Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказы А. П. Чехова» «Краткость сестра таланта»




Скачать 67.94 Kb.
Дата29.05.2017
Размер67.94 Kb.
ТипРассказ
Внеклассное мероприятие к юбилею А.П.Чехова

(7-9 классы)

«Рассказы А.П.Чехова»

«Краткость – сестра таланта»

А.П.Чехов.



Цели:

  1. обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе;

2.развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

3.воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова;

4.формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого;

Оборудование, ТСО, наглядность, раздаточные материалы:


  1. Мультимедийный проектор.

  2. Презентация.

  3. Медали, грамоты.

Ход внеклассного мероприятия

Ученики заранее получили задание:



  • познакомиться с дополнительным материалом по биографии и творчеству А.П. Чехова из справочной литературы или сети Интернет;

  1. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1) Русский писатель. Отец был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Чеховых дала нескольких писателей и художников. Чехов родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 в Таганроге. Отец - купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. Чехов с детства помогал отцу в лавке. 1868 - поступил в таганрогскую гимназию. 1876 - разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Чехов продолжал учиться, зарабатывая на жизнь репетиторством. 1879 - окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. 1884 - окончив университет и получив звание уездного врача, некоторое время занимался врачебной практикой. С 1879, еще студентом, под псевдонимами Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. начал помещать мелкие рассказы в юмористических изданиях: московских - "Будильник", "Зритель" и петербургских - "Стрекоза", "Осколки", "Петербургская Газета", "Новое Время", "Северный вестник". 1884 - первый сборник рассказов "Сказки Мельпомены", 1886 - "Пестрые рассказы", 1887 - "В сумерках". Чехов бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал сотрудником ежемесячных журналов ("Северный Вестник", "Русская Мысль", позднее "Жизнь"). 1885-1887 - совершается переход Чехова от "мелкой" работы к "труду обдуманному" - начинается вторжение в "область серьеза". В 1890 Чехов совершил поездку на Сахалин, позднее много путешествовал по Европе. 1892 - купил имение Мелихово, в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897). 1896 - премьера пьесы "Чайка", потерпевшей провал на сцене петербургского Александрийского театра. С 17 декабря 1898 "Чайка" с триумфом шла на сцене МХТ и стала эмблемой театра. 1898 - после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулез) перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л.Н. Толстым, М. Горьким, И.А. Буниным, А.И. Куприным, И.И. Левитаном. Последние годы постоянно жил в своей усадьбе под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву, где жена его, даровитая артистка Книппер, занимала одно из выдающихся мест в известной труппе московского "Литературно-художественного кружка" Станиславского. 1900 - при первых же выборах в Пушкинское отделение Академии Наук, Чехов был избран в число почетных академиков Петербургской АН по разряду изящной словесности. 1902 - вместе с В.Г. Короленко отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания М. Горького почетным академиком. 1903 - последний раз был в Петербурге. Умер Чехов 15 июля (по старому стилю - 2 июля) 1904, Баденвейлер, Германия. 9 июля 1904 тело писателя было доставлено с немецкого курорта в Москву на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. Прощание состоялось в здании МХТ. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

(Слайд 2)

Сегодня на мероприятии мы проведём занимательную викторину по творчеству и биографии А.П.Чехова. Так мы подведем итог изучения творчества писателя в 6-8 классах, проверим, насколько хорошо вы изучили его произведения и биографию.

На дом было дано задание: внимательно перечитать рассказы Чехова. Назовите эти произведения.


  1. «Смерть чиновника»

  2. «Хирургия»

  3. «Каштанка»

  4. «Лошадиная фамилия»

  5. «Хамелеон»

  6. «Толстый и тонкий»

  7. «Злоумышленник»

А сейчас в занимательной форме повторим все, о чем мы говорили на уроках, посвященных творчеству Чехова.

(Слайд 3,4)

Правила игры.

Игра проводится в нашей школе как продолжение серии внеклассных мероприятий по предметам.

Ознакомьтесь (правила прочитают помощники):

1. В игре участвуют две команды по 4 человек, которые команде придумывают название.

2. Команды по очереди выбирают вопрос. Им даётся полминуты на обсуждение.

3. Вопросы распределены по двум номинациям:

1. вопросы по биографии писателя.

2. вопросы по творчеству писателя.



