Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказ Sammi о концерте Витаса в Ставрополе с новой программой «Бессонная ночь»




Скачать 264.69 Kb.
Дата14.04.2017
Размер264.69 Kb.
ТипРассказ
«БЕССОННЫЕ НОЧИ» СТАВРОПОЛЯ

Рассказ Sammi о концерте Витаса в Ставрополе с новой программой «Бессонная ночь». (Концерт в Ставрополе был всего лишь вторым в рамках новой программы, представляемой в России). Как всегда, подробный, едва ли не по молекулам, разбор прошедшего концерта, рассказ о массе невидимых внешнему миру деталей.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. И УЛЕТЕЛИ





«А Витаса не будет!» – «То есть как это «не будет»? Он мне вчера сказал, что будет! – Ну, не знаю, что он вам там сказал, но… Не получается, не приедет». Таким был мой разговор с продавцами билетов в кассах Дворца культуры в феврале 2008-го. Тогда афиши Витаса внезапно появились у нас в городе и также внезапно исчезли. Вскоре выяснилось, что Витас действительно планировал посетить с концертом наш город в марте, но вынужден был отправиться на съёмку в Москву. Лучше когда просто абстрактно ждёшь Витаса. А когда есть афиша, остался всего месяц и тут выясняется, что концерта не будет, то… Ощущения не из приятных.

Ровно через год, в марте 2009-го, Витас начал свои гастроли по Поволжью с Астрахани – города, находящегося в 600 км от Ставрополя. Однако, повернул он не в нашу сторону, а в сторону Волгограда и Самары. Тогда я был, быть может, ближе всего к Витасу за эти три года (если не считать двух его корпоративных концертов в нашем городе). Мы поехали навестить бабушку и дедушку на восток края, в Светлоград, который находится в 500 км от Астрахани, где в тот день давал свой концерт Витас… Рядом с Астраханью живёт мой двоюродный брат, но я не стал с ним договариваться – рассчитывал в ближайшее время увидеть концерт в Ставрополе.

В феврале я приехал в ДК покупать билеты на концерт Юрия Антонова. Попал на перерыв и, чтобы не стоять на месте, решил пройтись по всем этажам ДК. На первом ничего интересного не было, на третьем ребятня играла в настольный теннис, на четвёртом девушки занимались аэробикой… Можно было, конечно, сбросить куртку и тоже приобщиться к массам, но я решил заглянуть на второй этаж. Там проходил банкет ветеранов Афганистана, они сидели за столами в фойе. Мне это было не очень интересно, и я начал смотреть на фото, висевшие на стене, зашёл в открытую настежь дверь в концертный зал… Там шли какие-то ремонтные работы на сцене, но сам зал тянул, манил к себе! Пересилив себя, я развернулся, и… увидел Витаса! Нет, не живого, конечно. Его афиша висела на стенде, который представлял некоторых знаменитостей, побывавших в ДК. Афиша Витаса была самая большая и была видна издалека. Я, признаться, замер на месте и тут же подумал: наверное, в ДК знают заранее, когда приедет Витас и уже повесили здесь афишу, а через несколько дней она появится и на улицах города… Однако, подойдя к афише ближе, я не увидел никаких дат. Это был простой плакат с надписью «Витас. Артист, которого ждали» и указанием официального сайта Артиста. Поэтому мне ничего не оставалось, как походив вокруг этого плаката, уйти восвояси. Ни с чем. Но очередной знак был получен…

Иногда было уже невыносимо тоскливо от жажды увидеть и услышать Витаса. Щемило душу. Уже была идея самому нарисовать афиши, расклеить их по городу, позвонить Витасу и сказать: «У нас тут всё обставлено, как в Китае! Люди даже «у ай ни» будут на концерте кричать! Прилетай первым чартером!»

В 2009-м дошло уже до того, что мне его концерты и просто выступления стали сниться ночью. Помню, был сон про то, как Витас приехал к нам на какую-то вечеринку и спел три песни: «Улыбнись» (при этом он сидел в зрительном зале и сидевших рядом с ним при вокализах относило назад, как при сильном ветре), «Скажи мне, что любишь» и «Макарену» (Витас пел её, улёгшись на диван), которая даже не знаю, с какой стати, появилась в его репертуаре… В общем, такие концерты по ночам. Для особо приближённых. Снились мне и афиши – такие, которых я не видел даже на фото из Китая. Яркие, красочные, с подсветкой, огромного размера. Афиши будущего.

Лада, 25.12.2008 г.: «Витас, мы с мамой только что вернулись в Ставрополь из Геленджика. Витас, я по тебе соскучилась. Я смотрела на море, оно напоминало о тебе. Я смотрела на чаек, они летают так же, как ты. Я смотрела на закат и солнце, которое согревает где-то далеко тебя. Всё тебя напоминает».

В Ставрополе в последние годы и вправду уже ВСЁ напоминало о Витасе. Я не мог понять, почему в Москве и Питере можно давать по 3-4 концерта в год, в Китае устраивать месячные туры, в некоторых городах Сибири давать по два концерта в одном городе (может, вообще, как говорили некоторые, устроить недельный гастрольный тур по Новосибирску – по концерту в каждом районе города?), а нормально прокатиться по югу нельзя? Что за дела?!



Айя: «Поклонники в России, конечно, скучают, очень-очень ждут Его, любят и немножечко ревнуют, но это же – по любви... «Ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кронштадт...», ждет Воронеж, ждет Самара, ждет Казань... ждет Барнаул, ждет Мурманск и Оренбург... Продолжать? Мы же знаем, он обязательно приедет к нам! И мы знаем, что для 400-500 зрителей где-нибудь в Бугульме он устроит такой же праздник, как и для многотысячного стадиона в Китае!»

