Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»




Скачать 240.36 Kb.
Дата06.07.2017
Размер240.36 Kb.
ТипРассказ
«Нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

( Публичный урок)

Методический замысел урока и обоснование темы:

Данное мероприятие- размышление о рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки». На мероприятия приглашены родители, учителя школы, учащиеся из других классов (ученики- победители и призеры окружной и областной олимпиады по истории и обществознанию) . Приглашенным предложено принять участие в обсуждении(делиться мнением, отвечать на вопросы). Учащиеся по желанию разделились на группы «Историки», «Литературоведы», «Журналисты». Гостям предложено быть «Экспертами».

Учащимся предложено самостоятельно через выход на проблемы, поднятые в произведении, обозначить тему мероприятия и цели.

Первая часть мероприятия посвящена работе над биографией писателя ( «Литературоведы»).

Погрузится в определенную историческую эпоху, ссылаясь на исторические факты, позволяет комментарий «Историков» и сообщение «33 год в судьбе страны»; анализ «документальной реплики» и работа над композицией рассказа; анализ образов-символов времени («Песня о встречном» Бориса Корнилова и Дмитрия Шостаковича, частушки). Понять внутренний мир героя и замысел автора позволяет коллективный анализ текста, работа над средствами художественной выразительности, аналитическое чтение.

Все методические приемы, используемы учителем, являются катализатором ситуации озарения: аналитическое чтение, ментальная карта ( удобная и эффективная техника визуализации мышления), мозговой штурм позволяют понять проблемы, поднятые автором текста, ответить на вопрос урока: « Должно ли сегодняшнее поколение помнить о прошлом?».

Технология развития критического мышления «Мыслительные стулья» позволяет решить определенные проблемы, исходя из ситуации. Стратегия метода трёх мыслительных стульев заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций:



Стул мечтателя : представить положительны финал рассказа .Стул реалиста:

на этом месте человек должен включить свой здравый смысл. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным. ( Каков финал рассказа? Что будет с героями? Куркулями? Отцом мальчика?) Стул критика: в обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике, задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? «Мыслительные стулья»- нетрадиционный, хотя и естественный способ организации мышления.

Нестандартные приемы придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся к происходящему действу. Урок полифоничен, так как учащиеся и гости урока «работают» сообща.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно применять их в условиях урока.

Форма урока: публичный урок.

Цель и задачи урока:

ЦЕЛИ ДЛЯ детей

ЦЕЛИ ДЛЯУЧИТЕЛЯ

  • Осмыслить авторскую позицию.

  • Через знакомство с историческими фактами, событиями произведения понять историко-философский смысл рассказа, внутренний мир героя.

  • Ответить на вопрос урока : « Должно ли сегодняшнее поколение помнить о прошлом?»

Предметные цели: пробуждение интерес к личности В.Тендрякова, отработка навыка аналитического чтения и анализа произведения.

Метапредметные цели: формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные цели: воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям, формирования у школьников гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории, уважение человеческого достоинства.

Методы и приемы:


  • прием погружения в историческую эпоху;

  • аналитическое чтение;

  • рассказ о «раскулаченных» ( родители, приглашенные на урок);

  • организация работы в группе;

  • выделение ключевых образов- символов;

  • создание карты-схемы;

  • работа с историческими документами;

  • подготовка мини-проектов и сообщений ( домашнее задание для «Литературоведов»: «Личное дело В. Тендрякова», «Историков»: мини-проект ««33 год в судьбе страны», «Журналистов»: «Слово «совесть» в словарях»).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Приемы деятельности учителя:

- фронтальная беседа;

-работа с текстом;

-«погружение в эпоху»;

-работа с терминами и понятиями.

Технологии обучения:

-технологии личностно-ориентированного обучения;

- ИКТ;

- технология развития критического мышления.



Оформление урока:

Мультимедиапроектор, компьютер, музыкальное оформление («Песня о встречном» Бориса Корнилова и Дмитрия Шостаковича) , кусочки хлеба а тарелочках.



Для учащихся: рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки», окладной лист по единому сельскохозяйственному налогу на 1928—1929 год крестьянина села Больше-Михайловское Воропаева Арсентия Поликарповича, Статтаблица №15" Коллективизация крестьянских хозяйств и посевов на весну соответствующего года.

