Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Разработка урока по литературе в 5 классе «В. Г. Короленко. «В дурном обществе»




Скачать 97.06 Kb.
Дата22.01.2017
Размер97.06 Kb.
ТипРазработка урока
МБОУ «Чернокурьинская СОШ»


Разработка урока по литературе в 5 классе

«В.Г.Короленко. «В дурном обществе».


Доброта и сострадание героев повести.
Равнодушие окружающих людей к беднякам»

Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Маурер М.И.

Используемая технология: ИКТ

(мультимедийная презентация, аудиоресурсы http://music.yandex.ru/#!/track/1816825/album/180370



http://music.yandex.ru/#!/track/3155623/album/334615

ЭОР - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/082de518-e805-423b-9b73-4873ab6fb52e/%5BLI6RK_12-02%5D_%5BTR_02%5D.swf



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dbe1d9ad-1256-4fd2-9370-9f75130b16e0/%5BLI6RK_12-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

с. Чёрная Курья

2011-2012учебный год

План-конспект урока по литературе в 5 классе

«В.Г.Короленко. «В дурном обществе».

Доброта и сострадание героев повести.

Равнодушие окружающих людей к беднякам»

Ф.И.О.: Маурер Марина Игоревна

МОУ «Чернокурьинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Литература

5 класс


Тема урока: В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Доброта и сострадание героев повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Цели урока:


  1. обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;

  2. развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

  3. воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру. (Слайд 2)


Ход урока:





Этап урока

Название используемых ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент

Слайд 2

Приветствие.

Откройте тетрадь по литературе, запишите дату и тему урока.


Дети открываю тетрадь и записывают дату и тему урока.



II

Знакомство с личностью писателя, со штрихами его биографии.

Слайд 3

Учитель предлагает рассмотреть портрет Короленка художника И.Е. Репина.

Каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил?


И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человек, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: “Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.




(Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)


III

Знание текста

Интерактивная таблица «Узнайте героя повести по его портрету»

Демонстрация учителя.

Дети выполняют эту работу у доски по цепочке.







Песня Аккорд «Генералы песчаных карьер»

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?
– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.




(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)




IV

Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества”

Презентация «Темные личности»

Учитель демонстрирует презентацию на фоне органной музыки

А. Вивальди “Адажио”.

В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?


Дети внимательно просматривают.

(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)




V

Работа с текстом




Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
Где обитают эти “темные личности”? Почему?

Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.



(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)


VI.

Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание”

Слайд 5, 6

Слайд 7


Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте сло-весные иллюстрации и сравните их с иллюстра-циями В.Глуздова и В.Кости-цына.

Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?

Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?

Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?

Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется



(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.)

(Стены могли бы рассказать о бед-няках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)


VII

Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

Cлайд 8


Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?

А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 8). Что в центре иллюстрации?


Каково его выражение?

Какими художник изобразил Валека и Марусю?


На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?


Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?




(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)



VIII

Домашнее задание

Слайд 9

Учитель комментирует домашнее задание

Учащиеся записывают в дневники



  • В.Г.Короленко.