Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики




Скачать 268.65 Kb.
Дата06.01.2017
Размер268.65 Kb.
ТипМетодическая разработка

Автор Литвинюк Н.В.]


Методическая разработка урока по раннему творчеству А.А.Ахматовой.
Тема: Раннее творчество А.А.Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

Цели: - составление представления о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики;

-определение черт лирической героини Ахматовой;

- развитие навыков аналитического мышления;

- развитие творческой самостоятельности учащихся;



Оборудование урока: репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, Шостаковича, любимых композиторов Ахматовой, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедиаоборудование

Ход урока:



I. Мотивация учащихся (слайд 1) и целеполагание

Учитель: Марина Цветаева так сказала об Ахматовой: «Златоустая Анна Всея Руси…». Иван Бунин в одном из своих акростихов называет ее «алмазной». Первые стихотворения Анны Андреевны сразу заставляют говорить о ней как о талантливом художнике, который революционно появляется на русском поэтическом Олимпе. (слайд 2). Но сама Ахматова в поздние годы не любила, когда отдавалось предпочтение ее ранней лирике. Почему? Наша с вами задача, ребята, - определить мотивы и настроения ее ранней лирики; определить черты лирической героини Ахматовой.

Для этого мы выберем три группы (в каждой группе по 2-3 человека), которые в первой половине урока будут работать самостоятельно с ресурсами Интернет («Телешкола) и подготовят ответ на вопросы: (слайд 3)

Первая группа готовит ответ на первый вопрос, используя материал «Телешколы» - «Русская литература. 11 класс. 21 урок «Раннее творчество А.А.Ахматовой». Результат: найденные строчки из стихотворений Ахматовой как подтверждение «ахматовских» мотивов в стихотворении К.Мочульского. Для работы в этой группе привлекаются учащиеся, интересующиеся литературой, творчеством А.А.Ахматовой.

Вторая группа готовит презентацию по второму вопросу задания, используя материал «Телешколы» - «Русская литература. 11 класс. 21 урок «Раннее творчество А.А.Ахматовой». Результат: презентация (слайд 7-8). В этой группе могут работать учащиеся, хорошо владеющие навыками работы на компьютере и в Интернете, в системе «Телешколы».

Ученик или ученики третьей группы работают в «Телешколе» по уроку 21 самостоятельно и выполняют тестовые задания. Они могут воспользоваться ресурсами Интернета, которые предлагает им учитель или находят их сами. Ребята готовят список использованных ресурсов в том случае, если для ответов было недостаточно материала урока.

Мы же познакомимся с Анной Ахматовой. Поможет в этом нам сама писательница, ее автобиография «Коротко о себе».



II. Сообщение ученика о жизни и творчестве Ахматовой (с использованием автобиографии Ахматовой «Коротко о себе») (слайд 4-6). Остальные ученики записывают основные вехи жизни и творчества. Здесь ученик использует репродукции портретов Ахматовой, ее фотографии, соотнося время написания портрета, появления фотоснимка с биографическим материалом.

III. Комментированное чтение стихотворений.

1. «Молюсь оконному лучу» (1909)

(Чтение стихотворения в сопровождении музыки Шопена)

Учитель: Какова тема стихотворения?

Как передается душевное состояние героини?

Как передана обстановка в квартире героини? Как называет свой дом героиня и почему именно так?

Какова роль луча в передаче настроения лирической героини?

Зачем используется противительный союз в стихотворении? Какие еще выразительно-изобразительные средства помогают понять состояние героини?

(О душевном состоянии героини почти ничего не сказано, только «сердце – пополам». Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой света , солнечного луча и воображением лирической героини в «праздник золотой», и даже «в утешенье». Звонкий слог, цветопись, эпитеты, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе. Первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.)



2. Подготовленный анализ стихотворения «Сжала руки под черной вуалью» (1911)

(Чтение стихотворения в сопровождении музыки Шостаковича или использование ресурса из Единой коллекции ЦОР № 209485)



IV. Выступление группы №2

V. Выступление группы №1

VI. Обобщение изученного

1.Беседа

Учитель: - Кто повлиял на Ахматову как поэтессу?

