Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»




Скачать 68.33 Kb.
Дата29.06.2017
Размер68.33 Kb.
ТипРассказ
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Цели урока:

Образовательная: показать взаимосвязь человека и тоталитарной системы;

проанализировать рассказ А. И. Солженицына

«Один день Ивана Денисовича»; выявить способы противостояния режиму.

Развивающая: развивать навыки анализа исторических событий и литературного произведения.

Воспитательная: воспитывать интерес к историческому и литературному прошлому страны;

продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей

проволокой сохранять человеческие качества.

Тип урока: урок формирования знаний


4 августа 2008 г. ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, драматург XX в., лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын. Для русской культуры он стал символом XX в. В связи с чем Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования рекомендовал изучение в школе творчества писателя, обусловленное масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины XX в. и истории литературы того же периода.
- Какова биография писателя?

Александр Солженицын родился в 1918 году, в первый год после революции. И за долгую, почти девяностолетнюю жизнь  он пережил многое.

Он лишился отца еще до своего  рождения; тот, офицер царской армии,  погиб  за несколько месяцев до рождения сына. Мать получила образование в Петербурге, знала несколько европейских языков, была  верным другом своему сыну, многое сделала для его духовного становления.    

В 1941 году Солженицын окончил физмат Ростовского университета, одновременно учился заочно в Московском историко-философском литературном институте.

В октябре 1941 году начался его фронтовой путь. Сражался храбро, боевой офицер, награжден орденом Красного Знамени.

              В феврале 1945 году  Солженицын был арестован в Восточной Пруссии за критику Ленина «Вовки» и Сталина «Пахана». Его письма к другу юности были засечены цензурой, и этого было  вполне достаточно для его ареста. «Враг народа»  был изобличен. Он получил 8 лет и 3 года ссылки по статье 58-10 и 58-11. Лагеря, спецтюрьма, «шарашка» (специнститут в пригороде Москвы), заболевание раком, излечение.

В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Один день Ивана Денисовича".

После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет.

В 1969 г.  его исключили из Союза писателей, а в  1970 году он  был удостоен Нобелевской премии. Солженицын не поехал на вручение премии, потому что был уверен в том, что ему не разрешат вернуться в Россию. А в феврале 1974 года (после выхода 1-го тома романа «Архипелаг ГУЛАГ») он был  обвинен в измене родине, арестован  и выслан за границу. Солженицыну было 55 лет.  За границей плодотворно работал, писал историю  страны.

В  1994 году вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. В 2008 году писателя не стало.



- О чем же писал свои произведения А.И. Солженицын? Какие темы подняты писателем? Что это было за время?

Очень точно описала этот периодистории нашего государства А.А. Ахматова в поэме «Реквием»

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.


Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича»   был задуман еще в лагере (зима 1950-1951 года, Экибастузский  Особлагерь) и первоначально носил название «Щ-854; (Один день одного зэка»). Вся страна читала и обсуждала этот рассказ, ведь впервые в русской литературе  появилось произведение, рассказывающее о жизни одного   из невинно репрессированных во времена культа личности Сталина.  Рассказ шокировал, поражал своей горькой, страшной правдой.
Стихотворение:

Николай Браун
Вышла книга.

В свет.


В эпоху.

К современникам на суд.

Пусть по голосу,

По вздоху,

Не в родню к чертополоху, –

В добрый список занесут.

Книга… Что это такое?

Книга? Не набор страниц,

Это царство непокоя,

Рокот грома, взлет зарниц,

Сердца стук и слов сраженье,

Рифмы звон, как звон мечей,

Страсть, порыв, изнеможенье

Сквозь бессонницу ночей.

Это слез, любви и гнева

Пережитая глава,

Ветка жизненного древа,

Воплощенная в слова.

Это музыки дыханье,

Это шелесты листвы,

Звезд полночных полыханье,

Дрожь рассветной синевы.

Вы коснитесь книги этой

Осторожно,

Не спеша:

В ней живет душа поэта,

Обнаженная душа.

– Давайте, ребята, прикоснемся и мы к этой книге, прикоснемся с трепетом, ведь за страницами этой книги судьба не только самого И.А.Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, переживших репрессии.



История создания и публикации, жанр произведения.

"Один день "задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ-854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.



Замысел автор объясняет так:

"Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой, потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.



Опрос по прочитанному:

  1. Как долго длятся события в повести ?

  2. Кто же такой Иван Денисович?

  3. За какое преступление Иван Денисович находится в лагере? Почему Шухов подписал свой приговор?

  4. Сколько лет Шухов просидел в лагерях?

  5. Какими профессиями владеет Шухов?

  6. Что представляет собой день заключенного?

  7. Какая проблема мучит всех людей в лагере? Каково искусство жизни в лагере?

  8. Что вы можете рассказать о тех людях, которые окружают Шухова?

  9. За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?

Самостоятельная работа по повести «Один день Ивана Денисовича»

Письменно ответить на вопрос:

- Какие проблемы затрагивает А.И, солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича»



Вывод по анализу рассказа.

Каков же герой рассказа?

"Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии - оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).

Лагерная жизнь, как она ни регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто сырые зэки.

?    Что же выбрал Шухов?

Тихо и незаметно для всех стал праведником.



Каждый день и час приходилось выбирать между добром и злом, силой и слабостью, достоинством и унижением.

Самое трудное в выборе – найти опору.

  • - Какова биография писателя
  • - О чем же писал свои произведения А.И. Солженицын Какие темы подняты писателем Что это было за время
  • Стихотворение: Николай Браун
  • История создания и публикации, жанр произведения.
  • Опрос по прочитанному: Как долго длятся события в повести
  • Самостоятельная работа по
  • Вывод по анализу рассказа. Каков же герой рассказа