Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


развернулась дискуссия: «Какова роль учителя литературы? Каким он должен быть? Чему должен учить? Что должен будоражить: умы или сердца?»




Скачать 132.5 Kb.
Дата06.07.2017
Размер132.5 Kb.
ТипЛитература
Не так давно на страницах газеты «Литература» развернулась дискуссия: «Какова роль учителя литературы? Каким он должен быть? Чему должен учить? Что должен будоражить: умы или сердца?» (Слайд 2)В связи с этим вспоминаются слова первого директора Царскосельского лицея: «Ваше Величество, во вверенном мне заведении нет самого важного – духа подобострастия». Существует легенда, что ему приснился визит императора в Царскосельский лицей, и эти слова он произнёс для императора. На самом деле в лицее царил дух единства и братства. В этом заявлении Малиновского суть педагогической системы Царскосельского лицея (Слайд 3). Дух подобострастия возможен в системе, в которой выстраиваются субъект-объектные отношения. Творческим процесс обучения может быть при субъект-субъектных отношениях. Это позволяет сделать вывод о том, какова должна быть роль учителя в образовательном процессе: учитель не дудочник, за которым следует толпа завороженных, послушно внемлющих учеников. Мое глубочайшее убеждение – дети должны идти не за мной, а со мной. Примеров такого типа взаимоотношений между учителем и учениками история знает не мало: это Сократ, беседующий со своими учениками, это атмосфера Царскосельского лицея, это педагогика сотрудничества Е.Н.Ильина и Ш.Амонашвили (Слайд 4,5). В последние годы в российском образовании отчётливо наметился процесс перехода от «знаньевого» к «компетентностному» подходу. Это требует выбора технологий и методов обучения. “В какой мере работа ума становится трудом души - вот критерий урока литературы”. Мною был выбран принцип проблемного обучения. Концепция проблемного обучения имеет в своей основе подоплёку развития, а не усвоения знаний, вместе с тем, в ней заложена идея большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимися. (Слайд 6). Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, когда он не знает, как объяснить возникшие явления и поэтому начинает искать новые способы объяснения или способы действия. Поэтому проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Цели обучения могут быть разными, каждый педагог расставляет свои доминанты в иерархии целей. Мною в качестве основной выделено:

  1. Творческое развитие учащихся

  2. Интеллектуальное развитие учащихся (формируется активная познавательная деятельность, достигается свобода и органичность применения способов умственных действий)

(Слайд 7) Каждый учитель выбирает собственные методики для реализации учебного процесса. В рамках педагогики сотрудничества логично выбрать личностно-ориентированные технологии, которые предполагают развитие

  1. познавательное

  2. личностное

  3. интеллектуальное

  4. творческого мышления

Всё это предполагает в рамках субъектно-субъектных отношений веру в учащегося, в его потенциал, сотрудничество, сотворчество.

(Слайд 8)Можно сделать вывод о том, что проблемное обучение является не столько педагогической технологией, сколько подходом к обучению. Как результат такого обучения:



  1. Существенно усиливается роль самостоятельного образования

  2. Учащиеся чаще проявляют инициативу

  3. Повышается самомотивация и мотивация учащихся

  4. Учащиеся практикуются обрабатывать различные источники информации

  5. Приходит осознание ответственности за свой труд

  6. Развиваются внимание, воля учащихся

  7. Получают навыки коллегиального решения проблем

(Слайд 9)Учимся учиться:

  • Диагностика индивидуальных способностей

  • Обогащение диапазона стратегий и тактик учения учащихся

  • Формирование и коррекция индивидуального стиля учения

  • Изучение текста как источника для формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся

  • Развитие ценностных установок учащихся на основе рефлексии учебной деятельности

В МОУ «лицей №2» г. Перми реализуется программа профильного образования. Выпускники лицея, обучающиеся в профильных классах, как правило, продолжают обучение в высших учебных заведениях по выбранной в лицее специальности. Такая модель непрерывного образования ставит проблему формирования общепредметных, а также метапредметных компетентностей в ряд актуальных для образования. Глобализация, к которой тяготеет действительность, порождает необходимость в универсализации знаний. Современный человек должен уметь решать задачи, связанные с самыми различными областями знаний. Поэтому уже в процессе обучения дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в динамичном и конкурентном мире. Поэтому на первый план выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность принятия решений и т.д. В связи с этим матапредметная компетентность становится одной из ведущих в образовании. В современной педагогической литературе понимание сущности метапредметных способов и результатов деятельности только формируется, и спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.

