Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Развитие речи. Сочинение "Описание памятника Баки Урманче". (8 класс)




Скачать 136.85 Kb.
Дата08.07.2017
Размер136.85 Kb.
ТипРазработка урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан

Разработка урока русского языка в 8 классе

«Описание памятника Баки Урманче»

Выполнила

Еремина Наталья Петровна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


с.Кулаево,

2013 год
Тема: Развитие речи. Сочинение "Описание памятника Баки Урманче". (8 класс)

Не знал я, что в награду счастье есть за боль.

Струной звенящая трепещущая нить.

Б. Урманче

Цели: 1)познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника, скульптора, поэта Б.Урманче; вызвать интерес к личности и творчеству поэта, к национальному искусству Татарстана; стимулировать самостоятельность и творческое мышление учащихся; создавать благоприятные условия для эстетического восприятия творчества;

2) активизировать мыслительные способности учащихся на основе вопросов учителя, умение анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы; формировать умения высказывать свои мысли связно и логично; развитие навыков отбора материала и описания памятника; совершенствование письменных навыков,

3) воспитание любви и интереса к искусству Татарстана;

4) развитие монологической и диалогической речи учащихся;



Оборудование: мультимедийная доска, фото памятника Б.Урманче, фотографии с открытия памятника, эпиграф.

Подготовительная работа: 1 учащийся готовит рассказ о детстве Б.Урманче, 2 учащийся- Б.Урманче в Казани; 3учащийся-наследие Б.Урманче; 4 учащийся –наизусть стихотворение из цикла «Горы»

Учитель.'>1.Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Учитель. Каждый город – это ансамбль искусств. Сохранить разнообразие наших городов и сёл, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие- одна из важнейших задач наших градостроителей. Грандиозным ансамблем памятников культуры является Казань.

Учитель. Каких художников, скульпторов, живших и творивших в Казани, вы знаете?

Ученик Н.Фешин,П.Беньков,Г.Медведев,В.Тимофеев,Ф.Тагиров,И.Мухаметжанова, Х.Якупова, Л.Фаттахова, С.Лывина, И.Хамиуллова, Б.Урманче.

Демонстрация репродукций картин М.Усманов "Утро нефтяников Татарии",серия полотен Х.Якупова "Земля и люди Татарии", "На просторах Татарии" С.Лывина, портреты Камая, Якушенко, Абжалилова.

Б Урманче "На Волге", "Девушка в тёмном", скульптуры Б.Урманче "Портрет Г.Ибрагимова", "Весенняя мелодия", "Раздумье", "Г.Тукай в Кырлае".

-А что вы знаете о художнике, скульпторе, поэте Б.Урманче?



Ученик 1. Баки Ураманче - народный художник Татарстана и РСФСР, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая. Родился в Буинском районе в 1897 году в деревне Куль - Чиркинь. Член союза художников СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями СССР.

Большой бревенчатый дом, возвышавшийся против сельской мечети, в деревне Куль – Черкене знали хорошо. Здесь родился 23 февраля1897 года Баки Идрисович Урманче, третий ребенок в большой многодетной семье.

Отца будущего художника уважали. Он хотел учиться, перебирается в Казань, где ему удалось попасть в Медресе. Образование давалось нелегко. Закончив школу, он стал учителем приходской школы, общался с представителями интеллигенци.

Нравственный климат в семье Урманче способствовал формированию определяющих черт будущего художника.

Семья и родная деревня дали ему те первые художественные впечатления, которые пробудили интерес к искусству. Рисовать и лепить Баки начал с тех пор, как помнил себя. Широко было развито в деревне того времени народно – прикладное искусство (костюмы, вышивки, посуда, ювелирные украшения). Часами наблюдал за работой вышивальщиц матери и ее сестер. Любил смотреть, как работают сапожники. Красивая и веселая работа народных умельцев нравилась будущему художнику. С тех самых пор его представление о хорошо сделанной работе, о мастерстве связывается с легкостью и непринужденностью владения ремеслом.

Отец мальчика, человек образованный, не препятствовал его увлечению изобразительным искусством. Мать будущего художника поддерживала сына в стремлении рисовать. Ребенок брался за карандаш, но наряду с узорами начинал рисовать все то, что волновало его детское воображение – лошадей, фантастических зверей, сказочные персонажи. Летом много лепил из глины.

Начальное образование он получил в школе своего отца. В 1907 году семья переезжает в деревню Малые Салтыки, а осенью того же года Идрис – ага отправляет сына на учебу в Казань. Здесь, в Медресе «Мухаммадия», прошли отроческие годы будущего художника.