-Какие исторические события нашли отражение в творчестве Ахматовой?

-Какова лирическая героиня ранней лирики Ахматовой?

-Определите основные черты ранней лирики поэтессы.

VI. Домашнее задание (на выбор учащихся)

1. (слайд 9-10) Я приглашаю вас в «Читальный зал». Ответьте на вопросы домашнего задания.

Прокомментируйте высказывание Ахматовой, которое вы уже прочитали в нашем «Читальном зале»: «Лирические стихи – лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь». Что имеет в виду Ахматова под «броней», «прикрытием»? Как это выражается в ее стихотворениях?

2. Ответьте на вопрос: «Почему Ахматова в поздние годы не любила, когда отдавалось предпочтение ее ранней лирике?». Определите темы поздней лирики и особенности лирической героини этого периода.


За урок можно выставить от 6 до 9 оценок ученикам.

Основные вопросы темы:

Биография Анны Ахматовой. Её поэтический дебют — сб. «Вечер». Последующие сборники Ахматовой. Любовная лирика Ахматовой, образ лирической героини.



Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств

Для урока будут полезны интернет-ресурсы — в частности, http://www.akhmatova.org/links/akhmatova.gif — большой сетевой портал, содержащий большое количество материалов по творчеству Ахматовой; Единая коллекция ЦОРов (http://school-collection.edu.ru) – например, ЦОР №204897 ЗАО «Новый диск», АНО "Мультимедиа-студия "Март "Столько просьб у любимой всегда...", Ахматова Анна Андреевна (N 209437), "Сжала руки под темной вуалью...", Ахматова Анна Андреевна (N 209485) - биография Ахматовой, ее портреты, выполненные разными художниками, фотографии, стихотворения; НП «Телешкола» (http://www.edu.internet-school.ru/school-login) - Русская литература. 11 класс, урок 21 «Раннее творчество Ахматовой» (2001-2009). Средства ИКТ используются в качестве развивающей среды, источника информации.



Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

При подготовке к уроку учитель вместе с учениками использует все названные Интернет-ресурсы, разрабатывает систему вопросов и заданий по теме, готовит распечатки этих вопросов, список Интернет-ссылок по теме. Возможно использование компьютера для подготовки презентации во время урока одной из групп.



Отличительные особенности («изюминки») данного урока

Этот урок можно сопроводить музыкой (например, Шопена, Шостаковича), можно показать фотографии Ахматовой, репродукции ее портретов, найденных в Интернете. Отбор учеников в «малые» группы осуществляется не только на основе их хороших знаний по литературе, но и на основе их умений работать на компьютере, в Интернете, учитываются аналитические способности учащихся. При этом осуществляются межпредметные связи с МХК, информатикой и ИКТ.

1 страница ресурса НП «Телешкола»Телешкола

Урок 21. Раннее творчество А.А. Ахматовой

План урока


  • Одесса - Царское Село – Киев – Царское Село

  • Первый сборник стихотворений

  • Лирический дневник или его имитация?

  • Эпический масштаб камерного поэта

Одесса - Царское Село – Киев – Царское Село
Историческая справка



Кто такие передвижники?

9 ноября 1863 года четырнадцать лучших учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который проводился в честь столетия Академии. Среди ослушников были такие ставшие впоследствии знаменитыми художники, как И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. По тем временам это было неслыханное происшествие. Каждый из бунтарей подал прошение, в котором он отказывался продолжать обучение в Академии «по домашним обстоятельствам». Истинная же причина заключалась в том, что совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет, выбрав для своих конкурсантов тему из скандинавской мифологии

Порвавшие с академической художественной традицией, художники считали необходимыми экономическую и творческую свободу своего ремесла. Они стали устраивать передвижные выставки (отсюда и название «передвижники»). В 1970 году группа санкт-петербургских художников совместно с художниками из Москвы организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Устав «Товарищества» был утвержден и подписан Н.Н.Ге, Каменевым, М.К.Клодтом, М.П.Клодтом, А. И. Корзухиным, И. Н. Крамским, К.В. Лемохом, К.Е.Маковским, Н.Е.Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым, И.И.Шишкиным и В.И.Якоби. Позднее к товариществу примкнули такие выдающиеся художники, как В.М.Васнецов, А.И.Куинджи, И.Е. Репин, В.И.Суриков и другие.

