Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассмотрено на заседании мо учителей




страница1/2
Дата22.03.2020
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
  1   2

Рассмотрено

на заседании МО учителей



________________________________________________________

Руководитель МО

_____________/______________/

ФИО


Протокол № ___

от «__»__________20____г.




Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ «Средняя школа №12»»

_____________/ /




Утверждаю

Директор

МБОУ «Средняя школа №12»

_____________/ /







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу литературы

для 5 класса

(домашнее обучение)
Программу составил

учитель русского языка и литературы

Филякина Наталия Сергеевна

2015 – 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Место учебного предмета

Данная рабочая программа составлена для учащейся 5 «Б» класса Андреевой Дианы, по состоянию здоровья обучающейся на дому. На изучение русского языка в 5 классе «Примерный учебный план для организации обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательное учреждение (обучающихся на дому)» отводит 1 час в неделю в течение 35 учебных недель (в целом 35 учебных часов). Предлагаемое планирование распределяет материал, исходя из психофизических особенностей ученика; составлено с учетом дифференцированного подхода к планированию с целью развития художественно-творческих способностей учащейся, формирования ее гражданской идейно-нравственной позиции. Планирование адаптировано к особенностям развития ребенка.
Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Приоритетные методы и формы работы

Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:


  • эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;

  • метод гипотез, заключающийся в том, что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной гипотезы;

  • метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта: облака, города, дерева и т.д.;

  • метод создания учениками оригинальных текстов на основе предложенных учителем заданий «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…», «Я рисую словом…»;

  • метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует ребенка на совместный поиск знаний;

  • метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В процессе обучения используются следующие приемы и формы работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Литература – искусство слова (1ч)

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.


Мифы народов мира(2ч)

Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Мифы Древней Греции. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.


Устное народное творчество (фольклор) (4ч)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.



Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Царевна-лягушка».

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».
Литература XIX века (8ч)

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики.



Золотой век русской поэзии

И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте».

Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И.С. Тургенев. «Муму».

Поэтический образ Родины

И.С. Никитин « Русь»;

М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»), «Бородино».

А.В. Кольцов «Косарь»;

А.К. Толстой «Край ты мой…»;

Н.А. Некрасов «Соловьи»;

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья».

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».


Литература ХХ века (11ч)

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин. «26-е мая». А. А. Ахматова. «В Царском Селе». В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину». К.Д. Бальмонт «Пушкин».



Литературные сказки XX века

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».

X. К. Андерсен. «Снежная королева».

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо».



Проза русских писателей XX столетия

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».

А. И. Куприн. «Мой полет».

Поэтический образ Родины

А. А. Блок. «На лугу». «Ворона».

И. А. Бунин. «Сказка».

К. Д. Бальмонт. «Снежинка». «Фейные сказки».

С. А. Есенин. «Пороша». «Черемуха».

М. М. Пришвин. «Времена года». Отрывки.

Н. А. Заболоцкий. «Оттепель».

Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…».

Н. М. Рубцов. «В горнице».

Мир наших братьев меньших.

С. А. Есенин. «Песнь о собаке».

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Героическое прошлое России

А. И. Фатьянов. «Соловьи. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». А. А. Ахматова. «Мужество». Р. Г. Гамзатов. «Журавли».



Современная литература

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Т. Янссен. «Последний в мире дракон».
Путешествия и приключения (4ч)

Покорение пространства и времени. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Глава шестая.

Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Глава первая.

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».
Повторение изученного в 5 классе (5ч)

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.

Чтение летом. М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел

Всего часов

В том числе развития речи

1

Литература – искусство слова

1

-

2

Мифы народов мира

2

-

3

Устное народное творчество (фольклор)

4

-

4

Литература XIX века

8

1

5

Литература ХХ века

11

1

6

Путешествия и приключения

4

-

7

Повторение изученного в 5 классе

5

-




Итого:

35

2


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;


• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;


• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:


• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:


• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:


• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:


• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:


  1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению.

  2. Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору).

  3. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  4. Основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:




  1. Работать с книгой.

  2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

  3. Выявлять авторскую позицию.

  4. Выражать свое отношение к прочитанному.

  5. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

  6. Владеть различными видами пересказа.

  7. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

  8. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

 


Тема урока


Решаемые проблемы

УУД

Дата

Понятия

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Литература – искусство слова (1ч)

 1

Художественные приемы искусства слова

Каковы композиционные, сюжетные особенности произведений? 

Литература, художественные приемы.

 


Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

РРегулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

 


 Формирование стартовой мотивации к обучению.





Мифы народов мира (2ч)

2

Мифы и мифология

Каковы сюжетно-композиционные особенности мифов?

мифы и легенды


Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи


Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.




3

Мифы Древней Греции . О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла».

