежность и обожание: «Не судья тебе я за грехи былого…»

О былом благополучии своего знатного рода будущий писатель знал по семейным преданиям, по «гербовнику», литературным источникам. «Я происхожу из старинного дворянского рода, - писал Бунин, - давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи».

В 1881 г. И.Бунин поступил в Елецкую гимназию, но, не окончив и 4-х классов, ушёл из гимназии. Своё образование продолжил он под руководством старшего брата Юлия, сосланного народовольца.

Чтец. ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим, смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.


Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

ПРИ СВЕЧЕ
Голубое основанье,

Золотое острие…

Вспоминаю зимний вечер,

Детство раннее моё.


Заслонив свечу рукою,

Снова вижу, как во мне

Жизнь рубиновою кровью

Нежно светит на огне.


Голубое основанье,

Золотое острие…

Сердцем помню только детство:

Всё другое – не моё.

В 1889 г. Бунин покинул родовое гнездо в хуторе Бутырки Орловской губернии. Он стал работать корректором, статистиком, библиотекарем, приобщился к газетной поденщине в «Орловском вестнике», «Киевлянине», «Полтавских губернских ведомостях». Так, в борьбе с нуждой, в скитаниях, в поисках самого себя Бунин провёл почти десять лет.

В 1887 г. Бунин впервые выступил в печати как поэт – стихотворение «Над могилой Надсона». В 1891 г. в Орле вышел его сборник «Стихотворения», включавший в себя пейзажную лирику.



Чтец. СЕВЕРНАЯ БЕРЕЗА
Над озером, над заводью лесной –

Нарядная, зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»


То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады …

«О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»


Опять, опять нахмурилось, - опять

Мелькает снег и бор гудит сурово …

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зелёных лент! Ведь солнце будет снова!»



Ведущий. Осень и весна, зима и лето – все времена года оживают в стихах Бунина. И у каждого времени – своё дыхание, свои краски, свои запахи. «С поля пахло рожью и дождём…» - так мог написать только Бунин. «Пахучесть» его стихов (и прозы, конечно) неповторима:

Чтец. Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.


Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.


А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж – и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сёл и деревень.


И убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поёт в стволы ружья.


Ведущий. Это стихотворение вызвало высокую оценку Льва Толстого. «Был осенний хмурый день, моросил дождь, - вспоминал М. Горький о Толстом, - а он, надев тяжёлое драповое пальто и высокие кожаные ботики – настоящие мокроступы, - повёл меня гулять в берёзовую рощу. Молодо прыгает через канавы, лужи, отряхает капли дождя с веток на голову себе и превосходно рассказывает, как Шеншин объяснял ему Шопенгауэра в этой роще. И ласковой рукой любовно гладит сыроватые, атласные стволы берез.

- Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет / В оврагах сыростью грибной …»

- Очень хорошо, очень верно!

( На экране появляется репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»).
Ведущий. Поэме « Листопад» Бунин придавал большое значение, так он назвал свой сборник, вышедший в 1901 году в издательстве «Скорпион». Поэма вызвала многочисленные отзывы критики и писателей. В статье «О лирике» А. Блок отмечал: «Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии». В поэме Бунин совершенствовал русский стих в его «старых» классических формах, продолжая традиции А.Фета, Я.Полонского, А.Толстого.
Чтец. ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…


Ведущий. «Бунин всегда наслаждался каждым, даже мимолетным общением с природой, -

вспоминает в своей книге «На берегах Сены» И. Одоевская. – Каждый порыв ветра, прозрачность воздуха, надвигающаяся гроза, перемена освещения – всё регистрировалось им мгновенно, волновало и радовало. Он был неразрывно связан с природой. Зрение, слух и обоняние были у него развиты несравненно сильнее, чем у обыкновенных людей».


«У меня в молодости было настолько острое зрение, - рассказывал он, - что я видел звезды, видимые другими только через телескоп. И слух поразительный – я слышал за несколько вёрст колокольчики едущих к нам гостей и определял по звуку, кто именно едет. А обоняние – знал запах любого цветка и с завязанными глазами мог определить по аромату, красная это или белая роза.

Раз со мной такой случай и произошёл. Поехали мы с моей первой женой, Аней, к её друзьям на дачу под Одессу. Выходу в сад вечером и чувствую: тонко, нежно и скромно, сквозь все пьянящие, роскошные запахи южных цветов, пахнет резедой.

- А у вас тут и резеда, - говорю хозяйке.

Она меня на смех подняла:

- Никакой резеды нет. Хоть у вас и нюх, как у охотничьей собаки, а ошибаетесь, Ваня. Розы, олеандры, акации и мало ли что ещё, но только не резеда. Спросите садовника.

- Пари, - предлагаю, - на 500 рублей.

Жена возмущена.

- Ведь проиграешь.

Но пари всё же состоялось. И я выиграл его. Всю ночь до зари во всех клумбах искал. И нашёл-таки резеду, спрятавшуюся под каким-то широким декоративным листом. И как же я был счастлив!..»

И во всех стихах Бунина за цветом, звуком, запахом – чувствуется мысль, настроение.


Чтец. ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако, Давно

Слежу за ним … Мы мало видим, заем,

А счастье только знающим дано.


Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне …

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(Звучит «Прелюдия до-диез минор» С.В. Рахманинова, на фоне музыки читается стихотворение).
Чтец. Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.


Прозрачно-бледный, как весной

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.


Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.


Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Ломовская средняя общеобразовательная школа Рыбинский муниципальный район Цикл сценариев «Литературная гостиная»
  • «Душа хотела б быть звездой» Вечер в литературной гостиной, посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева Цели вечера
  • Оборудование
  • Ход вечера ( Зажжены свечи, звучит Увертюра П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро» входит ученик, играющий роль Ф.И. Тютчева) Т ю т ч е в.
  • «Я очень русский человек…» Вечер в литературной гостиной, посвящённый жизни и творчеству И.А. Бунина Цели вечера