(Слайд 5 )

Судит состязание уважаемое жюри, сами ученики в конце урока



По окончании викторины победители получают медали, по количеству правильных ответов (зеленые,синие,красные кружочки ), которые наклеивают на рабочие листы.

После многих вопросов даётся небольшой комментарий учителя или беседа,

или сообщение об интересных фактах биографии писателя.

Вопросы по биографии А.П. Чехова. (Слайд 6)

1. Автор этих картин был другом А.П.Чехова. Назовите имя художника. (Слайд 7) (Исаак Левитан)

Исаак Левитан писал пейзажи без людей и его единственный пейзаж, где присутствует человек – "Осенний день в Сокольниках", а человека на нем написал брат Чехова Николай.



2. В каких юмористических журналах не печатал свои произведения Антон Павлович Чехов? (Слайд 8)

«Фитиль»


Ребята, Антон Павлович обладал отменным чувством юмора и был в жизни очень весёлым человеком. Например, он мог сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: «Бомба!.. неси в участок, да смотри осторожнее...» Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе... А разговаривая с близкими, заменял обычные имена кличками, которые прилипали к людям на всю жизнь.

3. Назовите псевдонимы, А.П. Чехова? (Слайд 9)

(Антоша Чехонте`, Врач без пациентов,)

Исследователи творчества писателя насчитывают около 50 псевдонимов, принадлежащих Чехову. Первые произведения Чехова, подписанные настоящим именем, появились в газете «Новое время» – на этом настоял редактор А.С. Суворин. Таким образом, «серьезные произведения» Чехова стали публиковаться под настоящим именем, а юмористические вещи – по-прежнему псевдонимами.


  1. Какое образование получил Чехов? (Слайд 10)

( С 1869 по 1879 год учился в таганрогской классической гимназии).

(С 1879 по 1884 год – на медицинском факультете Московского университета).

В Московском университете он учился у известного профессора Николая Склифосовского, в память о котором было названо известное сейчас лечебное учреждение – Институт им. Склифосовского



5. (10) Кто из русских писателей, сказал:

«Чехов – это Пушкин в прозе».

(Л.Н.Толстой)

6. Какое высказывание принадлежат А.П.Ч ехову:

  1. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов)

  2. «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела» (Аристотель)

  3. «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» (Гюго В.)

  4. «Красота – это королева, которая правит очень недолго» (Сократ)

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

7.Музыку этого композитора Чехов «любил ужасно». Назовите автора этого музыкального фрагмента

(запись музыкального фрагмента «Лебединое озеро») Пётр Ильич Чайковский

8. Когда и где родился А.П. Чехов? (Слайд 11)

А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге

9. Узнайте рассказ А.Чехова по ассоциации (Слайд 12)

1. Ящерица – «Хамелеон»

2. Дворняжка – «Каштанка»

3. Гайка – «Злоумышленник»

4. Зубы – «Хирургия» 

5. Соль – «Пересолил»

6.Овёс – «Лошадиная фамилия»

10. В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки?

Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один раз менял своё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.



11. Рассказ «Толстый и тонкий» построен по принципу:

( антитеза)

Рефлексия.

Работа наша подошла к концу. Вы оценивали свои ответы на листках, которые сдаете учителю.



Какой вопрос был самый интересный? Почему?

  1. Какой вопрос был самый сложный?.

Подведение итогов.

  • Оборудование, ТСО, наглядность, раздаточные материалы
  • Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
  • (Слайд 3,4) Правила игры.
  • Вопросы по биографии А.П. Чехова. ( Слайд 6 ) 1. Автор этих картин был другом А.П.Чехова. Назовите имя художника. (Слайд 7)
  • 2. В каких юмористических журналах не печатал свои произведения Антон Павлович Чехов (Слайд 8)
  • 3. Назовите псевдонимы, А.П. Чехова (Слайд 9)
  • Какое образование получил Чехов (Слайд 10) (
  • 5. (10) Кто из русских писателей, сказал: «Чехов – это Пушкин в прозе». (Л.Н.Толстой) 6. Какое высказывание принадлежат А.П.Ч ехову
  • 7.Музыку этого композитора Чехов «любил ужасно». Назовите автора этого музыкального фрагмента (
  • 8. Когда и где родился А.П. Чехов (Слайд 11)
  • 10. В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки
  • 11. Рассказ «Толстый и тонкий» построен по принципу: ( антитеза) Рефлексия.