Различные точки зрения по поводу сущности метапредметной компетентности (Слайд 10):



  • «Формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале» А.Губанов

  • «Метапредметность – это комплексы пониманий, умений… сотрудничать, договариваться, действовать независимо, действовать продуктивно и творчески» Р.Пастушенко

  • Метапредметность – это способность «защищать и отстаивать свои права… интерактивно пользоваться языком, символами и текстом… сотрудничать, разрешать конфликты» С.Федорова

  • => Метапредметность формирует не систему знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной общественно-политической коммуникативной и прочих сферах.

Метапредметные компетентности (Слайд 11):

В процессе реализации метапредметные компетентности необходимо подобрать оптимальный комплекс методов и приемов работы, сделать выбор из огромного числа технологий. Наиболее оптимальным, мне кажется, личностно-ориентированные и деятельностные подходы.

Компетентностный подход является частью образовательной стратегии, ориентированной на решение локальных задач. В связи с этим элементы практической деятельности, включенные в образовательные программы в виде семинаров, лабораторных работ, научно–исследовательской работы, презентаций способствуют формированию необходимых предметных (общефилологических) компетенций. Становление «Человека компетентного» предполагает развитие личностного качественно-профессионального самосознания, потребность в достижениях, стремление творчески реализовать свой потенциал. Кроме того, рождается рефлексивное отношение к изучаемым предметам и явлениям, к себе и своей деятельности, более высокий уровень самопознания и самосознания.

(Слайд 12) На данном слайде представлены формы и сферы деятельности учащихся в процессе изучения литературы.

(Слайд 13) Здесь обозначены те проблемы, которые мне кажутся наиболее значимыми, поэтому процесс преподавания литературы так или иначе смыкается с ними.

В 21 веке, как его называют «веке без границ», одной из проблем является проблема «духовного отчуждения». В экзистенциалистской философии «отчуждение» рассматривается как нигилизм, утрата личностью духовных качеств. 21 век пермский ученый-филолог Н.Е.Васильева назвала «беспородным временем», которое характеризуется утратой частички «пси», то есть души. Продолжив эту мысль, можно сказать, что 21 век – это и время, когда нужно делать выбор, осмыслить свое место в сложном, динамичном, изменчивом мире, необходимо сформировать систему собственных ценностей таким образом, чтобы не оказаться пасынком времени и вписаться в пространство 21 века. Но вместе с тем 21 век дает такой спектр ценностей, что очень важным становится именно выбор их, так как есть опасность выбора псевдоценностей. Поэтому на первый план в процессе изучения литературы я бы поставила необходимость изучать те произведения, в которых так или иначе зафиксирована картина мира. Её можно осмыслять на разных предметах: на истории, на обществознании, возможно, на МХК. Но литература как вид искусства отличается тем, что она синтетична, историософична, растворена в воздухе культуры и времени. Осмысление времени через искусство ценно уже хотя бы потому, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Ницше). Одним из произведений, в котором наиболее полно зафиксирована картина мира 21 века, мне кажется, является произведение Василины Орловой «Трапеза богомола».

(Слайд 14) Картина мира в прозе «двадцатилетних»

(На примере повести Василины Орловой «Трапеза богомола»)

Цели:


  • Обучающие:

  1. Описание и анализ картины мира в повести В. Орловой «Трапеза богомола»

  2. Исследование системы ценностей героев В. Орловой

  3. Установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей

  • Воспитательные

  1. Формирование системы истинных ценностей в условиях современного мира

Задачи

  1. Проанализировать картину мира в повести В. Орловой «Трапеза богомола»

  2. Раскрыть сущностные особенности внутреннего мира героев В. Орловой

  3. Используя литературоведческую терминологию, определить способы художественного воплощения образов мира и человека в повести В. Орловой

Эпиграф

1. Текст не существует вне контекста социокультурного пространства страны.