Ученик 2. Б. Урманче учился в Казанском Художественном Училище (1919 – 1920) и во ВХУТЕНЕ в Москве (1922 – 1926). В 1926 – 1929 г. преподавал в Казанском Художественном Училище, в 1933 – 1941 г. жил и работал в Москве, в 1941 – 1955 в Алма – Ате, в 1956 – 1958 г.- в Ташкенте, с 1958 – в Казани. Участник художественных выставок в Татарии (1926 – 1929 и с 1959), в Москве (1933 -1941)., в Казахстане (1941 – 1956), в Узбекистане (1956 – 1958). Внес большой вклад в развитие искусства этих республик.

В 1958 г. вернулся в Казань, начинается новый этап его поисков. Основное внимание он уделяет станковой скульптуре и создает целую галерею портретов (Г.Тукай, Г. Ибрагимов, М. Джалиль).

Достиг больших успехов в области архитектуры, ИЗО, театральной декарации, графики книжной иллюстрации).

Б. Урманче незаконно регрессировали. Поводом служили:

1. Б. Урманче был против изменения алфавита (арабского на латынь).

2. В техникуме искусств набирал группу из татар.

3. Младшие ребята обвиняли в участии течения «султангамаву»

Приехав в Казань, Б. Урманче узнал, что его собственный дом по улице Островского отобрали, а сестер Сафию и Назибу выгнали из дома, уничтожены бесценные картины в мастерской, техникум в заброшенном состоянии. Отца – имаме дер. Малый Салтын Идрес хазрят, выгнали.

Но Б. Урманче, обладал сильной волей и характером, все выдержал и достиг больших высот.

3 ученик. Б. Урманче оставил нам богатейшее наследие: произведения скульптуры, живописи, графику. Многие его работы размещены в музее Б. Урманче на улице Щапова, который был открыт в 1997 году для увековечения памяти о признанном во всем мире скульптуре и живописце.

Здесь мы видим портреты Кул Гали, Шигабуддина, Марджани, Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Наки Исанбета, Галимзяна Ибрагимова, композитора Назиба Жигана, и других выдающихся деятелей татарской культуры. Баки Урманче стал одним из первых татар, получивших высшее художественное образование.

Б. Урманче был человеком феноменальной одаренности (владел тремя восточными и тремя европейскими языками, имел прекрасные вокальные данные) и трудолюбие.

Б. Урманче был и остается для художников высочайшим авторитетом. Многие ведущие художники Казани по праву считают его своим учителем.

Новаторство Урманче в графике проявилось в утверждении тукаевской темы, которую он трактовал не просто как иллюстратор, но и как импровизатор. И, наконец, в живописи Б. Урманче продолжил свои новаторские поиски 20 годов.

Да, работал он много и продуктивно в художественном искусстве. А вот стихам, видимо, не придавал должного значения. Стихи Б. Урманче влекут к себе тайной недосказанностью, глубиной чувств, силой горечи и сожаления. Много стихов посвящены его первой встречи с женой, Флорой Ахметовой – Урманче, родне. Есть целая поэма о Марьям, которая любила Урманче, но вышла за другого. Для лучшего понимания как мусульманина достаточно проникнуть в смысл стихотворения «Вера» из цикла «Дердмену», цикл «Горы», «Идель».

Я наслаждаюсь.

О, память светлая!

Надежно всякий узелок в тебе завязан.

Луна. Река. Дворец – не ночь – с приподнятым балконом

Опять скользит звезда, бежит по небосклону.

И матери – реке тихонько катиться в ладони,

А там, глядишь, купается – не тонет.

Все золотое – позади, навечно молодое,

Переливающиеся зовы – звоны,

Безгорестные плачи – стоны.

Бездонны воды плещутся, бездонны.

4 ученик Из цикла «Горы»:

Эх! Сколько раз, мечтой врасплох застигнут,

Казалось, силу всю собрав в кулак,

Я говорил: «Подняться б в горы»

С унылой точки жизни содвинуть,

Как вскинуть яркий флаг!

Что там, за ними?

Так же мелок, узок мир как здесь?

Или блистает даль?

Высь белоснежна……и безжизненна.

Но призывает музыка. Взять и брызнуть!....

А все же чего – то на земле оставить жаль.

1941

Чтобы лучше знать Урманче, надо перечитать его труды, иметь постоянную экспозицию лучших его графических, скульптурных и живописных работ. А еще – по архитектуре. По каллиграфии. По педагогике. По лингвистике. Знать стихи, песни, которые он пел. Выучить их



.На мультимедийной доске параллельно с рассказом показываем рисунки и фотографии Б.Урманче, иллюстрации его работ на фоне тихой музыки (курая).