За это время у меня была возможность сходить на добрую сотню концертов – знаменитости любого сорта приезжали и приезжают в Ставрополь довольно охотно. Но не тянуло, что называется. Однажды сходив на концерт Витаса, ни на какие другие ходить уже не хочется. Зачем? Зачем ходить на обычные, простые концерты? Надо ходить на концерты Витаса!

Кто-то даже посчитал, что я за эти три года, что не видел Витаса, озлобился и перестал любить творчество Витаса. Люди, хорошо знающие меня, поймут, что это совершенно не так! Одно дело – тоска по живому общению с Витасом и желание услышать его живой голос, и совсем другое – вялотекущие проблемы и разногласия с другими поклонниками. Непонимание, которое, если честно, очень расстраивает. Скажу одно: моё отношение к Витасу и видение его творчества совершенно не изменились. Зато, может быть, прибавилось понимания всего, что делает этот Артист. Впрочем, это уже совершенно другая история. Как-нибудь в другой раз расскажу.

Таким был мой путь к этому концерту. Путь длиною в три года и один месяц. 1118 дней. «Заряд энергии от Витаса» к этому времени у меня не то, что закончился – я уже начал использовать заряд от будущего концерта. В кредит.


В ОЖИДАНИИ КОНЦЕРТА

Ох, как же я ждал его приезда, его КОНЦЕРТА! С начала его первых гастролей было чуть ли не по два концерта в год, потом один, а с его прошлого приезда прошло ни много ни мало три года! А кажется, – целая вечность. Как раз с 2006-го, с момента предыдущего концерта Витаса в Ставрополе, начинается его активное сотрудничество с Китаем, гастроли по китайским городам, и в России теперь можно увидеть Витаса всё реже. Это вам не график, скажем, 2003 года, когда 15-го марта концерт в Чикаго, а 18-го – в Ставрополе (Ставрополь, напомню, это пока что не пригород Чикаго)... Вот это уровень! Не в Москву, не в Питер, не в Пекин и не в Шанхай, а к нам. Есть вопросы? Но сейчас всё по-другому. Поэтому теперь каждый концерт, и без того событие на вес золота, стал эксклюзивом из эксклюзива. И пусть в меня бросит камень тот, кто считает иначе, кто думает, что концерт Витаса сегодня – это так себе, обычное зрелище в обычном провинциальном городе. Это по-прежнему НЕЧТО. Нечто исключительное.

«Мне трудно передать словами те чувства, что во мне живут», когда каждый день встречаешь на улицах города афиши ДРУГИХ артистов, понимая, что это совсем НЕ ТО, что тебе нужно. И потом, когда, наконец, видишь знакомые пять букв на афише, зачастую эти мгновения становятся наряду с концертом ярчайшими залпами сверкающих огней, становятся частью самого концерта, хотя, вроде бы, это всего лишь цветная бумага, повешенная на забор.




Афиши, которые я хочу видеть в Ставрополе
Помню, иду в начале сентября 2009-го с товарищем в университет, разговариваю с ним, а сам, по привычке, оглядываюсь по сторонам, в надежде увидеть именно ТО, что нужно. Это как с нужной книгой, которую долго ищешь, а потом находишь, только гораздо сильнее по ощущениям. И вот вдруг вижу на заборе, где обычно висят афиши, знакомое имя! Оно как будто мелькнуло и скрылось из виду. Думаю, может в очередной раз мираж? Витаса, ведь, всегда ждешь, а потом еще и удивляешься, что все-таки приезжает. К счастью, мне не показалось, просто имя Витаса было написано внизу огромной театральной афиши, в которой были ещё десятки имён. Но имя Витаса даже внизу, ей богу, сверкало огнями. «ВИТАС. «Бессонная ночь». 8 ноября. ДК и СП. 19.00».

Нам, конечно, ещё далеко до нормальной организации концертов. Наш ДК, если не брать недавно отремонтированную сцену, уже давно не соответствует даже российским стандартам. Старые двери, люстры, кресла… Но больше всего меня возмущает даже не отсутствие ремонта – уже свыкся с тем, что властям плевать на культуру. Меня поражает, что нельзя организовать нормальный «сервис» – билеты по-прежнему печатаются на обычной бумаге и, по большому счёту, ничем не отличаются от билетика в троллейбусе. А покупая билеты в этот раз, я и вовсе возмутился: на всех других «звёзд» распечатаны цветные билеты, а на концерт Витаса – самые что ни на есть обычные. И всего несколько афиш на весь город (афиши других, опять же, висели и в ДК, и на ДК, и в кассах). И ни слова в газетах. И даже в Интернете.

Афиши Витаса, в целом, всегда классные, особенно не забыть афиши времён программы «ПММ». Но, всё же, у нас они какие-то «топорные», предсказуемые. В сравнении с китайскими шедеврами, развешенными на государственных зданиях, это какие-то жалкие куски бумаги и картона. Уровень домашней работы начальных классов по освоению базовых инструментов фотошопа. Лично я бы поработал над российскими афишами Витаса, но, видимо, всех и так всё устраивает. Но, всё же, какими бы они ни были – афиши Витаса – они дороги для настоящих поклонников Витаса.



Стянуть афишу Витаса себе на память я мечтал, наверное, с самого первого своего концерта в 2004 г. Казалось бы, что в этом сложного? Но это только на первый взгляд. Дело в том, что большинство афиш размещают на заборах и тумбах в людных местах, например, на остановках. Поди, попробуй срежь её на глазах доброго десятка людей, которые подумают о тебе неизвестно что – ты же, всё-таки, не вешаешь, а срезаешь.

