Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Район: Жанибекский, Село: Жанибек, Школа: №1, Класс: 8, фио




Скачать 46.66 Kb.
Дата17.06.2017
Размер46.66 Kb.




Область: Западно-Казахастанская,

Район: Жанибекский,

Село: Жанибек,

Школа: № 1,

Класс: 8,

ФИО: Кадимова Дана.


Образ Дома-Рода в повести Бауыржана Момышулы «Наша семья»


Момышулы, его жизнь и

творчество-явление

казахское, национальное.

Дмитрий Снегин.

Бауыржан Момышулы обладает удивительной способностью заметить, показать нам проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в сердцах людей.

Первое произведение – повесть «Наша семья» – Бауыржан Момышулы написал ещё в годы службы в армии. Эта повесть, изданная в 1956 году, удостоена Государственной премии Казахстана.

Замыслу его книги послужил сон, который приснился в марте 1955 года. Вот что он об этом пишет:

Я видел сон!

Мой отец вошел в комнату и сказал:

- Сынок! Перестань весь вечер кутить, всю ночь любить.

Перестань просыпаться с пустым карманом и опустошенной душой.

Возьми в руки тростник, как некогда брал оружие в бою.

Пусть слова бойцами встанут в ряд, пусть страницы зашелестят боевыми полками и дивизиями.

Ты поведай о делах больших и малых, о бабушке и, между прочим, и обо мне, о своих учителях и братьях, не боявшихся смерти во имя жизни, и… о жене своей тоже не забудь.

И, в конце концов, сын выполнил наказ отца. Он взял в руки острое писательское перо, которое стало его оружием на долгие годы. Он говорил, что жизнь – это память. И оставил себя в горячих бумагах: в жесткой, доброй и суровой прозе, в коротких, как выстрелы, афоризмах, в чистых и глубоких своих стихах.

Мне кажется, что это и есть истинное и неразменное наследство отцов, которое мы должны беречь и умножать, чтобы потом передавать другим. Оно принадлежит всем нам, и его хватит на всех, только надо сначала осмыслить дар отцов, прочувствовать, какой огромный мир они оставили нам. Для этого необходимо попытаться подняться до их высот и не противиться упрямо, когда они сами приходят на помощь и зовут за собой.

Биография рода, как своеобразная история, связанная общностью происхождения группы семей, духовно питает преемственность поколений.

Всем живым присущи инстинкты самосохранения и продолжения рода. Сущность человека отчётливее всего проявляется в сознательном стремлении к духовному самосохранению в потомках и к продолжению самого себя в собственных детях.

В этой связи особо актуальны мысли Бауыржана Момышулы: «Боюсь, что будут духовно незрячими те, кто вырос, не услышав, «колыбельную песню», не послушав сказки, не впитав в себя традиции предков. Если мы не излечимся от своей «слепоты», боюсь, что перестанем быть народом».

Да, опасения легендарного героя тревожат.

В своей повести «Наша семья» он сумел вместить огромную информацию, имеющую многогранные значения: историческое, философское, психологическое, педагогическое. Хочу подчеркнуть её значения в воспитании патриотизма, любви к родной земле, в формировании человеческого достоинства, ответственности сына перед отцом, отца перед сыном и отечеством.

У казахов существует закон, определяющий права и обязанности семьи, родственников и близких. Это веками сложившиеся традиции и обязанности, нормы поведения, основанные на человеческом достоинстве, морали и справедливости. Отец обязан вырастить детей и дать им хорошее воспитание. Отец должен охранять честь семьи и рода.

Преемственность, наследования всех благородных черт считались обязательными. «Он потомок хороших людей, у него кость хорошая», – говорят у нас. Вот почему в айтысах каждый старался показать светлую сторону своего предка. Быть достойным наследником – мечта казаха. Каждый казах свою семейную и родовую честь, как знамя, должен достойно пронести через жизнь.

Большую роль в его воспитании сыграла бабушка. Она учила внука «языкам» животного мира, рассказывала сказки. «Никто из моих дальнейших учителей не учил меня тому, чему научили бабушка, отец и старейшие из наших сородичей… Первый рассказ об истории мира и человечества, услышанный мною, принадлежит моей бабушке. Она несла в себе много народной мудрости» - пишет Бауыржан Момышулы.

Сын Бауыржана Момышулы вспоминает, что отец был очень заботливым, учил ценить домашний очаг. В аул он отправлял его, думая о его будущем: «Если бы не эти детские поездки, я не избежал бы драмы целого поколения казахов – не знал бы ни родного языка, ни обычаев».

Бауыржан Момышулы думал о будущем людей. У него есть замечательные стихи:

Когда ты родился, был славный и радостный той.

Аул наводнился весельем ликующих, пляской, игрой… .

Так будь в своей жизни достойным великих трудов,

С почтеньем и гордостью думай о мудрых сединах отцов.

Чтоб в час, когда жизни дыханье покинет тебя,

Весь род содрогнулся, в безмерной печали скорбя,

Чтоб озеро слёз он пролил по тебе. Чтоб ветрами пыля,

Вздохнула от стона протяжного чёрная в горе земля!

«Уважая себя, нельзя перестать уважать других. Это относится как к другим людям, так и к иным народам, к своим традициям и чужим обычаям», - писал Бауыржан Момышулы.

В своём романе – эссе Бахытжан вспоминает, … что истинное своё будущее и продолжение отец увидел во внуке. Внуком своим он был доволен и гордился им.

Ёще одно его воспоминание: «Не призываю тебя к родовой ограниченности, но требую уважения к предкам, которых ты должен знать хотя бы до седьмого колена. Ты – сын Бауржана, я – сын Момынали, твой дед – сын Имаша, прадед – сын Адиля, прапрадед – сын Бахтияра, Бахтияр – сын Ажи, Ажи – сын Усена…».

Родник, родственник, родитель и главное, родина идут от рода. Я говорю тебе о памяти и уважении, которое ты можешь потерять, став беспамятным манкуртом. Тогда ты забудешь о дедах, завоевавших свободу, об отцах, защищавших тебя в боях, то есть станешь неблагодарным. В древности степь и родину обозначали кругом. Круг был символом солнца, жизни и доброты. Если хотели сказать о беде и предательстве, в этот круг вписывали две изломанные линии с двумя точками по бокам, называя это «разбитым лицом». Я не хочу, чтобы лицо твоей памяти было разбито. Наш знак – это круг с двумя лучевыми отростками: если впишется туда изломанной чертой весть о тебе, то лучи превратятся в рога шайтана и от тебя отвернутся все. Я верю в историю и вижу в ней науку о будущем, но это ещё и память человечества, сплавленная из памяти отдельных людей».

Это произведение и книги – воспоминания сына и снохи Бауыржана Момышулы пробудили у меня стремление к совершенству, желание задуматься о вечных, непреходящих ценностях. И своё сочинение я хотела бы закончить строками из произведения «Светлые дни» Зейнеп Ахметовой: «… увидев скромную обстановку нашего дома, говорят, что у знаменитого прославленного батыра ничего нет. Это неправда. Весь Казахстан он считал своим домом, весь Союз – своей родиной, всех людей, хороших, чистых и честных,- своей семьёй.



Наш ата был богатым человеком. Он был богат знаниями и умом, широтой души и щедростью сердца, высотой чувств и помыслов, сокровищами мудрости народа. Каждое его слово принадлежало народу, Отечеству. Он был воистину богатым человеком».