Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Разработка урока «Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»




Скачать 48.28 Kb.
Дата12.04.2017
Размер48.28 Kb.
ТипРазработка урока

Разработка урока «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Суть конфликта»



Цели: проанализировать образы главных героев романа; сделать вывод об основном конфликте романа.
Ход урока
- Мы продолжаем работать над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?

- В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

- Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

(Аркадий ему лишь говорил, что его родители - «добрые люди». Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. ПП Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н.П. Кирсанов - мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное - внешний вид, облик героя.). С этого и начнем.

- Вы разделены на четыре группы. Дома вам было задано рассмотреть каждого героя в соответствии со следующими характеристиками: портрет; воспитание и, соответственно, взгляды на воспитание; Взаимоотношения с простым народом (речь, лексика); Образ жизни.

Работать будем в форме «Мозгового штурма». Каждая группа получает ватманы и задания:
1 группа

1. Дайте характеристику Базарову.



  • портрет;

  • воспитание и, соответственно, взгляды на воспитание;

  • взаимоотношения с простым народом (речь, лексика);

  • образ жизни.

2. Прокомментируйте спор Базарова и Кирсанова об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. Кто победил в споре?
2 группа

1. Дайте характеристику Павлу Петровичу Кирсанову.



  • портрет;

  • воспитание и, соответственно, взгляды на воспитание;

  • взаимоотношения с простым народом (речь, лексика);

  • образ жизни.

2. Прокомментируйте спор Базарова и Кирсанова о принципе деятельности нигилистов. Кто победил в споре?
3 группа

1. Дайте характеристику Николаю Петровичу Кирсанову.



  • портрет;

  • воспитание и, соответственно, взгляды на воспитание;

  • взаимоотношения с простым народом (речь, лексика);

  • образ жизни.

2. Прокомментируйте спор Базарова и Кирсанова об отношении к народу. Кто победил в споре?
4 группа

1. Дайте характеристику Аркадию Кирсанову.



  • портрет;

  • воспитание и, соответственно, взгляды на воспитание;

  • взаимоотношения с простым народом (речь, лексика);

  • образ жизни.

2. Прокомментируйте спор Базарова и Кирсанова о взглядах на искусство и природу. Кто победил в споре?

На правой половине ватмана отражаются цитаты, либо свободная качественная характеристика. Продолжительность работы 5-7 минут. Затем материалы вывешиваются на доску и защищаются каждой группой одновременно по одной характеристике: сначала все раскрывают портрет и т. д.

Анализ работ сопровождается своевременными дополнительными вопросами:

- Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

- Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

- Обратите внимание - совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде.

- Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

- Как выглядит Аркадий?

- Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

- Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

- Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).


Образ жизни

Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

- С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?

- Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешки», можно ли согласиться с Аркадием?

- А по каким стопам идет Базаров?
Отдельная группа работала над координатной прямой, на которой необходимо было отразить все точки соприкосновения героев.
Вывод: Базаров и братья Кирсанова - люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

- Идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми в романе происходит в главе 10. Разберемся в их споре.

- Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

(Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу.)


У каждой группы своя линия спора. Ваша задача за 5 минут обговорить, прокомментировать спор и ответить, кто в нем победил и почему.
1. Первая линия спора

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах.

- Раскройте его суть.

- Каков итог этого спора?


2. Вторая линия спора

Вторая линия спора - о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

- Каковы принципы нигилистов, ЧТО они отвергают?

- Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

- Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?
3. Третья линия спора о русском народе

- Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.


4. Четвертая линия спора

Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства.

- Как же смотрит Базаров на природу?


Итог урока: на доске появляется счет:

Базаров Кирсановы

1 0

0 1


1 0

0 1


Вывод: Столкнулись два кита, две идеологии: отцов и детей. Обе достаточно твердо стоят на ногах, обе имеют право на существование, но обе и несовершенны, т.к. одна уже теряет свои силы, а другая их еще достаточно не набрала.

Мы рассмотрели лишь один конфликт. На следующем уроке рассмотрим понятие любви на теме «Поединок Базарова и Одинцовой».



При составлении разработки использовался материал учебно-методического издания Золоторевой И.В., Михайловой Т.И. «Поурочные разработки по литературе 19в. 10 класс 1-е полугодие». М., 2004

  • 1. Первая линия спора
  • 2. Вторая линия спора
  • 3. Третья линия спора о русском народе
  • Итог урока