Предварительная подготовка

  1. Прочтение рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

  2. Задание по группам:

Журналисты

Историки

Литературоведы

«Что такое совесть»

«33-й год в судьбе страны»

Биография Тендрякова



  1. Вопросы к классу:

    • Проблемы, поднимаемые автором.

    • Характеристика главного героя.

    • Описание куркулей.

    • Смысл названия рассказа.

4.Приглашение родителей, учителей, учащихся других классов.

План урока

  1. «Вхождение»

ПРОБЛЕМА РАСКУЛАЧИВАНИЯ

ПРОБЛЕМА ГОЛОДА

ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ

ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ

  1. Через постановку проблем «выход» на тему и цели. Мозговой штурм

3.Основная часть

  1. «Личное дело» В. Тендрякова.

  1. Исторический комментарий (коллективизация, раскулачивание).

  1. Мини-проект «33 год в судьбе страны».

  1. Выступление родителей ( Судьба семьи- судьба страны).

  1. Определение признаков времени в рассказе. Композиция рассказа.

  1. Образы-символы времени ( слушание песни, частушки-анализ).

  1. Основной прием- контраста (аналитическое чтение).

  1. Характеристика героев.

  1. «Аналитическое чтение «Путешествие куска хлеба». Ментальная карта.

  1. Работа над смыслом названия рассказа.

  1. Работа надо открытым финалом рассказа «Мыслительные стулья»

4Рефлексия

5Итог урока.

Ход мероприятия

«Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема» (Н.А. Бердяев)

«Без памяти нет совести»

( Д.С.Лихачев)



1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы работаем над рассказом В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Перед уроком вы разделились по желанию на 3 группы: «Историки», «Литературоведы», «Журналисты». На мероприятии присутствуют гости. И хотелось бы, чтобы гости не были сегодня сторонними наблюдателями. Мы приглашаем вас тоже принять участие в обсуждении и предлагаем быть экспертами ( группа «Эксперты»).

2. Определение темы, постановка целей, задач.

Учитель: Вы прочитали рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Постараемся через проблемы, поднятые автором, выйти на тему и цели занятия.

( за компьютер садится ученик, методом «Мозгового штурма» выдвигаются проблемы, звучащие в произведении, которые выводятся сразу на экран.):



  • Проблема голода (Н.А. Бердяев: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема»),

  • памяти,

  • раскулачивания;

  • совести,

  • нравственного выбора,

  • милосердия,

  • счастья,

  • черствости и др.

Учитель: Дайте определение проблемам: социальные, нравственные, философские, личные… Какие преобладают? Как же можно обозначить тему?

Дети предлагают вариант « Нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки».

-Что же нам предстоит сделать? ( Мозговой штурм)

Учащиеся формулируют тему:


  • через знакомство с историческими фактами, событиями произведения понять историко-философский смысл рассказа, внутренний мир героя;

  • ответить на вопрос урока : Чем является это произведение для нас?

  1. Основная часть

1.«Личное дело» В. Тендрякова.

Учитель: вы познакомились дома с рассказом, а с автором нас познакомит группа «Литературоведов».

«В. Ф. Тендряков. Личное дело»1



1. Фамилия, имя, отчество 

Тендряков Владимир Федорович

 2. Даты рождения и смерти

5 декабря 1923 года — 3 августа 1984 года

3. Место рождения

Деревня Макаровская ныне Верхневолжского района Вологодской области

4. Родители

Отец, Ф. Тендряков, — народный судья, затем прокурор

5. Основные факты биографии

После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован; преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола

6. Образование

В 1945 году приехал в Москву, поступил учиться во ВГИК на художественный факультет. В 1946 году перешел в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951 году.