Учитель.Что особенно понравилось в творчестве Б.Урманче?

Ученик.'>Ученик. Мне понравились многие картины и скульптуры, но особенно его стихотворения «вера» из цикла «Дердмену», циклы «Горы» и «Идель».

Учитель. Как соотносятся эти произведения искусства с тем, что вы узнали о Баки Урманче?

Ученик. Эти произведения раскрывают творческую натуру великого Б.Урманче.

Учитель. Каким представляется вам художник?(фотография и скульптура Б.Урманче). Ученики , ориентируясь на выступления ребят,"рисуют" портрет.

Ученик. Добрый, трудолюбивый, смелый, открытый, усталый, скромный, упорный, мудрый, одарённый, авторитетный.

Учитель. Вы сказали об Баки Урманче много хороших и добрых слов. Да, многие художники Татарстана называют его своим учителем, остаётся высочайшим авторитетом. Лауреатами Премии имени Б.Урманче стали А.А.Абзгильдин, И.Н.Башманов, З.Гимаев, К,Нафиков,И.К. Колмогорцев, Г.Л.Эйдинов и другие замечательные живописцы и графики.

Учитель. На улице Щапова расположен дом-музей Б.Урманче. Где бы вы расположили памятник Б.Урманче?

Ученик. На тихой, красивой улице.

Учитель. Да, действительно, в 1999 году из бронзы в сквере на Большой Красной улице поставлен памятник Баки Урманче. Скульптор М.Гасымов, архитектор Г.Бакулин.

Проекция на экран фото памятника.

Учитель. Как думаете, хорошее это место? Почему?

Обратите внимание, что поблизости выставочный зал Союза Художников, музей ИЗО. Переход непосредственно ведёт к памятнику.



Учитель. Когда и за какие заслуги был открыт памятник Б.Урманче?

Ученик. Памятник был открыт за вклад в искусство.

Учитель. Подтвердите , что памятник поставлен за заслуги.

Ученик. Один из первых художников Татарстана поднимал искусство, обучал большое количество учеников. Написал большое количество картин.

Учитель. Когда был открыт памятник и кто присутствовал на открытии памятника?

Ученик. На открытии памятника в 1999 году присутствовали президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, мэр города Казани К.Исхаков, Ф.Мухаметшин и многие выдающиеся культурные деятели Татарстана. Это говорит о большом авторитете и уважении к памяти Б.Урманче.

Учитель. Давайте рассмотрим подробнее этот памятник.

Ученик. Памятник поставлен в красивом месте: в центре сквера. Это очень красивое место. К нему ведут многочисленные дорожки. Летом здесь зелено, свежо.

Словарная работа (Словарь Ожегова).

Памятник-1.Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события). 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

Пьедестал- 1. Постамент, подножие статуи, декоративной вазы. 2. Возвышение, на которое поднимается победитель.

Постамент- основание памятника, колонны, статуи.

Учитель. Опишите памятник.

Ученик. Памятник расположен на пьедестале. Это придаёт ему большую значимость. Памятник расположен над нами. Фигуру Баки Урманче автор изваял в сидячем положении. И здесь он как живой.

Учитель. Мы говорили, что это трудолюбивый человек, который большую часть своего времени проводит на работе. Какие детали об этом говорят?

Ученик. О том, что это трудолюбивый человек, говорят детали одежды- фартук, одетый поверх костюма. Автор специально изобразил большие рабочие руки, в правой руке он держит трость. Пальцы большие и тонкие – руки творческого человека. Кажется, человек присел на минуту и скоро начнёт работать дальше.

Учитель. Обратите внимание на взгляд художника. Что можете сказать о нём?

Ученик. Баки Урманче смотрит вдаль, и вместе с тем у него взгляд устремлён в себя. Совмещение этих взглядов, наверное, придаёт портрету необычность, значимость, содержательность.

Учитель. Что окружает памятник?

Ученик. Памятник окружают могучие дубы, пестрые клумбы цветов. По периметру сквера стоят лавочки, где отдыхают прохожие. Это любимое место отдыха горожан.

Учитель. Составим сейчас план сочинения.

1.Вступление. Б.Урманче- великий деятель искусства.

2. Основная часть. Памятник Б.Урманче.

1) Когда и где установлен памятник.

2) Общий вид памятника.

3) Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.

4) Памятник в окружающая среда.

3. Заключение. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?



Учитель .Как можно начать сочинение?

