Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Развитие человека между детством




страница1/20
Дата03.07.2017
Размер2.27 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


БЕРНАРД ЛИВЕХУД
КРИЗИСЫ ЖИЗНИ

ШАНСЫ ЖИЗНИ
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

МЕЖДУ ДЕТСТВОМ

И СТАРОСТЬЮ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие

Введение


I. Первое рассмотрение

Постановка проблемы

Развитие человека

Духовный элемент в человеке

Образ человека

Разделение на жизненные фазы

II. Ход жизни человека

Фазы жизни

Юность

Первая фаза взрослости - двадцатые годы



Организационная фаза

Вторая половина тридцатых годов

Третья большая фаза жизни - сороковые годы

Начало пятидесятых годов

Время после 56-ти

III. Развитие мужчины - развитие женщины –

жизненные фазы и брак

IV. Основной склад

V. Перспективы карьеры и кадровая политика

VI. Образ человека и биографическое развитие

О психотерапии и психотерапевтах

Современный образ человека

Психотерапевтический подход и образ человека

Три уровня психотерапевтической помощи

VII. Персональное развитие и биография

Литература


В этой книге Бернард Ливехуд (1905-1992), известный голландский психотерапевт, основатель лечебно-педагогического движения и реформатор системы профессионального образования в Нидерландах, основатель Нидерландского Педагогического Института для содействия развитию (в Цейсте) и Высшей Свободной Школы (в Дрибергене) рассматривает жизненный путь человека с духовнонаучной, антропософской точки зрения. Жизненный кризис может быть понят как переход в новое состояние, как источник нового развития человека. На этом понимании основана психотерапевтическая помощь в преодолении кризисов и созидании собственной биографии.

Одновременно автор исследует те представления о человеке и его развитии, которые предлагаются другими школами психиатрии и психотерапевтами (Скиппер. Левин, Роджерс, Олпорт, Маслоу, Фрейд, Адлер, Юнг, Франкл, Ассаджоли и др.), а также существующие методы психотерапии.

На русском языке издается впервые.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга возникла из бесед, которые я вел в течение ряда лет с самыми разными людьми, с людьми, которые хотели научиться лучше понимать собственный жизненный путь, а также жизненный путь других людей.

Научно-популярные изложения в газетах и журналах, и прежде всего радио и телевидение познакомили многих людей в большинстве случаев с несистематическими и противоречивыми воззрениями на сущность человека, о которой спорят различные психологические и психиатрические направления.

Уже попытка упорядочить этот хаос идей может подействовать освобождающее. Здесь это делается на основе персоналистической точки зрения, согласно которой человек состоит из тела (биологический аспект), души (психологический аспект) и духа (биографический аспект). Ход жизни человека (биография) лишь тогда может быть понят как единственное в своем роде, индивидуальное произведение искусства, если из рассмотрения этих трех аспектов образуется законченная картина.

Эта книга представляет собой обзор фаз человеческой биографии, а также характерные, обусловленные различными обстоятельствами трудности и возможности различных фаз. Кроме того, рассматриваются некоторые критические фазы и ситуации жизни с типичными для них проблемами.

Таким образом, эта книга может помочь читателю вникнуть в собственный жизненный путь и понять развитие биографий других людей.

Бернард Ливехуд

ВВЕДЕНИЕ


Проблема человеческой биографии более сорока лет занимала центральное место в моей жизни. В лечебной педагогике и в детской психиатрии это был вопрос о том, как сказываются нарушения развития в раннем детстве во всей дальнейшей жизни; в психотерапевтической работе с молодежью и взрослыми это был поиск "лейтмотива", сопровождающего всю жизнь от юности до старости. Позднее, во время работы с молодежью, при подготовке молодых необученных фабричных рабочих и при создании программы профессионального образования вопрос стоял так: что должно быть сделано теперь, в молодые годы, чтобы заложить основы, опираясь на которые, можно будет впоследствии решать новые проблемы новых фаз жизни.

Позже на многих курсах для руководителей "фазы человеческого развития" стали прочной составной частью программы. И, наконец, центральной темой вводных семинаров в Свободной Высшей Школе в Дрибергене* явился переход от воспитания других к самовоспитанию, своего рода "непрерывному воспитанию", образованию и воспитанию в течение всей жизни.

Снова и снова становилось ясно, сколь плодотворным может быть рассмотрение актуальных проблем в рамках жизни в целом. Причинные факторы (прошлое) являются в такой же степени определяющими для настоящего, как и финальные мотивы (будущее). Если заданы причинные факторы, то терапевт может работать только в ограниченной области, если же есть образ будущего, возникает

университет на антропософской основе определенное свободное поле действия. В таких случаях важнее открывать пути в новое будущее, чем слишком долго пребывать в прошлом.

В течение этих сорока лет я часто испытывал потребность записать опыт, который я приобрел, занимаясь биографиями людей. Всякий раз это намерение откладывалось на десяток или более лет, потому что я чувствовал, что еще не готов. Кроме того, за последние двадцать лет в вопросе о том, как разграничивать психологию развития, кое-что изменилось, с другой стороны, в это же время на эту тему появилось так много новых сочинений, что книга, написанная десять лет тому назад, сегодня уже устарела бы. Между тем чувство, что я еще не дорос до решения этой задачи во всем объеме, ни в коем случае не пропало, напротив! Но простой, связанный с моей собственной биографией факт послужил наконец-то толчком все-таки написать эту книгу: когда тебе исполняется семьдесят лет, вопрос стоит так, что или теперь, или никогда. Пусть эта книга будет прочитана при всем се несовершенстве как результат жизни психиатра и социального работника.