Каковы особенности сюжетов древнегреческих мифов.

мифы и легенды


Научиться определять сюжетные особенности древнегреческих мифов.

П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности




Устное народное творчество (фольклор) (4ч)

4


Фольклор- устное народное творчество

Русские народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.


Каковы жанрово-композиционные особенности фольклора.

Каковы особенности жанра сказки, ее виды.



фольклор, его жанры


Научиться приводить примеры фольклорных произведений разных жанров, видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов.

П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь устанавливать жанр сказки, виды сказок.

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

К.:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности




5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна –лягушка»



Каковы особенности сюжета сказки «Царевна-лягушка»?

Каковы художественные приемы сказки «Царевна-лягушка»?



фольклор, его жанры, виды сказок


Научиться вести беседу по прочитанному произведению.

Научиться характеризовать героев сказки и их поступки, определять соотношение реальности и вымысла.



П.: уметь использовать при сказывании характерные обороты; уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью


Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности




6

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки.



Каковы особенности малых фольклорных жанров?

пословицы и поговорки, афоризмы.

Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы.

П.:выделять и формулировать позновательную цель.

Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.




7

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. «Озорник Петрушка ».



Каковы жанровые и композиционные особенности народной драмы.

Народный театр в истории русской культуры. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Пьесы о Петрушке "Озорник Петрушка". И их сюжеты. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах.

Научиться характеризовать героя и его поступки и определять жанровые особенности народной драмы.

П.:Находить в тексте драмы примеры других жанров фольклора.

Р.: Применять метод информационного поиска.

К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.




Литература XIX века (8ч)

8

Русская классическая литература

И. А. Крылов. Жанр басни. Басни Крылова «Свинья под дубом». «Осел и мужик».



Проблема личности и общества. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения



. Реализм в русской литературе. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.

Басня, мораль



Научиться строить развернутое высказывание на основе прочитанного.

Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова.



П.:уметь пересказывать сюжеты произведений 19 века, характеризовать героев и их поступки; Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен.

Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорлинировать ее с позиции партнеров при выработке общего решения и совместной деятельности.


Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.




9

А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении



Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Каков сюжет и композиция поэмы?


Поэма,

сюжет, завязка



Знать сведения о семье и детстве Пушкина.

Научиться определять сюжет и композицию.

Знать сюжет и героев поэмы.


П.: Уметь выделять влияние народного творчества на будущего поэта; уметь искать и выделять необходимую информацию в поэме.

Р.: Уметь планировать алгоритм ответа.

К. Уметь моделировать монологическое высказывание на основе ранее изученного.


Формирование навыков исследовательской деятельности.




10

М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Стихотворение «Парус», «Листок», «Из Гете»

В чем особенности стихотворений Лермонтова, основные мотивы лирики?

В чем особенности интонационно-сюжетного рисунка стихотворения Лермонтова?




Контраст, жанр, композиция, тема, мотив.

Словесное рисование. Лермонтов-художник. Жанр и композиция.



Научиться анализировать поэтический текст.

Научиться определять интонационно-сюжетный рисунок стихотворений.



П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам)

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциоанальный опыт.

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное.


Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.




11

Н. В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сюжет и герои повести Гоголя «Пропавшая грамота».

Фантастическое и реальное в повести «Пропавшая грамота»


Как определить народно-поэтический колорит произведения?

Как научиться анализировать текст?



Сюжет, содержание, реально и фантастическое в сюжете.

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Реальность и фантастика



Знать биографические сведения. Научиться анализировать текст были.

Знать содержание прочитанного текста. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы



П.:Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; уметь давать определения понятиям. Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии.

Р.:уметь самостоятельно ставить новые цели и задачи.

К.: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.


Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; способствовать развитию культурной и этнической толерантности.




12

И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа.

Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя.

Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом.



поверье, быличка. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость.

Знать биографические сведения об авторе.

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.




П.:Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь синтезировать полученную информацию для составления портрета.

Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока.

К.: уметь выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.




13

Герасим в доме барыни

Герасим и Татьяна

Герасим и Муму.

Богатырский поступок

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму»


Каковы духовные и нравственные качества Герасима.

Авторская позиция и способы ее проявления.Сюжет и герой рассказа Герасим в доме барыни. Герасим и Муму.

Богатырский поступок... Богатырский облик и нравственная чистота Герасима.


Характеристика литературного героя.

Характеристика литературного героя.

Анализ эпизода.

Реальная основа повести. Сострадание и жестокость.




Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Научиться определять идейный замысел рассказа.



П.: Уметь сопоставлять героев, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь обобщать понятия, искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К.:Уметь строить монологическое высказывание, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формировать уважение к личности и ее достоинству.




14

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века.

Стихотворные размеры



Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения.