Устав гласил, что необходимо «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Появление «Товарищества» означало очень многое для культуры и искусства в России – впервые появилась группа художников, готовая всерьез конкурировать с официальной идеологией Академии художеств, стремившаяся формировать художественную культуру во всей стране. За годы существования «товарищества» в самых разных краях империи прошло 48 выставок.

Темы, волновавшие художников-передвижников, в корне отличались от сюжетов, которые были приняты в Академии художеств. Вопреки существовавшей традиции канонического изображения событий далекой истории или мифов, передвижники наибольшее внимание уделяли современности. В их картинах центральное место занимали жанровые, бытовые мотивы. Большое значение уделялось социальным вопросам, а значит героями картин стали представители самых разных сословий.

Со временем конфликт между «артелью» передвижников и Академией художеств был разрешен. В конце XIX века, после высказанного Александром III пожелания о том, чтобы «прекратить раздвоение между художниками», значительная часть ведущих «передвижников» вошла в профессорский состав Академии.

К началу XX века общество «передвижников» утратило свое влияние. Оно перестало олицетворять все самое передовое в художественной среде. «Товарищество» теперь представляли другие имена: В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бирули, Н.П.Богданов-Бельский, Н.А.Касаткин, П.А.Радимов, Г.К.Савицкий. Начинающие художники относились к «Товариществу» как отмирающему, ретроградному объединению и уходили в другие кружки (например, в «Мир искусства»). Именно в это время на выставки «передвижников» попадает Анна Горенко (Ахматова), которые она, по собственному выражению, «терпеть не могла».

В 1922 году «Товарищество» практически слилось с новообразованной «Ассоциацией художников революционной России».


Это интересно!

Среди школьных учителей А.Горенко был замечательный ученый, философ и психолог Густав Густавович Шпет. Она училась у него в Фундуклеевской киевской гимназии - он преподавал здесь психологию.

Н.И.Альтман. Портрет А.А.Ахматовой, 1914 г.

Анна Горенко родилась в 1889 году в семье отставного инженера-механика флота в пригороде Одессы (Большой Фонтан). Затем семья переехала под Петербург, в Царское Село, и жила здесь с 1890 по 1905 год.

Школьная галерея

Анна Ахматова вспоминала: "Меня... маленькую водили в Эрмитаж и Русский музей... Мы жили тогда в Царском, мама возила меня из Царского. Чего я терпеть не могла, так это выставок передвижников. Все лиловое. Я шла по лестнице и думала: насколько эти старые картины, развешанные на лестнице, лучше"

Вслед за юной Ахматовой пройдем и мы по одному из залов Русского Музея. Здесь висят старые полотна русских художников.

Ф.С.Рокотов. Портрет Е.Санти. 1785 г.



Ф.А.Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824 г.



Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской. 1773 г.



Ф.Я.Алексеев. Петербург. Вид Английской набережной до Новой Голландии со стороны Васильевского острова



В.Л.Боровиковский. Портрет Скобеевой. Вторая половина 1790-х гг.



О.А.Кипренский. Портрет Е.В.Давыдова. 1809 г.



Читальный зал

Впечатления от выставок художников-передвижников стали впечатлениями детства не только для Анны Ахматовой, но и для ее современника Б. Л. Пастернака. Об этом можно прочитать в его автобиографическом очерке «Люди и положения»:

«Весной в залах Училища открывались выставки передвижников. Выставку привозили зимой из Петербурга. Картины в ящиках ставили в сараи, которые линиею тянулись за нашим домом, против наших окон. Перед пасхой ящики выносили во двор и распаковывали под открытым небом перед дверьми сараев. Служащие Училища вскрывали ящики, отвинчивали картины в тяжелых рамах от ящичных низов и крышек и по двое на руках проносили через двор на выставку. Примостясь на подоконниках, мы жадно за ними следили. Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова, добрая половина картинных запасов нынешних галерей и государственных хранений.