Когда Витас приезжал к нам в прошлый раз, в 2006-м, я, было вознамерился украсть одну из афиш, которая висела на моей остановке, но потом отчего-то передумал. А в этот раз я с самого начала принялся атаковать одну из афиш, которую и увидел в самый первый раз. Приезжал два раза, незаметно срезал уже половину, как на третий приезд она неожиданно исчезла – кто-то, видимо, пришёл с бензопилой, а не с ножиком, как я. Но зато на этом же месте повесили другую, ещё лучше – больших размеров и с фото. Мы как раз проезжали с папой воскресным днём мимо того места, и в округе не оказалось ни души. К моему удивлению, папа начал опасаться, что нас могут задержать, поэтому несколько небрежно сделал решающее движение рукой. Рука дрогнула, лицо Витаса на афише, кажется, слегка поморщилось. Мы чуть не сцепились в тот момент…  Кто ж так обращается с Витасом-то? Но тут я сам виноват: надо было провести инструктаж до начала важного мероприятия, или самому взять инструмент в руки. Но афиша была в руках и теперь является частью не только концерта-2009, но и моего личного архива.

Так что «усталые афиши не смоет дождь», как поётся в песне Витаса «Остров затонувших кораблей». Их спасёт Стасян. Помните песню из «Неуловимых» «Спрячь за высоким забором…»? Вот так и здесь. Можно прятать афиши Витаса от меня хоть на электрических столбах – бесполезно. Скоро набью руку, буду выезжать в другие города.  Трепещите, городские заборы и тумбы!



Билеты я купил практически сразу. Четыре штуки. В партер. Надоело уже рассматривать Витаса через подзорную трубу, надевать мощнейшие линзы и приносить с собой стереоскопические бинокли. Да и хотелось устроить праздник всей семье, ведь в таком составе мы ещё не были на концерте Витаса, а кто-то, как папа, и вовсе не слышал его живьём. В общем, получилось, как в известной песне: «И на все деньги купил миллион алых роз»… Эта песня, наверное, про меня, романтичную натуру. Наша жизнь очень коротка, и даже если проживете сто лет – это ничто в сравнении с вечным. Минута! Разве можно, осознав это, в чем-то себе отказывать?! Можно ли отказывать себе в празднике, коим, безусловно, является концерт Витаса?! Так что у тех, кому я подарил билеты, было осознание того, что мечты сбываются не только благодаря «Газпрому»…



Ожидание скорой встречи с любимым Артистом – это ЧУДЕСНО! Тем более, когда не был на концерте три года и когда знаешь, что Артист приедет с новой программой, а значит, с новыми песнями, новыми костюмами, новыми эмоциями. Мне кажется, Витас сам ждал этот концерт с нетерпением. 

На мой взгляд, предыдущая концертная программа выявила, пожалуй, главную проблему Витаса на сегодняшний день: заряда энергии под названием «внутренняя мотивация» не хватало на все представления. И если первые концерты программы были высочайшего уровня, то потом не всегда получалось достичь уровня самого же себя. Понять можно: усталость, работа на два, а порой и на три фронта. Но в программе «Песни моей мамы» почему-то каждый концерт был выдающимся…

Поэтому, идя на концерт, я не только хотел поддержать Артиста, а ещё надеялся, что эта новая программа даст Витасу новый импульс, придаст творческий энергии, даст толчок внутреннему росту, мотивации. А кого-то из нас, возможно, вдохновит на творческие открытия, ведь во времена «ПММ» было создано такое огромное количество незабываемых шедевров от поклонников! К тому же, как показывает опыт прошлой премьеры, в осенних концертах было много того, что потом, к сожалению, оказалось утеряно. Следовательно, была велика вероятность увидеть то, чего, может, больше никогда и нигде не будет. Потому что каждый концерт Витаса – уникальный. Единственный. Неповторимый.
СМОТРИТЕ И НЕ ДЫШИТЕ

Приехали мы всей семьёй за сорок минут до начала концерта, точнее, до его официального начала. В гардеробе нас сразу предупредили, что лучше не пользоваться их услугами, потому что в зале очень холодно. Мы, всё же, оставили вещи, поднялись на второй этаж и купили новый буклет Витаса, внутри которого есть рассказ и о Китае, и о «Свете нового дня», и о многом другом. Хорошая полиграфия, приятно держать в руках, смотреть фото, читать информацию – правда, и так уже выученную наизусть.  Ничего остального брать я не стал, потому что всё уже есть. Если бы был сингл «Опера №2», то этот раритет отхватил бы с руками и ногами – это единственное, чего у меня ещё нет.

Пришлось постоять полчаса в фойе, пока начали впускать в зал. У нас, знаете ли, любят создать искусственную очередь, помариновать в ней людей, пришедших на праздник, испортить настроение… Впрочем, задержке была причина: слышно было, как Витас репетировал, распевался. И делал это так, что дрожали люстры.

Концерт, как и полагается, начался не в 19.00, а в 19.25. Надо сказать, что теперь на концертах Витаса можно видеть не только новый буклет, но и слышать новый голос. Я, конечно, не был на концертах Артиста три года, может, этот загадочный парень жил за кулисами и раньше, но лично я его слышал впервые. Он сначала объявил, что «Бессонная ночь» начнётся через 15 минут», потом, что «через пять минут», а потом умолк. Потому что было не до речей – начала играть прелюдия, почти в точности повторявшая предисловие к «Возвращению домой», потом началась «гроза», как в начале песни «Мечты». Ну а затем раздвинулся занавес и – появился ОН. Витас.





Витас вышел на сцену с видом победителя. Он широко улыбнулся и запел. Голос его был, как всегда, красив и оглушителен. Никогда не видел его так близко, поэтому первые секунды ушли на «привыкание». Вроде бы знакомое лицо, узнаваемый голос, а привыкнуть к тому, что в десяти метрах от тебя поёт мировая легенда, артист, видео которого ты смотришь регулярно, а песни слушаешь почти ежедневно, было трудно. В этот момент мне показалось, что это вообще не человек, существо не с этой планеты.

