Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказу И. С. Тургенева




Дата25.06.2017
Размер49.2 Kb.
ТипРассказ
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цель урока: дать характеристику героям рассказа «Бежин луг».

Задачи:


1. Развивать умение ориентироваться в тексте произведения, узнавать героя по его характеристике.

2. Определить особенности портретов персонажей рассказа И.С. Тургенева.

3. Составить таблицу «Характеристика героев рассказа «Бежин луг».  

4. Сравнить героев произведения  


Ход урока


  1. Организационный этап. СЛАЙД 1, 2, 3. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». Назвать цели и задачи урока.

  2. Проверка ДЗ. Беседа

- Кто является героями рассказа? (слайд 4) Рассказчик, мальчики, с которыми он встретился.

- Какую роль играет автор? Как он попал на Бежин луг? (слайд 5)

- Что делали мальчики у костра? (слайд №6)
- Давайте рассмотрим иллюстрации к произведению Тургенева и сравним их. (слайд 7 ).

- Сколько человек сидело у костра? А на картинках?  Почему?

- Назовите героев тургеневского произведения (Павлуша, Илюша, Ваня, Костя, Федя).

- Давайте вспомним, что такое портрет героя художественного произведения, что он включает в себя (описание внешности, одежды, особенностей поведения: жестов, речи, движений героя).

- Дома вы должны были найти описания героев «Бежина луга». Давайте проверим, как вы выполнили это задание: поиграем в игру «Угадай, кто это?».

Приготовьте тексты с закладками, отмечающими описание героев.

На столах у вас лежат распечатки с именами мальчиков. Когда я прочитаю описание, поднимите табличку с именем того мальчика, которого я описываю. Таблички с именами складывайте на парте в том порядке, как будут названы герои (это очень важно!!!)

1. Горбоносое, вытянутое лицо; сжатые губы, сдвинутые брови. На вид ему было лет  12. (Илюша) (слайд 8 ).

2. Волосы всклокоченные, чёрные; глаза серые; лицо бледное, рябое. Они с Илюшей были  одногодки. (Павлуша) (слайд 9 ).

3. Стройный мальчик, с красивыми чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами. Ему можно дать лет 14. (Федя) (слайд 10).

4. Он был самый незаметный. Видна была лишь его русая кудрявая голова. Он был самый младший из ребят. (Ваня) (слайд 11).

5. Он был маленького роста, худой. Лицо было невелико, но с большими чёрными глазами. Он был старше Вани, но младше всех остальных ребят. (Костя) (слайд 12).

- Что еще входит в портрет литературного героя? (особенности речи)

- Где вы смогли найти речевые особенности персонажей? (в их речи/диалогах, в их рассказах)

- О чем же говорят мальчики, сидя у костра (слайд 13).

3. Релаксация

Давайте представим, что и мы находимся вместе с героями произведения в степи ночью. Устройтесь поудобнее (можно опереться на руки или положить голову на парту), расслабьтесь, закройте глаза. Повествователь рассказывает нам: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…» (с. 132-133) Звук 2-3 минуты

- Да, действительно, такая обстановка располагает к разговорам о таинственном…

4. Беседа по тексту.

- Возвращаемся на урок: откройте глаза, потянитесь, выпрямите спинку. Продолжаем работу.

- О чем и о ком рассказывают мальчики? (о водяном, о русалке, о конце света…)

- Итак, речь мальчиков содержит особые слова. Какие особенности речи заметили у героев рассказа? (кажись, ихний, казюли). В этом году на уроках русского языка мы с вами изучали разные виды лексических явлений. Давайте вспомним их. А помогут нам в этом следующие задания (слайд 14) . Возьмите листочки с заданием, которые лежат на партах. Закончите определения (диалектные слова, просторечные, профессионализмы). Сделали – поднимите листочек с определением.


5 Следующий и последний этап нашего урока – исследовательская работа.
      Составление и заполнение таблицы «Характеристика героев рассказа «Бежин луг».   

- Давайте подумаем, по каким признакам мы будем характеризовать мальчиков.

- О чем мы уже сказали? (возраст, внешность, речевые особенности). Сколько же колонок будет в нашей табличке? (5 – имена, возраст, портрет, о чем рассказывали мальчики, речевые особенности). Сделайте, пожалуйста, еще одну дополнительную колонку в таблице. Для чего она нужна, может быть кто-то из вас догадается сегодня? Ну, что ж, значит, мы решим позднее (на следующем уроке).

Пожалуйста, чертите таблицу на развороте листа.




Имена мальчиков

Их возраст

Портреты мальчиков

(Внешность,

Особенности одежды)


Рассказы мальчиков
(о чем?)

Речевые особенности

Отношение автора/рассказчика


























































































- А теперь вернемся к листочкам с именами мальчиков, которыми вы пользовались, когда отгадывали по описанию, о ком идет речь. Запишите имена мальчиков в том порядке, в котором лежат листочки.


6. По времени – работа в группах, поиск информации о каждом из мальчиков. Или – ДЗ.

7. Подведем итоги сегодняшнего урока. Давайте вспомним, какую цель мы ставили? (слайд 3) Какие задачи?



- Достигли мы своей цели?

- Что мы не успели сделать? (сравнить мальчиков) А таблица, которую мы начертили, поможет нам сравнить героев? Значит дома надо ее заполнить.

-ДЗ понятно?

- До свидания, встретимся на следующем уроке.

  • «Характеристика героев рассказа «Бежин луг».
  • (слайд 4)
  • (слайд №6) - Давайте рассмотрим иллюстрации к произведению Тургенева и сравним их. (слайд 7 )
  • (слайд 8 )
  • (слайд 10)
  • Звук 2-3 минуты
  • работа . Составление и заполнение таблицы «Характеристика героев рассказа «Бежин луг».