Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Раннее творчество М. Горького




Скачать 98.54 Kb.
Дата23.06.2017
Размер98.54 Kb.
ТипКонспект
Ю.А. Шишканова,

преподаватель русского языка и литературы

(ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж,

г. Кумертау Республика Башкортостан)
Конспект открытого урока по литературе.

Тема: Раннее творчество М. Горького.
Цели: ознакомление с ранним творчеством М. Горького в контексте его творчества; формирование навыков работы с текстом художественного произведения; формирование самостоятельности мышления, способности к самосовершенствованию.
Тип урока: комбинированный.
Методы: слово учителя, беседа, чтение и анализ художественного произведения.
План урока:1. Оргмомент.

2.Сообщение целей урока.

3.Повторение изученного ранее.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление.

6. Обобщение по уроку.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.


Использованная литература.


  1. Алдакаева Н.Г. Лабораторные и практические работы по литературе в 11 классе. //Образование в современной школе.- 2003.-№ 6.-с. 27 – 36.

  2. Горький М. Рассказы. Электронный ресурс. Форма доступа: http://gorkiy.biografy.ru/rasskazy-gorkogo.html

  3. Прокофьева И. Дидактический инструментарий к урокам анализа художественного текста // Учитель Башкортостана.-2003.- № 12.

  4. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014.



Ход урока.

Настало время нужды в героическом.

М. Горький.


  1. Здравствуйте, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Максима Горького. На прошлом уроке мы узнали о его жизненном и творческом пути. Сегодня мы с вами рассмотрим особенности его ранних рассказов. На нашем уроке присутствуют гости. Это преподаватели и представители администрации нашего колледжа. Запишите в тетрадях число и тему нашего урока: «Раннее творчество Горького».

2. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова самого писателя: «Настало время нужды в героическом». Наша задача сегодня познакомиться с особенностью ранних произведений Горького, научиться анализировать его рассказы, опираясь на текст художественного произведения.


3. Мы узнали о том, что в молодости М Горький много странствовал по стране. Как Горький объяснил причину своих странствий?

    • Его жизненная позиция раскрывается в словах «Хочу знать Россию».

Совершенно верно. Путешествуя по России, общаясь с людьми разных профессий и сословий, наблюдая за их жизнью, Горький накопил огромный материал для своих будущих произведений. Какое произведение было первым в творчестве Горького?

    • В 1892 году он написал рассказ «Макар Чудра».

Правильно. А уже через шесть лет были опубликованы два тома его очерков и рассказов. Его произведения были очень популярны. Как вы думаете, почему рассказы Горького так нравились читателям?

    • Потому что в его произведениях пестрые наблюдения своеобразно «переплавились» в удивительный художественный мир, в них рассказывалось о интересных и увлекательных моментах в жизни разных людей.

Спасибо. Начиная изучение литературы XX века, мы говорили, что всех писателей и поэтов долгое время разделяли по тому, как они относились к революционным событиям. А как М. Горький относился к революции?

    • Горький революцию принял и активно участвовал в революционном движении. Он считал, что революция – это единственный выход для нашей страны в преодолении кризиса. Однако он выступал против анархии. Цикл его статей «Несвоевременные мысли» повлекли за собой травлю и вынужденную эмиграцию.

4. К циклу статей «Несвоевременные мысли» мы с вами обратимся чуть позже, а сейчас рассмотрим ранние рассказы Горького, которые проникнуты ярким романтическим пафосом, выражающим героический характер эпохи. Ранние рассказы Горького обращены к странному двуначалию человеческой души, переплетению живых и мертвых струн жизни личности. Однако он избрал в отличие от других писателей самую мрачную сферу – жизнь босяков, безработных, ищущих пристанища деклассированных элементов: «Два босяка», «На соли», «Мой спутник», «Проходимец» и другие. Изображая процесс нравственного разрушения, герой повествователь тем напряженнее всматривается в человеческие переживания, находя в них неожиданные проявления добра, мудрости, тяготение к красоте вольной и могучей земли. Так возникали проникновенные произведения о трагическом расточении души, по природе своей способной на светлые чувства и сильные порывы. Автор задумывается об источнике совершенного духовного опыта. Этот поистине чудотворный источник был найден в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов. Скажите, в каких рассказах Горький обращается к народным легендам и сказаниям?



    • «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

Давайте вспомним «Песню о Соколе». Во время чтения я прошу вас следить по тексту и подумать над следующими вопросами: как мы можем охарактеризовать главных героев? Какие образы, кроме образов главных героев обращают на себя внимание? Почему?

«Песня о Соколе» в исполнении учителя.

Скажите, какие герои являются главными в этом рассказе?