Близкие отцу художники и он сам выставлялись у передвижников только вначале и недолго. Скоро Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Иванов, отец и другие составили более молодое объединение “Союз русских художников”».
Ахматова несколько лет училась в царскосельской гимназии, а затем, в связи с болезнью (наследственный туберкулез), вынуждена была уехать на юг. Она несколько лет жила и училась в Киеве, а в 1910 году вернулась в Царское Село вместе с мужем, поэтом Н.С.Гумилевым.

Н.С. Гумилев. Фото 1907 года


С Николаем Гумилевым, который был старше ее на три года, Анна познакомилась в 1903 г., как она сама вспоминает, в «рождественский сочельник». Гимназист 7-го класса, Гумилев много читал, любил современную французскую поэзию, хорошо знал русских символистов, к которым уже тогда причислял и себя. Директором гимназии, в которой учился Гумилев, был филолог-классик и поэт И.Ф.Анненский, о котором в будущем А.Ахматова скажет: «А тот, кого учителем считаю…» («Учитель»).

А. Ахматова и Н. Гумилев с сыном Львом. 1914 г.

25 апреля 1910 года в Черниговской губернии произошло венчание Анны Горенко с Николаем Гумилевым, незадолго до этого вернувшимся из путешествия по Абиссинии (так раньше называли Эфиопию).

Вот как сама Ахматова писала о начале своего поэтического пути: «Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама» (А.Ахматова. «Коротко о себе»).

В 1910 году в журнале «Аполлон» состоялась публикация нескольких ее стихотворений, и первая же публикация – под псевдонимом Ахматова.

Читальный зал



«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем» (А.Ахматова. Набросок 1957 г.) В семье будущего поэта бытовало предание о происхождении от Чингисхана.
Это интересно!

Владелец и главный редактор журнала "Аполлон", С.К.Маковский, вспоминал:

далее

"Как-то Гумилев был в отъезде, зашла она к моей жене, читала стихи. Она еще не печаталась в журналах, Гумилев "не позволял". Однако Маковский настаивал: "Хорошо, беру на себя всю ответственность. Разрешаю вам говорить, что эти строфы я просто выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно".

Вместе с тем на вторую книгу стихов А.Ахматовой Н.Гумилев написал такую рецензию: "По сравнению с "Вечером", изданным два года тому назад, "Четки" представляют большой шаг вперед. Стих стал тверже, содержание каждой строки - плотнее, выбор слов - целомудренно скупым, и, что лучше всего, пропала разбросанность мысли, столь характерная для "Вечера" и составляющая скорее психологический курьез, чем особенность поэзии".


Стихи молодого поэта (Ахматова не любила, когда ее называли «поэтесса») были сразу замечены - Ахматова выступала с их чтением и на «Башне»

«Башней» называли знаменитый петербургский литературно-художественный салон поэта и философа В. И. Иванова, и его жены, писательницы Л. Д. Зиновьевой-Аннибал. Своим необычным названием салон обязан необычной планировке квартиры Иванова, завершающейся круглой угловой башней (в 1905-1912 годах она располагалась на последнем этаже дома № 25 по Таврической улице).

Вяч. Иванова, и в «Академии стиха» при журнале «Аполлон» (другое название «Академии»: «Общество ревнителей художественного слова»). Именно здесь Ахматова близко познакомилась с О.Мандельштамом, М.Лозинским, Г.Чулковым. Затем она стала членом объединения «Цех поэтов».
2 страница

Первый сборник стихотворений
Это интересно!

В книгу "Вечер" вошли не все ранние стихи А.Ахматовой.

далее

В книгу "Вечер" вошли не все ранние стихи А.Ахматовой. В конце жизни, в сб. "Бег времени" (1965) она собиралась дать раздел "Предвечернее" и включить сюда ранние свои стихи; однако в конце концов и в эту книгу она включила только семь своих ученических стихотворений.

К сборнику «Вечер» А. Ахматова возвращалась постоянно, включала стихи этого сборника во все издания своих стихотворений, однако всегда меняла их состав. Уже при первом переиздании Ахматова убрала из "Вечера" 11 стихотворений, в которых подражала М. Кузмину и В. Брюсову (это относилось, например,к таким стихотворениям, как "Алиса", "Маскарад в парке").
Словарь понятий и терминов


  • Метонимия

Первый лирический сборник стихотворений Ахматовой "Вечер" (1912) вышел в количестве всего 300 экземпляров; однако читателям он показался необычным и имел успех.



