Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств




Скачать 494.57 Kb.
страница1/3
Дата29.06.2017
Размер494.57 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса (Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.. М.: Просвещение, 2008). Данная рабочая программа рассчитана на 100 часов, так как урок № 72 выпадает на 08.03 2014, уроки № 91-92 на 02-03.05.2014, урок № 94 на 09.05.2014.



В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:


-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать / понимать:

    • образную природу словесного искусства

    • содержание изученных литературных произведений

    • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

    • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

      • воспроизводить содержание литературного произведения

      • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

      • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

      • определять род и жанр произведения

      • сопоставлять литературные произведения

      • выявлять авторскую позицию

      • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

      • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

      • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-тематическое распределение часов

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы.

1

2

Обзор русской литературы первой половины 19 века.

1

3

Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

4

4

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. (Обзор лирики).

2

5

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект».

2

6

Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века.

1

7

А.Н.Островский. «Гроза». «Бесприданница»

6+1рр

8

Ф.И.Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

2

9

А.А.Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы, тематика лирики, психологизм.

2+1рр

10

И.А.Гончаров. «Обломов»

4+2рр

11

И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

9+1рр

12

А.К.Толстой. Проза

2

13

Н.Г. Чернышевский

3

14

Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

4+1рр

15

Н.С.Лесков. Проза

2

16

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города»

3

17

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

9+2рр

18

Л.Н.Толстой. «Война и мир»

14+2рр

19

А.П.Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»

10+2рр

20

Зарубежная литература

7

Итого

100
  1   2   3

  • Обзор русской литературы первой половины 19 века.
  • Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века.
  • Зарубежная литература 7 Итого