7. Произведения

Повести «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Чудотворная» (1958), «Тройка, семерка, туз» (1960), «Суд» (1961), «Чрезвычайное происшествие» (1961), «Короткое замыкание» (1962), «Поденка — век короткий» (1965), «Находка» (1965), «Кончина» (1968), «Апостольская командировка», «Весенние перевертыши» (1973), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Ночь после выпуска» (1974), «Затмение» (1977), «Расплата» (1979), «Шестьдесят свечей» (1980), «Путешествие длиной в век» (1964); романы «Тугой узел» (1956), «За бегущим днем» (1959), «Свидание с Нефертити» (1964); пьесы, очерки, рассказы в книге «Плоть искусства» (1973); повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет (издана в 1980); при жизни писателя не увидели свет роман «Покушение на миражи» (опубликован в 1987), рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «День седьмой», «Охота» (все опубликованы в 1988 году)

8. Сценарии кинофильмов по собственным произведениям

«Чужая родня» (1956) — по повести «Не ко двору»; «Саша вступает в жизнь» (1957) — по повести «Тугой узел»; «Чудотворная» (1960); «Суд» (1962); «Весенние перевертыши» (1975), премия Всесоюзного кинофестиваля; «Житейское дело» (1977) — по новелле «Где ты, Любовь Дуняшова?»

9. Постановки спектаклей по произведениям В. Тендрякова

«Три мешка сорной пшеницы» (1975) — Большой драматический театр; «Без креста» (1963), по повести «Чудотворная» — Московский театр «Современник»

10. Награды, отличия 

Награжден двумя орденами; назван «человеком 1976 года»


Учитель:
Каким предстает внутренний мир писателя в кратком обзоре основных событий его жизненной и творческой биографии? ( запись в тетрадь)



Воля Активная жизненная позиция

Неравнодушие Целеустремленность

Бесстрашие Желание пробуждать

Честное и требовательное в читателях высокие чувства

отношение к себе и другим

Учитель: Как отразились личные качества автора в произведении? В чем автобиографичность рассказа? ( Ответы).

2.Исторический комментарий

Учитель: Тендряков пишет рассказ, погружая нас в определенную историческую эпоху. ссылаясь на исторические факты

Учитель: исторический комментарий (раскулачивание, коллективизация)

Историческая комментарий:

Коллективиза́ция — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927). Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Посмотрите на окладной лист по единому сельскохозяйственному налогу на 1928—1929 год крестьянина села Больше-Михайловское Дальневосточного края Воропаева Арсентия Поликарповича, Статтаблицу №15" Коллективизация крестьянских хозяйств и посевов на весну соответствующего года ( 34 года).

Раскулачивание

Раскулачивание — кампания против зажиточного крестьянства в СССР в 1920-1930-е годы, направленная на «ликвидацию кулачества как класса».

Согласно справке Мособлсуда, «термин „раскулачивание“ достаточно широко применялся в нормативных актах, которыми руководствовались органы, принимавшие решения связанные с применением репрессий, однако этот термин нельзя рассматривать как правовой, „раскулачивание“ могло быть связано с различными видами ограничений прав и свобод граждан, подвергавшихся репрессиям по классовыми, социальным и имущественным признакам, является собирательным

Знакомство с документами: окладной лист по единому сельскохозяйственному налогу на 1928—1929 год крестьянина села Больше-Михайловское Воропаева Арсентия Поликарповича, Статтаблица №15" Коллективизация крестьянских хозяйств и посевов на весну соответствующего года. ( Документ 1,2)

3.Мини-проект

-«Историки» подготовили сообщение о том, чем был 33 год в судьбе страны.



  • В 33 году был голод, охвативший население страны -25-30 млн. человек.

  • Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства.

  • В декабре 1925 года XIV съездом партии, вошедшим в историю как съезд индустриализации, была предложена программа скорейшего создания в стране мощной промышленной базы. Внешне цели были благие, но что в действительности представляла собой коллективизация?
     

  • В деревне разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса — создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами.

  • За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс. выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан.

  • Разорение деревни раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932—1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и вся Украина.

  • Оценка числа умерших от голода в 1932—1933 годах колеблется в пределах 10—15 млн человек.

Но несмотря на масштабы голода, по решению правительства за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.


4.Выступление родителей ( Судьба семьи- судьба страны).

Учитель: Среди наших Экспертов- Т.А. Краснова, чья семья пострадала во время раскулачивания. Ей слово.

Краснова Т.А.: Случилось так, что в нашей семье бабушка была раскулачена. В семье были лошади, коровы. Дед, Афанасий Краснов, решил жить единоличным хозяйством и не вступать в колхоз. Последствия были страшные. Отняли все, семью выгнали на голое место. В семье было 7 детей, 5 умерло. История семьи соприкасается с историей государства, народа. ( демонстрация фотографий).