А. Ахматова. Фотография 1910-х годов



Е.Е. Лансере. Фронтиспис сборника «Вечер». 1912 г.



С.М. Городецкий. Обложка сборника А. Ахматовой «Вечер».


1912 г.
Чем поразили читателя стихи ранней Ахматовой? После стихотворений поэтов-символистов стихи Ахматовой казались удивительно простыми.

Стихотворение «Дверь полуоткрыта»

Дверь полуоткрыта,


Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый…


Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно


Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,


Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
В первой же строфе стихотворения «Дверь полуоткрыта…» дается почти бытовая картина; она описывается конкретно и точно. Перечисляются отдельные детали. Они кажутся случайными, а вместе с тем создается ощущение нашего присутствия в ситуации, психологической достоверности происходящего.

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…

Анна Ахматова и ее стихи

Речь идет об обычных и, казалось бы, простых вещах, как вдруг оказывается, что это стихи о сложных человеческих отношениях:

Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Впрочем, похоже, что детали той картины, которая была нарисована лирической героиней в первой строфе, предваряли этот трагически звучащий вопрос. Вероятно, «хлыстик и перчатка» «забыты» тем, кто ушел.

Итак, мы видим, что стихотворение Ахматовой одновременно и простое (по стилю изложения) и сложное (по глубине описанных в нем чувств). Но на фоне символистской поэзии (а в 1910-е годы большинство поэтов относило себя именно к символизму) стихи Ахматовой казались читателю простыми. Вместо обычной для символистов метафоры у Ахматовой – метонимия. Тоже троп, но лишенный смысловой многозначительности метафоры. Метонимией в этом стихотворении Ахматовой оказываются забытые хлыстик и перчатка. Эти предметы принадлежат тому, кто ушел, поэтому они как бы замещают его, присутствуют в стихотворении вместо него.

Лирическая героиня стихотворения словно уговаривает себя, что ничто не изменилось:



Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Правда, последняя строчка этой строфы «Сердце, будь же мудро» выдает волнение героини. Обращение к сердцу мы встречаем и в последней строфе стихотворения:



Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

Эту строфу, и особенно ее последний стих, можно понимать по-разному. Дело в том, что эта строка совершенно неожиданна, никак немотивированна. Причем тут бессмертные души?

Может быть, речь о том, что в будущем, в вечности, души влюбленных снова могут встретиться, потому что речь идет о единственном чувстве, о людях, предназначенных друг для друга? А может быть, лирическая героиня не чувствует себя в силах жить дальше с грузом неразделенной любви? Ясно, что такая недосказанность намеренна. И хотя не вполне понятно, что именно хочет сказать автор стихотворения, благодаря последней строфе мы чувствуем, сколь глубоки и масштабны переживания лирической героини.
Вес: 15

Тест

Проверь себя

Перед Вами три отрывка из стихов А. Ахматовой. Отметьте тот отрывок, в котором используется метонимия.

Начало формы

Высóко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
(«Высóко в небе облачко серело…», 1911).

Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.
(‘8 ноября 1913 года').

Серой белкой прыгну на ольху,
Ласточкой пугливой побегу,
Лебедью тебя я стану звать,
Чтоб не страшно было жениху…
(«Милому», 1915).

Конец формы

Начало формы

3 страницаКонец формы


Лирический дневник или его имитация?
Словарь понятий и терминов

  • Верлибр

  • Дольник

  • Цезура

  • Системы стихосложения

  • Тоническая система стихосложения

  • Стих

  • Силлабическая система стихосложения

  • Силлабо-тоническая система стихосложения


А.Модильяни. Портрет Анны Ахматовой, 1911 г.



А.А. Ахматова. С портрета Ю. Анненкова. 1915


Это интересно!

О своих чувствах лирическая героиня говорит с демонстративной простотой. И все же иногда эта речь кажется манерной, даже искусственной (например, в таком обращении: «Я сошла с ума, о мальчик странный…»).
В сборнике «Вечер» много стихотворений о любви. Немало их и в следующем сборнике стихотворений А.А.Ахматовой «Четки» (1914). И во всех этих стихотворениях мы встретим множество общих черт; о некоторых из них мы уже говорили.