Кто пишет книгу, должен представлять себе публику, к которой он хочет обратиться. Диссертация пишется для критики факультета, статья в специальном научном журнале - для коллег. В обоих случаях автор будет пытаться представить собственный вклад в свете нынешнего уровня исследований. По соображениям научной основательности чаще всего появляется изложение, недоступное для многих, лишь с трудом прокладывающих себе путь благодаря комментариям. Публика, для которой я пишу, это слушатели многих курсов и лекций, от квалифицированного рабочего до выпускника университета, которых объединили общие интересы и прежде всего интерес к проблемам собственной биографии и к смыслу собственной жизни.

Тем временем под влиянием все еще доминирующих естественных наук находят нормальным, что феномены, какого бы они ни были свойства, переводятся вовне и описываются как бы снаружи. Но так как снаружи можно описать только определенное поведение, и так как то, что происходит между событием и реакцией на него, невидимо, возникла наука о поведении, которая считает происходящее внутри своего рода "черным ящиком", о котором нельзя сделать никаких научно обоснованных высказываний. Но именно то, что происходит внутри, и есть, собственно говоря, мы. Этим должна была бы заниматься действительно современная, стремящаяся к полноте наука.

Человеческая биография не есть нечто, что можно описать как запрограммированную последовательность химических реакций, или нечто, что можно было бы сравнить с судьбой шариковой ручки с того момента, как она покидает фабрику, и до того момента, когда она, будучи использована различными потребителями, попадает в корзину для мусора. Человеческая биография имеет, во-первых, биологический аспект, который может быть описан чисто внешне в его восхождении и нисхождении; во-вторых, эта биография имеет аспект психического переживания, проявляющийся в мыслях, чувствах и волевых импульсах; и, наконец, в-третьих, духовный аспект, охватывающий индивидуализацию, осознание собственного "Я", систему ценностей и смысловую направленность. Это духовное измерение и интересует нас здесь прежде всего, потому что в нем мы реализуем себя как люди, как субъект нашей жизни - в отличии от животного, которое всегда остается объектом.

Научным методом для исследования этою духовного аспекта должна служить интроспекция, самонаблюдение. Ее следует применять столь же дисциплинированно, как и математическое мышление, упражняться в ней ежедневно и систематически, и снова и снова подвергать критическому рассмотрению с точки зрения постоянства, ценностей и норм.

Считается само собой разумеющимся, что необходима сосредоточенная учеба в течение нескольких лет, чтобы разобраться в проблемах высшей математики. Того, кто сказал бы: "Этим я уже когда-то занимался, по-моему, это все глупости", - по праву не восприняли бы всерьез. То же относится и к знаниям, полученным с помощью интроспекции (самонаблюдения) и интроспективных разговоров с другими людьми. (Здесь следует напомнить названные Роджерсом предпосылки для терапевтической беседы, к которым я позже еще вернусь.) Раньше говорили о концентрации, медитации и созерцательности; сегодня говорят об интроспекции и глубоко чутком (эмфатическом) понимании. В действительности же последнее невозможно без систематической концентрации и упражнения в медитативном обращении с внутренними феноменами. А для этого нужно строить сознательную и богатую внутреннюю жизнь.

Современный человек в наше материалистическое время и культуру в том, что касается его внутренней душевной жизни, пребывает в пустыне. Помочь ему можно, только если он снова и снова будет концентрироваться на мыслительных образах и чувствах, придающих смысл его существованию, целостности его индивидуального человеческого бытия в человеческом и сверхчеловеческом духовном мире этических и эстетических ценностей.

Биография человека имеет естественнонаучный и духовно-мировоззренческий аспект. Конечно, с помощью искусственного методического приема можно разделить эти аспекты, чтобы рассмотреть дело со всех сторон - но читатель цельный человек, и требует пищи для своей биографии.

Старейшее описание фаз человеческой жизни мы находим в китайской поговорке: "Человеческая жизнь знает три фазы, двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться, и двадцать лет, чтобы становиться мудрым". Это изречение является результатом восприятия и оценки одновременно. Кто не знает мудрости, тот не будет и думать, что нужно двадцать лет, чтобы ее усвоить, тот остановится на этапе борьбы, экспансивности и чисто логического понимания. Если в моей книге найдут что-либо от сущности этих мудрых китайских слов, то для меня, считающего, что мудрость - это больше, чем ум, цель книги будет достигнута.

При написании ее я все время пытался дать читателю нечто больше, чем просто собрание фактов, достойных изучения; наша биография - это наша индивидуальная биография. Каждый должен идти своим собственным путем и находить для себя самого и для других смысл этого пути.

Если здесь идет речь о биографии человека, то имеется в виду прежде всего внутренняя биография. Внешняя и внутренняя биографии не обязательно идут параллельно. Уже в школе определенные дети выделяются успешной внешней биографией с хорошими оценками и блестящими экзаменами. Но если предоставить этих детей самим себе, обнаруживается зияющая внутренняя пустота. Они скучают и нуждаются для своих занятий в толчках извне. В средней фазе своей жизни они еще имеют успех. После сорока лет наступают кризисы, описанные в этой книге, которые могут привести к краху личной жизни, а внешне приносят с собой снижение продуктивности. Другие дети уже в раннем детстве развивают в себе богатую внутреннюю жизнь. Они с трудом приспосабливаются к школьным нормам и с трудом успевают. Вырастая, будучи предоставлены сами себе, они никогда не скучают, наоборот, им постоянно не хватает времени для всех дел, которыми они интересуются и которыми они охотно бы занялись. Это люди, которые прежде всего после пятидесяти вырастают видными лидерами в науке, искусстве и обществе. От них зависит прогресс в нашем обществе.

Способ преподавания в школе оказывает решающее влияние на то, будет ли развиваться внутренняя биография, или нет.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