5.Определение признаков времени в рассказе. Композиция рассказа.

Учитель: Покажите признаки времени в рассказе. Зачем автор дает в своем произведении документальную реплику? ( запись в тетрадь).

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕПЛИКА


Композиционный прием

Показать масштабы бедствий

Горькая правда

Чем является последняя фраза ( горькой иронией).



Д о к у м е н т а л ь н а я р е п л и к а.

    В самый разгар страшного голода в феврале 1933 года собирается в Москве Первый всесоюзный съезд колхозников-ударников. И на нем Сталин произносит слова, которые на много лет стали крылатыми: "сделаем колхозы большевистскими", "сделаем колхозников - зажиточными".

    Самые крайние из западных специалистов считают - на одной лишь Украине умерло тогда от голода шесть миллионов человек. Осторожный Рой Медведев использует данные более объективные: "...вероятно, от 3 до 4 миллионов..." по всей стране.

    Но он же, Медведев, взял из ежегодника 1935 года "Сельское хозяйство СССР" (М. 1936, стр. 222) поразительную статистику. Цитирую: "Если из урожая 1928 года было вывезено за границу менее 1 миллиона центнеров зерна, то в 1929 году было вывезено 13, в 1930 году - 48,3, в 1931 году - 51,8, в 1932-м - 18,1 миллиона центнеров. Даже в самом голодном, 1933 году в Западную Европу было вывезено около 10 миллионов центнеров зерна!"

    "Сделаем всех колхозников зажиточными!"

6.Образы-символы времени ( слушание песни, частушки-анализ).

Учитель: в чем еще передается образ времени? Создать образы-символы позволяют звуки. Таким символом времени является песня. Прослушаем ее. О чем она? Песня- символ социального оптимизма советских времен, романтики социального переустройства. «Песня о встречном» была написана Борисом Корниловым и Дмитрием Шостаковичем.

Учитель: Проанализируйте частушки. Найдите в них приметы времени. Какой прием использует автор ( песня- частушка)? Антитеза, контраст.

Учитель: Есть в тексте еще один образ времени- ТЕЛЕГА. Прочитайте эпизод, связанный с телегой. Символом чего является телега?

ПРЕКРАСНАЯ ПЕСНЯ ЧАСТУШКИ ЗВУК ТЕЛЕГИ



символическое обозначение сложнейшего хода времени

КАК ЖИТЬ В ТОЙ СТРАНЕ, ГДЕ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О СЧАСТЬЕ И КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЛЮДИ УМИРАЮТ ОТ ГОЛОДА?

ВЫБОР

Покориться Не подчиниться

СТРАШНОМУ ХОДУ ВРЕМЕНИ

ВЫВОД: Система символических обозначений времени нужна автору для того, чтобы погрузить читателя и в исторический, и в философский аспект бытия,   чтобы помочь понять его собственное «я».



7. Аналитическое чтение

Учитель: Мальчики не могли долго находиться в сквере, бежали в деревню. Почему? С одной стороны- песня о счастливой жизни. С другой- страшный голод. Господствующей идеологией в стране стала идеология обмана.

-Какой прием использует автор? (Контраст). Где еще встречается этот прием?

Володя Тенков остро мечтает о счастье: «В нечаянно вырванную у сна минуту я вдруг тихо радуюсь очевиднейшему факту — существует на белом свете некий Володька Тенков... как это прекрасно!»


 В тот момент, когда в утренние часы мир кажется герою прекрасным, «удивительно покойным», автор вводит еще один, самый трагичный символ времени — грохот телеги (телега увозит тела мертвых куркулей)

Человек, проживая свою жизнь, постоянно стремится к счастью. Государство должно способствовать человеку в осуществлении его мечты о счастье — гармонии в отношениях с собой и окружающим миром. Советское государство, проводя в 30-е годы политику коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, жизнь «любви и труда», как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над поселком. А каков «рецепт счастья»от государства ( по тексту)?.