    • Сокол и Уж.

Как мы можем охарактеризовать образ Сокола? Какой он?

    • Сокол – смелый, одержимый идеей свободы, воздушной битвы; он страдает от невозможности вновь испытать счастье битвы, счастье полёта. Он не жалеет о смерти, так как он «славно пожил».

А каким предстаёт Уж в рассказе?

    • Уж – слабый, трусливый, он приближается к Соколу, когда понимает, что «жизни птицы две-три минуты». Он не понимает, почему Сокол так страдает и рвется в небо. У него своя «философия», ему хорошо в ущелье, где «тепло и сыро и пахнет гнилью». Уж советует Соколу броситься вниз, чтобы пожить немного в своей стихии, хотя и считает, что у всех конец один: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет».

Но после смерти Сокола Уж долго думает о небе и решается узнать в чём счастье полётов в небо. Удалось ли ему раскрыть тайну страсти к небу? Зачитайте отрывок, в котором раскрывается «прозрение» Ужа.

    • «Так вот в чём прелесть полётов в небо! Она – в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я – видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землёй живу я.

И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Хотя Уж и «побывал» в небе, но он не в состоянии понять всю прелесть полётов в небо. Он судит о полете по своим меркам. Уж понял, что счастье полётов – в паденье, но он не прав. Его мораль – наслаждаться темнотой и сыростью пресмыкающегося.



Спасибо. Кого из этих героев мы можем назвать героем одержимым, жертвующим собой ради идеи, а кого – жалким, эгоистичным трусом?

    • Сокол - одержимый идеей свободы и битвы, а Уж – жалкий и трусливый.

Совершенно верно. В рассказе Горького ярко выступает противопоставление героев. Такое противопоставление характерно для ранних рассказов Горького. Кроме того, автор использует образы, сложившиеся в народе. Вспомните, как в народных сказках изображается сокол? Смелым, стремительным, презирающим опасность. А уж, змея – хитрым, приспосабливающимся существом. А какие герои присутствуют в рассказе помимо названных?

    • Автор, рассказчик – Надыр-Рагим-оглы.

Что мы можем сказать о рассказчике?

    • Это старый крымский чабан, который сторожит коней. Он много в своей жизни повидал, он умудрён опытом, он любит философствовать, размышляя о смысле жизни. Рагим рассказал уже все свои сказки и рассказывает старую песню, в которой заключен огромный смысл.

А ещё? Зачитайте начало рассказа и начало последней части рассказа.

    • «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны».

    • «…Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря…»

Значит, ещё один герой – море. Море описано в начале и в конце рассказа, образуя таким образом обрамление. Как автор воспринимает море? Для чего он использует такое обрамление?

  • Автор воспринимает море как живое существо, которое живёт по своим законам. Море – вечно. В воде зародилась жизнь. Используя описание моря в качестве обрамления, автор даёт понять читателю, что с точки зрения вечности значим поступок Сокола и не обладает никакой ценностью жизнь Ужа.

Спасибо. Теперь мы с вами можем определить тему и идею рассказа. О чем этот рассказ?

  • Это рассказ о разной жизненной позиции. Рассказывая о Соколе и Уже, автор имеет в виду людей: жизнь людей подчинена разным целям. Одни из них жертвуют своими жизнями ради своей идеи, а другие предпочитают спокойно и скучно существовать, наслаждаясь тишиной и покоем.

Совершенно верно. «Рождённый ползать – летать не может» - эти слова стали крылатыми. А что хотел сказать автор в этом произведении? Какова его идея?

  • Автор хотел сказать, что жизнь, пусть недолгая, прожитая ярко и интересно, лучше долгой и пресной, лишенной борьбы жизни.

Мы с вами проанализировали рассказ Горького «Песня о Соколе». Давайте запишем особенности ранних произведений Горького, которые вам пригодятся при выполнении домашнего задания.
5. Особенностью ранних произведений Горького является яркий романтический пафос, выражающий героический характер эпохи. В произведениях 1890-х годов отчетливо видны черты романтического стиля:

  • Романтические образы, сложившиеся в народе.

  • Введение фигуры рассказчика – человека из народа.

  • Указание на особый – народный - жанр (песня, легенда, быль).

  • Особые действующие лица: море, солнце, ветер, небо, реки, поле. Их поэтический образ расценивается через завороженное человеческое восприятие.

  • Романтический герой, его характер раскрывается в поступках ярких и значительных. Трудности предельно заострены.

  • Романтический герой включён в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Этот мотив усилен от лица сказителей. Макар Чудра: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…»; старуха Изергиль: «И вижу я, не живут люди, а всё примеряются».