Карточка 1.Б.Урманче-великий деятель искусства Татарстана.. Он создал больше 100 произведений скульптуры, около 300 картин с орнаментами (узорами), 1000 графических произведений с реалистическими узорами. Его работы хранятся в 20 музеях России.

Карточка 2. Один из самых известных представителей искусства Татарстана является Баки Урманче. Это поэт, художник, скульптор. Имя его известно не только в Татарстане , но и за рубежом. Многие его работы хранятся в различных музеях разных уголках России.

Карточка 3. Казань –город с богатой национальной культурой. Его гордость составляют многие виднейшие деятели культуры и искусства: Г.Тукай, Н.Фешин, М.Усманов, Б.Урманче …

Учитель. Что будем писать в основной части?

Ученик. В 1999 году из бронзы в сквере на Большой Красной улице поставлен памятник Баки Урманче. Скульптор М.Гасымов, архитектор Г.Бакулин.

Памятник поставлен в красивом месте: в центре сквера. Это очень красивое место. К нему ведут многочисленные дорожки. Летом здесь зелено, свежо.

Памятник расположен на пьедестале. Это придаёт ему большую значимость. Памятник расположен над нами. Фигуру Баки Урманче автор изваял в сидячем положении. И здесь он как живой.

Это трудолюбивый человек, который большую часть своего времени проводит на работе. О том, что это трудолюбивый человек, говорят детали одежды- фартук, одетый поверх костюма. Автор специально изобразил большие рабочие руки, в правой руке он держит трость. Пальцы большие и тонкие – руки творческого человека. Кажется, человек присел на минуту и скоро начнёт работать дальше. Баки Урманче смотрит вдаль, и вместе с тем у него взгляд устремлён в себя. Совмещение этих взглядов, наверное, придаёт памятнику необычность, значимость, содержательность.

Памятник окружают могучие дубы, пестрые клумбы цветов. По периметру сквера стоят лавочки, где отдыхают прохожие. Это любимое место отдыха горожан.

Учитель. Что будем писать в заключении?

Карточка 1. Этот памятник вызывает у меня чувства гордости за такого человека , как Баки Урманче., что своего талантливого сына народ не забыл.

Карточка 2. Каждый народ хранит память выдающихся своих соотечественников. Достойный пример этому –памятник Баки Урманче. Конечно же, это не может не вызывать глубокие патриотические чувства и гордость за мой любимый Татарстан.

Карточка 3. Глядя на этот памятник, не можешь остаться равнодушным и испытываешь гордость за своих соотечественников. Глубокие патриотические чувства пронизывают душу. Это произведение искусства превосходно вписывается в ансамбль города, в этот прекрасный сквер.

Учитель. Урок хочу закончить словами Наки Исанбета: «Баки Урманче – патриарх нашего изобразительного искусства, голова, аксакал. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Тукай и Сайдаш. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем:

«Баки ага Урманче»



Домашнее задание.

1.Напишите письмо другу, который не видел этого памятника. Постарайтесь рассказать о нём так, чтобы можно было представить себе его композицию, понять замысел скульптора.

2.Составить рассказ, включив описание памятника.

3.Эссе «У памятника».


Письмо другу.

Оля, здравствуй! Когда у меня есть свободное время, я люблю гулять по городу. Казань- красивый город, культурный центр. Особое моё внимание привлекают памятники. Один из них- Баки Урманче.

В 1999 году из бронзы в сквере на Большой Красной улице поставлен памятник Баки Урманче. Скульптор М.Гасымов, архитектор Г.Бакулин.

Памятник поставлен в красивом месте: в центре сквера. Это очень красивое место. К нему ведут многочисленные дорожки. Летом здесь зелено, свежо.

Памятник расположен на пьедестале. Это придаёт ему большую значимость. Памятник расположен над нами. Фигуру Баки Урманче автор изваял в сидячем положении. И здесь он как живой.

Это трудолюбивый человек, который большую часть своего времени проводит на работе. О том, что это трудолюбивый человек, говорят детали одежды- фартук, одетый поверх костюма. Автор специально изобразил большие рабочие руки, в правой руке он держит трость. Пальцы большие и тонкие – руки творческого человека. Кажется, человек присел на минуту и скоро начнёт работать дальше. Баки Урманче смотрит вдаль, и вместе с тем у него взгляд устремлён в себя. Совмещение этих взглядов, наверное, придаёт памятнику необычность, значимость, содержательность.

Памятник окружают могучие дубы, пестрые клумбы цветов. По периметру сквера стоят лавочки, где отдыхают прохожие. Это любимое место отдыха горожан.

