Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказы «Человек в футляре»,




Скачать 53.42 Kb.
Дата26.06.2017
Размер53.42 Kb.
ТипРассказ
Тема: Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» Цель: знакомство с биографией писателя, рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов, развитие умения анализировать и находить ответы на проблемные вопросы. Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… А. П. Чехов Ход урока: 1.Сообщение учащихся по биографии писателя. Составление по ходу сообщений хронологической таблицы- кластера. 17(29) января 1860 г. – родился в г. Таганроге в купеческой семье 1867 г – греческая школа. 1868 -1879 г г – таганрогская гимназия 1876 -1879 г г – самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа,начало творчества) 1879 – 1884 г г – Московский университет, медецинский факультет. 1890 г – А.П.Чехов на Сахалине - Какая могучая, чисто стихийная сила – А.П. Чехов… Вот теперь он уехал на Сахалин и шлет с дороги свои корреспонденции, прочтешь и легче станет: не оскудели мы, есть у нас талант, сделавший честь всякой бы эпохе (В.АТихонов) 1891, 1894, 1897, 1901 г – поездка за границу. 1893 -1894 г г – книга « Остров Сахалин» 1892 г – поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово …Я опять участковый врач и опять ловлю за хвост холеру, лечу амбулаторных, посещаю пункты и разъезжаю по злачным местам. Не имею права выехать из дому даже на 2 дня. Холеры на моем участке еще не было. А.П.Чехов – Н.А. Лейкину. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре». 1898 г – пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра. 1899 г - пьеса «Дядя Ваня» 1901 г - пьеса Три сестры». Женитьба на актрисе О. Л.Книппер 1903 – 1904 г г – пьеса «Вишневый сад» 1904г – скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве. Беседа - Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова - Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П.Чехова Каковы герои этих рассказов - С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин Как отрази- лись сахалинские впечатления в зрелом творчестве писателя - Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества А. П. Чехова Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80 – е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует. Авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность дей ствует на чита- теля сильнее громких слов. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили ро- маны Н. В.Гоголь, И.С. Тургенев, А.Н.Толстой. Работа над рассказами маленькой трилогии: - Что объединяет эти рассказы в трилогию - Общий обзор человека в «футляре» «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности Футляр – усадьба – идеал покоя, бездушно- го существования, крыжовник – символ плотского,физиологического счастья Футляр для чувст- ва, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Индивидуальные сообщения по рассказам: 1.Рассказ «Человек в футляре» (сообщение учащегося) 2.Беседа: -Каким предстает перед нами Беликов (внешний вид ,обста- новка в его квартире, вещи, окружающие его,речь) - Что можно сказать о жизненных принципах Беликова Что, по вашему мнению, составляет основу его характера - Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город - Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а беликовщина осталась - Как можно расскрыть понятие «беликовщина» Есть ли ду- ховное родство между Беликовым, Буркиным и др. учителями, горожанами - Прав ли Буркин, когда определяет «футлярность» Беликова как психологическую особенность отдельных личностей - Какой вывод делает Иван Иванович Согласны ли вы с ним 3. Рассказ «Крыжовник» (сообщение учащегося) 4. Рассказ «О любви» (сообщение учащегося) Вывод: …Преодоление инерции «футлярной жизни», «футлярного сознания» в рассказах Чехова – этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему. Вопросы для проверки понимания смысла рассказов: - Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют « маленькой трилогией» - Есть ли что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина Что именно - Кто выступает в роли рассказчиков в «маленькой трилогии, как помогают образы рассказчиков понять смысл «маленькой трилогии» - В чем вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении и современной жизнью России Итог урока. Дом. Зад: Сочинение – миниатюра «Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии»

  • - Какая могучая, чисто стихийная сила – А.П. Чехов… Вот теперь он уехал на Сахалин и шлет с дороги свои
  • Я опять участковый врач и опять ловлю
  • Не имею права выехать из дому даже на 2 дня. Холеры на моем участке еще не было. А.П.Чехов – Н.А. Лейкину.
  • Работа над рассказами маленькой трилогии
  • Индивидуальные сообщения по рассказам: 1.Рассказ «Человек в футляре» (сообщение учащегося)
  • (сообщение учащегося) 4. Рассказ «О любви» (сообщение учащегося) Вывод: …Преодоление инерции «футлярной жизни», «футлярного