Каждое стихотворение о любви заключает в себе рассказ лирической героини об одном из моментов любовной драмы: о встречах, а чаще – об уходах, расставаниях. И может показаться, что сборники стихов Анны Ахматовой подобны роману: они рассказывают читателю историю одной любви.


А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам. Фотография. Первая половина 30-х гг.


Форум

О.Мандельштам писал:

далее

«…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова.

Генезис (происхождение) Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии» (из «Письма о русской поэзии»). Согласны ли вы с таким суждением О.Э.Мандельштама?
Кроме того, создается впечатление, что лирическая героиня Ахматовой старается быть предельно точной в изображении разговоров, мест, событий, происходивших в жизни реальной женщины. Вот примеры точного указания времени событий:

Я сошла с ума, о мальчик странный,


В среду, в три часа!
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса...

Или


Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило…

Или


Двадцать первое. Ночь. Понедельник...

А вот точные обозначения места действия:

Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни...

Речь в цитированных строчках идет об аллеях царскосельского парка, где бродил Пушкин-лицеист («Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов»).



Или
...А там - мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

Неконкретное «там» в этих строчках обретает совершенно определенный смысл, речь снова – о царскосельском парке и его скульптурах, которые сначала были свидетелями прогулок юного Пушкина, а затем рядом с ними росла молодая Ахматовой.

Или
Прекрасных рук счастливый пленник,


На левом берегу Невы,
Мой знаменитый современник...
Это уже о Блоке.

Вид лирических книг Ахматовой

Или
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда...

В стихах Ахматовой дается точное описание деталей окружающего мира:

...Иду по тропинке в поле,
Вдоль серых сложенных бревен...

Или
...Где под душным сводом моста


Стынет грязная вода.

В стихи Ахматовой попадают чьи-то часто закавыченные реплики, они производят впечатление отрывков реально состоявшихся разговоров:

"Отчего ты сегодня бледна?" - "Шутка /Все, что было. Уйдешь, я умру" - "Не стой на ветру" (“Сжала руки под темной вуалью…”)

Или
"Не жаль, что ваше тело /Растает в марте, хрупкая Снегурка"

Разговорные интонации стиха Ахматовой создаются благодаря использованию дольника, верлибра, цезуры, соединению в одном стихотворении строк разной длины. В стихах Ахматовой может меняться ритм - нередко для того, чтобы подчеркнуть особую роль
4 страница

Лирический дневник (продолжение)
Словарь


  • Лирический герой


Мини-исследование

Приведите примеры различных «масок» лирической героини сборника «Вечер».


Вес: 10

Тест

Проверь себя

Прочитайте стихотворение из книги «Вечер»:



Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
…А я была его женой.

Начало формы

Какими средствами создается разговорная интонация этого стихотворения:

разговорная интонация этого стихотворения создается благодаря тому, что оно написано верлибром;

разговорная интонация этого стихотворения создается благодаря тому, что оно написано дольником;

разговорная интонация этого стихотворения создается благодаря нерегулярному (непостоянному) использованию цезур;

разговорная интонация этого стихотворения создается благодаря тому, что его составляют стихи разной длины.

Конец формы

Начало формы

ОтветитьПоказать правильный ответ

Конец формы

Читальный зал

Говоря о книге "Четки", историк литературы, критик и эссеист Константин Мочульский писал: "У символистов ритм, синтаксис и оркестровка подчинены музыкальному принципу, у Ахматовой - принципу интонационному".


Зачастую Ахматова не только преподносит нам якобы реально произошедшие диалоги, но и описывает позы и жесты их участников. Словом, у читателя возникает ощущение, что в этих стихах – как правило, это стихи о любви – постоянно идет речь о чем-то, что имело место в реальной жизни. И говорит поэт об этом точно и психологически достоверно. Говорит так, как можно писать только о самом сокровенном. Например, в личном дневнике. И здесь возникает вопрос, действительно ли ранние стихи Ахматовой – это ее собственный лирический дневник? Или они представляют собой игру в лирический дневник?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, какова лирическая героиня ранних стихотворений А.Ахматовой?
Говоря о лирическом герое и о том, что этот герой - некоторая маска автора, некоторая роль, которую этот автор-поэт играет, можно вспомнить автопротреты А.С.Пушкина, в которых поэт нередко представляет себя в какой-то иной, не свойственной ему роли, в маске.