Горького привлекают те моменты, в которые нарушается привычное течение жизни. Свои рассказы он называл «маленькими драмами», в них он романтически опоэтизировал вечную в сознании поколений жизнь возвышенных человеческих устремлений, в них он выразил романтический идеал человеческой жизни и борьбы. К числу наиболее популярных произведений Горького относят и «Песню о Буревестнике». После того, как В.И. Ленин процитировал её в своей статье, «Песню…» стали именовать призывом к революции. Давайте вспомним это произведение.

«Песня о Соколе» в исполнении студента.

Скажите, только ли к революционной борьбе призывает автор?


  • Автор призывает не столько к революционной борьбе, сколько к преодолению препятствий на пути к победе над косностью и серостью обыденной жизни.

Конечно. Автор в «Песне…» раскрывает жажду нравственного преображения жизни, празднует победу на редкость отважного и сильного духа. Все прежние идеальные представления Горького сосредоточились в поэтическом образе Буревестника.

Мы уже говорили о том, что героев ранних рассказов Горького можно условно разделить на две категории: герои жертвующие, одержимые идеей и герои эгоистичные. Давайте с вами составим схематично изобразим деление героев в рассказах Горького.



Герой романтических произведений Горького.

Жертвующие. Эгоистичные.

«Песня о Соколе».

Сокол. Уж.

«Песня о Буревестнике».

Буревестник. Чайки, гагары, пингвин.

«Старуха Изергиль».

Отец Ларры, орел. Ларра.

Данко. Люди, как звери.
6. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ранними произведениями М. Горького, разобрали их особенности. Давайте вспомним, какие черты романтического стиля раскрываются в рассказах.


  • Студенты перечисляют черты романтического стиля, подкрепляя их примерами.

На какие две группы условно можно разделить героев рассказов Горького?

  • Студенты объясняют принцип деления героев, подкрепляя свои слова примерами.

А теперь давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

  • Студенты объясняют своё понимание слов М. Горького.

Скажите, а можем ли мы сказать, что ранние рассказы Горького актуальны в наше время? Почему?

  • Студенты отстаивают свою точку зрения на предмет актуальности или неактуальности рассказов Горького.

7.Спасибо. А сейчас запишите домашнее задание.



В тетрадях для самостоятельных работ вы проводите анализ рассказа «Макар Чудра», ориентируясь на перечисленные черты романтического стиля. Вы должны определить тему и идею произведения, охарактеризовать образ главного героя. Критерии оценивания работы представлены на стенде «Мы изучаем». Сроки выполнения работы – одна неделя.
8.Наш урок подходит к концу. За активную работу на уроке сегодня следующие студенты получают оценки (выставление оценок студентам). До свидания.

Самостоятельная работа студентов.

Тема: Раннее творчество М. Горького.




Задание: провести анализ рассказа Горького «Макар Чудра» по предложенной схеме.
Цель задания: глубокое знакомство с текстом художественного произведения; совершенствование навыков работы с текстом; углубление знаний по теории литературы.
Руководство к выполнению:

  1. Внимательно прочитайте рассказ М. Горького «Макар Чудра».

  2. Определите тему рассказа (о чём этот рассказ).

  3. Определите идею рассказа (что хотел сказать автор).

  4. Опираясь на записи в рабочих тетрадях, объясните, как в данном рассказе проявляются черты романтического стиля:

    • Какие народные образы раскрываются в рассказе Горького.

    • Кто является рассказчиком, что мы можем о нём сказать.

    • Какой народный жанр использует автор.

    • Какие особые действующие лица принимают участие в развитии действия.

    • В каких ярких и значительных поступках, совершенных героем, раскрывается его характер.

    • В какой среде действует герой, похож ли он на окружающих людей.

  1. Используйте цитаты, подтверждающие ваши выводы.


Критерии оценивания работы:

«5» - если работа выполнена в полном объеме, даны исчерпывающие ответы по всем пунктам анализа, в работе использованы цитаты, подтверждающие выводы, работа выполнена грамматически правильно.

«4» - если работа выполнена в полном объёме, даны исчерпывающие ответы по всем пунктам анализа, цитаты использованы частично, в работе допущены 1-2 грамматические ошибки.

«3» - если работа выполнена не полностью: даны ответы не по всем пунктам анализа, цитаты использованы частично, в работе допущены 2-3 грамматические ошибки, есть речевые недочёты.

«2» - если работа выполнена не полностью: даны ответы не по всем пунктам анализа, нет цитат, подтверждающих выводы, в работе допущено более трех грамматических ошибок, есть речевые недочёты.

  • Самостоятельная работа студентов.