Его голос, как свежий ветер, ворвался в зал, в лёгкие каждого зрителя. Многие ощутили такую степень свободы, что буквально крылья за спиной вырастали. Некоторые безмятежно летали по залу, чего уж греха таить. Долгожданная живительная гроза – таким было первое впечатление от первых песен. Его выход на сцену стал глотком того высококачественного озона, которого не хватало эти три года. Слышать Витаса ВЖИВУЮ – невероятное счастье, радость. Удовольствие. Наслаждение. Потрясение.

Какая песня была первой? Ну, а как ВЫ думаете? Я, честно говоря, ожидал услышать в качестве открытия концерта «Арию» на музыку Арно Бабаджаняна, до этого исполнявшуюся только на весенних концертах 2009 года в Китае. Но нет, не она. Ставропольский концерт, как и румынский, открыла песня «Куда ты – туда я». Ни разу её не слышал на концерте, тем более, первую, да ещё в ТАКОМ костюме… Признаться, я и сам сомневался, что Витас привезёт в Россию костюмы, с которыми он выступает по всему миру, думал, что они хранятся дома у Николавны, которая их и шьёт. Но это оказалось не так. А я ещё думал, что возле входа в ДК делают два «Камаза»… Оказывается, выгружали костюмы.



После первой песни Витас ушёл переодеваться, а тем временем голос за кулисами воспользовался шансом, и начал говорить о группе «D.I.V.A». С толком, с чувством, с расстановкой. С удовольствием. Каждому было уделено столько внимания, сколько требовалось, чтобы музыкант продемонстрировал свои таланты: Рушан как следует «выбил пыль» с барабанов, Василий «прошёлся» по клавишам, Андрей «настроил» свою бас-гитару, ну а Александр, по традиции, показал мини-концерт. На своей волшебной гитаре он выдавал такие трели, что папа сравнил его со своим любимым Ричи Блэкмором. Я и до этого знал возможности Саши, но не знал, что гитарист может ТАК спеть... Вообще, весь концерт этот квартет московских «битлов» творил на сцене что-то невероятное. Я раньше составлял в голове схемы, сколько процентов группа составляет от Витаса. На этом концерте понял, что нисколько. Это один организм, ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

Думал, что на этом «эксперименты» с костюмами закончатся – так, нет же! У Витаса этот процесс никогда не заканчивается.  Вторая песня, «Ария», исполнялась в костюме китайских богов и была потрясающей не только по вокалу, но и по эмоциям, которые вызывал сам костюм. Удалось его разглядеть вблизи, со всех сторон, ракурсов и положений. Костюм потрясающей красоты, блестит так, что глаза устают смотреть на такую красоту. Мне он не показался таким уж новым – кажется, что Витас прихватил его где-то в тибетском музее. Ему-то нужнее.

Не хочется сейчас говорить, что сильнее – «Посвящение», «Оперная», или «Ария». На мой взгляд, неправильно сравнивать песни Витаса, они все совершенно разные, ни на чьи другие не похожие. Как и сам Артист. Но просто в очередной раз поражаешься, как можно вызывать такие чувства «песней без слов»? Кто-нибудь ещё так умеет, может, кому-нибудь это на нашей земле ещё дано?

В том же «божественном» костюме Витас исполнил третью песню – «Ave Maria». Так называемый «укороченный вариант», который был на премьере «ПММ» в Москве, в Румынии. Незабываемо.

Пока Витас переодевался, музыканты исполнили «космическую» мелодию, солировал блистательный Александр Груздев. Ну а затем – долгожданное приветствие. Витас вышел в новом, потрясающе красивом белом костюме со стразами, в котором он пел на торжественном концерте в честь 60-летия КНР, и поприветствовал публику. «Дамы и господа, добрый вечер!» – начал Витас – «Для меня огромная честь представить в вашем городе программу, с которой я со своими музыкантами выступал по всему миру – на Украине и в Казахстане, в США и Израиле, в Китае и Японии, в Австралии и Новой Зеландии. И вот сегодня я с новой программой в вашем городе! Я приехал к вам с концертом и дарю вам, мои дорогие, самые яркие, самые искренние эмоции. И огромное спасибо вам, что посвящаете мне свои чувства! И поэтому, мне кажется, что песни в моём исполнении на русском, итальянском, румынском и даже китайском языках сделают сегодняшнюю ночь… ну, не то что бы бессонной, – с прищуром посмотрел в зал Витас, – но самой яркой и самой запоминающейся в этом году».

«А эту песню мы можем спеть с вами вместе…». «Этой песней» стала моя самая любимая – «Звезда». Говорят, что в ней многое уже «не то», ушла та невероятная энергия, которая была в концертах «ПММ». Конечно, это так, но я должен сказать, что многое и пришло – например, пластика. Сейчас эта песня вызывает приятные ощущения внутри, чувства нахлынувших и растёкшихся по телу и душе тёплых воспоминаний.

После «Звезды» – маленькое предисловие голоса за кадром. Небольшой рассказ о том, что предшествовало созданию следующей песни и почему новая программа Витаса называется именно так. Наверное, до этого многие гадали, почему «Бессонная ночь»? Я, например, связывал это, прежде всего, с феноменальным голосом Витаса – услышишь его, и бессонные ночи тебе гарантированы надолго. Но, оказывается, дело в другом. В любви. История любви принцессы Турандот и принца Калаф, послужившая мотивом к написанию песни «Nessun Dorma», была исполнена Витасом так, что я почувствовал себя лежащим в царской опочивальне в обществе красавицы. Имел удовольствие слышать и видеть исполнение Витасом этой песни на концертах в Китае, и мне казалось, что в песне немного не хватало «воздуха», пространства. У нас же не только хватало воздуха – его было в избытке. Я чуть не задохнулся, пришлось соседям приводить меня в чувства. Финал песни просто невероятен! Рушан медленно добавляет ударниками напряжения и кажется, что просто взорвёшься вместе с финальной нотой, исполненной Витасом на краю сцены, в нескольких метрах от тебя.