В. Орлова

2. Я есть Я плюс мои обстоятельства. Вглядимся в не менее важную, вторую составляющую, ибо главное для человека – выбор – творится в не безвоздушном пространстве, а в обстоятельствах места и времени.

Хосе Ортега-и-Гассет
(Слайд 15) Уровни, миры в произведении В.Орловой

(Слайды 17-26) Мир «Гламура и глянца» раскрывается в диалогах и монологах молодых героев повести, а также явлен в образе «ночной» Москвы. Гламур завораживает блеском и мишурой. Попадая в этот мир, человек теряет внутреннюю свободу, «расчеловечивается», внешнее превалирует над внутренним. Мир, который представляет В. Орлова, достаточно однообразен и ограничен. Исследование цветовой гаммы позволяет сделать выводы о сути этого мира. Когда Орлова изображает массового человека и массовое сознание в описании, превалирует серый цвет, который является объединяющим началом для толпы. В то же время мир гламура и глянца тонет в розовом цвете. «На ней был розовый пиджак, розовая юбка…». За пестротой и яркостью расцветки скрывается внутренняя пустота и однообразие. Глянец превращает всех в однородную розовую сверкающую массу, в которой никто не имеет право выделяться и нарушать законы моды. Вся гламурная жизнь напоминает порхание бабочки, сиюминутное, бессмысленное и мимолетное: «Вот вызывающе раскрашенная бабочка, мотыля лопастями-крыльями, беспечно летит куда-то. Сама-то хоть знает – куда?». Гламур – это крылатая глупость. Речь героев отражает бедность и ограниченность их сознания («Туса», «мутотень», и др.). Предложения в повести простые, иногда просто сводятся к звуку («-О чем ты? - А?»). Мир гламура вечен, как и время богомола, в глянце тонет вся массовая культура (пример песни С. Зверева «Больше гламура»). Сознание массового человека ограничено во времени и пространстве. Движение времени сумбурно, хаотично, скачкообразно. Даны «секунды-часы», в которые люди проживают свое время: «Время - оно совсем как богомол, приседает, отступает, подкрадывается». Герои повести с одной стороны находятся в гуще времени, выбирая из знаков времени самые несущественные, извращая их суть, с другой – они утратили ощущение времени, поэтому мы можем говорить о том, что время замкнуто и законсервировано. Не случайно гламур называют «розовой клеткой». У этих людей нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Богомол в этом мире выступает, можно сказать, в роли Робин Гуда, («…ты всегда жертва, если твое движение продиктовано желудком»), избавляющего мир от бездуховности.



  • Учитель: Как автор относится к миру гламура?

  • Учащиеся отмечают неприятие автором этого мира и иронию как средство отражения авторской позиции.