  • насилие над человеком как метод строительства нового государства;

  • переселение крестьян оголяет землю (мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины- районы традиционного зерноводства в стране;

  • человек перестает быть человеком, теряет имя, человеческий облик.

Учитель: Чем же была для страны политика раскулачивания? ( уничтожением народа, гибелью, геноцидом)

Учитель: с проблемой голода, голодной смерти мы встречались в других произведениях. Назовите их. Как эта проблема реализуется в рассказе?

8.Характеристика героев.

Учитель: Чьими глазами мы видим все происходящее? Все происходящее мы видим глазами мальчика, Володи Тенкова- главного героя . Что он за человек? ( работа с текстом)


Отрыжка

Отец


Слон

«
Еще один слон


Чайной ложкой

море не


вычерпаешь»

- сострадающий, страдающий,

-неравнодушный,

- чувствует обман.

-Жизнь ставит ребенка перед выбором: как быть? Помочь? Не помочь?

Герои рассказа

Учитель: Мы знакомимся с героями с первых строчек рассказа.

Найдите их писание:


  • «валялись те, кого уже не считали людьми»;

  • «имярек, лишенец, адмовысланный»;

  • «Он выпал из числа людей»

  • «Куркули даже внешне не походили на людей».

  • «Одни скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами».

  • «Другие, наоборот, туго раздуты - вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти».

  • « И вели они себя сейчас тоже не как люди».

  • « Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали – спали».

(*Имярек, имрек (церковнославянский, буквально — назвавши имя), в современном русском языке употребляется (иногда иронически) вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица, в значении некто.

Куркуль [укр.] (нов.).Крестьянин-кулак на Украине)


Как понимаете выражение «туго раздуты»? ( последствия голода).

- Автор несколько раз концентрирует внимание читателя : ПЕРЕД НАМИ НЕ ЛЮДИ. Но по их описанию мы понимаем, какие чувства испытывает ребенок к ним ( жалеет, сострадает, например, мальчик, чьими глазами мы видим все происходящее, заметил «кротко горящие глаза», «кроткую скорбь»).



Словно между строчек мы читаем: ЭТО- ЛЮДИ(!), ведь у них есть, к примеру, биография, документы. Они- частица общества, такие, как все. Приведите примеры.

(Оборванец: «лежал оборванец - костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп па грязные костяшки рук, глядел снизу вверх, как глядят все умирающие с голоду - с кроткой скорбью в неестественно громадных глазах»).

Учитель: Для чего дан диалог между Дыбаковым ( говорящая фамилия ( дыба- орудие пыток) и «доходягой» и биография последнего? ( показать на примере одного человека, за что раскулачивали и ссылали людей).

Отрыжка: «скрюченная неизвестной болезнью»

Слон: «Бледное раздутое лицо»

«Еще слон»

-Почему у героев нет имен?( Потеряли человеческий облик)



9. «Аналитическое чтение «Путешествие куска хлеба». Работа с ментальной картой.

Поговорим о «путешествии куска хлеба» ( еды в широком смысле).

1.- разлитое молоко

«Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая. Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».

Почему это стало потрясением? (Женщина не ссыльная и не «лишенка», но она также беззащитна перед голодными страданиями, и это детское сердце)



2.- два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом- растоптанный, валяющийся на классном полу кусок хлеба с повидлом. Какие художественные средства использовал автор в эпизоде с куском хлеба? Прочитаем отрывок:

«Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.

- Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.

- Мне! Мне! Корочку!..

 Я отламывал всем по кусочку.

 Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног прошлось по кускам, раздавило их.

- Пахорукий! - выругал меня Пашка.

 И отошел. За ним все поползли в разные стороны.



На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.

Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.

- Это кто ж такой сытый?

И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно, пожалуй, со злорадством объявили:

- Володька Тенков сытый! Он это!..

Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!

 Ольга Станиславна начала урок.

 - В прошлый раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В прошлый раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой!

Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.

После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки».

(*Пахорукий -косолапый, неловкий руками) пролитое молоко из следа лошадиного копыта. Что потрясло мальчика?



3. «честно сэкономленные три куска хлеба, завернутый в газету комок пшенной каши величиной с кулак и чистый, совершенный, как кристалл, кусочек сахара-рафинада».