Когда Витас заговорил на китайском, его поняли, кажется, всего шесть человек в зрительном зале. Пять китайских друзей, специально прилетевших в Ставрополь, и я, уже изучивший немало «китайских речей» Витаса. Витас, правда, не стал усердствовать, остановился на третьем предложении и сказал, что всё вышесказанное в переводе с китайского означает: «Для меня огромная честь выступать перед вами!» И добавил: «Так как я часто выступаю в Китае, я имел возможность познакомиться с таинственным Тибетом, который покорил меня своей тайной, своей магией. И хочу подарить вам песню об этом удивительном крае». «Тибетское плато» в студийной версии, конечно, прекрасно. Как прекрасно оно и на видео, которые нам любезно предоставили китайские поклонники. Но, КАК же НЕЗАБЫВАЕМО звучит – да нет, не звучит – ПОЁТСЯ – эта песня в рамках новой программы, на российской сцене. Удивительно легко, в то же время, мощно – так, что представляешь себя травинкой в горах Тибета, потрясаемой величественными горными ветрами. Ты напитываешься силой, энергетикой Тибета, становишься чище и просветвлённей. И удивительно легко, мне кажется, эта песня не только вписалась в новую программу, но и полюбилась российским зрителем. Зал, подобно китайским стадионам, подпевал на припеве так, что Витас даже и не пытался петь – просто наблюдал с замиранием сердца со стороны.

Песня исполнялась Витасом в белом костюме с изящным китайским пиджаком, и когда на последнем припеве Витас на секунду резко повернулся спиной и развел руки в стороны, на мгновение захотелось стать тибетцем и однажды самому прочувствовать всё то, что Витас ощутил на этой святой земле. А ещё, представляешь себя сидящим в китайском зале, потому что хор, записанный на минусовке, производит просто неизгладимое впечатление. Завершается песня мощнейшим сотрясением воздуха и прыжком вполоборота – что-то из школы шаолиньских бойцов.

Премьера песни «Скажи, что ты любишь» удалась на славу. Очень сильное не только вокальное и инструментальное сопровождение, но и те чувства, которыми Витас наполнял каждое слово.

Дальше был блок из двух итальянских песен, которые публика приняла на «ура». И «O sole mio» и «La donna mobile» были, ох как хороши! Витас продемонстрировал все (по крайней мере, известные нам) грани своего голоса, а на «Донне», к моему удовольствию, Витас поиграл с Рушаном и командой в «выбивного» – замирал в такт ударных, а потом брал высокую ноту, от которой не только команда, но и зал долго не мог прийти в себя. Жаль, не была исполнена «Bеsame Mucho», хотя, с другой стороны, от такого тройного удара можно было вообще не отойти.

Когда заиграла музыка к следующей песне, я, признаться, не сразу понял, что это такое. У Витаса, ведь, такой богатый репертуар (приближающийся к И.Кобзону), что немудрено запутаться. Но когда Витас сказал «Ласточки Вы мои!», а потом и запел, все сомнения развеялись. Это была румынская «Ласточка» – «Lie ciocarlie». Это было ПОТРЯСАЮЩЕ! Голос щебетал на зависть всем соловьям, тело выдавало узорные кружева, микрофон летал от счастья по всей сцене, музыканты незаметно приплясывали какие-то румынские танцы, которым их, вероятно, обучили в Бухаресте, а зрители готовы были сорваться со своих мест и покружиться вместе с Витасом. Я видел немало записей с исполнением этой песни, но ставропольское считаю лучшим – на мой взгляд, там было всё просто идеально, с первой и до последней секунды, и по вокалу, и по пластике, и по всему остальному.

«Ямайка» стала ярким восклицательным знаком первой части концерта, мощным аккордом, прозвучавшим по растренированным за три года ушным коробкам.

Как пошутил голос за кадром: «Наступила полночь. Пятнадцать минут тишины». Но даже в антракт, если честно, не хотелось уходить из зала. Что там делать, в антракте этом, когда тут творится такое?! Витас так завел зрителей, что во время антракта многие из них быстро поспешили покинуть зал и пойти на остановку. Покупать цветы.

В зале на концертах Витаса всегда царит особая атмосфера. Это удивительное сочетание доброты, искренности, счастья, любви к ТАЛАНТУ и недосягаемому совершенству! Два часа, в течение которых все эти люди, сидящие вокруг тебя, становятся по-настоящему родными. До и после ты с ними не будешь здороваться, не будешь знать их биографии и судьбы, но вот сейчас, в этот вечер из почти полумиллионного города эта тысяча человек становится чем-то неизмеримо большим, чем просто земляками-ставропольчанами. Это какая-то отдельная каста людей. Ведь, почему люди шли и идут до сих пор в театры, в кино, когда есть отличная возможность посидеть у телевизора, никуда не выходя из своего дома? Потому что там, в зале, появляется единение. Когда мы вместе плачем и смеёмся. А на концертах ещё и подпеваем…

После антракта продолжилось представление, на которое стремятся зрители по всему миру. Продолжился концерт Витаса. И сразу – сюрприз. Витас не запел, а начал рассказывать. Я сначала подумал, что стихотворение, потом – что притчу. Так, нет же – ни то, ни другое! Я бы назвал ЭТО «Монологом философа». Почему монолог – потому что близкий по форме и по формату к «Монологу Жванецкого». Почему философа – потому что это был не юмор, а наитончайшая жизненная премудрость, рассказанная в паре десятков предложений. Всё это действо оставило неизгладимое впечатление!