Человек постоянно рискует расчеловечиться». Учащиеся активно используют работу испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», отмечая в героях В. Орловой «клиповое» сознание: «Такая картинка построена по типу самокопирования, повторение заученных операций, фабрики образов, штампующих идеи, мнения, представления». «Клиповое» сознание проявляет поразительную цельность «В нем не торчит брешей, не видно зазоров, предметы так плотно подогнаны друг к другу, что не просочиться и расселины смыслов». С одной стороны, «клиповое» сознание гибко и восприимчиво ко всему новому, с другой - им легко управлять. В. Орлова создает образ массового человека, для которого важна внешняя форма без внутреннего содержания. Его отличает массовое увлечение гламуром и политикой («Поглощение политикой всех и вся не что иное, как восстание масс» Х. Ортега-и-Гассет). Герои В. Орловой (Катя, Ирина, Эльза, Рамзан) одновременно и участники, и сторонние наблюдатели окружающей действительности. Они погружены в реалии современного мира, но готовы и к созданию виртуального, так как интуитивно чувствуют несовершенство реальности. При этом для их характеристики идеально подходит цитата Х. Ортеги-и-Гассета: «Наша жизнь – стрела, пущенная в пространство, но стрела эта сама должна выбрать мишень. Ничто так не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь. У большинства она ни на что не нацелена, что тоже своего рода целенаправленность». Как это ни печально, даже высокие цели в мире героев В. Орловой продиктованы цинизмом. Так например, желание взять шефство над интернатом, над самыми тяжелыми инвалидами продиктовано необходимостью «крутого пиара». Правда, те, кто явился в интернат с низкими целями, нормально жить дальше не смогут: в рекламщице Кате поселится патологический ужас перед беременностью. Доказательством того, что массового человека волнует лишь фасад, «картинка», является отношение Сергея к работе: ему не нравится его работа, ему не важна ее «глобальная сущность», работа для него – лишь способ обрести некую защиту. Время массового человека неоднородно. Оно пульсирует то разрежаясь, то сжимаясь, «мерно возгарая и мерно затихая». Когда биомасса в сборе, то время становится общим, когда они врозь – время для каждого измеряется родом его занятия, «для тебя час, а для других – месяцы». Люди занимаются своими делами, копошатся, живут своей жизнью, каждый из них по-своему «болен». Их пути могут пересекаться и вновь расходиться «Ты видишь человека – кажется, достаточно руку протянуть. Но завтра он исчезает, как не было». Во всех людях присутствуют единство защиты и нападения, но никто не подозревает, что богомол уже нашел своих жертв, замер и сидит в засаде, готовый к броску. В. Орлову страшит отсутствие цельности, порядка и отсутствие истинных ценностей у человека: «Единственный вид постоянства в жизни современного человека – постоянство рекламного дискуса». Поэтому в большинстве своем герои повести идут к самоуничтожению. При таком течении жизни, по словам Х. Ортеги-и-Гассета, «человек рискует расчеловечиться». В конце делается вывод об основных чертах массового человека (массовое увлечение гламуром и политикой, отсутствие собственного мнения, власть стереотипов, сиюминутных желаний, приоритет внешнего над внутренним).
(Слайд 27) Учащиеся в процессе анализа пришли к следующим выводам:

1.Орлова изображает мир в плену «глянца и гламура»

2.Выбирая мир «глянца и гламура», человек теряет связь со временем. Время в данном случае мыслится как категория философская.

3.Острой и актуальной оказывается в современности проблема массового сознания, массовой культуры, массового человека.

4.Необходимо приобщаться к литературе «высокой проекции», так как «проекция массового искусства на жизнь – проста и легка в восприятии, одноступенчата, непосредственна.

Проекция высокого искусства на жизнь – в восприятии сложна, ступенчата, опосредована, ассоциативна». М.Веллер