Сегодня в нашей галерее вы можете увидеть серию различных автопортретов А.С. Пушкина.

Школьная галерея

Говоря о лирическом герое как о некоторой маске автора, можно вспомнить автопортреты А.С.Пушкина, в которых поэт нередко представляет себя в какой-то иной, не свойственной ему роли. Сегодня в нашей галерее вы можете увидеть серию автопортретов А.С. Пушкина.



Автопортрет. Монах, искушаемый бесом. 1829 г.



1830 г.


1828 г.


1832 г.


1829 г.


Шаржированный автопортрет в лавровом венке. 1835-1836 гг.



Пожилой человек. 1829


Совпадает ли лирическая героиня Ахматовой с самой поэтессой? Внимательный читатель стихов Ахматовой ответит на этот опрос отрицательно. В этом можно убедиться, прочитав стихотворение «Мне больше ног моих не надо…»:

Мне больше ног моих не надо,


Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост.

Не надо мне души покорной,


Пусть станет дымом, легок дым,
Взлетев над набережной черной,
Он будет нежно-голубым.

Смотри, как глубоко ныряю,


Держусь за водоросль рукой,
Ничьих я слов не повторяю
И не пленюсь ничьей тоской…

А ты, мой дальний, неужели


Стал бледен и печально-нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»

Не правда ли, лирическая героиня этого стихотворения, скорее, напоминает русалочку из сказки Г. Х. Андерсена, чем реальную женщину. Вместе с тем, строй чувств этой русалочки может быть близок Ахматовой.


А вот еще один пример:

Муж хлестал меня узорчатым,


Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей


Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не смог.

Для тебя я долю хмурую,


Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!


В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Похоже, что лирическая героиня этого стихотворения – из Средневековья. И бытовые обстоятельства ее жизни совершенно не совпадают с обстоятельствами жизни самой Ахматовой. (Например, речь идет о какой-то кузнице, над которой «подымается дымок». Возможно, муж лирической героини – кузнец).


Вес: 40

Тест

Проверь себя

Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой из книги «Вечер»:



Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.


Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:


«Знаешь, с охоты его принесли.
Тело у старого дуба нашли.


Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».


Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.


Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.


А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

Как бы вы определили лирическую героиню этого стихотворения?

Начало формы

Лирическая героиня этого стихотворения – поэт А.Ахматова.

Лирическая героиня этого стихотворения – некоторая условная фигура, не равная автору.

Лирическая героиня этого стихотворения – королева, мух которой («сероглазый король») погиб на охоте.

Конец формы

Начало формы

Конец формы


Итак, читая ранние стихотворения А.Ахматовой, мы обнаружили, что встречаем в них разных лирических героинь. А значит, жанр «интимного письма», который использует Ахматова, в достаточной мере условен – перед нами не дневник самой Ахматовой, а имитация этого дневника.
Вес: 35

Тест

Проверь себя

Для чего Ахматова часто помещает в свои стихи точные указания времени или места?

Начало формы

Ахматова играет с читателем. Для нее важно, чтобы у читателя создалось впечатление достоверности описанного в стихотворении.

Ахматова представляет нам события своей жизни, поэтому в ее стихах появляются описания места и указания на конкретное время.

Поэту важно досконально точно описать ситуацию, в которой находится ее воображаемая героиня.

Конец формы

Начало формы

Конец формы



Читальный зал

А. Ахматова говорила: «Лирические стихи - лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь». (Воспоминания об Анне Ахматовой, М., 1991, с. 584)




Это интересно!

Характерно, что в сборнике "Вечер" есть стихи, написанные от лица мужчины. Это, например, стихотворение "Подражание И.Ф.Анненскому" ("И с тобой, моей первой причудой...").