После такого красивейшего вступления, полагалась красивая новая песня. И она последовала! Незамедлительно! «Улетели листья с тополей» – мировая премьера, которую вживую в исполнении Витаса ещё слышать не приходилось. Вызвало восхищение не только само исполнение этой песни, но и многочисленные «изюминки», привнесённые Витасом – например, пропевание слова «нежность» в первом куплете. От этой нежности можно растаять. А как Витас «улетал» на вокализах в космос – вообще не рассказать. Это надо только слышать.

Пока Витас был за кулисами, музыканты исполнили одну из своих блистательных композиций, «Призрак Оперы», а после её завершения зазвучала музыка, от которой у меня мурашки пошли по коже. Постойте, да ведь это же «Лист осенний»! Тот, что «на ветру», тот, что «себя из памяти сотру»! Я не слышал вживую эту песню четыре года, хотя, казалось, целую вечность. Одна из сильнейших авторских песен Витаса, услышать её всегда приятно и волнующе. Сердце выскакивало из груди.

Едва «пожар души» был потушен, как наступил новый. Но сначала Витас обратился к публике, рассказав о землетрясении в Китае и о трагической истории матери и сына, в условиях страшного завала, придавленных стенами, переписывавшихся смс-сообщениями. Витас делал паузы, сдерживая в себе боль, сохраняя всю мощь эмоций на песню, которую и представил публике сразу после пронзительных слов о Сычуанской трагедии 2008 года. Наверное, так задумать и так исполнить может только Витас. Вы бы видели, ЧТО было на сцене! Александр Груздев зажёг свечу, вынес её Витасу, свет погас, и, держа свечу в левой руке, Витас запел песню «Мама и сын»: «Возьми, малыш, скорее руку мамы…» В трепещущем свете огня такой пронзительный ГОЛОС!

У меня было полное ощущение, что в этот момент я нахожусь возле той заваленной школы, о которой говорил Витас, и вижу страдания матери и сына. Душа выворачивалась наизнанку. На протяжении всей песни меня била крупная дрожь. И если со мной, побывавшем до этого на четырёх концертах Витаса, происходило такое, то что испытывали те, кто впервые в своей жизни оказался здесь, в зале, на концерте Витаса, и сразу попал на ТАКОЕ откровение, разрывающее душу на мелкие кусочки?





После такого отходить и отходить – где-то вдалеке, со свечкой, молитвой и слезами, а тут песня с почти такими же «болевыми ощущениями» – «Мама». Витас негромко сказал: «Мама. Я всегда буду тебя помнить. Ты всегда живёшь в моём сердце. Свет, идущий от тебя, навсегда освещает моё сердце». Как же хорошо, что есть такие песни, во время которых переосмысливаешь не только свои отношения с мамой и близкими людьми, но и вообще всю свою жизнь! После финального аккорда у меня руки не поднимались хлопать. Мне вообще хотелось в тот момент исчезнуть куда-нибудь и не мешать.

Витас ушёл переодеваться, и после паузы вернулся на сцену и обратился к зрителям: «Дамы и господа, мне кажется, я с достоинством представлял и представляю нашу великую Родину за границей, и на всех концертах люди с удовольствием встречают песни о России. Такую, например, как эта!» И Витас исполнил песню «Берега России». Исполнил так, как исполнял только один раз – на премьерном концерте «Возвращение домой» в 2007 году. Скажете, в чём отличие? Отличие в блистательном, искрящемся настроении и в пропевании слова «дом» в припеве. Ох, как же это здорово звучит!!! Я просто летал в своём кресле в этот момент, с лица не сходила улыбка. Настроение поднялось до запредельной шкалы, абсолютно максимальной за три года. Как это удивительно, отмечаешь для себя, – Витас дарит самые разные эмоции, но не даёт на них остановиться. Казалось бы, какая радость может быть после двух песен о маме?! Но это ТАК характерно для Витаса… Это кипящий котёл самых разных эмоций. Горьких и светлых. Потому что не бывает в жизни одной только радости, как и не бывает одного только горя. С Витасом это понимаешь лучше всего.

Сюда просилась песня «Криком журавлиным», но её, почему-то, Витас оставил за кулисами. Собрав все имеющиеся в зале цветы, Витас пригласил на сцену женщину, у которой остался последний букет в зале. Она, казалось, нехотя поднялась на сцену, не представляя, что сейчас будет. Артист спросил у незнакомки имя. «Как вас зовут?» – «Марина» – «А меня Витали…, ой, простите, Витас!» И Артист предложил ей остаться с ним на сцене и спеть с ним песню «Птица счастья». Но женщина, к сожалению, не знала слов. Самым же удачным «дуэтами», на мой взгляд, остаются совместные выступления с Dieforsing из Китая и Флорентиной из Бухареста. Но Витас, вы же это прекрасно знаете, спасёт любой дуэт, любой концерт, любую съёмку. И тут он отчаянно подсказывал слова даме, танцевал и за себя, и «за того парня», спасал её, как только мог, а на прощание сказал: «Марина, у вас потрясающая пластика! Мне будет грустно без вас». Всем нам будет грустно без Марины.