-Зачем мальчик взял еду? Решил найти самого голодного ( Какие аллюзии возникают, когда мы говорим о поиске «самого голодного»? ( Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»?)



-Итак, как идет поиск самого голодного?

Пашка Быков- бабка Обноскова- Борис Исаакович Зильбербрунер-«слон»- Отрыжка- «еще один слон»-«шкилетники»- собака.

( аналитическое чтение эпизодов)

Учитель: Что остановило помощь голодным( раздачу хлеба)?( Ответы)

4. «белые пироги с капустой и рубленым яйцом»

«Из муки, хранившейся к праздникам, она пекла мне пироги с капустой и рубленым яйцом. Я очень любил эти пироги. Я их ел. Ел и страдал».

Учитель: Почему герой страдал? ( мучила совесть)

Учитель: Что такое совесть? ( группа журналистов)

Учитель: Почему героя мучила совесть? Что он делает, чтобы совесть не мучила? Идет ли он на компромисс со своею совестью? ( кормит собаку- самое голодное существо). ( чтение эпизода).

Учитель: Чем же была для героя кормежка собаки? «Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

- Как вы понимаете смысл высказывания?

-Может ли наш герой быть сытым, если рядом голодные?

- Представьте, что у вас есть возможность задать герою вопрос. Какой вопрос вы задали бы ? Кто ответит на этот вопрос?

-Мы проследили «путешествие куска хлеба». Чем же является хлеб в рассказе Тендрякова? Аргументируйте свое высказывание.

Заполнение «Ментальной карты


Хлеб






Жизнь, возможность выжить, яд, совесть, противостояние системе, выбор

Отравляет жизнь, мучает

*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

10.Работа над смыслом названия рассказа.

Учитель: Как вы понимаете смысл названия произведения? «Хлеб для собаки»- это возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях, это возможность выбора, противостояния системе.

11.Работа надо открытым финалом рассказа «Мыслительные стулья»

Учитель: Почему В.Ф. Тендряков оставляет финал открытым? Я предлагаю поработать с «мыслительными» стульями:

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.



Стул мечтателя

Представить положительны финал рассказа .



Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным. ( Каков финал рассказа? Чтобудет с героями? Куркулями? Отцом мальчика?)



Стул критика.

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях?



Учитель: Есть ли вопросы у одной группы к другой?

4.Рефлексия

Учитель: Как вы считаете, должны ли вы, сегодняшнее поколение знать об этом? Зачем? Я несколько раз слышала: « Зачем тревожить прошлое? Ничего не вернешь. Кому это надо? Так кому? И надо ли?

-Новые поколения должны знать о темных страницах истории России, чтобы память о миллионах погибших и пострадавших в годы репрессий была всегда живой, чтобы такие злодеяния никогда не повторились. Мы должны знать и помнить!

-Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»...

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим

Д.С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. „Беспамятный“ — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести».

-Как вы понимаете эти слова? Что такое совесть? Кто может обладать совестью? Человек. Значит, лишаясь памяти, мы лишаемся человечности.



5. Подведение итогов

Учитель: К чему призывает автор?

Автор призывает своего читателя сделать все для того, чтобы история уничтожения собственного народа не повторилась никогда. Может быть, именно поэтому, как рассказ-просьбу, рассказ-предупреждение, он и создает «Хлеб для собаки», показывая себя человеком высоких гуманистических чувств и идей.



Ведь сегодня, в 21 веке, перед нами стоят те же проблемы, что и тогда. И проблема голода в том числе. И снова это не только социальная, но и нравственная проблемв.

Учитель: Хлеб на ваших столах. Он нарезан на маленькие кусочки, величиной со спичечный коробок. Именно таким был «блокадный хлеб». Мы помним это. Но каждый из нас должен помнить еще и о том страшном времени, когда не было даже этого маленького кусочка…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дaнилов A. A., Косулина Л. Г. История России. XX век. Учебная книга для 9 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995. ;

  2. Лыкова В.Д. Время в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»// Русская литература последних десятилетий» под ред. Маранцмана В.Г.

  3. Островский В. П., Уткин А. И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

В. Тендряков «Хлеб для собаки»


1 В.Д. Лыкова Время в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»// Русская литература последних десятилетий» под ред. Маранцмана В.Г.