Как научиться определять стихотворные размеры?




Ритм, рифма, стихотворный размер.

ямб, хорей, ритм, рифма.




Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.

Научиться определять стихотворные размеры.




П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну.




15

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История создания, особенности повествования.

Композиция и идейное содержание стихотворения



Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер.

Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения.

Каковы способы выражения авторского отношения к героям произведения?


стихи и проза

Образ простого солдата – защитника родины. Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Тема, идея.


Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения.

Знать биографические сведения писателя.

Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения.

Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство



П.: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Уметь различать произведение автора и рассказчика, определять элементы сюжета; определять стихотворный размер.

Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения.

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения.


Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.




Литература ХХ века (11ч)

16

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки»

Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа?

Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке.

Знать биографические сведения писателя. Знать содержание прочитанного произведения.

П.:уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. уметь понимать ключевые проблемы произведения.

Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, цели, проблему урока.

К.: уметь строить монологическое высказывание, работать в группе.


Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.




17

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Силы добра и зла.

Герда отправляется на поиски Кая.


Каков литературный портрет сказочника?

Сказка. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия вымысла и авторского замысла.

П.: Уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. Уметь понимать ключевые проблемы сказки.

Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других




18

Испытания продолжаются.

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»


Каков литературный портрет сказочника.

Как научиться выразительно читать диалогическую речь.

Как научиться составлять план и текст творческой работы?



Композиция, портрет героя, характеристика поведения.

Структура сочинения, план сочинения.



Знать понятия вымысла и авторского замысла. Определять роль портретной характеристики героя.

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы.



П.: уметь давать определения понятиям, уметь отличать литературный портрет от обычной биографии, уметь сопоставлять героев.

Р.: формировать ситуации рефлексии, устанавливать целевые приоритеты.

К.: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.


Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.




19

А. П. Платонов «Волшебное кольцо» Традиционное и новое в сказке.

В чем мудрость сказки Платонова?

Теория. Пути рождения сказок.

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров.




Знать биографические сведения писателя. Знать понятия вымысла и авторского замысла.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сказки.





П.: Уметь узнавать сказку по ее признаку, понимать ее ключевые проблемы.

Р.: Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения.

К.: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.




20

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

А.И.Куприн. Очерк «Мой полет»



Научиться анализировать прозаический текст.

Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет

Научиться анализировать прозаический текст.

П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь различать повесть и рассказ по их признакам, уметь различать произведения автора и рассказчика.

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.




21

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века

Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения


Ритм, рифма, стихотворный размер.

Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.


П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну.




22

М. М. Пришвин «Времена года»

Каковы особенности лирического описания природы М.М. Пришвина?

Сюжет, композиция, лирическое описание.

Научиться определять тему и идею рассказа.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Уметь понимать ключевые проблемы произведения.

Р.: уметь самостоятельно регулировать тему, проблему, цели урока, анализировать условия достижения цели.

К.: строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи.


Формировать любовь к Родине, ее природе, чувства гордости за свою страну.




23

Мир наших братьев меньших (стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке», и В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворений Есенина и Маяковского?

Ритм, рифма, стихотворный размер.

Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.


П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.




24

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Каковы приемы создания трагического в стихотворениях и песнях о Великой Отечественной войне?

Лирика, лирический герой, тропы.

Знать биографические сведения о поэтах, знать изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь анализировать стихотворения.



П.: Определять стихотворный размер, понимать русское слово в его эстетической функции.

Р.: уметь осознавать усвоенный материал. Уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении и поступках героев со своими.

К.: уметь выразительно читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.


Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.






25

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

Герой рассказа Астафьева «Васюткино озеро».



Как составить литературный портрет Астафьева?

Сила характера главного героя рассказа.



Литературный портрет, жанр рассказа, композиция.

Герой, идея, главная мысль, поступок, характер, действие.





Научиться составлять литературный портрет писателя. Знать содержание.

Научиться правильно определять поступки главного героя.



П.: уметь излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ.

Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

К.: формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и к коллективной творческой деятельности.




26

Туве Янсон. «Последний в мире дракон»

Как научиться идейно-тематическое своеобразие текста.

Юмор, гуманизм, словесные иллюстрации.

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа. Знать понятия вымысла и авторского замысла

П.:Знать содержание прочитанного произведения, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

К.: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее





Формирование

устойчивой мотивации

к индивидуальной и

коллективной

творческой деятельности


Путешествия и приключения (4ч)

27

Роман «Робинзон Крузо» и его автор. Герой романа «Робинзон Крузо»

Каков алгоритм проведения анализа текста?

Характеристика, дневник героя, понятие «робинзонада»

Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое.


П.:Излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения.

Р.: принимать решения в проблемной ситуации.