«Спасибо вам огромное за поддержку и цветы, за то, что вы на протяжении этих десяти лет рядом со мной!», – сказал Витас. И продолжил: «А теперь я хочу спуститься к вам!» Никто, разумеется, не был против, кто-то по этому торжественному поводу даже встал со своего места – очевидно, предлагая занять его Витасу. Но Витас сделал куда более оригинальную вещь, потрясшую даже моё мужское сердце. Заиграла музыка, Витас начал петь песню-премьеру «Я тебя благодарю», и, проходя по залу, дарил почти каждой сидевшей рядом женщине нежную молодую розу (поднос с цветами носил за ним охранник Саша). То, с каким ИЗЯЩЕСТВОМ и ДОБРОТОЙ он делал эти импровизированные, от всего сердца, подарки, не могло не восхищать. Прежде всего, удостоились столь высокой чести женщины преклонного возраста, просто растаявшие от такого трогательного внимания со стороны Артиста. Сколько радости было в глазах тех, кому посчастливилось получить подарок от Витаса! Трудно себе представить что-то подобное с любым другим артистом. Наверное, в том числе, и поэтому Витаса так любят «простые» люди.

Витас собрался было уходить, но кто же его отпустит, я вас умоляю! Там стояли такие оглушительные аплодисменты, каких я не слышал ни на одном предыдущем концерте. А у меня аж кольцо слетело с пальца от такого хлопанья, вместившего в себя эмоции всех трёх лет.

Витас повернулся к зрителям и без всякого вступления запел «Калинку». А нужны ли предисловия к песне, которую знают все, которую ДОЛЖНЫ знать все? Эту песню в исполнении Витаса я очень люблю, слушаю с огромным удовольствием и восхищаюсь не только голосом, но и блистательным актёрским талантом. Исполнение на концерте не стало исключением.

Витаса не отпустили и после «Калинки». Мне казалось, он вообще не уедет из Ставрополя, и будет петь и день, и два, и три… Никакого вставания со своих мест, как было в конце предыдущих концертов, не наблюдалось и в помине. Зато я запомнил, наверное, на всю жизнь, лица зрителей, сидевших рядом и в других рядах. Это лица, на которых запечатлелось абсолютное счастье. Здесь, в эту минуту.



«Ещё?», – спросил Витас. И зал выдохнул: «ДА!!!» «Постой, паровоз» прозвучал достаточно неожиданно. Мне кажется, Витас и сам не ожидал, что будет её исполнять, но выкрутился, и спел в своей привычной, одесской манере. Например, попросил: «Саша, нажми на тормоза!» Саша до этого, видимо, превысил допустимую скорость игры на гитаре, но исправился и притормозил в нужном месте. Всё исполнялось с юмором, искоркой в глазах, фирменной улыбочкой, с загадочным прищуром. Мне кажется, что тот, кто не принимает эту песню, просто не понимает одессита Витаса.

Витас собрал в охапку цветы и, периодически останавливаясь, направился за кулисы. Ушёл. Сестра толкала вбок: «Что, опять вернётся?» «Да откуда ж я знаю?! Это же Витас, от него можно ожидать чего угодно. Он, может, уже в самолёте сидит! » Но Витас вернулся. И не один. С чемоданчиком. Поставил его на пьедестал, открыл со скрипом и после паузы достал оттуда, пожалуй, главную свою реликвию – КРАСНЫЙ ШАРФ. «Опера №2» прозвучала пронзительно мощно, вызывая сильный всплеск ярчайших эмоций в зале. Самая легендарная, самая витасовская, самая-самая… Эта песня так «приросла» к Витасу, что не оторвёшь уже ничем. Визитная карточка Артиста – вот что такое «Опера №2». Эмблема, герб и гимн одновременно.

Все концерты, на которых я был, и которые видел на видео, заканчивались именно фирменным, так что грохочет всё вокруг, исполнением «Оперы №2». Но только не в этот раз. Витас и вправду до такой степени разошёлся, что готов был петь всю ночь. А что – она же БЕССОННАЯ! «Дамы и господа, ну а теперь я хочу исполнить для вас ещё одну песню, которую вы все знаете. Спасибо за подаренные эмоции!!!» Песня «Эти глаза напротив» показалась мне абсолютно близкой Витасу. Кроме того, я давно замечал множество совпадений в судьбах Витаса и В.Ободзинского, прославившего эту песню.
Эти глаза напротив – калейдоскоп огней.
Эти глаза напротив ярче и все теплей.
Эти глаза напротив чайного цвета.
Эти глаза напротив что это, что это?

Зал пел стоя. Хлопая, свистя, притопывая ногами, аккомпанируя себе буклетом… Мне казалось, что скорее рухнет зал, чем всё это закончится. Пять песен на бис – это что-то! Приближаемся к Китаю.
*****
В зале в тот вечер то и дело витали электрические разряды. И дело было отнюдь не в оголённом кабеле, а в том, что концерт Витаса – это атомное сочетание заоблачной концентрации, исключительного мастерства и потрясающего вдохновения. Если есть вершина мастерства, то это концерты Витаса. Это вершина мастерства, таланта, профессионализма – чего угодно. Вершина вершин. Тибетское плато. Эверест. Его концерты – основная причина глобального потепления – слишком уж жарко в зале. Можно закипеть в этом котле эмоций. Это уже не тот «заряд энергии на 250 лет вперёд», что был в начале его карьеры. Нет. Это какой-то адронный коллайдер, бензобак на 2500 тысячи лет бессонных ночей в пути.

Во время концерта Витаса можно было чистить душу. Не привычной щёткой, а исцеляющим, испепеляющим, разрывающим и обнадёживающим голосом. Этот голос просто накрыл весь зал мягким одеялом. Укутал и согрел. Я своими глазами видел лица плачущих мужиков. Это было сильно. Убедительно просто. Эти люди слушали не ушами, а сердцем. Поэтому воспринимали всё на несколько ином уровне, когда каждая минута – с замиранием сердца. У некоторых впору было проверять пульс.