(Слайд 28-35) Очень важной мне кажется в реалиях нашего времени необходимость бесконечно будоражить мысль учащегося. За умы наших детей идёт опосредованная либо непосредственная борьба. Это можно сказать и об Интернете и его социальных сетях, готовы затуманить мозги наших детей самые разнообразные секты, посредственным жить становится всё легче и легче, мы наблюдаем засилье массового человека. В этой ситуации очень важно, чтобы не Интернет учил, а учитель. На пути постижения истины «каждый должен двигаться из собственной тьмы». В связи с этим хочется представить вам, как проходил процесс анализа стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Рассказ следует. Пушкин о времени 30-х годов. Процесс познания при анализе стихотворения. Бесконечно возбуждать в себе вопрос: что есть истина? И понимать, что истина бесконечна, а процесс познания не может привести к однозначному ответу, напротив, истина многоступенчата). «Научить мыслить, раскрыть в детях мысленность». «Раскрывши мысленность, приучать к раскрытию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения, и не говорили, и не мыслили». В.Ф.Малиновский «Памятная книга»
(Слайд 36-46) На уроках литературы традиционно внимание уделяется анализу текста, вообще предмет филологии - конкретные тексты или что угодно как текст. Текст – своеобразный каталог Книги жизни, культуры, жизни как культуры. Текст сплетен из необозримого числа культурных кодов, это среда, в которую погружено произведение, пространство, где встречаются для свободной «игры» различные культурные коды. Текст интересен тем, что в нем разрушается власть стереотипов и мифов. Поэтому учащиеся, анализируя тексты, анализируют и саму Книгу жизни, тем более что произведение, порвав историческую пуповину, начинает бесконечное путешествие сквозь историю. Именно поэтому, по мнению Барта, произведение исторично и в то же время символично, так как никакая история не может исчерпать его бесконечной смысловой полноты. Внимание учителя должно быть нацелено на то, чтобы учащиеся осмысляли текст в контексте. Контексты различны, необходимо учитывать при анализе контекст биографии. (психотравмы провоцируют творчество, место определяет сознание автора, атмосфера в семье оставляет отпечаток на всю будущую жизнь: Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, С.А.Есенин, Набоков, Бунин). Исторический контекст: время определяет сознание автора, история находит отражение не только в историческом, но и культурном сознании писателей. Например, поступь времени наложила отпечаток на творчество Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского (идея наполеонизма), М.Ю.Лермонтов, А.А.Блок. Литературный процесс: необходимо соотносить автора с теми течениями и направлениями, в рамках которых он осмысляет себя и свое творчество. (Блок – символист, Мандельштам – акмеист и т. д.) Философский, социокультурный контекст: учащиеся должны знакомиться с философскими, нравственно-эстетическими взглядами как самих авторов, так и взглядами тех философов, чье учение нашло отражение в их творчестве в целом повлияло на их мироощущение. Мандельштам, Тютчев (Учение о единой мировой душе - Шеллинг, в природе всё связано не органично, а механически - Спиноза, сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум, меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространств – Паскаль, принцип анализа бинарных оппозиций «бытие-небытие», «хаос-космос» - Лотман, поиск Тютчевым таинственной основы корня бытия - Соловьев). Терминологический контекст: учащиеся должны при анализе текста использовать литературоведческие термины, в профильных классах речь должна идти о терминах высокого уровня (время, пространство, мотив, реминисценции), однако учащийся должен демонстрировать не уровень воспроизведения, а уровень функциональный, должен уметь ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «для чего». Следовательно, все знания терминологического характера должны быть функциональными.
Самостоянье человека, о котором говорил А.С.Пушкин, проявляется не только в процессе выбора системы ценностей или псевдоценностей, но и в духовной составляющей личности человека. Обращение к литературе Прикамья в проекте «Литературное Прикамье» позволило осмыслить краеведение как ценностный компонент культурологической подготовки лицеиста, расширить образовательное пространство до социокультурного пространства города и края. В процессе работы над проектом реализуется деятельностные, практико-ориентированные, личностно-ориентированные технологии. То есть формируются практически все надпредметные, или метапредметные компетентности. Учащиеся в процессе создания собственного продукта использовали самые различные формы для того, чтобы добыть информацию: интервью, беседы, переписка с пермскими писателями и поэтами. Источником информации стали интернет-ресурсы, личные архивы писателей и их друзей и знакомых, фонды библиотеки им. Горького. Каждая презентация включала в себя три раздела: биография, философские и нравственно-эстетические взгляды автора, анализ творчества. Вашему вниманию представлены некоторые фрагменты презентации. (Слайды 47-52)
(Слайды 53, 54)

  • «Наша жизнь – стрела, пущенная в пространство, но стрела эта сама должна выбрать мишень. Ничто так не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь». Х. Ортега-и-Гассет

«Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой». Гете И.



  • Планируй

  • Пробуй

  • Сомневайся

  • Верь в себя


На пути к формированию себя как личности, познавая и сомневаясь, пробуя и рефлексируя, учащийся должен верить в свои силы. Четверка ливерпульских парней заставила поверить в себя Англию. Они убрали со своего пути большие джаз-бэнды, хотя у них не было тромбонов, труб и саксо – лишь огромное желание творить и заявить миру о себе.

  • Картина мира в прозе «двадцатилетних» (На примере повести Василины Орловой «Трапеза богомола») Цели
  • Исторический контекст
  • Литературный процесс
  • Философский, социокультурный контекст
  • Терминологический контекст
  • (Слайды 47-52)