К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения





Формирование

уважения

к личности и ее

достоинству.



28

Р.Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. Правда и вымысел.

Каковы сюжетно-композиционные особенности повести.

Прототип героя, автобиографическое произведение, сюжет, гротеск, литота, ирония

Научиться определять сюжетно-композиционные особенности. Знать биографические сведения о писателе. Понятия о приключенческой литературе и о литературном герое.

П.: Строить рассуждения. Осуществлять сравнение, излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Р.:Принимать решение в проблемной ситуации, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

К.:Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве





Формирование

навыков


взаимодействия в

группе по алгоритму

выполнения задачи

при консультативной

помощи учителя.


29

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои романа М.Твена

Каков идейно-эмоциональный пафос романа?

Прототип героя, приключенческое произведение, характеристика, литературный портрет

Научиться правильно определять идейно-эмоциональный пафос романа.

П.: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р.: Самостоятельно формулировать проблему и цели урока.

К.:Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи





Формирование навыков исследовательской

деятельности,

готовности и

способности вести

диалог и достигать в нем взаимопонимания


30

Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

В чем композиционно-языковые особенности произведения.

Детективный сюжет, трилогия, литературный портрет

Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия о детективной литературе, особенности сюжета и композиции в детективе

П.:Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

К.:Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.





Формирование

устойчивой мотивации

к обучению и самосовершенствованию


Повторение изученного в 5 классе (5ч)

31

Урок-практикум «Сюжет и композиция художественного произведения»

Каковы особенности сюжета и композиции? Каковы элементы построения произведения?

Завязка, кульминация, развязка, сюжет, экспозиция

Научиться находить элементы сюжета в произведениях.

П.: Уметь строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

К.: уметь проявлять активность для решения познавательных задач.





Формирование

устойчивой мотивации к самосовершенствованию.



32

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.

Что читать летом?



Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Жанры произведения. Фольклор. Художественная литература.

Знать содержание прочитанных литературных произведений, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь характеризовать героев. Определять роль портретной характеристики героя.

П.: Давать определения понятиям. Строить рассуждения, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи.

Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели, принимать решение в проблемной ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

К.:Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, работать в группе, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.





Формирование

выраженной мотивации

и интереса к учению.

Формирование уважения

к истории,

способствовать

развитию культурной и

этнической

толерантности.


33 -35

Резервные уроки



















ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература:

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.

3. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

5. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5 – 11 классы / Авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Литература. 5 – 10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия / Авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Литература. 5 – 7 классы: викторины, занимательный материал / Авт.-сост. В.В. Духно, В.В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2011.

8. Литература. 5 – 9 классы: диалоговые формы обучения / Авт-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008.

9. Литература. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся /Сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

10. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 класса: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2002.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Осмолова. М.: Просвещение, 2010


Дополнительная литература:

1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. – М.: Академический Проект; Екатеринбург, Деловая книга. – 2004.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2006.

3. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой, О.Ю., Маранцмана, В.Г. – В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.

4. Русский язык. Литература. 5 – 11 классы: технологии проблемного и развивающего обучении / Сост. Л.Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель, - 2012.

5. Современные образовательные технологии/ Под ред. Н.В. Бордовской М.: Кнорус, 2011




Электронные ресурсы:

1. Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам «Русская литература и фольклор»: http://feb-web.ru/

2. Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ»: http://www.gramota.ru/

3. Журнал о русском языке и литературе «TextoLogia.ru»: http://www.textologia.ru/



Каталог: programma
programma -> Viii ежегодная международная конференция «Языки в современном мире»
programma -> Программа итоговой образовательно-научной конференции студентов казанского университета 2012 год казань 2012
programma -> Имени а. С. Пушкина филологический факультет
programma -> Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения
programma -> Программа международной научной конференции
programma -> Программа XVII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи
programma -> Рабочая программа кружка \" художественное слово\"
  1   2

  • Согласовано
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу литературы для 5 класса (домашнее обучение)
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Приоритетные методы и формы работы
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА Литература – искусство слова (1ч)
  • Устное народное творчество (фольклор) (4ч)
  • Литература XIX века (8ч)
  • Литература ХХ века (11ч)
  • Путешествия и приключения (4ч)
  • Повторение изученного в 5 классе (5ч)
  • Раздел Всего часов В том числе развития речи
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами
  • Метапредметные результаты
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • Предметные результаты Метапредметные результаты
  • Мифы народов мира (2ч) 2
  • Устное народное творчество (фольклор) (4ч) 4
  • Литература XIX века (8ч) 8
  • Литература ХХ века (11ч) 16
  • Путешествия и приключения (4ч) 27
  • Повторение изученного в 5 классе (5ч) 31
  • 33 -35 Резервные уроки
  • ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • Русская литература и фольклор»