А между тем, автор искусно создает у читателя впечатление, что перед ним – обрывки дневника; он имитирует отрывочность дневниковых записей, для чего нередко начинает стихотворение с союза, в том числе противительного (ср. со стихами Ф.И.Тютчева).

Игра с читателем в самых разных формах будет характерна для поэзии Ахматовой на протяжении всего ее творческого пути.


5 страница
Эпический масштаб камерного поэта

А. Ахматова Фотография 1920-х годов

В сборнике «Вечер» есть мотив, который пока еще мало заметен, он словно «тонет» в стихах о любви, но именно он станет потом одним из важнейших в поэзии Ахматовой - это мотив зоркого видения и памяти: «Я вижу все. Я все запоминаю…» («И мальчик, что играет на волынке»). Сборник открывается стихами, в которых поэт дает несколько зарисовок внешнего мира (цикл «В Царском Селе»). Кроме того, среди стихов выделяются два «портрета» - пушкинский («Смуглый отрок бродил по аллеям...») и стихи, посвященные Гумилеву («Он любил три вещи на свете»).

И еще одна очень важная вещь. Даже когда в ранней лирике Ахматова пишет о любви («Вечер», «Четки»), все равно, многое, происходящее с ее лирической героиней, совершается «в чудесном городе Петровом». То есть субъективные переживания лирических героинь ранней Ахматовой существуют в большом, объективно существующем мире.



Читальный зал



В 1914 году была написана статья Н.В.Недоброво, которую Ахматова до конца жизни считала лучшей из написанного о ее поэзии.

Прочитайте фрагмент из этой статьи:

"Первый сборник Анны Ахматовой "Вечер", изданный в начале 1912 года, был вскоре распродан. <...> По выходе первого сборника на стихах Ахматовой заметили печать ее личной своеобразности, немного вычурной; казалось, она и делала стихи примечательными. Но неожиданно личная складка Ахматовой, и не притязавшая на общее значение, приобрела, через "Вечер" и являвшиеся после стихи, совсем как будто не обоснованное влияние. В молодой поэзии обнаружились признаки возникновения ахматовской школы, а у ее основательницы появилась прочно обеспеченная слава.

Если единичное получило общее значение, то, очевидно, источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее: в новом умении видеть и любить человека. Я назвал перводвижную силу ахматовского творчества".

Недоброво отметил "струнную напряженность переживаний и безошибочную меткость острого их выражения". Ахматовская лирика, по его словам, дает ощущение "очень яркой и очень напряженной жизни". Она изображает "прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей..."

Недоброво уловил в стихах Ахматовой не только лиризм, но и эпическое начало - ей предстоит решать и "не лирические задачи <...> в пристойной тому форме: в поэме, в повести, в драме". Анализируя книгу любовной по сути лирики, Недоброво почувствовал, что Ахматова сможет в своих стихах постигать историю. Сказал он и о том, что она пойдет по пути, указанному поэтам Пушкиным.

  • I. Мотивация учащихся (слайд 1) и целеполагание
  • II . Сообщение ученика о жизни и творчестве Ахматовой
  • III. Комментированное чтение стихотворений.
  • IV. Выступление группы №2 V. Выступление группы №1 VI. Обобщение изученного
  • VI. Домашнее задание (на выбор учащихся)
  • Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств
  • "Столько просьб у любимой всегда...", Ахматова Анна Андреевна (N 209437), "Сжала руки под темной вуалью...", Ахматова Анна Андреевна (N 209485)
  • Использование компьютера при подготовке учителя к уроку
  • Отличительные особенности («изюминки») данного урока
  • Урок 21. Раннее творчество А.А. Ахматовой План урока
  • Одесса - Царское Село – Киев – Царское Село Историческая справка
  • Первый сборник стихотворений Это интересно!
  • Словарь понятий и терминов
  • Вес: 15 Тест Проверь себя
  • Лирический дневник или его имитация Словарь понятий и терминов
  • Лирический дневник (продолжение) Словарь Лирический герой Мини-исследование
  • Вес: 10 Тест Проверь себя
  • Вес: 40 Тест Проверь себя
  • Вес: 35 Тест Проверь себя
  • Эпический масштаб камерного поэта
  • Я вижу все. Я все запоминаю…
  • «в чудесном городе Петровом»