Теплое дыхание зала я чувствовал все два часа. Как публика пела, как выводила каждое слово! Такому многоголосию позавидовал бы даже хор имени Пятницкого, а такому единению душ – лучшие режиссёры ведущих театров мира! Это сегодняшнее впечатление от зала, в котором КАЖДЫЙ пропитан атмосферой подлинного искусства, вроде бы, такое мимолетное впечатление, а, думаю, долго еще не выветрится.

До сих пор в голове этот пьянящий песенно-концертный аромат, который 8 ноября подарил Витас. Эта невыносимая легкость бытия, эта радость. Смею предположить, что из пяти концертов, на которых я был, этот – самый сильный. По эмоциям, чувствам. Я, как будто, побывал первый раз на концерте… Я сидел в партере, в окружении семьи на премьере Витаса, когда он находился в статусе звезды мирового уровня. Что ещё нужно для полного счастья?

Как часто мы стремимся к результату, забывая получить удовольствие от процесса. Как часто нам кажется, что если цель не достигнута, то, значит, время потрачено напрасно. А напрасно ли? А, может быть, самое интересное – это то, что было по пути к цели? Наша жизнь бежит с умопомрачительной скоростью. Похожие дни сменяют друг друга. И иногда просто необходимо нажать на «паузу». Нажать, как Саша Груздев, на тормоза. Пусть ненадолго. На несколько часов, на один день, на пару недель... Как получится. Может быть, чтобы увидеть рассвет… Может быть, чтобы вернуться туда, где когда-то были счастливы… Может быть, чтобы просто услышать тишину… И в этот миг наша жизнь, хотя бы, на мгновение остановится. В ней не будет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций, суеты и переживаний… Зато в ней точно появится счастье. Может быть, совсем маленькое, как только что родившийся котенок, а, может быть, огромное, как небо над головой. Но оно точно появится! В конце концов, жизнь исчисляется мгновениями, которые хотелось бы остановить… Этот концерт Витаса практически сплошь состоял из таких мгновений. Давно в моей жизни не случалось такого количества мгновений, которые бы НАСТОЛЬКО хотелось остановить.

После закрытия занавеса кто-то с соседнего ряда прошептал: «Спасибо, что привезли меня на другую планету. Спасибо, что открыли для меня настоящую музыку. Ту, от которой можно взлететь в небеса».


*****
После концерта голос за кадром попросил меня остаться. Сделано это было в вежливой форме, поэтому я, отложив все вечерние дела и важные встречи, решил заглянуть «на огонёк» к Витасу. Другое дело, что в эту же минуту к нему пожаловали и другие гости. Первыми на автограф-сессию пропустили китайских друзей – видимо, они опаздывали на самолёт.

Пропускали по пятёркам. Было забавно: наша пятёрка выстроилась в ряд, а «на воротах» стоял милиционер, только выпускавший людей. Ни одной «шайбы» этот парень не пропустил. Мы с сестрой дождались своей очереди, чуть ли не вбежали в коридор, потом неожиданно попали в святая святых – на сцену. Кто-то разбирал ударную установку, Дмитрий Добротворский тащил коробку с полиграфией, костюмер Витаса с кем-то прямо на сцене обсуждала внутренние вопросы. Один из этой «могучей кучки», какой-то местный доходяга, сказал нам: «Вы куда?! Какие ещё автографы?! Ну ладно, вообще-то, сто рублей за автограф мы берём». В этот момент Рушан, разбиравший последний свой барабан, от такого унижения чуть не заехал в него одной из своих палочек.

Мы прошли ещё один коридор, где в конце у двери стоял охранник Саша. Он просил всех выстраиваться около стены и заходить строго по одному. Я объяснил, что мы с сестрой и поэтому зайдем вместе. На самом деле, я рассчитывал сделать фото. Но беседа с Витасом так увлекла, что я забыл не только про фото – про сестру. Оставил её там, в гримёрной. Мы с Витасом взяли друг у друга автографы на память, пожали руки и попрощались как старые добрые друзья.

Не знаю, кто там говорил, что Витас не хочет общаться, что он вообще «звездняк» поймал. Ничего этого я не увидел. Конечно, он не вскочил с места, увидев нас с сестрой, а сидел в чёрной майке, джинсах и полусапожках на стуле, немного, кажется, уставший, но не было в нём ни капли пренебрежения и одолжения. Да, он, может, хотел бы в этом момент полежать, или ещё что-то, но виду не показывал. У меня, как ни странно, никакого волнения не было – я просто вошёл в комнату, посмотрел на него, и он как-то сразу расположил к себе. Витас поразил простотой в общении. С ним легко, хотя ждешь другого – всё-таки перед тобой оказывается мировая звезда. С ним МОЖНО общаться, причём на любые, действительно интересные ему темы. А Витас уже сам решает, кому сколько внимания уделить. И это общение я ещё долго не забуду – не только тему разговора, но и формат. Это было общение на равных, что просто невозможно себе представить ни у какого другого артиста. Пожалуй, именно после этого я понял, ЧТО такое для меня Витас. Я – не его фанат, он – не мой кумир. Это исключено. Это просто родной человек. Родная душа.


*****
После выхода клипа «La donna mobile», где Витас щеголяет в роскошных камзолах, можно было ожидать возгласа Витаса: «Карету мне!» Однако Артист уехал всего лишь на иномарке. Уехал, но обещал вернуться.

А ночь после концерта выдалась бессонной. Как и полагается. Что такое «бессонные ночи» Витаса? Это когда бессонные ночи переходят в белые ночи. В Свет нового дня.



Начались бессонные ночи Ставрополя. А за ним – и всей России. Спасибо, Витас, за эти бессонные ночи! И пусть никто не спит!

  • ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. И УЛЕТЕЛИ
  • Афиши, которые я хочу видеть в Ставрополе
  • « Ave Maria »
  • « Nessun Dorma »
  • O sole mio » и «La donna mobile»
  • «Улетели листья с тополей»