Глядя на этот памятник, не можешь остаться равнодушным и испытываешь гордость за своих соотечественников. Глубокие патриотические чувства пронизывают душу. Это произведение искусства превосходно вписывается в ансамбль города, в этот прекрасный сквер.

До свидания, Оля. Жду твоего ответа. Твоя подруга Таня.

Рассказ.


Б.Урманче- великий деятель искусства Татарстана.. Он создал больше 100 произведений скульптуры, около 300 картин с орнаментами (узорами), 1000 графических произведений с реалистическими узорами. Его работы хранятся в 20 музеях России. Это один из самых известных представителей искусства Татарстана. Поэт, художник, скульптор. Имя его известно не только в Татарстане , но и за рубежом. Многие его работы хранятся в различных музеях разных уголках России.

А в 1999 году из бронзы в сквере на Большой Красной улице поставлен памятник Баки Урманче. Скульптор М.Гасымов, архитектор Г.Бакулин.

Памятник расположен в зелёном сквере, в самом центре. Вокруг памятника растут могучие дубы, островерхие липы и кудрявые берёзы, тень от которых в солнечный день падает на многочисленные дорожки, ведущие к памятнику. Он расположен на пьедестале, возвышаясь над окружающими его кустарниками. Фигуру Баки Урманче автор изваял в сидячем положении. Это трудолюбивый человек, который большую часть своего времени проводит на работе. Об этом говорят детали одежды- фартук, одетый поверх костюма. Автор особо изобразил большие рабочие руки, в правой руке он держит трость. Пальцы большие и тонкие – руки творческого человека. Кажется, человек присел на минуту и скоро начнёт работать дальше. Баки Урманче смотрит вдаль, как бы предугадывая будущее. Это придаёт памятнику необычность, значимость, содержательность.

Памятник окружают могучие дубы, пестрые клумбы цветов. По периметру сквера стоят лавочки, где отдыхают горожане. Это любимое место отдыха горожан. каждый народ хранит память выдающихся своих соотечественников. Достойный пример этому –памятник Баки Урманче. Конечно же, это не может не вызывать глубокие патриотические чувства и гордость за мой любимый Татарстан.


Эссе.

О памятниках великим людям всегда существует много мнений, споров, слухов. Очень трудно выбрать место, позу, самое главное – передать огромную психологическую задачу. Ведь чтобы создать памятник великому человеку, надо понять его душу. В связи с этим хочется сказать о памятнике Баки Урманче.

Глядя на памятник, произношу его имя- и перед глазами возникает доброе, чуть хитроватой улыбкой и светящимися мудрыми глазами лицо, и кажется, что он не покидал нас, уйдя в мир иной…

Баки Урманче сидит в кресле, смотрит на нас, нынешнее поколение, на высоком постаменте. Как всегда, он в рабочей одежде,то есть в своём фартуке, который практически не снимает, так как постоянно работает. Как всегда держит в руке свою тросточку. Глядя на этот памятник, возникает ощущение, что Баки Урманче присел в кресло на минутку. Вот он сейчас отдохнёт и пойдёт создавать свои бесценные шедевры, ведь задумок много, и надо все воплотить в жизнь.



Каждый народ хранит память выдающихся своих соотечественников. Достойный пример этому –памятник Баки Урманче. Конечно же, это не может не вызывать глубокие патриотические чувства и гордость за мой любимый Татарстан, за любимую столицу. Пройдут годы, , но величие колоссальной фигуры Баки Урманче становится всё более очевидным и неоспоримым.
Каталог: attachments
attachments -> План урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
attachments -> Биография Александра Клубова
attachments -> Книги об Анне Ахматовой, изданные в XXI веке
attachments -> Пояснительная записка: Энциклопедический словарь художников это научное издание, содержит биографическую информацию о художниках разных эпох
attachments -> А. А. Фета в двух предложенных источниках. Составить опорный конспект
attachments -> Систематизация знаний по теме «южные материки»
attachments -> Приложение 1 титульный лист «Рассмотрено»
attachments -> Программа по кружку «Литература Испании»

  • Не знал я, что в награду счастье есть за боль. Струной звенящая трепещущая нить. Б. Урманче Цели
  • Оборудование
  • 1.Вступительное слово учителя с элементами беседы. Учитель.
  • Учитель.
  • На мультимедийной доске параллельно с рассказом показываем рисунки и фотографии Б.Урманче, иллюстрации его работ на фоне тихой музыки (курая). Учитель.
  • Ученик.
  • Проекция на экран фото памятника. Учитель.
  • Ученик
  • Словарная работа (Словарь Ожегова). Памятник
  • Пьедестал
  • Учитель
  • Учитель .
  • Карточка 3.